13.4 | Изложение нового материала | Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя? Анализ 1 сна героя. - Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова? - Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы? Смотреть эпизоды о Лужине и Свидригайлове, выписать цитаты из текста романа Часть I, глава 3 Часть II, главы 4–5 Часть V, главы 1–3 о Лужине Часть IV, главы 1–2 Составьте «Письмо с пробелами» (восстановите недостающие слова в описании комнаты Раскольникова) "...с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была _____________, шагов в шесть длиной, имевшая самый _________вид с своими __________, ____________и всюду __________ от стены обоями, и до того __________, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней ______, и всё казалось, что вот-вот _________________________. Мебель соответствовала помещению: было три _________ стула, не совсем __________, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не ______________; и, наконец, ___________софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ________, но теперь в _________и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, __________, покрываясь своим старым, ______, ____________ и с одною ________ подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик. Трудно было более _____________ и обнеряшиться..." Прочитайте статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой? (Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы. Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею». Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», то есть живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», то есть имеющие «дар или талант сказать… новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести». Изучить блок – схему «Отношение Раскольникова к героям романа» (смотреть приложение 1) | Работают с текстом Просмотр отрывка Работа с текстом романа Работа по заданию Работа с текстом | 5 мин 5 мин 8 мин 3 мин 4мин |
13.6 | Подведение итогов занятия | Организовать обсуждение в видеоконференции и написать индивидуальное сообщение по итогу занятия в виде ответов на следующие вопросы: Какова основная причина убийства старухи? Выдержал ли Раскольников испытание своей теорией? Есть ли в истории примеры, подтверждающие эту теорию? Как к ней относится сам автор Составьте «досье» на Раскольникова Пример «досье» : ФИО: Раскольников Родион Романович. Возраст: 23-24 года. Детство: родился и вырос в крошечном городишке. Сословие: дворянин. Место жительства: Петербург. Социальное положение: бывший студент, бросивший учебу в Петербургском университете на юридическом факультете. Род занятий: ранее давал частные уроки. Материальное положение: «задавлен бедностью». Жилищные условия: снимает каморку, похожую на шкаф. Черты характера: гордый, самоуверенный, решительный, сочувствует униженным и оскорбленным. Семейное положение: холост. Родные: отец и младший брат умерли. Мать Пульхерия Александровна, сестра Дуня (Авдотья Романовна). Публикации: статья «О преступлении». Друзья: Разумихин. Отметки выставляются после проверки заданий в электронную тетрадь. | Итоговое обсуждение образа Раскольникова | 3 мин |
13.7 | Домашнее задание | Написать эссе на тему «Размышление над страницами «Преступления и наказания». Карточки – задание для самостоятельной работы №1 «Раскаяния никакого Раскольников не испытывает, и вовсе не мучения совести заставляют его сознаться в преступлении. Перечитываешь «преступление и наказание» - и недоумеваешь, как могли раньше, читая одно, понимать совсем другое, как могли видеть в романе истасканную «идею», что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание». В.В. Вересаев. Живая жизнь. 1910. 1. Что заставило Раскольникова явиться с повинной? Как разрешается в эпилоге борьба двух начал в самосознании Раскольникова? Убедительно ли его воскрешение в эпилоге? 2. Согласны ли вы с мнением о том, что роман Достоевского не о том, как «преступление будит в человеке совесть»? О чем роман Достоевского? №2 Внимательно изучив материалы занятия, заполните следующую таблицу фактами, подтверждающими виновность, либо невиновность Раскольникова. Сделайте вывод, обоснуйте его и оформите бланк самостоятельной работы – виновен или не виновен Раскольников (смотри приложение 2) | Запись задания в тетрадь | 2 мин |