Предмет | География |
Класс | 5 |
Тип урока | Итоговый урок по теме |
Тема урока | Обобщение по теме «План и карта» |
Цель урока | -формирование и развитие навыков работы с планом местности, географической картой и глобусом; -формирование умения определять географические координаты по географической карте; -формирование умения пользоваться масштабом плана, знать условные знаки карты и плана. |
Задачи урока | Образовательные: отработать и закрепить навык умения работы с планом местности, географической картой и глобусом. Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся через работу с планом местности, географической картой и глобусом, умения работать в группе, умения работать с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся. Воспитательные: воспитание культуры общения и географической этики. |
УУД | Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли. Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать – теоретический и практический материал темы; Уметь – решать географические задачи по теме. Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения: для чего необходимо ориентироваться на местности, зачем необходимо определять расстояния на планах, картах и глобусах, как использовать масштаб карты и где в жизни это может пригодиться, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Основные понятия | Ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, относительная и абсолютная высота, топографическая карта, глобус, масштаб, численный масштаб, именованный масштаб, линейный масштаб, градусная сетка, географические координаты |
Межпредметные связи | Геодезия, астрономия, математика. |
Ресурсы урока | Атлас, электронное приложение к учебнику, глобус, топографическая карта, физическая карта полушарий, физическая карта России. |
Формы урока | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Технологии | Технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, самооценивание, рефлексия. |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащих-ся, выполнение кото-рых приведёт к дос-тижению запланиро-ванных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1 Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку. | Подготовка к уроку, приветствие учителя. | Настраиваются на урок. | | Самоконтроль готовности к уроку |
2 Мотивация учебной деятельности Целепологание | На протяжении нескольких уроков мы изучали тему «План и карта», изучали способы ориентирования на местности, знакомились с планом местности и географической картой, градусной сеткой и географическими координатам . Что мы сегодня будем делать на уроке? | Отвечают на вопросы учителя: -Подведём итог по теме «План и карта» | Отвечают на вопрос учителя. | Формулирование темы и целей урока. | Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока. |
3. Рефлексия | Знакомство с листом самооценки и рефлексии | Задают вопросы по оцениванию себя в процессе урока. Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения: чему научились и где полученные навыки можно применять. | Ответы на вопросы учителя. | Закрепление знаний по изученной теме | Оценка достигнутых результатов. |
4. Выполнение заданий 4.1. Теоретический блок 4.2 Работа с топографической картой 4.3. Определение географических координат 4.4. Физкультминутка 4.5.Итоговые задания | Учитель предлагает обучающимся задания. Привлекает к выполнению всех обучающихся. | Выполняют задания. Работают индивидуально, в группах, осуществляют взаимопроверку. Корректируют свои ответы. | Выполнение заданий по теме «План и карта» | Повторение ранее пройденного материала, закрепление знаний по изученной теме | Выполнение учебных действий в соответствии с заданием. |
4 Рефлексия Самооценивание в листе самооценки Оценивание учителем. | Подводит итоги урока. -Чему научились при изучении темы «План и карта»? -Где можем применять полученные знания? | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения: чему научились и где полученные навыки можно применять. | Ответы на вопросы учителя. | Закрепление знаний по изученной теме | Оценка достигнутых результатов. Самоконтроль и взаимоконтроль |
5 Домашнее задание | Параграф 17. Выполнить задание 4 | Оценивают домашнее задание, задают вопросы. | | | Самоконтроль |
1 вариант | 2 вариант |
1.Если стоять лицом на север, то за спиной: А. Полярная звезда; В. Восток; Б. Юг; Г. Запад | 1.Если стоять лицом на запад, то за спиной: А. Полярная звезда; В. Восток; Б. Юг; Г. Север. |
2.Выберите верное утверждение: А.У азимута угол находится между направле-нием на юг и на объект; Б.У компаса красная стрелка направлена на север; В. Древний ориентир на восток – Луна; Г. Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток. | 2.Выберите верное утверждение: А.У азимута угол находится между направлением на север и на объект; Б.У компаса синяя стрелка направлена на юг; В. Древний ориентир на восток – Луна; Г. Основные стороны горизонта – северо-запад, юго-восток, запад, восток. |
3.Азимут в градусах измеряется: А. От 0° до 360°; В. От 0° до 210°; Б. От 0° до 120°; Г. От 0° до 330°. | 3.Азимут на север, восток, юг, запад соответствует: А. 0°, 90°, 180°, 270° В. 270°, 90°, 0°, 180° Б.90°, 0°, 270°, 180° Г. 0°, 270°, 90°, 180° |
4. В каком направлении вы вернётесь, если шли по азимуту 210°: А.60°; Б.30°; В.120°; Г.90°. | 4. В каком направлении вы вернётесь, если шли по азимуту 300°: А.60°; Б.30°; В.120°; Г.90°. |
5. В каком направлении от высоты 162,3 находятся: А. Отдельно стоящее дерево; Б. Ручей; В. Елагино. | 5. В каком направлении от Елагино находятся: А. Фруктовый сад; Б. Ольховый лес; В. Болото. |
6. Определите расстояние в метрах от отдельно стоящего дерева до озера, если масштаб карты 1:10000. | 6.Определите расстояние в метрах от сарая до высоты 162,3, если масштаб карты 1:10000. |
7.Меридианы на глобусе – это: А. Вертикальные прямые; В. Окружности; Б. Горизонтальные прямые; Г. Полуокружности. | 7.Параллели на глобусе – это: А. Вертикальные прямые; В. Окружности; Б. Горизонтальные прямые; Г. Полуокружности. |
8.Параллели на картах и глобусе всегда имеют направление: А. Север – юг; В. Восток – юг; Б. Север – запад; Г. Запад – восток. | 8.Меридианы на картах и глобусе всегда имеют направление: А. Север – юг; В. Восток – юг; Б. Север – запад; Г. Запад – восток. |
9.Полное градусное расстояние от нулевого меридиана на восток и запад составляет: А.60°; Б.90°; В.180°; Г.360°. | 9.Полное градусное расстояние от экватора до полюсов составляет: А.60°; Б.90°; В.180°; Г.360°. |
10.Для меридианов градусы подписаны на карте: А. На боковых рамках; Б. На нулевом меридиане; В. Вдоль экватора, а также на верхней и нижней рамках; Г. В легенде карты. | 10.Для параллелей градусы подписаны на карте: А. На боковых рамках; Б. На нулевом меридиане; В. Вдоль экватора, а также на верхней и нижней рамках; Г. В легенде карты. |
11.Широта отсчитывается (увеличивается) от: А. Северного полюса; Б. Гринвичского меридиана; В. Южного полюса; Г. Экватора. | 11.Долгота отсчитывается (увеличивается) от: А. Северного полюса; Б. Гринвичского меридиана; В. Южного полюса; Г. Экватора. |
12.Долгота бывает: А. Западная и восточная; В. Северная и южная; Б. Западная и южная; Г. Восточная и северная. | 12.Широта бывает: А. Западная и восточная; В. Северная и южная; Б. Западная и южная; Г. Восточная и северная. |
13. Северный и южный тропики – это параллели: А. 66,5°; Б. 23,5°; В. 0°; Г. 90°; | 13. Северный и южный полярный круг – это параллели: А. 66,5°; Б. 23,5°; В. 0°; Г. 90°; |
14. Восточную долготу имеют все точки страны: А. США; Б. Великобритании; В. Японии; Г. Аргентины. | 14. Западную долготу имеют все точки страны: А. России; Б. Великобритании; В. Японии; Г. Аргентины. |
15.Определить координаты Лондона. | 15. Определить координаты Парижа. |
16.Географические координаты Москвы: А. 56°с.ш. 38°в.д. В. 55°с.ш.37°в.д. Б. 60°с.ш. 39°в.д. Г. 50°с.ш.36°з.д. | 16.Географические координаты Сиднея: А. 56°с.ш. 38°в.д. В. 55°с.ш.37°з.д. Б. 60°ю.ш. 39°в.д. Г. 32°ю.ш.151°в.д. |
17.Определить абсолютную высоту отдельно стоящего дерева. | 17.Определить абсолютную высоту болота. |