Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Осуществляемые действия |
I.Организационный момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса; эмоционально настраивает на урок. -Прозвенел у нас звонок, все пришли мы на урок. Хоть у нас он ежедневный, но всегда совсем другой. -Ребята, я вам предлагаю сегодня отправится в сказку, название которой вы узнаете по отрывку. Жили-были мужик да баба. Были у них дочка и сыночек. Раз уехали мужик да баба в город. А дочке строго-настрого наказали следить за братцем. Сестрица посадила брата под окошко, а сама заигралась, загулялась. Налетели…кто? И унесли братца. Бросилась девочка догонять их. Что это за сказка? Ребята, мы с вами будем помогать девочке догонять гусей и разыскивать братца. Согласны? А девочкой сегодня будет...(надевает платок на голову ученицы). Итак, пожелаем всем удачи! На уроке можно отвечать с места и хором, но ценятся ответы полные и по правилам. Бежит девочка, видит печку -Маша, ты помнишь, что говорит девочка? Скажи слова девочки.(…) А печка ей в ответ: - Скажу, если мои задания выполнишь? | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на партах. Отгадывают и вспоминают сказку, ее название и героев. Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность, отвечают (П, К) Маша говорит слова девочки. -Печка-Печенька, скажи. Куда Гуси-лебеди улетели? | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. |
I I. Актуализация знаний. 1.Логическая разминка (устный счет). | Задания печки: Мы сейчас вспомним таблицу сложения с переходом через десяток. Вы услышите задание и покажете ответ с помощью ваших карточек: 10 – это 7 и ? 11 – это 3 и ? 12 – это 5 и ? На сколько нужно увеличить 6, чтобы получить 12? На сколько 8 меньше 13? И т.д. | Показывают ответы к заданиям, используя карточки с цифрами. Двое ребят помогают учителю проверять ответы. Осознанно и произвольно производят счет в устной форме без наглядного материала. Учатся использовать в работе индивидуаль- ный раздаточный материал (карточки с цифрами | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, прогнозирование. |
I I I. Изучение нового материала. 1.Постановка проблемной ситуации. Определение темы урока | Печка: - Молодцы, ребята! Справились с моими заданиями. Бегите вот по этой дорожке. Бежит девочка и видит яблоньку. Маша скажи слова девочки. Яблонька: - Скажу, если мои задания выполнишь! Посмотри на мои яблочки, чем отличаются математические выражения? -Ребята, посмотрите на примеры. Что можно про них сказать, сравнив их? Примеры нужно расположить в два столбика. Как это сделаем? Чем отличаются примеры? (В одних примерах уменьшаемое 11, в других -12) -Поэтому чему мы должны сегодня на уроке научиться? -Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. И я вас угощу яблочками. | Маша спрашивает у яблоньки про гусей-лебедей. Рассматривают представленные примеры, высказывают свое мнение в результате сравнений приходят к выводу, что в примерах разные уменьшаемые. Делают вывод, что нужно научиться вычитать из 12. Анализируют, сравнивают, самостоятельно выделяют и формулируют тему урока. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планироывание, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символические-моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
2.Знакомство со способом вычитания вида 12 - .. по частям | -Чтобы вы были умными и здоровыми нужно кушать витамины. Давайте достанем из конвертов кружочки (яблочки). Сколько их?(12) Раскладываем 1 десяток сверху и 2 пониже. -На какой фрукт похожи наши кружочки? (Яблоки) -Какой витамин в этом фрукте? -Итак, яблонька дала нам и девочке по 12 яблочков. Мы съели 4 яблока. Каким действием мы узнаем, сколько яблок осталось? -Попробуйте, мне рассказать, как можно из 12 вычесть 4, уже зная общий способ вычитания из двузначного числа с переходом через десяток? -Чтобы вычесть из 12 число с переходом через десяток, можно сначала вычесть ту часть числа, которая содержится в разряде единиц уменьшаемого; получаем 1 десяток; а затем из десятка вычитаем оставшуюся часть вычитаемого. Это способ вычитания по частям. Можно своими словами. Помогает в освоении и применении построенного способа вычитания из числа 12 числа 4. Яблонька: - Вы молодцы! Все правильно вычисляете? - А есть ли другой способ вычитания из числа 12? | Выкладывают индивидуальный раздаточный материал в соответствии с необходимостью решить поставленную задачу и инструкцией учителя. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения, используя ранее полученные знания на практике. Самостоятельно комментируют способ вычитания из 12 числа по частям. Подробно записывают и решают пример 12-4, проговаривают способ вычитания. Предлагают способ вычитания на основе знания таблицы сложения с переходом через десяток, знания состава числа 12. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Используют наглядный материал для решения учебной задачи. (Р, П, К) Сохраняют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям (Л) Приобретают умения вычитать из числа 12 по частям (П) Правильно выполняют записи в рабочей тетради. Л, П) | Ответы на вопросы учителя, работа по заданию учителя Индивидуальный. Работа с использованием наглядного материала на доске. Устные ответы. Наблюдение учителя. Верное определение способа вычитания Правильное выполнение упражнения. |
IV. Закрепление изучен- ного материала | Яблонька: -Все правильно. Но я хочу, чтобы перед дальней дорогой ваши глазки отдохнули. Проводит гимнастику глаз с использованием траектории офтальмотренажера. Яблонька: -Молодцы! Но, чтобы указать вам дорогу дальше, я должна убедиться, что вы усвоили, приемы вычитания из числа 12 с переходом через десяток. -Чтобы хорошо уметь вычитать из числа 12 необходимо потренироваться в применении построенных способов. Д/И «Решай – не зевай». Предлагает решить примеры из учебника со стр.83 по очереди у доски с комментированием и в тетрадях. Яблонька: -Потрудились, а теперь снова надо набраться сил для дальней дороги. Проводит физ.минутку . В домике ребята жили, и друг с другом так дружили: Днем скакали по лесочку, спали вместе темной ночкой, А проснувшись поутру, начинали вновь игру: Сесть и встать и два прыжка. Вместе весело всегда Яблонька похвалила ребят, показала девочке дальше дорожку. Побежала девочка дальше, увидела речку и говорит:….? Что девочка спросила у речки? Речка: - Скажу, если мои задачи решишь. А задачи в учебнике на стр.83 №2 и №3. Поможем девочке? | В положении стоя указательным пальцем и глазами водят по предложенной траектории. Затем такую же траек-торию выписывают на потолке указа-тельным пальцем, глазами. По очереди выходят к доске для решения примеров, остальные вычисляют письменно в тетрадях. Девочка Маша проверяет вычисления у доски. дети повторяютза учителем движения: -руки над головой домиком; - скачут, затем имитируют сон; -потянулись (дыхательная гимнастика) -по тексту; -хлопают в ладоши. Девочка Маша спрашивает у речки: - Речка, речка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели? Осуществляют профилактику зрительного утомления. Строят рассуждения при вычитании из числа 12. Используют построенные способы вычитания из числа 12. Применяют коммуникативные навыки. Оценивают правильность выполнения вычислений. Осуществляют профилактику утомления | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли. Познавательные: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУд постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового |
V. Решение задач изученных видов | Сейчас в парах выберите задачу на стр.83, обсудите какие вопросы можно поставить к условиям задач. Одна пара будет работать у доски, остальные в тетрадях. - Докажите правильность выбранного вами действия в зависимости от поставленного вопроса к условию задачи. Понравилось речке, как девочка вместе с вами решила все задачи и показала дорожку к избушке Бабы Яги. Побежала девочка дальше, увидела избушку Бабы Яги. Баба Яга сидит, кудель прядет, а рядом братец серебряными яблочками играет. Яблочки из сада Бабы Яги. Девочка просит Бабу Ягу отдать братца. | Учащиеся в парах выбирают понравившуюся задачу, формулируют вопросы к задачам. Решают задачи. Девочка Маша с учителем оценивают правильность выполнения задач. Девочка: «Бабушка Яга, отдай мне братца!» Осуществляют анализ задач. Строят рассуждения о способах решения. (П, К) Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | Коммуникативные: управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли. |
VI. Работа с тестовыми заданиями | Баба Яга отвечает: - Отдам, если мои задания решишь. Вот тебе задания. Ну, так уж и быть, раз добралась до меня, разрешаю тебе, выполнить только те задания, которые тебе понравятся. -Поможем девочке? Тогда за работу! У вас есть листочки с заданиями. Там где стоит восклицательный знак – это задания самые интересные (посложнее). Вы можете выбрать и решить те задания, которые вам больше всего понравятся. А кто хочет, может решить все задания.(…) Баба Яга: - Хорошо, справились! Забирай братца! Да гляди, не забудь, что сегодня на уроке изучала! | Анализируют предложенные задания, выполняют их по выбору письменно. Осуществляют выбор. Самостоятельно работают с тестовым материалом. ( | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли. Познавательные: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУд постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового |
VII.Рефлексия. Подведе-ние итогов | -Чтоб закончить наш урок, надо подвести итог. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и урок с помощью солнышка: -урок-сказка понравился, своей работой доволен – солнышко улыбается; -урок понравился, работал на уроке хорошо, ошибки есть, но немного – солнышко задумчивое, ротик у солнышка ровный, не улыбается; -урок понравился, но было трудно, требуется помощь учителя – солнышко огорчается. Обобщает урок. Определяет перспективу последующей работы. – Чему учились на уроке? – Какую бы работу вам хотелось выполнить ещё? - Чьи задания были самыми сложными? - Как вы думаете, что надо сделать дома? - Молодцы! | Оценивают урок и свою работу с помощью рисунка солнышка. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою работу. Формулируют собственное мнение. | Познавательные: Общеучебные: умение структурировать знания. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморкгуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование. |