Цель урока: создание условий для формирования умения создавать план текста.
Форма урока: комбинированный урок.
Опорные понятия, термины: тема, основная мысль, ПЛАН, микротема, абзац, назывной, вопросный, тезисный.
Формы контроля: фронтальный контроль, работа в группах, в парах.
Домашнее задание: иллюстрации на тему «Грибы в осеннем лесу», пересказ продолжения сказка Э.Ю.Шима «Храбрый опёнок».
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые предметные результаты | Формируемые УУД |
Орг. момент (1-2 мин) | проверка готовности учащихся, их настроя на работу | Подарите улыбку друг другу, поделитесь своим хорошим настроением. - Я желаю вам успехов в работе. | | | |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин.) | готовность и осознание потребности к построению нового способа действий | -Откройте тетради, запишите число, 12 декабря. Что сегодня за день? «Мозговой штурм» 1. Разговор двух или нескольких лиц. 2. Речь одного человека. 3. Сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. 4. То, о чём (или о ком) говорится в тексте. 5. То, к чему призывает текст, чему учит, ради чего написан | Записывают число, классная работа. 12 декабря - День Конституции РФ Ученики отвечают на вопросы Диалог, монолог, текст, тема текста, основная мысль | Знают признаки текста | Познавательные УУД: Владеют приёмами анализа и систематизации материала. Регулятивные УУД: Осуществляют взаимоконтроль. |
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (2-3 мин.) | выявление места и причины затруднения | 2 слайд Верю - не верю 1. В заглавии заметки «Конкурс юных чтецов» отражена основная мысль? 2. В заглавии заметки «Пожалейте рябину!» отражена основная мысль? 3. В заглавии «Какое чудо – цирк!» отражена тема текста? 4. В заглавии текста «Отважный пингвинёнок!» отражена основная мысль? 5. В заглавии текста «В осеннем лесу» отражена основная мысль? 6. В заглавии текста «Хорош лес осенью!» отражена тема текста? Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа по парте. Одна ошибка – «4», 2 - «3» Слайд 3 - Что вам напоминает эта запись? В чём вам помог план? Нужен ли нам план? Какова тема занятия? Что вам поможет рассказать о событиях в определенной последовательности и ничего не пропустить? Составляя план текста, мы можем лучше понять его содержание и строение. Для того чтобы правильно составить его, нужно знать последовательность действий или алгоритм. Познакомьтесь с памяткой. Прочитайте то определение, которое связано с темой урока?слайд 5. | Ученики отвечают на вопросы, ставя в тетради + или - Ключ -, +, -, +, -, - Ученики обмениваются тетрадями, оценивают. Запись напоминает план текста. Учиться составлять план, Озаглавливать каждую микротему, пересказывать по составленному плану. Знакомятся с памяткой «Как составлять план текста» (раздается каждому ученику) Называют 4 определение понятия план. | Отвечают на вопросы по строению текста. | Коммуникативные УУД Свободно излагают свои мысли в устной форме. Аргументируют свою позицию. Познавательные УУД: Преобразовывают информацию из одной формы в другую. |
Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.) | построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению | 1.Запишите всказывание лингвиста М.А.Рыбниковой стр 36, №55 Так что же значит работать над планом?(проникать в смысл текста, изчать построение произведения, вникать в язык, образы). 2.Рисунки детей. «Найди свой гриб» 6 слайд 3. №56 Храбрый опёнок .слайд 7 Какова тема текста, основная мысль? Сколько микротем в сказке? Вы выделили в тексте микротемы, озаглавьте их. Что вам поможет рассказать о грибах в определенной последовательности и ничего не пропустить? Обратите внимание на слайд. Работа в парах. Перед вами 2 вида плана, сопоставьте их, попробуйте определить название каждого вида плана. Время на работу 2 мин. Самооценка. | Читают и записывают, слушают текст Эдуарда Юрьевича Шима «Храбрый опёнок», определяют тему и основную мысль текста. Записывают словарные слова, составляют планы и записывают в тетрадь. 1 план – назывной, 2 – цитатный, отражающий основную мысль текста | Умеют определять тему и основную мысль текста. Выделяют микротемы текста. Осуществляют информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. Делят текст на смысловые части. Определяют виды планов текста – вопросный и тезисный, назывной. Определяют последовательность действий при составлении плана текста. | Регулятивные УУД 1. Высказывают предположения на основе наблюдений. 2. Формулируют тему урока. 3. Самостоятельно ставят цель деятельности. 4.Осуществляют самоконтроль. 5.Принимают и удерживают учебную задачу. Познавательные УУД: 1. Соотносят информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД: работают в парах, оформляют свои мысли. |
Первичное закрепление (4 – 5 мин.) | усвоение нового способа действий | 1.Упр.56 по заданию, предложенному в учебнике. Перескажите по плану сказку, с продолжением строения абзацев. Проверка. Оценивание. 2.Грамматическая задача.9 слайд Зарядка | Продолжение сказки Один опёнок скромно стоял траве и ничем не мог похвалиться. Все грибы смеялись над ним, но он не унывал. Это был храбрый и мужественный гриб. Он верил, что настанет день, когда его увидит грибник, обрадуется и положит в корзину. | Делят текст на абзацы. Определяют в тексте композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть и концовка). Умеют составлять 2 вида плана. | Познавательные УУД: Владеют приёмами анализа и систематизации материала. Регулятивные УУД: оценивают результаты работы, вносят необходимые коррективы в способ действия в случае расхождения эталона. Коммуникативные УУД: Соблюдают правила речевого поведения. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.) | рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха | Работа в группе. Сейчас составьте план к басне «Лиса и Козёл». 1,4 группы составляют вопросный план, а 2, 4 – назывной или цитатный. Прочитайте текст на карточке. О чем этот рассказ? Какова его тема? Что нужно сделать, чтобы составить план? Выделите микротемы. Сколько их? Озаглавьте. Свой вариант плана запишите в тетрадь. - Чему эта басенка учит? | План 1. Лиса в колодце. 2. Козлу хочется пить. 3. Вкусная водичка! 4. Только плутовку и видели! 5. Нашли козла. Вопросный план Как лиса попала в колодец? Зачем Козёл заглянул в колодец? Почему Козёл решил прыгнуть в колодец? Как Лиса выбралась из колодца? Когда хозяин нашёл Козла? | Умеют определять тему и основную мысль текста. Выделять микротемы текста. Составлять вопросный, назывной, тезисный план. | Познавательные УУД: Владеют приёмами анализа и систематизации материала. Регулятивные УУД: Самостоятельно решают поставленную задачу. |
Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин.) | повторение и закрепление ранее изученного | Составьте синквейн по теме нашего урока. 1 строка (тема) – имя существительное. 2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные. 3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы. 4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов. 5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на эмоциональном уровне повторяющее суть темы. | Составляют синквейн План Вопросный, тезисный. Прочитать, понять, составить. План помогает пересказать текст. Порядок. | Знают основные теоретические сведения о плане текста. Умеют составлять синквейн. | Познавательные УУД 1. Преобразовывают информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм), выстраивать последовательность действий. 2. Анализируют, сравнивают, строят логические рассуждения. |
Рефлексия деятельности (2-3 мин.) | осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания. | - Так для чего нужен план? Чтобы понимать текст, его построение, образы, чтобы пересказывать, не упустив ни одной микротемы. - Сумели ли мы добиться цели урока? Закончите предложения: сегодня на уроке я узнал… Я понял, что… Теперь я могу … У меня получилось… Я попробую… Мне захотелось … | Отвечают на вопросы Заполняют листы успеха, ставят оценки. Записывают Д/З Упр. 59 ( письменно), 58 (устно) § 8 «Русская речь» | | Регулятивные УУД Соотносят цели и результаты своей деятельности. |