СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

создать условия для формирования представлений о царствах живой природы как основе систематизации живых организмов.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Технологическая карта

Предмет

Биология

Класс - 5

Дата


Тема урока

Царства живой природы


Тип урока

открытие нового знания        


Цели

- создать условия для формирования представлений о царствах живой природы как основе систематизации живых организмов.

Задачи:

Обучающие: ввести понятия вид, семейство, отряд, царство; определять роль в природе различных групп организмов; обеспечить усвоение знаний о неклеточной форме существования живых организмов - вирусах.

развивающие: развивать умение характеризовать главные признаки вирусов; выдвигать предположения об их функциях; сравнивать вирусы с другими царствами природы; характеризовать их сходство и различия; делать выводы; характеризовать значение вирусов в жизни человека;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к живому миру Земли, формируя экологическую грамотность


Планируемые образовательные результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные


Определять роль в природе различных групп организмов;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение

Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям

Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать,  делать выводы

Коммуникативные уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию партнёров по общению,  создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.





Основные понятия, изучаемые на уроке

Систематика, классификация, царство, вид, вирусы


Оборудование:

Буквы представителей царств, лист белой бумаги, основные признаки царства, значение, таблица вирусы, клей. Презентация.


Организационная структура урока


Этап урока

УУД

Деятельность


учителя

учащихся

1

Мотивация


Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.



2

Актуализация субъективного опыта


Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Сегодня наш урок мы начнём с загадок.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)


Маленький, удаленький

Сквозь землю прошёл-

Красну шапочку нашёл. ( Гриб)


Зелена, а не луг, белена, а не снег,

Кудрява, а не человек. ( Берёза)


Объедините все эти слова одним общим термином. Кто это?

Продолжите предложение.

В некотором….(царстве)

В некотором государстве жили растения, грибы, животные, бактерии

Учитель записывает тему на доске


Давайте попробуем определить цель нашего урока, ответив на вопрос: Что мы должны изучить сегодня на уроке?


Отвечают на поставленные вопросы











Живые организмы.



Царства живой природы

Познакомиться с царствами живых организмов



3

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Сколько видов живых организмов обитает на Земле?


Можно ли их распределить на группы?


Какие параметры при этом будут учитываться? (сходство внешнего и внутреннего строения, родственные отношения)


Какая наука систематизирует всех живых организмов? (классификация)

Найдите определение в учебнике.

Что является наименьшей единицей классификации? (вид) Найдите определение в учебнике.

Род, семейство, отряд, класс, тип, царство

Что такое систематика?- раздел биологии, посвященный классификации живой природы.

Запись в тетрадь:





Классификация- распределение организмов по группам на основе строения и родства.

Вид- совокупность особей родственных между собой по строению, особенностям жизнедеятельности, скрещивающиеся между собой и дающие плодовитое потомство.


4

Первичная проверка понимания

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.


Какие царства выделяют в живой природе?

Сейчас вы поработаете в 4 группах. Перед началом урока вы взяли буквы, относящегося к какому-то царству. Найдите свою команду.

И так молодцы. Вы видите, перед вами лежат листы в них есть задания, их нужно выполнить.

Проверяем, верно ли вы справились с заданием.

И так вы составили схему царства живой природы, но здесь есть знак вопроса, интересно узнать, а что там написано.

Отвечают на вопросы.






5

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

А чтобы побольше узнать о вирусах перед вами на столе лежит карточка с информацией об этих уникальных неклеточных формах существования и очень опасных жителях нашей планеты.

Прочитайте карточку.

Что нового для себя вы узнали?

Вирусы были открыты в 1892 году русским учёным ботаником Д.И.Ивановским. он изучал болезни завезенного в Россию из Америки табака и открыл вирус табачной мозаики.

Отвечают на вопросы, анализируют.


6

Первичное закрепление

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли



Познавательные:

общеучебные: умение осознанно осуществлять контроль за выполненным заданием




Перед вами вопросы теста по теме «ВИРУСЫ».

Запишите ответы в тетрадь.

Тестирование по теме «Вирусы» Вариант 1.

1.Какие организмы относятся к неклеточным?

А) Вирусы Б) Животные

В) Растения Г) Бактерии

2. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?

А) инсульт Б) оспа В) инфаркт Г) герпес

3. В каком году были открыты вирусы?

А)1896г. Б)1982 г. В)1892г. Г)1839г.

4. Вирусы могут размножаться:

А) Только в клетке хозяина

Б) Путем простого деления

В) Только бесполым путем

Г) Только половым путем.

5. Основоположником учения о вирусах является?

А) Т.Морган Б) Д.Ивановский

В) В.Вернадский Г) Н.Вавилов.

Тестирование по теме «Вирусы» Вариант 2.

1. К какой форме существования относят Вирусы?

А) Неклеточной б) Одноклеточной

в) Многоклеточной г)Доядерные

2. В 1892 году были открыты:

А) Растения Б) Бактерии

В) Вирусы Г) Животные

3. Вирус, паразитирующий в клетке бактерий называется:

А) Оспа Б) Бактериофаг В)Корь Г)Грипп

4. Д. Ивановский стал основоположником учения о:

А) Растениях Б) Вирусах

В) Животных Г) Грибах

5. Вирус от латинского слова вирус обозначает:

А) яд Б) вид В) ВИЧ Г) бактериофаг

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу.






7

Рефлексия

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

Продолжите высказывание:

- Я узнал (а)…

- Вы сегодня хорошо поработали на уроке.

А особенно отличились:……..




Выставление оценок





8

Домашнее задание

П. 8, вопросы на стр. 38, творческое задание: нарисуйте или постройте модель вируса.



Тестирование по теме «Вирусы»

Вариант 1.

1.Какие организмы относятся к неклеточным?

А) Вирусы Б) Животные

В) Растения Г) Бактерии

2. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?

А) инсульт Б) оспа В) инфаркт Г) герпес

3. В каком году были открыты вирусы?

А)1896г. Б)1982 г. В)1892г. Г)1839г.

4. Вирусы могут размножаться:

А) Только в клетке хозяина

Б) Путем простого деления

В) Только бесполым путем

Г) Только половым путем.

5. Основоположником учения о вирусах является?

А) Т.Морган Б) Д.Ивановский

В) В.Вернадский Г) Н.Вавилов.




Тестирование по теме «Вирусы»

Вариант 2.

1. К какой форме существования относят Вирусы?

А) Неклеточной б) Одноклеточной

в) Многоклеточной г)Доядерные

2. В 1892 году были открыты:

А) Растения Б) Бактерии

В) Вирусы Г) Животные

3. Вирус, паразитирующий в клетке бактерий называется:

А) Оспа Б) Бактериофаг В)Корь Г)Грипп

4. Д. Ивановский стал основоположником учения о:

А) Растениях Б) Вирусах

В) Животных Г) Грибах

5. Вирус от латинского слова вирус обозначает:

А) яд Б) вид В) ВИЧ Г) бактериофаг

Тестирование по теме «Вирусы»

Вариант 1.

1.Какие организмы относятся к неклеточным?

А) Вирусы Б) Животные

В) Растения Г) Бактерии

2. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?

А) инсульт Б) оспа В) инфаркт Г) герпес

3. В каком году были открыты вирусы?

А)1896г. Б)1982 г. В)1892г. Г)1839г.

4. Вирусы могут размножаться.

А) Только в клетке хозяина

Б) Путем простого деления

В) Только бесполым путем

Г) Только половым путем.

5. Основоположником учения о вирусах является?

А) Т.Морган Б) Д.Ивановский

В) В.Вернадский Г) Н.Вавилов.



Тестирование по теме «Вирусы»

Вариант 2.

1. К какой форме существования относят Вирусы?

А) Неклеточной б) Одноклеточной

в) Многоклеточной г)Доядерные

2. В 1892 году были открыты:

А) Растения Б) Бактерии

В) Вирусы Г) Животные

3. Вирус, паразитирующий в клетке бактерий называется:

А) Оспа Б) Бактериофаг В)Корь Г)Грипп

4. Д. Ивановский стал основоположником учения о:

А) Растениях Б) Вирусах

В) Животных Г) Грибах

5. Вирус от латинского слова вирус обозначает:

А) яд Б) вид В) ВИЧ Г) бактериофаг










Вирусы


Что означает слово «вирус»

От латинского слова вирус- «яд»

Куда относятся вирусы

Вирусы представляют неклеточные формы жизни. Они не относятся ни к растениям, ни к животным.

Размножение вирусов

Способны жить и размножаться только в клетках других организмов, многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов.

Заболевания, вызываемые вирусами

Корь, грипп, полиомиелит, оспа. У растений вирусы разрушают хлоропласты и пораженные участки листьев становятся бесцветными.

Строение вирусов (табачная мозаика)

Существует в форме отдельных частиц, каждая из которых имеет палочковидную форму и представляет собой цилиндр с полостью внутри. Стенка образована молекулами белка, а внутри располагается тяж РНК, свернутый в виде спирали.

бактериофаг

Вирусы, поселяющиеся в клетках бактерий. Бактериофаги полностью разрушают бактерии. Форма напоминает головастика. Бактериофаги намного меньше бактерий. Они прикрепляются к стенкам бактерий и разрушают их.


Вывод: Строение вирусов дает основание считать их неклеточными существами.





Вирусы


Что означает слово «вирус»

От латинского слова вирус- «яд»

Куда относятся вирусы

Вирусы представляют неклеточные формы жизни. Они не относятся ни к растениям, ни к животным.

Размножение вирусов

Способны жить и размножаться только в клетках других организмов, многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов.

Заболевания, вызываемые вирусами

Корь, грипп, полиомиелит, оспа. У растений вирусы разрушают хлоропласты и пораженные участки листьев становятся бесцветными.

Строение вирусов (табачная мозаика)

Существует в форме отдельных частиц, каждая из которых имеет палочковидную форму и представляет собой цилиндр с полостью внутри. Стенка образована молекулами белка, а внутри располагается тяж РНК, свернутый в виде спирали.

бактериофаг

Вирусы, поселяющиеся в клетках бактерий. Бактериофаги полностью разрушают бактерии. Форма напоминает головастика. Бактериофаги намного меньше бактерий. Они прикрепляются к стенкам бактерий и разрушают их.


Вывод: Строение вирусов дает основание считать их неклеточными существами.








































































































































































































































-Передвигаются

- обладают нервной системой и органами чувств

-пьют воду и поедают растения и животных

-дышат кислородом, выделяя углекислый газ

2 миллиона видов

- Примитивные одноклеточные организмы

- имеют шаровидную, палочковидную, спиралевидную и изогнутую формы

- самые древние живые организмы

Около 3 тысяч видов

-Не передвигаются

- пьют воду из почвы

- выделяют кислород в процессе фотосинтеза

  • производят углеводы

350 тысяч видов


Не передвигаются

- постоянно растут в верхушечной части

- питаются готовыми органическими веществами

- имеют грибницу

100 тысяч видов

Значение: играют важную роль в круговороте веществ в природе, разрушая остатки погибших растений и животных и образуя перегной. Многие из них человек использует в пищу, для получения лекарств (антибиотиков).

Значение: насытили планету Земля кислородом,

создают органические вещества,

служат источником ценного питания для других организмов,

некоторые из них обладают лечебными свойствами, другие могут быть опасными соседями.

Значение: большинство питается отмершими остатками организмов, но встречаются паразиты, хищники и автотрофы, могут усваивать азот из воздуха, обеспечивают процесс брожения, могут вызывать тяжелые заболевания человека и животных.

Значение: служат источником питания для других организмов,

их одомашнили,

они являются источником ценного лекарственного сырья.

Задания.

  1. Соберите исследуемый организм и приклейте его к листу.

  2. Найдите характеристику исследуемого царства, приклейте её.

  3. Найдите значение исследуемого царства, приклейте его.

  4. Представьте своё царство.


Задания.

  1. Соберите исследуемый организм и приклейте его к листу.

  2. Найдите характеристику исследуемого царства, приклейте её.

  3. Найдите значение исследуемого царства, приклейте его.

  4. Представьте своё царство.

Задания.

  1. Соберите исследуемый организм и приклейте его к листу.

  2. Найдите характеристику исследуемого царства, приклейте её.

  3. Найдите значение исследуемого царства, приклейте его.

  4. Представьте своё царство.


Задания.

1. Соберите исследуемый организм и приклейте его к листу.

  1. Найдите характеристику исследуемого царства, приклейте её.

  2. Найдите значение исследуемого царства, приклейте его.

4.Представьте своё царство.




Скачать

© 2023, 55 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!