СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по истории

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

МБОУ «Канютинская ОШ»

Учитель: ЖуковаЛ.П.

Технологическая карта.

Тема урока

Религия древних египтян.

Предмет

История

Класс

5

Дата проведения

09.10.2016г.

Цель урока

Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян, зародившимися еще в первобытные времена.

Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, формировать не сложные выводы.

Задачи урока

1. Способствовать созданию благоприятного психо - эмоционального климата на уроке;

2. Систематизировать полученные данные;

3. Закрепить фактологические знания учащихся;

4. Воспитывать дисциплинированность учащихся.

Методы обучения

Иллюстративно-словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, групповой.

Тип урока

Усвоение новых знаний.

Вид урока

Путешествие.

Формы работы

Фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос)

Групповая.

Предметные результаты

Научатся: формировать представление о религии древних египтян. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Личностные результаты

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные результаты

Познавательные: самостоятельно формулируют тему урока, выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно составляют план и последовательность действий

Основное содержание темы, понятия и термины

Миф, религия, жрец, фараон.

Образовательные ресурсы

1.Учебник. Всеобщая история Древнего мира 5 класс, А.А. Вигасин, Г.И. Годер.

2.Карта «Древний Восток, Египет и передняя Азия».

3.Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер)

4.Презентация к уроку

5.Дидактический материал к уроку.



Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

I. Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Комплименты.

-Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.


-Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место

Личностные:

проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности

Доброжелательность оказывает огромное влияние на создание работоспособности на уроке.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов».

Показать актуальность изучаемого материала, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Организация взаимопроверки

Работа с картой: «Путешествие по маршруту походов египетских фараонов».

Задание для групп: Показать на карте и дать развернутые ответы на вопросы:

1 группа

-Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочки)

-В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова).

2 группа.

-Какую добычу получали египетские фараоны из завоеванных стран? (Из Нубии – золото и рабы. Из Ливии – коз, овец и другой

скот. Из Сирии- медь.)

-Как проходили военные походы египтян?

Работа с текстом.(Прил.1)

Будем изучать текст первоисточника так, как это делают ученые-историки.

Вопросы:

-Определите название источника? ( «Песня военачальника»

- Вид источника. (Устный источник, дошедший благодаря записи (на гробнице)).

-Автор песни. (Неизвестен).

-Место создания. ( Древний Египет).

-Время создания. (XXVI век до н. э., III тыс. до н. э.).

Извлекаем последовательно из текста информацию.

-Какие цели преследовали египтяне? (Завоевание других народов,– захват рабов).

- Как проходил поход египтян и чем он закончился? (Бедуины оказали сопротивление врагам. Египтяне разгромили местные войска. Завоеватели действовали жестоко по отношению к населению страны. Египет одержал победу).


Выдвигают варианты ответов, аргументируют свои позиции, демонстрируют знания по теме.

Познавательные:

закрепление и углубление знаний полученных на предыдущих уроках

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей

Регулятивные:

умение принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других.


III. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи.

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Этап актуализации субъектного опыта.

Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.

Постановка проблемы .

Сегодня мы поговорим о духовной жизни древнеегипетского общества, где главную роль играла религия.

Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.

Сегодня на уроке мы должны с вами решить проблему: какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы.














Формулируют тему урока.


Отвечают на поставленные вопросы.

Предметные:

умение строить высказывания

Личностные:

устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива

Регулятивные:

умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале.


IV. Физкультурная минутка.

Снятие утомления и активизация познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока

Оживим древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.

Сделаем физкультминутку.

1.Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

2.От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

3. Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

4.Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности плещутся рыбы.

5.Люди просыпаются. Поднимают руки к тебе и принимаются за работу

Выполняют упражнения





1.Встали, руки вверх, потянулись.


2.Кистями рук делаем «фонарики».

3.Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

4. Вытянуть руки перед собой, кистями рук изображая плеск рыб.

5. Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место

Личностные:

проявление эмоционального отношения к физкультминутке.


V. Усвоение новых знаний и способов действий.

Способствовать развитию способности учащихся работать индивидуально, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать.

Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию.

Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом

Путешествие по тропе испытаний.

1.Испытание словом.

Рассказ учителя.

Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона. Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу.

Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.

Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.

2. Испытание книгой (групповая работа)

Откройте свои учебники на стр. 49, п. 1 параграфа 10.

- О ком пойдет речь в данном пункте? (о богах и жрецах)

- Какие слова в тексте выделены курсивом?

- Что они означают?

- Используя эти слова, составьте несколько предложений по теме пункта.

3. Испытание письменностью.


Жилища богов называют храмами. В храмах стоят большие статуи богов. Верили, что боги вселяются в свое изображение. Разговаривая со статуей, можно общаться с богом. Жрецы являются служителями богов. Они знали молитвы и умели общаться с богами. Они совершают священные обряды и были посредниками между людьми и богами.

- Рассмотрим устройство древнеегипетского храма. (интерактивная схема).

4. Испытание логикой (групповая работа).

Решение задачи.

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.

- О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью?

Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. Давайте вспомним проблему, которая была поставлена в начале нашего. А именно: «Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?»


5. Испытания вопросами.


Давайте так же ответим с вами на ряд вопросов:

1.Фараон считался сыном бога?

2.В честь кого возводились храмы?

3.В качестве кого фараон совершал религиозные обряды?

4.Существовала ли связь между фараоном и жрецами?

5.Наличие одного или множество богов?

6.Что играло главенствующую роль в жизни египтян?


-Молодцы!

Отвечают на поставленные вопросы.



































Проводят поиск необходимой информации в учебнике

Зачитывают полученный текст.

Обобщают знания о деятельности человека.





























(Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)



Отвечают на вопросы учителя (1. Да, египтяне считали его богом на земле. 2. Храмы возводились в честь множества богов.

3. Фараон совершал обряды в качестве верховного жреца.

4. Связь существовала, так как жрецы являлись главными помощниками фараона.

5. У египтян было множество богов. .

6. Религия играла главную роль в жизни древних египтян.)

Познавательные:

умение читать осмысленно;

умение определять основную и второстепенную информацию;

умение отбирать и разносить нужную информацию

Коммуникативные:

использование средств устного общения для решения коммуникативных задач

Регулятивные:

умение формулировать свои мысли;

умение сравнивать собственное видение проблем с другими взглядами и позициями.


VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Включение нового знания в систему знаний;

Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новое знание

Создание ситуации успеха

«Карта успеха».

Целостное осмысление, обобщение полученной информации

Регулятивные:

уметь осуществлять познавательную рефлексию

уметь обобщать и делать выводы

Коммуникативные:

уметь полно и точно выражать свою мысль


VII. Информация о домашнем задании.

Сообщение учащимся дифференцированного домашнего задания, определение и разъяснение критериев успешности его выполнения

Ребята, домашнее задание каждый выберет для себя сам. Вам предлагаются задания, выполнив которые вы можете получить «3», «4», «5»

На «3» Прочитать текст параг.10 и подготовить пересказ прочитанного.

На «4» Прочитать текст параграфа 10 и ответить на 1-3 вопросы письменно.

3) На «5» Составить кроссворд по теме «Боги Древнего Египта»

Воспринимают задание, уточняют, выбирают.

Регулятивные:

уметь принимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания


VIII. Выставление отметок.

Мотивация к дальнейшему обучению.

Выставление отметок учащимся


Личностные:

проявление эмоционального отношения к отметке





Приложение 1



ПЕСНЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКА



« Войско вернулось благополучно, разорив страну бедуинов, снеся ее крепости, срубив ее смоковницы и виноградники, сжигая ее поселки, перебив в ней десятки тысяч людей, захватив в ней множество пленных. Царь хвалил меня за это чрезвычайно»



Надпись на гробнице. Египет. XXVI век до н. э.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!