БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Конспект урока математики,
проведённого студенткой 42 группы
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
во 2 «В» классе лицея №18 г. Орла
Аббасовой Юлией Гиджрановной
Учитель:___________________/Афоничева С.Ю.
Дата проведения: 11.02.2019
Оценка:____________
Орёл, 2019
Тема урока: «Запись сложения в строчку и столбиком. Способ сложения столбиком»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: познакомить с новым способом записи действия сложения – столбиком, основанного на разрядном принципе записи чисел столбиком; познакомить с алгоритмом сложения столбиком.
Планируемые результаты обучения
Предметные
Знания (ученик будет знать): способ записи действия сложения в столбик поразрядно.
Умения (ученик будет уметь): записывать действие сложение в столбик, выполнять сложение столбиком.
Метапредметные
Познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- использовать способы решения проблем творческого и поискового характера
- читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения.
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Коммуникативные УУД:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.
- принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности
- признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию.
Личностные:
- мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
- умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Оборудование и ресурсы: учебник УМК «Перспективная начальная школа», Математика в 2 частях. А. Л. Чекин; наглядный материал, раздаточный материал.
План урока
I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (1-2 мин.)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5-6 мин).
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин).
IV. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели) (1—2 мин).
V. Проектирование и фиксация нового знания (10-15 мин).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7-10 мин).
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4-5 мин).
VIII. Включение в систему знаний и повторение (10-15 мн)
IX. Рефлекия учебной деятельности (3 мин).
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности. (1-2 мин) Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Проверим, все ли у вас готово к началу урока. На столах у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал. Кроме этого вы должны и сами быть готовы к работе. Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. | - Приветствуют учителя | Личностные: самоопределение; - осмысление; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; Познавательные: установление причинно-следственных связей; Комуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Регулятивные: Самоопределение, положительный эмоциональный настрой на работу |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин) Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
Проводит математическую разминку. На доске облако со снежинками. Предлагает сыграть в игру. На снежинках записаны числовые выражения, ученикам необходимо решить данные числовые выражения и правильный ответ, т.е. снежинку отправить на землю, чтобы пошел снег. Устный счет. | Играют в игру, вычисляют устно. | Личностные: осмысление; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - эмпатия; - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения; Познавательные: построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - построение логической цепи рассуждений; Комунникативные: умение взаимодействовать с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные : волевая саморегуляция; - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; - принятие и сохранение учебной задачи. |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин.) Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
-На доске записаны суммы, какая запись кажется вам незнакомой, непонятной, трудной? -Запись столбиком. | | Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания»; - формирование мотивов достижения и социального признания; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - осмысление; Познавательные: построение логической цепи рассуждений; - подведение под понятие; - формулирование проблемы; Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - использование речи для регуляции своего действия; Регулятивные: волевая саморегуляция; - целеполагание; - выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели) (1-2 мин.) Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. |
- Итак, ребята, вы уже догадались какая тема урока? - Исходя из темы урока, подумайте, какова цель урока? -Откройте учебники, прочитайте, правильно ли вы предположили. | Озвучивают тему урока. | Личностные: формирование мотивов достижения и социального признания; - установка на здоровый образ жизни; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; Регулятивные: познавательная инициатива; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
V. Этап реализации построенного проекта(10-15 мин). Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
-Открываем тетради, подписываем число, классная работа. -Записываю поразрядное сложение чисел 56 и 13. -Скажите, пожалуйста, был ли переход через разряд при сложении этих чисел?(Нет) -Почему? -Потому, что при сложении чисел в разряде единиц – мы получили число из разряда единиц. При сложении чисел в разряде десятков – получили число из разряда десятков. -Открываем учебник, стр.36. №1. -Выполним поразрядное сложение чисел 38+41. 38+41=(30+8)+(40+1)=(30+40)+(8+1)=79 -Скажите, пожалуйста, был ли переход через разряд при сложении этих чисел?(Нет) -Почему? -Потому, что при сложении чисел в разряде единиц – мы получили число из разряда единиц. При сложении чисел в разряде десятков – получили число из разряда десятков. -Посмотрите, на доске другая запись сложения этих чисел. -Это первое слагаемое, это второе слагаемое, а это значение суммы. -Черта обозначает знак равно. -Числа одного разряда должны быть записаны друг под другом, т е число из разряда единиц, под единицами. Разряд десятков, под десятками. -При сложении в столбик, первыми складываются числа из разряда единиц, потом из разряда десятков. -Перепишите эту запись в тетрадь. Подчеркните синим цифры в разряде единиц, красным – в разряде сотен. -Почему значение суммы состоит из 7 десятков и 9 единиц?
-Выполним номер 5. Перепишите задания столбиком. работа у доски и в тетрадях. -Мы видим, что даны незавершенные записи равенств в строчку, значит в записи сложения столбиком, мы должны поставить черту под вторым слагаемым – это знак равенства. -Сверим с образцами на доске. -Откроем страницу 38. Прочитаем высказывания Маши и Миши. -С каким высказыванием вы согласны? (Маши) -И я тоже. Хорошо.
№1. Объясните, как Маша выполнила сложение столбиком чисел. Сначала Маша сложила числа в разряде единиц – получила однозначное число 8, которое записала в разряде единиц цифрой 8. Затем Маша сложила числа в разряде десятков и получила однозначное число 6, которое записала цифрой 6 в разряде десятков значения суммы.
№2. –Откроем тетрадь для самостоятельных работ на странице 20 и выполним поразрядное сложение чисел с помощью разрядной таблицы, начиная с разряда единиц, применяя правило, которым пользовалась Маша. -В тетради запишем эту запись столбиком. И также решим. | Выполняют указания учителя. Слушают его, отвечаю на вопросы. Записываю сложение разными способами. Выполняют действие сложение. | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; - осознание ответственности за общее дело; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности; - установка на здоровый образ жизни; Познавательные: осуществление поиска необходимой информации; - моделирование; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; Коммуникативные: ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников; - построение понятных для партнёра высказываний; - умение задавать вопросы; - контроль действий партнёра; - использование речи для регуляции своего действия; Регулятивные: волевая саморегуляция; - познавательная инициатива; - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; - внесение необходимых дополнений и корректив в план и действия; |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7-10 мин). Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
№3Выполнение номера по заданию. -Ученик у доски, остальные в тетрадях. | | Личностные: осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами; - осуществление гражданской идентификации личности; - формирование мотивов достижения и социального признания; Познавательные: доказательство; - использование общих приемов решения задач; - формулирование проблемы; Коммуникативные: построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; - контроль действий партнёра; Регулятивные: сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона; - выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме; - волевая саморегуляция. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7 мин). Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. |
Тетр для сам раб №5 выполним самостоятельно в тетрадях. -Обменяемся тетрадями с соседом по парте, проверим, правильно ли выполнил ваш одноклассник.
| -Выполняют самостоятельную работу -Проверяют, отвечают на вопросы. | Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; - осуществление гражданской идентификации личности; Познавательные: сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; - использование общих приемов решения задач; Регулятивные:- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале; - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия. |
VIII. Включение в систему знаний и повторение (5 – 6 мин). Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. |
№6 Выполним по заданию. Запишем суммы столбиком. Вычислим. | Выполняют у доски и в тетрадях. | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; Познавательные: структурирование знания; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; Коммуникативные: ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулирование собственного мнения (позиции); Регулятивные: оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; |
Х. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 - 4 мин). Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия |
— Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. — Какую цель ставили на уроке? — Чему научились? — Довольны ли вы своей работой? Если вы считаете, что хорошо работали на уроке, правильно отвечали на вопросы, были активны и внимательны, то хлопните один раз в ладоши. Если вы считаете, что вам нужно доработать по теме нашего урока, то хлопните два раза. Если вам совсем не понравился наш урок, вы считаете, что не справились – топните ногой. -Ребята, спасибо за урок, вы хорошо поработали сегодня. До свидания! | -Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: самооценка на основе критериев успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; Познаватнльные: рефлексия способов и условий действия; - формулирование проблемы; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные: осознание качества усвоения; - определение уровня усвоения; - адекватное восприятие оценки учителя. |