Оборудование: Учебник История Древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер ; мультимедийная презентация; проектор; карта «Римская республика в первом веке до н.э.»; пакет с рабочим материалом; шляпы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент. |
Мотивационно-целевой | -Какую большую тему (главу) мы изучаем? -Какие события Гражданских войн нами изучены? Между тем, восстанием Спартака период Гражданских войн в Риме не завершился… Сегодня мы продолжим изучение этого периода истории Древнего Рима. Нам предстоит познакомиться с одной из самых интересных личностей Древнего Рима, которая на протяжении многих веков привлекает внимание всех интересующихся историей. Фразы, произнесенные этим человеком, стали крылатыми: «жребий брошен», «перейти Рубикон», «пришел, увидел, победил». Так кто же он? | Учащиеся называют тему «Гражданские войны в Риме» и называют темы двух предыдущих уроков. | Личностные. - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи. |
Ориентационный | Тема нашего сегодняшнего урока: Единовластие Цезаря. Давайте сформулируем задачи на урок. Что мы хотим узнать на этом уроке? -познакомиться с особенностями прихода к власти Цезаря; -выявить изменения, произошедшие в Римской республике с приходом к власти Цезаря. - дать оценку личности Цезаря. | Учащиеся выдвигают свои предложения, записывают тему урока. Приходят к пониманию, что необходимо получить новые знания, чтобы решить поставленные задачи. | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания. Коммуникативные: - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулирование собственного мнения (позиции) Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане; -учет правила в планировании и контроле способа решения. |
Проверка домашнего задания | А сейчас в форме игры ― «Да/нет», закрепим полученные знания. Поскольку мы с вами сейчас будем говорить о самом известном восстании рабов, предлагаю вам выразить свое согласие с утверждением поднятием большого пальца руки, несогласие- опусканием. 1.Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? (Да – нет.) 2.Спартак был родом из Африки? (Да – нет.) 3.По мнению историков, Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да –нет.) 4.Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да – нет.) 5.Последний бой Спартака произошел в Апулии в 71г. до н.э.? (Да – нет.) Ответы: 1. Да, 2.Нет, 3. Да, 4. Нет, 5. Да | Отвечают на вопросы, по просьбе учителя поясняют свой ответ. | Личностные: - развитие "Я-концепции" и самооценки личности, - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Коммуникативные: - построение понятных для партнёров высказываний, - использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: - поиск способов решения задач, - структурирование знаний, - установление причинно-следственных связей, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
Введение в новый материал | Главную роль в подавлении восстания рабов сыграли два полководца- Красс и Помпей. После подавления восстания оба полководца не распустили свои войска; оба стремились к единовластию. -В каком году в Риме была установлена республика? В те времена Римское государство было очень небольшим по территории: город Рим и маленькая область вокруг него. Верховная власть принадлежала народному собранию. С тех пор прошло 400 лет, теперь Риму стало принадлежать Средиземноморье. Кто при таких огромных размерах государства мог явиться в Рим и участвовать в народном собрании? Народное собрание уже не выражало интересы всех римских граждан. Ни для кого не было секретом, что богачи подкупали избирателей. Учитель демонстрирует хлеб, меч и монету. -Как связаны эти предметы с избирательной компанией в Риме? Познакомьтесь с документом - рассказом Плутарха о Риме, подобном судну, несущемуся без управления (стр 254) Какие люди становились консулами? Заботились ли они о благе народа? В таких условиях многие римляне склонялись к тому, чтобы передать власть одному человеку. «единовластие» - управление, при котором вся власть сосредоточена в руках одного лица. В первой половине I века до н.э. было несколько претендентов на власть: Помпей, Красс и Цезарь | Выдвигают предположения. Работают с историческим источником на стр 254. Отвечают на вопросы учителя, аргументируя ответы с помощью источника. Учащиеся объясняют значение понятия «единовластие». Записывают определение в рабочую тетрадь. | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания |
Содержательно-операционный | В связи с какими событиями мы встречали двух из представленных личностей. Познакомимся с Юлием Цезарем. Видеосюжет . Задание:подготовить выступление на Народном собрании в поддержку или против Цезаря (карточки командам) Назвать качества личности Цезаря, способствовавшие его приходу к власти. | Ответы учащихся: Красс и Помпей – полководцы, подавившие восстание Спартака. Класс делится на группы: Простой народ Рима. Солдаты армии Рима. Сенаторы- сторонники республики. Просмотр видеосюжета о Цезаре https://www.youtube.com/watch?v=AXTI5mr1r0k и чтение §52 стр. 252-253 Выступление представителей команд. Учащиеся отмечают качества личности Цезаря, способствовавшие его достижению власти. | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции), - использование речи для регуляции своего действия, - построение монологического высказывания. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: - поиск разнообразных способов решения задач, Установление причинно-следственных связей. |
Динамическая пауза |
Содержательно-операционный | Рассказ учителя об итогах борьбы за власть между Помпеем, Крассом и Цезарем. Подводит учащихся к выводу: Цезарь устранил всех своих противников на пути к единоличной власти Приём «Составь систему» Какие изменения произошли в системе управления после захвата власти Цезарем? Составьте схему, восполнив недостающие элементы. §52 п. 4 стр. 254 Комментирует итоги работы учащихся. Проблемный вопрос: какой орган власти представлял опасность для Цезаря? Рассказ (или просмотр видеосюжета о гибели Цезаря). | Работа с картой на стр. 251 «Гражданские войны в Риме». Участвуют в диалоге, делают вывод о том, что Цезарь устранил всех своих противников на пути к единоличной власти Делают запись в тетради «49 г. до н.э. – захват власти Цезарем». Составляют в тетради схему Представляют итоги работы и сравнивают с образцом. Записывают определение понятия «диктатор» в рабочей тетради. Диктатор- правитель, обладающий неограниченной властью. Ответы учащихся: В Сенате были враги Цезаря, желавшие его гибели. Записывают в тетрадь дату : 15 марта 44 г. до н.э. убийство Цезаря в Сенате. Делают вывод о том, что убийство было предательским. | Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме. Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. |
Рефлексия | Используется метод «6 шляп» Оценка работы учащихся на уроке. Задает задание на дом: §52, отвечать устно на вопросы (с. 255). | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - анализ, - синтез, - установление причинно-следственных связей. |
| | | |
Доблестные воины Рима выступают (в поддержку или против) установления единовластия Цезаря,
потому, что…. (привести аргументы в подтверждение позиции (Какими действиями Цезарь мог привлечь воинов-легионеров на свою сторону?).
§52 стр. 252-253
Простой народ Рима выступает (в поддержку или против) установления единовластия Цезаря,
потому, что…. (привести аргументы в подтверждение позиции (Какими действиями Цезарь мог привлечь бедных римлян на свою сторону?).
§52 стр. 252-253
Уважаемые сенаторы выступают (в поддержку или против) установления единовластия Цезаря,
потому, что…. (привести аргументы в подтверждение позиции (Какими действиями Цезарь мог настроить сенаторов против себя?).
§52 стр. 252-253