СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта и презентация по теме" Для чего нужен план?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный методический материал разработан в соответствии с основными требованиями ФГОС к современному уроку

Просмотр содержимого документа
«Для чего нужен план открытый урок»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тема: «Для чего нужен план?»

Цель урока: создание условий для формирования умения создавать план текста.

Задачи урока: показать деление текста на смысловые части (микротемы), учить озаглавливать части текста, развитие речи учащихся путем составления окончания сказки, работать над словарными словами, показать богатство и образность языка на примере сказки «Храбрый опенок».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма урока: комбинированный урок.

Опорные понятия, термины: тема, основная мысль, ПЛАН, микротема, абзац, назывной, вопросный, тезисный.

Формы контроля: фронтальный контроль, работа в группах, в парах.

Домашнее задание: иллюстрации на тему «Грибы в осеннем лесу», пересказ продолжения сказка Э.Ю.Шима «Храбрый опёнок».

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые предметные результаты

Формируемые УУД

Орг. момент (1-2 мин)

проверка готовности учащихся, их настроя на работу

Подарите улыбку друг другу, поделитесь своим хорошим настроением.

- Я желаю вам успехов в работе.




Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин.)

готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

-Откройте тетради, запишите число, 12 декабря. Что сегодня за день?

«Мозговой штурм»

  • 1. Разговор двух или нескольких лиц.

  • 2. Речь одного человека.

  • 3. Сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

  • 4. То, о чём (или о ком) говорится в тексте.

  • 5. То, к чему призывает текст, чему учит, ради чего написан


Записывают число, классная работа.

12 декабря - День Конституции РФ


Ученики отвечают на вопросы

Диалог, монолог, текст, тема текста, основная мысль




Знают признаки текста

Познавательные УУД:

Владеют приёмами анализа и систематизации материала.


Регулятивные УУД:

Осуществляют взаимоконтроль.

Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (2-3 мин.)

выявление места и причины затруднения

2 слайд

Верю - не верю

1. В заглавии заметки «Конкурс юных чтецов» отражена основная мысль?

2. В заглавии заметки «Пожалейте рябину!» отражена основная мысль?

3. В заглавии «Какое чудо – цирк!» отражена тема текста?

4. В заглавии текста «Отважный пингвинёнок!» отражена основная мысль?

5. В заглавии текста «В осеннем лесу» отражена основная мысль?

6. В заглавии текста «Хорош лес осенью!» отражена тема текста?

Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа по парте.

Одна ошибка – «4», 2 - «3»

Слайд 3

- Что вам напоминает эта запись?

  • В чём вам помог план?

  • Нужен ли нам план?

  • Какова тема занятия?

Что вам поможет рассказать о событиях в определенной последовательности и ничего не пропустить?

  • А каковы цели урока?

  • А что значит работать над планом?Слайд 4

Составляя план текста, мы можем лучше понять его содержание и строение. Для того чтобы правильно составить его, нужно знать последовательность действий или алгоритм. Познакомьтесь с памяткой.

Прочитайте то определение, которое связано с темой урока?слайд 5.

Ученики отвечают на вопросы, ставя в тетради + или -





Ключ

-, +, -, +, -, -


Ученики обмениваются тетрадями,

оценивают.



Запись напоминает план текста.




Учиться составлять план,

Озаглавливать каждую микротему, пересказывать по составленному плану.

Знакомятся с памяткой «Как составлять план текста» (раздается каждому ученику)


Называют 4 определение понятия план.


Отвечают на вопросы по строению текста.







Коммуникативные УУД

Свободно излагают свои мысли в устной форме.

Аргументируют свою позицию.

Познавательные УУД:

Преобразовывают информацию из одной формы в другую.


Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.)

построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению

1.Запишите всказывание лингвиста М.А.Рыбниковой стр 36, №55

Так что же значит работать над планом?(проникать в смысл текста, изчать построение произведения, вникать в язык, образы).

2.Рисунки детей. «Найди свой гриб» 6 слайд

3. №56 Храбрый опёнок .слайд 7

Какова тема текста, основная мысль?

Сколько микротем в сказке?

Вы выделили в тексте микротемы, озаглавьте их.

Что вам поможет рассказать о грибах в определенной последовательности и ничего не пропустить?

Обратите внимание на слайд. Работа в парах. Перед вами 2 вида плана, сопоставьте их, попробуйте определить название каждого вида плана.


Время на работу 2 мин.

Самооценка.


Читают и записывают, слушают текст Эдуарда Юрьевича Шима «Храбрый опёнок», определяют тему и основную мысль текста.

Записывают словарные слова, составляют планы и записывают в тетрадь.


1 план – назывной, 2 – цитатный, отражающий основную мысль текста


Умеют определять тему и основную мысль текста. Выделяют микротемы текста.

Осуществляют информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. Делят текст на смысловые части.

Определяют виды планов текста – вопросный и тезисный, назывной.

Определяют последовательность действий при составлении плана текста.

Регулятивные УУД

1.  Высказывают предположения на основе наблюдений.

2. Формулируют тему урока.

3. Самостоятельно ставят цель деятельности.

4.Осуществляют самоконтроль.

5.Принимают и удерживают учебную задачу.

Познавательные УУД:

1. Соотносят информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные УУД:

работают в парах, оформляют свои мысли.

Первичное закрепление (4 – 5 мин.)

усвоение нового способа действий

1.Упр.56 по заданию, предложенному в учебнике.

Перескажите по плану сказку, с продолжением строения абзацев.

Проверка. Оценивание.

2.Грамматическая задача.9 слайд

Зарядка

Продолжение сказки

Один опёнок скромно стоял траве и ничем не мог похвалиться. Все грибы смеялись над ним, но он не унывал. Это был храбрый и мужественный гриб. Он верил, что настанет день, когда его увидит грибник, обрадуется и положит в корзину.

Делят текст на абзацы. Определяют в тексте композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть и концовка). Умеют составлять 2 вида плана.

Познавательные УУД:

Владеют приёмами анализа и систематизации материала.

Регулятивные УУД:

оценивают результаты работы, вносят необходимые коррективы в способ действия в случае расхождения эталона.

Коммуникативные УУД:

Соблюдают правила речевого поведения.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)

рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха

Работа в группе. Сейчас составьте план к басне «Лиса и Козёл». 1,4 группы составляют вопросный план, а 2, 4 – назывной или цитатный. Прочитайте текст на карточке.

О чем этот рассказ? Какова его тема? Что нужно сделать, чтобы составить план? Выделите микротемы. Сколько их? Озаглавьте.

Свой вариант плана запишите в тетрадь.

- Чему эта басенка учит?


План

1. Лиса в колодце.

2. Козлу хочется пить.

3. Вкусная водичка!

4. Только плутовку и видели!

5. Нашли козла.

Вопросный план

Как лиса попала в колодец?

Зачем Козёл заглянул в колодец?

Почему Козёл решил прыгнуть в колодец?

Как Лиса выбралась из колодца?

Когда хозяин нашёл Козла?

Умеют определять тему и основную мысль текста. Выделять микротемы текста.

Составлять вопросный,

назывной, тезисный план.

Познавательные УУД:

Владеют приёмами анализа и систематизации материала.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно решают поставленную задачу.

Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин.)

повторение и закрепление ранее изученного

Составьте синквейн по теме нашего урока.

1 строка (тема) – имя существительное.

2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.

3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.

4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.

5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на эмоциональном уровне повторяющее суть темы.


Составляют синквейн

План

Вопросный, тезисный.

Прочитать, понять, составить.

План помогает пересказать текст.

Порядок.


Знают основные теоретические сведения о плане текста.









Умеют составлять синквейн.

Познавательные УУД

1. Преобразовывают информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм), выстраивать последовательность действий.

2. Анализируют, сравнивают, строят логические рассуждения.

Рефлексия деятельности (2-3 мин.)

осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания.


- Так для чего нужен план?

Чтобы понимать текст, его построение, образы, чтобы пересказывать, не упустив ни одной микротемы.

- Сумели ли мы добиться цели урока?

Закончите предложения: сегодня на уроке я узнал…

Я понял, что…

Теперь я могу …

У меня получилось…

Я попробую…

Мне захотелось …


Отвечают на вопросы




Заполняют листы успеха, ставят оценки.


Записывают Д/З

  • Упр. 59 ( письменно), 58 (устно) § 8 «Русская речь»



Регулятивные УУД

Соотносят цели и результаты своей деятельности.
























6


Просмотр содержимого презентации
«Для чего нужен план важно»

Для чего нужен план? Урок развития речи в 5 классе по УМК под ред. Бабайцевой

Для чего нужен план?

Урок развития речи в 5 классе по УМК под ред. Бабайцевой

Двенадцатое декабря.   Классная работа.  Верю - не верю 1. В заглавии заметки «Конкурс юных чтецов» отражена основная мысль? - 2. В заглавии заметки «Пожалейте рябину!» отражена основная мысль? + 3. В заглавии «Какое чудо – цирк!» отражена тема текста? - 4. В заглавии текста «Отважный пингвинёнок!» отражена основная мысль? + 5. В заглавии текста «В осеннем лесу» отражена основная мысль? - 6. В заглавии текста «Хорош лес осенью!» отражена тема текста? –  Ключ: - + - + - -

Двенадцатое декабря. Классная работа.

Верю - не верю

1. В заглавии заметки «Конкурс юных чтецов» отражена основная мысль? -

2. В заглавии заметки «Пожалейте рябину!» отражена основная мысль? +

3. В заглавии «Какое чудо – цирк!» отражена тема текста? -

4. В заглавии текста «Отважный пингвинёнок!» отражена основная мысль? +

5. В заглавии текста «В осеннем лесу» отражена основная мысль? -

6. В заглавии текста «Хорош лес осенью!» отражена тема текста? –

Ключ: - + - + - -

Что напоминает вам эта запись ? 1. Маленький пингвинёнок. 2.Он смотрел, как купаются другие птицы. 3. Ему страшно было бросаться в море. 4.Пингвинёнок бросился вниз. 5. Отважный пингвинёнок.

Что напоминает вам эта запись ?

1. Маленький пингвинёнок.

2.Он смотрел, как купаются другие птицы.

3. Ему страшно было бросаться в море.

4.Пингвинёнок бросился вниз.

5. Отважный пингвинёнок.

  • В чём вам помог план?
  • Нужен ли нам план?
  • Какова тема занятия?
  • Назовите цели урока.
Двенадцатое декабря.  Для чего нужен план?  Классная работа. - Что значит работать над планом?

Двенадцатое декабря. Для чего нужен план? Классная работа.

- Что значит работать над планом?

Прочитайте то определение, которое связано с темой урока?

Прочитайте то определение, которое связано с темой урока?

  • 1. План — топографическая карта местности.
  • 2. План — ряд обдуманных действий, мероприятий.
  • 3. План — проект чего-либо.
  • 4.План — короткая форма переработки текста, при которой выделяются смысловые части текста и озаглавливаются.
Узнай «свой» гриб? 1 2 3 5 4

Узнай «свой» гриб?

1

2

3

5

4

Э.Ю. Шим «Храбрый опенок».   С кем автор сравнивает грибы? С кем сравнивается боровик? Подосиновик? Маслята? Сыроежки?

Э.Ю. Шим «Храбрый опенок».

  • С кем автор сравнивает грибы?
  • С кем сравнивается боровик?
  • Подосиновик?
  • Маслята?
  • Сыроежки?

Словарная работа Кафта́н  — верхняя, преимущественно мужская одежда. Термин появился в русских письменных источниках в XV веке. В XVI—XVII веках им обозначали мужскую комнатную и уличную одежду.    Картуз - название шапки, мужского  головного убора.  Головной убор с козырьком,  неформенная фуражка. 

Словарная работа

  • Кафта́н  — верхняя, преимущественно мужская одежда. Термин появился в русских письменных источниках в XV веке. В XVI—XVII веках им обозначали мужскую комнатную и уличную одежду.
  •   Картуз - название шапки, мужского
  • головного убора. Головной убор с козырьком,
  • неформенная фуражка. 

Чем различаются представленные здесь планы? Грибы – один другого краше! 1.  Деды – боровики. Загляденье! 2. Отцы – подосиновики. Тоже красота! 3. Братцы – маслята. Тоже хороши! 4. Сестрицы – сыроежки. Тоже неплохи! Грибы в осеннем лесу.  Боровики. Подосиновики. Маслята. Сыроежки.

Чем различаются представленные здесь планы?

Грибы – один другого краше!

1. Деды – боровики. Загляденье!

2. Отцы – подосиновики. Тоже красота!

3. Братцы – маслята. Тоже хороши!

4. Сестрицы – сыроежки. Тоже неплохи!

Грибы в осеннем лесу.

  • Боровики.
  • Подосиновики.
  • Маслята.
  • Сыроежки.

Грамматическая задача Можно ли утверждать, что планы есть в каждом учебнике, по любому предмету? Ответ: Да, так как оглавление в учебнике – это его план. Ответ: Да, так как оглавление в учебнике – это его план. Ответ: Да, так как оглавление в учебнике – это его план. Ответ: Да, так как оглавление в учебнике – это его план. Ответ: Да, так как оглавление в учебнике – это его план.  Физминутка

Грамматическая задача

  • Можно ли утверждать, что планы есть в каждом учебнике, по любому предмету?

Ответ: Да, так как оглавление в учебнике – это его план.

  • Ответ: Да, так как оглавление в учебнике – это его план.
  • Ответ: Да, так как оглавление в учебнике – это его план.
  • Ответ: Да, так как оглавление в учебнике – это его план.
  • Ответ: Да, так как оглавление в учебнике – это его план.

Физминутка

Самостоятельная работа. Составить план басни «Лиса и Козёл»

Самостоятельная работа. Составить план басни «Лиса и Козёл»

Синквейн  (от фр. cinquains, англ. cinquain) —  это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк

Синквейн  (от фр. cinquains, англ. cinquain) —  это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк

  • 1 строка (тема) – имя существительное.
  • 2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
  • 3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
  • 4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
  • 5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на эмоциональном уровне повторяющее суть темы.
СРАВНИ    1. ПЛАН  2. ВОПРОСНЫЙ, ТЕЗИСНЫЙ.  3. ПРОЧИТАТЬ, ПОНЯТЬ, СОСТАВИТЬ.  4. ПЛАН ПОМОГАЕТ ПЕРЕСКАЗАТЬ ТЕКСТ.  5. ПОРЯДОК.

СРАВНИ

1. ПЛАН

2. ВОПРОСНЫЙ, ТЕЗИСНЫЙ.

3. ПРОЧИТАТЬ, ПОНЯТЬ, СОСТАВИТЬ.

4. ПЛАН ПОМОГАЕТ ПЕРЕСКАЗАТЬ ТЕКСТ.

5. ПОРЯДОК.

Итог урока

Итог урока

  • Закончите предложения: сегодня на уроке я узнал…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу …
  • У меня получилось…
  • Я попробую…
  • Мне захотелось …
Домашнее задан ие Упр. 59 ( письменно), 58 (устно) § 8 «Русская речь»

Домашнее задан ие

  • Упр. 59 ( письменно), 58 (устно) § 8 «Русская речь»

Ключ к карточке

Ключ к карточке

  • 1. Текст – сочетание предложений , связанных в единое целое основной мыслью с помощью разных средств связи.
  • 2. Каждая смысловая часть текста раскрывает микротему , т.е. часть главной темы.
  • 3. Абзац выделяет одну микротему в письменном тексте с помощью красной строки.
  • 4.В абзаце можно выделить зачин и развитие мысли, а также иногда концовку .
Использованные материалы  Русская речь: Развитие речи 5 класс: Учебник для общеобразоват. Учрежд. М.: Дрофа, 2001; Уроки развития речи 5 класс Е. И. Никитина. ООО Дрофа, 1998  Картинки: gribochek.su  fevral-compani.ru Справочные материалы: www . interfax . by

Использованные материалы

  • Русская речь: Развитие речи 5 класс: Учебник для общеобразоват. Учрежд. М.: Дрофа, 2001;
  • Уроки развития речи 5 класс Е. И. Никитина. ООО Дрофа, 1998
  • Картинки: gribochek.su
  • fevral-compani.ru
  • Справочные материалы: www . interfax . by


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!