Урок литературного чтения.
Тема: А. П. Платонов «Цветок на земле». Образ деда.
Сегодня мы с тобой вспомним произведение А.П. Платонова (учебник с. 129-135)
Х О Д У Р О К А.
1. Речевая разминка.
Работа над пословицами и поговорками.
-Прочитай пословицы и поговорки. Объясни их смысл.
1) И старость не страшна, коли молодые помогут.
2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.
- Как ты думаешь, почему именно эти пословицы я подобрала к нашему уроку?
2. Поработай с учебником.
- Сколько лет внуку по тексту? Найди и прочитай.
- Сколько лет деду?
- Почему дедушка все время спит? Прочитай
- (Без трех девяносто это сколько?)
- Где родители Афони? Найди и прочитай
3. Изучаем новый материал.
-Сегодня на уроке мы с тобой поработаем над произведением А. П. Платонова «Цветок на земле».
- Будем учиться анализировать прочитанное, давать характеристику героям, находить основную мысль произведения, формировать навыки осознанного чтения.
4. Словарная работа.(устно объясни значение устаревших слов
( они выделенны красным цветом) .
Поработай в тетради . (спиши в два столбика слова, соедини их стрелочками)
нынче устали
глаза смежать теперь, сейчас
уморились закрывать
испить рассердился
осерчал попить, выпить
5. Поработай (устно ) с планом текста.
- Совпадает ли он с событиями в тексте?
- Если ты считаешь, что он не совпадает, расставь номера по порядку, пользуясь текстом.
I. На печи рядом с дедом.
II. Скучно Афоне жить на свете.
III. Дед Тит.
IV. Опять скучно жить на свете.
V. Пошли “белый свет пытать”.
VI. Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
VII. Проснулся ненадолго.
VIII. Гребешок для деда.
Сравни с правильным планом.
Скучно Афоне жить на свете.
На печи рядом с дедом.
Дед Тит.
Опять скучно жить на свете.
Проснулся ненадолго.
Пошли “белый свет пытать”.
Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
Гребешок для деда.
6. Выполни задание.
-Как ты думаешь, кто главный герой этого рассказа? (Афоня, дед , цветок)
- Докажи, что твой герой главный.
- Какими показал Платонов своих героев?
- Опиши своего героя. (запиши описание в тетрадь)
7. Давай подведем итог урока.(ответь устно на вопросы, они выделены красным цветом)
-Труд помогает преодолевать препятствия, выжить в этом мире:
и цветку и людям, труд превращает мертвое в живое.
-Кто помог понять эту истину Афоне?
А, нам, читателям?
-Значит, старшее поколение передает новому поколению свои знания, свой опыт, свою мудрость - взращивает семена. Молодое поколение впитывает все, набирается мудрости. А чтобы семена дали крепкие ростки необходим труд.
-Какую же главную мысль хочет донести до читателей автор?
Жизнь человека есть напряженный труд души и тела во имя будущих поколений.
- Почему рассказ назван “Цветок на земле”?
- Чему научил тебя этот рассказ?
8. Оцени свою работу на уроке.
Нарисуй :
Зеленый кружочек- я доволен (а) своей работой на уроке
Красный кружочек – я испытывал(а) трудности во время работы
Молодец !