СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку "Информационное право. Информационная безопасность"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку по теме "Информационное право. Информационная безопасность" предназначена для изучения дисциплины "Информатика" студентами специальности 38.02.01, 38.02.06, 38.02.07, обучающимся на база основного общего образования. Указанная презентация может быть использована и на уроке информатики в 11 кл.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку "Информационное право. Информационная безопасность"»

Автор: Терджанян Астхик Арменовна

Тема урока «Информационное право. Информационная безопасность»

Класс: 11 класс (1 курс СПО)

Тип урока: усвоение новых знаний

Интерактивная технология: займи позицию

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Цель урока: сформировать у учащихся представление об информационном праве и информационной безопасности

Образовательные результаты:

  • предметные: применять на практике принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; соблюдать при работе в сети нормы информационной этики и права (в том числе авторские права);

  • метапредметные: умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

  • личностные: мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.

Решаемые учебные задачи:

  1. сформировать у учащихся представления о правовом регулировании в области информационных ресурсов;

  2. актуализировать и углубить имеющиеся у учащихся представления о правовых нормах использования программного обеспечения, о наказаниях за информационные преступления;

  3. систематизировать и развить представления учащихся об информационной безопасности и защите информации.

Основные понятия: лицензионное соглашение на программное обеспечение, информационная безопасность, защита информации

Оборудование/ресурсное обеспечение урока: интерактивная доска, презентация (чтобы открыть презентацию, кликните по иконке )

Оснащение и методическое обеспечение урока: учебник Л. Л. Босова «Информатика 11 класс», презентация «Информационное право и информационная безопасность»



Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Личностные:

Психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение.

Формулирование темы и целей урока


Ребята, разгадайте три ребуса (слайд 1) и с помощью полученных понятий сформулируйте тему урока. Подсказка: одно из понятий в теме урока встречается 2 раза.



Молодцы, ребята! Запишите тему урока (слайд 2) в тетради.

Как же мы определим цель урока?

Узнать о том, что такое информационное право и информационная безопасность


Чтобы эту цель достичь, какие поставим задачи? Предлагаю сформулировать так

  1. узнать подробнее о правовом регулировании в области информационных ресурсов;

  2. актуализировать и углубить имеющиеся представления о правовых нормах использования программного обеспечения, о наказаниях за информационные преступления;

  3. систематизировать и развить представления об информационной безопасности и защите информации.


Слушают внимательно учителя. Разгадывают ребусы. Объединяя по смыслу, полученные три слова предлагают тему урока: «Информационное право и информационная безопасность»










Регулятивные: 
Развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка.

Коммуникативные: 
Ориентация на партнера по 
общению, умение слушать 
собеседника, умение 
аргументировать свое мнение, убеждать и уступать. Личностные:

Развитие логического и критического мышления. 

Актуализация знаний учащихся

Актуализация опорных знаний и способов действий

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Какое общество называют информационным?





Чем характеризуется информационное общество?









Что такое информационные ресурсы?





Вы, наверно, уже успели заметить, что на стенах в классе висят таблички с заглавием ДА, НЕТ, НАВЕРНОЕ?

Сейчас я Вам буду задавать вопросы, а Вы будет вставать возле той таблички, которая соответствует Вашему мнению. После того, как все займут свои позиции, я попрошу некоторых из вас аргументировать ваше мнение. Все понятно?

Отлично, тогда начинаем!

Информация — согласно Закону РФ «Об информации и защите информации», это сведения о людях вещах, фактах, событиях и процессах? (ДА)

Информационная безопасность в сети интернет она обязательна? (ДА)

Под «информационной безопасностью» понимают защиту информации от компьютерных вирусов? (НАВЕРНОЕ, т.к. под информационной безопасностью понимают защиту информации от случайных и преднамеренных воздействий естественного и искусственного характера)

Деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, называется защитой информации? (ДА)

И последний вопрос. Он, скорее всего, вызовет у Вас затруднение. Совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности представлены в Доктрине информационной безопасности РФ?

Ребята, на этот вопрос вы сумеет правильно ответить, когда мы с Вами изучим соответствующий теоретический материал


Информационное общество



Информационное общество — новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.



Это общество характеризуется:

  1. широким использованием ИКТ;

  2. ростом доли информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

  3. созданием глобальной информационной инфраструктуры


Совокупность всей информации, накопленной человечеством в процессе развития науки, культуры и практической деятельности людей




Да







Да




Ученики занимают те позиции, которые считают верными



























Этот вопрос действительно вызывает затруднение

Познавательные:

Структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов  деятельности.

Основная часть

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

А теперь рассмотрим теоретический материал, который важен для усвоения темы урока (слайд 3-15)

ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Ст. 3, Ст. 5, Ст. 8, Ст. 12, Ст.16

Авторское право (права на результаты интеллектуальной деятельности (авторское право, исключительное право, право собственности и др.) регулируются четвёртой частью Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»)

Правовые нормы использования ПО

О наказаниях за информационные преступления (в главе 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» УК РФ определена мера наказания за некоторые виды преступлений в области информационных технологий)

Понятие информационной безопасности

Доктрина информационной безопасности РФ

Защита информации

Защита информации на компьютере

Выделим все ключевые моменты изученного материала (слайд 15-16)

Интересный факт: день защиты информации (слайд 17)

Внимательно слушают учителя и запоминают главную информацию































Вместе с учителем проговаривают самые главные моменты

Познавательные: 
Извлечение необходимой 
информации из прослушанного рассказа. 
Регулятивные: 
планирование своей деятельности для  решения поставленной задачи, контроль полученного 
результата, коррекция полученного результата. 
Личностные: 
развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения.
Коммуникативные:

развитие диалогической речи.

Метапредметные:

закрепить умение сравнивать, анализировать, делать выводы; 

Итоги урока и рефлексия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

С помощью вопросов выявить результативность занятия с точки зрения учащихся. 

  1. Что нового вы узнали на уроке?

  2. Понравилась ли Вам игра «Займи позицию»? 

  3. Помог ли урок понять, что такое информационное право и информационная безопасность? 

Отлично, я вижу, что Вы усвоили тему урока









Отвечают на вопросы учителя












Познавательные: 
Построение речевого высказывания в устной форме, 
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: 
Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока.

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения. 
Личностные: 
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Записываем домашнее задание:

Изучить материалы § 18

До свидания! Урок окончен. Спасибо всем за работу!

Записывают домашнее задание

Личностные:

формирование навыков 
самоорганизации.