Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Комплименты. -Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. -Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Личностные: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности | Доброжелательность оказывает огромное влияние на создание работоспособности на уроке. |
Показать актуальность изучаемого материала, активизировать мыслительную деятельность учащихся. Организация взаимопроверки | Работа с картой: «Путешествие по маршруту походов египетских фараонов». Задание для групп: Показать на карте и дать развернутые ответы на вопросы: 1 группа -Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочки) -В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова). 2 группа. -Какую добычу получали египетские фараоны из завоеванных стран? (Из Нубии – золото и рабы. Из Ливии – коз, овец и другой скот. Из Сирии- медь.) -Как проходили военные походы египтян? Работа с текстом.(Прил.1) Будем изучать текст первоисточника так, как это делают ученые-историки. Вопросы: -Определите название источника? ( «Песня военачальника» - Вид источника. (Устный источник, дошедший благодаря записи (на гробнице)). -Автор песни. (Неизвестен). -Место создания. ( Древний Египет). -Время создания. (XXVI век до н. э., III тыс. до н. э.). Извлекаем последовательно из текста информацию. -Какие цели преследовали египтяне? (Завоевание других народов,– захват рабов). - Как проходил поход египтян и чем он закончился? (Бедуины оказали сопротивление врагам. Египтяне разгромили местные войска. Завоеватели действовали жестоко по отношению к населению страны. Египет одержал победу). | Выдвигают варианты ответов, аргументируют свои позиции, демонстрируют знания по теме. | Познавательные: закрепление и углубление знаний полученных на предыдущих уроках Коммуникативные: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей Регулятивные: умение принимать учебную задачу, сформулированную учителем; умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других. | |
Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Этап актуализации субъектного опыта. | Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных? Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования. Постановка проблемы . Сегодня мы поговорим о духовной жизни древнеегипетского общества, где главную роль играла религия. Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов. Сегодня на уроке мы должны с вами решить проблему: какую роль в жизни египтян играли религиозные верования? | Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы. Формулируют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. | Предметные: умение строить высказывания Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива Регулятивные: умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале. | |
Снятие утомления и активизация познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока | Оживим древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями. Сделаем физкультминутку. 1.Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует. 2.От лучей твоих оживают цветы и растения на полях. 3. Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу. 4.Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности плещутся рыбы. 5.Люди просыпаются. Поднимают руки к тебе и принимаются за работу | Выполняют упражнения 1.Встали, руки вверх, потянулись. 2.Кистями рук делаем «фонарики». 3.Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев. 4. Вытянуть руки перед собой, кистями рук изображая плеск рыб. 5. Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место | Личностные: проявление эмоционального отношения к физкультминутке. | |
Способствовать развитию способности учащихся работать индивидуально, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать. Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом | Путешествие по тропе испытаний. 1.Испытание словом. Рассказ учителя. Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона. Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу. Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным. Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности. 2. Испытание книгой (групповая работа) Откройте свои учебники на стр. 49, п. 1 параграфа 10. - О ком пойдет речь в данном пункте? (о богах и жрецах) - Какие слова в тексте выделены курсивом? - Что они означают? - Используя эти слова, составьте несколько предложений по теме пункта. 3. Испытание письменностью. Жилища богов называют храмами. В храмах стоят большие статуи богов. Верили, что боги вселяются в свое изображение. Разговаривая со статуей, можно общаться с богом. Жрецы являются служителями богов. Они знали молитвы и умели общаться с богами. Они совершают священные обряды и были посредниками между людьми и богами. - Рассмотрим устройство древнеегипетского храма. (интерактивная схема). 4. Испытание логикой (групповая работа). Решение задачи. Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию. - О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью? Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. Давайте вспомним проблему, которая была поставлена в начале нашего. А именно: «Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?» 5. Испытания вопросами. Давайте так же ответим с вами на ряд вопросов: 1.Фараон считался сыном бога? 2.В честь кого возводились храмы? 3.В качестве кого фараон совершал религиозные обряды? 4.Существовала ли связь между фараоном и жрецами? 5.Наличие одного или множество богов? 6.Что играло главенствующую роль в жизни египтян? -Молодцы! | Отвечают на поставленные вопросы. Проводят поиск необходимой информации в учебнике Зачитывают полученный текст. Обобщают знания о деятельности человека. (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.) Отвечают на вопросы учителя (1. Да, египтяне считали его богом на земле. 2. Храмы возводились в честь множества богов. 3. Фараон совершал обряды в качестве верховного жреца. 4. Связь существовала, так как жрецы являлись главными помощниками фараона. 5. У египтян было множество богов. . 6. Религия играла главную роль в жизни древних египтян.) | Познавательные: умение читать осмысленно; умение определять основную и второстепенную информацию; умение отбирать и разносить нужную информацию Коммуникативные: использование средств устного общения для решения коммуникативных задач Регулятивные: умение формулировать свои мысли; умение сравнивать собственное видение проблем с другими взглядами и позициями. | |
Сообщение учащимся дифференцированного домашнего задания, определение и разъяснение критериев успешности его выполнения | Ребята, домашнее задание каждый выберет для себя сам. Вам предлагаются задания, выполнив которые вы можете получить «3», «4», «5» На «3» Прочитать текст параг.10 и подготовить пересказ прочитанного. На «4» Прочитать текст параграфа 10 и ответить на 1-3 вопросы письменно. 3) На «5» Составить кроссворд по теме «Боги Древнего Египта» | Воспринимают задание, уточняют, выбирают. | Регулятивные: уметь принимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | |