ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Занятие: практическое
Название: ПМ 05 Медико-социальная деятельность.
Дата проведения: 13 января 2025
Группа 151, курс 4
Специальность: Лечебное дело, квалификация Фельдшер
Тема занятия: Экспертиза временной нетрудоспособности
Цели занятия:
обучающие: ознакомить обучающихся с видами экспертизы временной нетрудоспособности
развивающие: развить познавательный интерес, внимание, мотивационные качества студентов, способствовать развитию логического, клинического мышления. Развивать и совершенствовать общие и профессиональные компетенции.
воспитательные: воспитывать ответственность за добросовестное отношение к выписыванию листа нетрудоспособности, воспитывать личностные качества, обеспечивающие профессиональную деятельность, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, необходимые при общении с пациентами.
Тип занятия: отработка практических навыков
Педагогические технологии: личностно-ориентированные, симуляционные.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Используемые методы обучения: словесный, наглядный, инструктивно-практический, метод производственных ситуаций.
Материально-техническое обеспечение медицинское оборудование и инструментарий;
хозяйственные предметы;
учебно-наглядные пособия (фантомы, муляжи и др.);
Технические средства обучения:
телевизор;
компьютер (мультимедиа-система, система Интернет, интерактивная доска).
компьютерные программы (обучающие, контролирующие);
методические учебные материалы на электронных носителях;
справочные материалы.
Время проведения урока: 270 минут.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
реабилитации пациентов при различных заболеваниях и травмах в разных возрастных группах;
обучения пациента и его окружение вопросам организации рационального и лечебного питания, обеспечению безопасной среды, применению физической культуры;
осуществления психологической реабилитации;
проведения комплексов лечебной физкультуры пациентам различных категорий;
осуществления основных физиотерапевтических процедур по назначению врача;
проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
уметь:
проводить комплекс упражнений по лечебной физкультуре при различных заболеваниях;
проводить основные приемы массажа и лечебной физкультуры;
проводить физиотерапевтические процедуры;
определять показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
составлять программу индивидуальной реабилитации;
организовывать реабилитацию пациентов;
осуществлять паллиативную помощь пациентам;
проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из группы социального риска;
проводить экспертизу временной нетрудоспособности;
знать:
основы законодательства в обеспечении социальной защиты населения;
виды, формы и методы реабилитации;
основы социальной реабилитации;
принципы экспертизы временной нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах;
группы инвалидности и основы освидетельствования стойкой утраты трудоспособности в МСЭ;
общее и специальное физиологическое воздействие физических упражнений и массажа на организм человека;
психологические основы реабилитации;
основные виды физиотерапевтических процедур и возможности их применения в реабилитации;
общее и специальное физиологическое воздействие санаторно-курортного лечения на организм человека;
показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
особенности организации социальной помощи пожилым, престарелым людям и инвалидам;
принципы медико-социальной реабилитации инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из групп социального риска.
Код | Наименование результата обучения |
ПК 5.1 | Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией |
ПК 5.2. | Проводить психосоциальную реабилитацию |
ПК 5.3. | Осуществлять паллиативную помощь |
ПК 5.4. | Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц из группы социального риска |
ПК 5.5. | Проводить экспертизу временной нетрудоспособности |
ПК 5.6. | Оформлять медицинскую документацию |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
Хронокарта занятия
№ | Этапы занятия | Время (мин.) |
1. | Организационный момент | 5 |
2. | Формулировка темы и мотивации | 10 |
3. | Входящий контроль знаний | 30 |
4. | Самостоятельная работа студентов | 170 |
5. | Закрепление материала | 30 |
6. | Оформление рабочих тетрадей | 10 |
7. | Подведение итогов занятия | 10 |
8. | Задание на дом | 5 |
9. | Итого: | 270 |
Структурно – логическая схема занятия
№ п/п | Структурные элементы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Формируемые компетенции |
1 | Организационный момент Цель: подготовить студентов к работе | Проверка готовности группы к занятию: приветствует, проверяет присутствующих, отмечает внешний вид студентов. | Студенты приветствуют преподавателя, проводят самоконтроль внешнего вида. Дежурный докладывает причины отсутствующих студентов. | ОК 1-ОК 13 |
2 | Целевая установка. Мотивация. | Формулировка темы, ставит цель занятия, обращает внимание на актуальность темы. | Студенты слушают тему и цели занятия. | ОК 1-ОК 13 |
3 | Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний). | Применяет разные виды контроля знаний, оценивает. | Отвечают на вопросы теста. | ОК 1-ОК 13 |
3.1 | Фронтальный опрос. | Задает вопросы и выслушивает ответы, оценивает. (приложение 1) | Слушают, отвечают. | ОК 1-ОК 13 |
3.2 | Тестовые задания (контроль). | Раздает тестовые задания, дает указание к выполнению работы. (приложение 2) | Слушают и выполняют поставленную задачу. | |
4 | Самостоятельная работа студентов |
4.1 | Вводный инструктаж. | Объясняет содержание самостоятельной работы студентов. | Слушают преподавателя, воспринимают. | ОК 1-ОК 13 |
4.2 | Отработка практических навыков. | Демонстрирует новые манипуляции. Студенты работают в парах (пациент и фельдшер). Наблюдает за работой студентов, контролирует правильность выполнения манипуляции в соответствии с чек-листами. Оказывает необходимую помощь. | Отрабатывают манипуляции на муляжах малыми группами. Работают по алгоритмам, согласно чек-листу. | ОК 1-ОК 13 ПК 5.1.-5.6 |
4.3 | Решение проблемно-ситуационных задач. | Проводит инструктаж к решению задач, контролирует ход выполнения, слушает и корректирует ответы. | Решают задачи. Отвечают, дополняют. | ОК 1-ОК 13 ПК 5.1.-5.6 |
5 | Оформление рабочей тетради. | Предлагает заполнить рабочую тетрадь. | Делают записи о проделанной работе. | ОК 1-ОК 13 ПК 5.1.-5.6 |
6. | Закрепление темы | Демонстрирует слайдовую презентацию, видеоролик, привлекает студентов к разбору ошибок. | Просматривают видеоролики, слушают, участвуют в обсуждении, анализируют, делают выводы. | ОК 1-ОК 13 ПК 5.1.-5.6 |
7 | Подведение итогов занятия. Рефлексия. | Анализирует работу студентов, подводит итоги, дает оценку освоенным профессиональным и общим компетенциям студентов, выставляет и мотивирует оценки. (оценивает уровень знаний, достижение целей занятия). | Слушают, осмысливают замечания. | ОК 1-ОК 13 ПК 5.1.-5.6 |
8 | Заключительное слово преподавателя. | Обобщает, акцентирует внимание на особенностях изученной темы. | Слушают, делают выводы | ОК 1-ОК 13 ПК 5.1.-5.6 |
9 | Задание на дом. | Объясняет задание, рекомендует литературу для подготовки к занятию. | Слушают, записывают. | ОК 1-ОК 13 ПК 5.1.-5.6 |
Литература
Основная литература:
Боголюбов В.М. Техника и методики физиотерапевтических процедур: Справочник. – М., 2009. - 420 с.
Боголюбов В.М. Физиотерапия и курортология. – М.: изд-во «Бином», 2010. - 300 с.
Боголюбов В.М. Физиотерапия и реабилитация при заболеваниях. – М.: изд-во «Бином», 2009. - 312 с.
Дзигуа М.В., Лунякина Е.А. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии. – М., 2011. - 590 с.
Епифанов В.А., Епифанов А.В. Медицинская реабилитация: Руководство для врачей. - М.: МЕДпресс-информ, 2010. - 328 с.
Епифанов В.А., Епифанов А.В. Восстановительное лечение при заболеваниях и повреждениях позвоночника. - М.: МЕДпресс-информ, 2011. - 384 с.
Ибатов А.Д., Пушкина С.В. Основы реабилиталогии. – М.: издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2009. - 160 с.
Козлова Л.В. Основы реабилитации для медицинских колледжей: Учебное пособие: 5-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 475 с.
Коробов М.В., Дубина И.А., Смирнова Н.С. Сборник нормативно-правовых актов и инструктивных материалов по медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов. Часть 2. Установление инвалидности, ее сроков и причин. - Санкт-Петербург, 2009. - 91 с.
Коробов М.В., Дубина И.А., Смирнова Н.С. Сборник нормативно-правовых актов и инструктивных материалов по медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов. Часть 3. Реабилитация инвалидов. - Санкт-Петербург, 2010. - 106 с.
Коробов М.В., Помникова В.Г. Справочник по медико-социальной экспертизе и реабилитации. - Санкт-Петербург: изд-во «Гиппократ», 2011. - 800 с.
Дополнительная литература:
Айламазян Э.К. Акушерство. - СПб.: СпецЛит, 2005. – 527 с.
Аронов Д.М., Новиков Н.К. Физическая реабилитация больных пожилого возраста, страдающих сердечной недостаточностью II – IV класса: Методическое пособие для врачей. - М.: Медпрактика, 2005. - 28 с.
Барановский А.Ю., Диетология. Руководство: 3 изд. – Санкт-Петербург: изд-во Питер-Юг, 2008. – 1024 с.
Барыкина Н.В., Зарянская В.Г. Сестринское дело в хирургии: Учеб. пособие: изд. 7-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 200 с.
Бодрова Р.А., Буренина И.А. Организация физиотерапевтической службы: Учебное пособие, - Казань, 2008.- 175 с.
Бойкова Н.Н. Офтальмология: Учебное пособие. - М., 2007. – 215 с.
Бохман Я.В. Лекции по онкогинекологии. – М., 2007. 304 с.
Гольдблат Ю.В. Медико-социальная реабилитация в неврологии. – СПб.: Политехника, 2006. - 607 с.
Доценко Е.Л., Фомичева Е.В. Психология и педагогика: Учебное пособие: 3-е издание. - Тюмень: изд. Тюменского государственного университета, 2004. – 220 с.
Ивашкин В.Г., Шевченко В.П., Клиническая диетология. «ГЭОТАР Медиа». – М., 2009. – 256 с.
Нормативно-правовая документация
Нормативно-правовые акты, регламентирующие медико-социальную деятельность по РФ.
Ссылки на электронные источники информации:
1. http://pravo.perspektiva-inva.ru/?117
Права инвалидов и их защита - Индивидуальная программа реабилитации.
2. http://www.mil.ru/849/13812/53914/13808/index.shtml
Социальная реабилитация участников боевых действий.
Профильные web-сайты Интернета:
1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http/www.minzdravsoc.ru)
2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http/www.rospotrebnadzor.ru)
3. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http/www.fcgsen.ru)
4. Информационно-методический центр «»Экспертиза» (http/www.crc.ru)
5. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения ((http/www.mednet.ru)