Текст 1. Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю. Была осень. Берёзки и осинки начали сыпать на молодые ёлочки золотые и красные пятачки. День был тёплый и даже паркий. Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку – здравствуйте! Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине ее две березы. Под березами – пень. Рядом с пнем в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я еще не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик – маленький, сухой, желтый. Покряхтел я, покряхтел, опустился на свои старые колени и лёг на живот. В один дух выпил всю лесную чашу до дна. М. М. Пришвин Текст 2. Сыроежка красная растёт в лиственных и хвойных лесах. Плодовые тела образует в июле-октябре. Шляпка диаметром 2-8 см, тонко мясистая, полушаровидная, затем распростёртая, в центре часто вдавленная, голая, клейкая, при высыхании блестящая, по краю нередко короткотрубчатая, жёлтая, розовато- или оранжево-жёлтая, по краю более светлоокрашенная; кожица снимается. Пластинки кремовые, затем охряные, оранжево-жёлтые. Ножка 4-6 см длины, до 2 см толщины, плотная, сначала белая с красноватым оттенком, потом сереющая. Мякоть сладкая, белая, с приятным (у зрелых грибов фруктовым) запахом, на изломе цвета не меняет. 4. Беседа по вопросам к 1му тексту. 1) Расположите пункты плана в соответствии с содержанием текста. Ответ запишите последовательностью цифр. План. Старая сыроежка Дорога через ельник Чаша выпита Осенний день Лесная полянка Вводная часть. Проверьте себя. В лист самооценки поставьте: нет ошибок – 5 1 ошибка – 4 2 ошибки – 3 3 ошибки - 2 более 3 ошибок - 0 2) «Лесным оконцем» автор называет: 1) березки и осинки 2) веточку 3) пень 4) сыроежку За правильный ответ + 1 балл в лист самооценки 3) Какой главный предмет изображен в тексте? Ответ обоснуйте.(Главный предмет – это сыроежка, потому что большая часть текста посвящена ее описанию) 4) М. Пришвин писал: «Лес раскрывается только для тех, кто умеет быть внимательным к его существам». Согласны ли вы с писателем? Объясните свою точку зрения, опираясь на текст. (Я согласен с автором текста. Все, что есть в лесу, - лесные существа, к которым нужно относиться с пониманием и бережливостью. Автор в обыкновенной сыроежке увидел чашу с водой. Он не стал срывать гриб, а «опустился на свои старые колени», хотя ему, конечно же, было тяжело это сделать – ведь он уже немолод. Автор в этот момент думал о том, как бы не навредить лесным жителям. Только такому человеку лес открывает свои тайны). 5) Как вы думаете ,чему учит этот рассказ? (Рассказ учит быть внимательным и наблюдательным, любить и понимать природу и бережно относиться к ней. Учит тому, что по лесу нужно передвигаться аккуратно, чтобы случайно не нанести вред лесным существам). 6. Работа с текстом 3 Текст 3 Новый лисий дом находился на ра(с, сс)тоянии мили от прежн..го и уже не на в..ршине холма а (в)низу, у реки, где она покида..т холмы и ра..текает(?) ся по лугам. Тут, в широкой лощине окружен (н,нн)ой скалами где густо переплетались корни осин и берез лисы устроили новое ж..лище. Вход в него охр..няли два больших гранитных камня. Прежняя нора нах..дилась на склоне холма, в сосновой роще, а эта – в лощине заросшей осиной. Сосна вечно шумит и вздыха..т осина все время дрожит и тр..пещет. А мимо со звонкой песней катит свои волны река. У входа в нору нач..нались густые зар..сли спускавш..еся к з..росшей осокой тихой речной завод… Этот з..лёный скат служил местом игр для трёх малышей, и здесь всё лето можно было десятки раз наблюдать прежнюю сцену возвр..щения домой охотника-отца с добычей. Вся трава была пр..мята от вечной возни лисят и вытоптана их лапками. (Э. Сетон-Томпсон) Задание 1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Меняемся листами и проверяем соседа. Заполняем лист самооценки Орфография: 0 ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки 3 Более 4 ошибок – 0 Синтаксис: 0 ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки- 3 Более 4 ошибок – 0 Задание 2. Устно определите стиль текста и тип речи. Задание 3. Определите значения выделенных слов. Какой словарь вам в этом поможет? 2 ученика ищут значение слов. В это время выслушиваю варианты ответов учеников. Задание 4. В каком случае причастный оборот выделяется на письме запятыми? Подтвердите примерами из текста. Задание 5. 1 вариант Выпишите из текста действительное причастие. 2 вариант Выпишите из текста страдательное причастие. Сильные учащиеся: Алина, Сардор, Аня, Даша, Настя выписывают и действительное, и страдательное причастие. По 1 баллу в лист самооценки за правильный ответ. Задание 6. Разберите по членам выделенное предложение, проверьте себя. Заполните лист самооценки. 0 ошибок – 5 баллов 1ошибка-4 балла 2 ошибки – 3 балла более 2 ошибок – 0 баллов. |