СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта дистанционного занятия с применением технологий активного обучения на уроке литературыТехнологическая карта дистанционного занятия с применением технологий активного обучения на уроке литературы

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"»

Технологическая карта дистанционного занятия с применением технологий активного обучения на уроке литературы

1

ФИО ав­то­ра

 Кроль Ирина Ивановна

2

Дис­ципли­на

Литература 

3

Ка­тего­рия обу­ча­ющих­ся (спе­ци­альность)

 «Повар, кондитер»,1 курс колледжа

4

Те­ма за­нятия

 Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».

«Преступление и наказание Родиона Раскольникова»

5

Вид за­нятия

 Комбинированное

6

Тип за­нятия

Совершенствование знаний, умение навыков на занятие литературы в работе с текстом романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

7

Тех­но­логия ак­тивно­го обу­чения

 Видеоконференция

8

Це­ли и за­дачи за­нятия:

  • об­ра­зо­ва­тельные;

  • раз­ви­ва­ющие;

  • вос­пи­та­тельные

 Цели:

1.Обобщение знаний студентов, полученные при изучении романа Достоевского «Преступление и наказание»

2.Расширение представления студентов о гражданственности и демократических нормах посредством анализа мотивов поведения Родиона Раскольникова.

3.Воспитание человека-гуманиста.

Задачи:

1.Создать атмосферу «погружения» в текст

2.Развивать интеллектуальные и коммуникативные умения студентов.

3.Внимательно относиться к авторскому слову.

9

Фор­ми­ру­емые ком­пе­тен­ции

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность на примере героев романа «Преступление и наказание»

10

Фор­ми­ру­емые зна­ния

 Формирование самостоятельно принимать и сохранять поставленные цели и задачи

11

Фор­ми­ру­емые уме­ния

 Научиться контролировать, оценивать свои действия

12

Ме­тоди­чес­кое обес­пе­чение за­нятия:

  • наг­ляд­ные по­со­бия;

  • тех­ни­чес­кие спо­со­бы обу­че­ния, прог­рам­мное обес­пе­че­ние;

  • ли­те­ра­ту­ра

  Учебник литературы (10 класс, 2 часть автор Ю.В.Лебедев), гаджеты, компьютер, роман Достоевского «Преступление и наказание».

13

Ход за­нятия

 



Таблица 2. Ход занятия*


Этап занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время в минутах

13.1

Ор­га­низа­ци­он­ный мо­мент

Вступительное слово преподавателя (приветственное слово и эмоционально-психологический настрой студентов).

Слово преподавателя о романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 

 Записывают дату занятия

 3 мин

13.2

Ак­ту­али­зация опор­ных зна­ний

Демонстрация отрывков из художественного фильма «Преступление и наказание »с целью акцентировать внимание на образе главного героя –Родионе Раскольникове.
Мозговой штурм в виде вопросов и ответов о главном герое. 

 Просмотр фильма. Ответы на вопросы

 5 мин

13.3

Со­об­ще­ние те­мы и це­ли за­нятия

« Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание Родиона Раскольникова» 

Цели:

1.Обобщение знаний студентов, полученные при изучении романа Достоевского «Преступление и наказание»

2.Расширение представления студентов о гражданственности и демократических нормах посредством анализа мотивов поведения Родиона Раскольникова.

3.Воспитание человека-гуманиста.

 Записывают тему занятия

 3 мин

13.4

Из­ло­жение но­вого ма­тери­ала

 Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя? Анализ 1 сна героя.

- Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

- Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

Смотреть эпизоды о Лужине и Свидригайлове, выписать цитаты

из текста романа

Часть I, глава 3

Часть II, главы 4–5

Часть V, главы 1–3 о Лужине

Часть IV, главы 1–2


Составьте «Письмо с пробелами»

(восстановите недостающие слова в описании комнаты Раскольникова)

"...с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была _____________, шагов в шесть длиной, имевшая самый _________вид с своими __________, ____________и всюду __________ от стены обоями, и до того __________, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней ______, и всё казалось, что вот-вот _________________________. Мебель соответствовала помещению: было три _________ стула, не совсем __________, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не ______________; и, наконец, ___________софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ________, но теперь в _________и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, __________, покрываясь своим старым, ______, ____________ и с одною ________ подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик. Трудно было более _____________ и обнеряшиться..."

Прочитайте статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой? (Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы.

Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею».

Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», то есть живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», то есть имеющие «дар или талант сказать… новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».

Изучить блок – схему «Отношение Раскольникова к героям романа» (смотреть приложение 1)







 Работают с текстом









Просмотр отрывка



Работа с текстом романа



Работа по заданию

































Работа с текстом

 





5 мин











5 мин





8 мин





3 мин

































4мин

13.5

За­креп­ле­ние изу­чен­но­го ма­тери­ала

Посмотрите фрагмент фильма «Преступление и наказание». Какую роль в судьбе Раскольникова сыграла третья встреча Раскольникова со следователем?

Проследите, какие ощущения возникли у Раскольникова после совершенного убийства.

 Просмотр фильма, обсуждение

 4 мин

13.6

Под­ве­дение ито­гов за­нятия

 Организовать обсуждение в видеоконференции и написать индивидуальное сообщение по итогу занятия в виде ответов на следующие вопросы:

Какова основная причина убийства старухи?

Выдержал ли Раскольников испытание своей теорией?

Есть ли в истории примеры, подтверждающие эту теорию?

Как к ней относится сам автор

Составьте «досье» на Раскольникова

Пример «досье» :

ФИО: Раскольников Родион Романович.

Возраст: 23-24 года.

Детство: родился и вырос в крошечном городишке.

Сословие: дворянин.

Место жительства: Петербург.

Социальное положение: бывший студент, бросивший учебу в Петербургском университете на юридическом факультете.

Род занятий: ранее давал частные уроки.

Материальное положение: «задавлен бедностью».

Жилищные условия: снимает каморку, похожую на шкаф.

Черты характера: гордый, самоуверенный, решительный, сочувствует униженным и оскорбленным.

Семейное положение: холост.

Родные: отец и младший брат умерли. Мать Пульхерия Александровна, сестра Дуня (Авдотья Романовна).

Публикации: статья «О преступлении».

Друзья: Разумихин.


Отметки выставляются после проверки заданий в электронную тетрадь.

Итоговое обсуждение образа Раскольникова






































 3 мин






































13.7

До­маш­нее за­дание

 Написать эссе на тему «Размышление над страницами «Преступления и наказания».

Карточки – задание для самостоятельной работы

№1

«Раскаяния никакого Раскольников не испытывает, и вовсе не мучения совести заставляют его сознаться в преступлении. Перечитываешь «преступление и наказание» - и недоумеваешь, как могли раньше, читая одно, понимать совсем другое, как могли видеть в романе истасканную «идею», что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание».

В.В. Вересаев. Живая жизнь. 1910.

1. Что заставило Раскольникова явиться с повинной? Как разрешается в эпилоге борьба двух начал в самосознании Раскольникова? Убедительно ли его воскрешение в эпилоге?

2. Согласны ли вы с мнением о том, что роман Достоевского не о том, как «преступление будит в человеке совесть»? О чем роман Достоевского?

№2

Внимательно изучив материалы занятия, заполните следующую таблицу фактами, подтверждающими виновность, либо невиновность Раскольникова. Сделайте вывод, обоснуйте его и оформите бланк самостоятельной работы – виновен или не виновен Раскольников (смотри приложение 2)

 Запись задания в тетрадь

2 мин















Приложение 1










Блок – схема «Отношение главного героя - Раскольникова к

остальным героям романа »














Приложение 2

Бланк для самостоятельной работы

Задание 1: Внимательно изучив материалы занятия, заполните следующую таблицу фактами, подтверждающими виновность, либо невиновность Раскольникова. Сделайте вывод, обоснуйте его.

Виновен

Не виновен

Раскольников Родион Романович

 

 

Вывод (виновен, невиновен, виновен, но заслуживает снисхождения):