Предмет | Математика |
Класс | 4 |
Учитель | Козлова Ю.Н. |
Должность | Учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | МКОУ ПЗСОШ№2 |
Тип урока | Освоение новых знаний и способов действий |
Время реализации урока | 45 минут |
Цель деятельности учителя | Научить решать усложнённые уравнения на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого, совершенствовать вычислительные навыки. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: познакомятся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения; объяснять решение уравнений, пользуясь изученной математической терминологией; преобразовывать величины, находить площадь прямоугольника; решать задачи. Метапредметные Регулятивные УУД: овладеют способностью понимать и сохранять учебную задачу урока, отвечать на вопросы, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; обобщать собственные представления, умение формулировать цель урока с помощью учителя; находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной формах; контролировать учебные действия; замечать допущенные ошибки. Познавательные УУД: уметь осуществлять логические операции; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания; осуществлять анализ, сравнение, обобщение, использовать знаково-символические средства; осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; владеть способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями; осуществляют логические действия, поиск необходимой информации из электронного приложения, ответов учащихся. Коммуникативные: УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре, группе; формулировать собственное мнение и позицию, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; обмениваться мнениями; слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; уважать мнение других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме. Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности; проявляют способность к позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу; понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; имеют установку на здоровый образ жизни |
Методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, деятельностный. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. |
Образовательные ресурсы | Математика. 4 класс: поурочные разработки по программе «Школа России». Москва: «ВАКО», 2015. 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM). |
Дидактическое обеспечение урока | Карточки с текстами задач для работы в группах, листы самооценивания. |
Оборудование | Экран, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация урока «Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого» разработана с помощью программы PowerPoint |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (УУД) | Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала | Вот опять звенит звонок, Приглашает на урок. Будем дружно мы считать, Складывать и умножать. Оценивать свою работу вы будете в листах самооценки. (слайд 1) Запишем число, месяц и классная работа. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабочего места |
2. Актуализа- ция знаний | Устный счёт | 2 карточки с индивидуальным заданием у доски. Урок начнём с устного счёта, продемонстрируем те знания, которые мы уже получили на предыдущих уроках. Математический диктант: (слайд 2) 1.Из какого числа нужно вычесть 45, чтобы получить 49 ? 2.К какому числу прибавили 560 и получили 840? 3.Увеличьте 33 в 3 раз. 4..Во сколько раз число 450 больше 50 ? 5.Сумму чисел 370 и 630 разделите на 100. 8.Сколько вычли из числа 341 , если получили 333 ? 9.Какое число нужно умножить на 0, чтобы получит 32 ? Проверим (слайд 3) Заполните таблицу…. ( слайд 4) Как найти уменьшаемое, вычитаемое? Кто доволен своей работой? Сделайте отметку в листе самооценки. | Читают задание, выполняют задание. Проверяют и оценивают свою работу на листах самооценки. | Фронтальная | П – осуществляют анализ, сравнение, обобщение, используют знаково-символические средства; осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями. Р – находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной формах; контролируют учеб ные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстником; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета | Устные и письменные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
3. Выявление места и причины затруднения. | Целеполагание Повторение взаимосвязи между компонентами и результатом вычитания | Молодцы. Продолжим работу и выполним следующее задание. Какое число вычли из 132 и получили частное чисел 39 и 13? Из какого числа вычли 15 и получили произведение чисел 17 и 4? -В первом уравнении было неизвестно…? -Во втором уравнении -…? - Чем необычны эти уравнения? -Как называются такие уравнения? - Можно ли сразу их решить? - Какую же тема сегодняшнего урока. Какую цель вы сегодня поставите перед собой? (слайд 5) | - Нахождение неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого 132-х=39:13 Х-15=17×4 -вычитаемое -уменьшаемое -В правой части записаны не числа, а выражения, значения которых нужно найти. -Усложнённые уравнения. -Нет. Формулируют тему и цель урока. - Научиться решать усложнённые уравнения, находить неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. | Фронтальная | Знание и использование взаимосвязи между компонентами и результатом вычитания |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Объяснение решения уравнений Физкульт- минутка. | -Как вы предлагаете решить эти уравнение? -По какому алгоритму? Откройте учебник на с.63 , прочитайте тему урока. Объясните решение уравнений, сделайте вывод. | Предлагают пути решения. Вспоминают алгоритм. Объясняют решение уравнений. | Фронтальная, индивидуальная | Знание способа решения уравнений Выполнение движений |
5. Первичное закрепление | Работа по учебнику. | № 284 с.63 У доски 2 ученика. - Решите уравнения. Проверка. -У кого возникли трудности при выполнении этого задания? У кого всё получилось? Поставьте отметки в лист самооценки. | Два ученика работают у доски. Записывают и решают уравнения. Проверка по эталону. Проверяют и оценивают свою работу на листах самооценивания. | В парах | | Решение уравнения |
Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни |
6. Самостоятельная работа с проверкой. 7. Включение в систему знаний. | Решение задачи | 1.Задача № 286. В магазин привезли хлеб. За день было продано 176 кг хлеба, после чего в магазине осталось на 145 кг хлеба меньше, чем продали. Сколько кг хлеба привезли? Проверка. Оценивание выполненных заданий в листе самооценивания. 2. Самостоятельная работа в печатной тетради. РТС 59, № 25 (по вариантам) Самопроверка по ответам. Работа в группах. Составить уравнение к задаче и найти правильную букву на столе (карточки с ответами, на обороте буквы.) -Какое слово получилось? (УРАВНЕНИЕ) | Ученик у доски. Составляют условие к задаче. Записывают решение в тетрадь. 176 + (176 – 145) = 207 (кг) Ответ: 207кг хлеба привезли. --Какое уравнение можно составить к этой задаче? Х-176=176-145 Оценивают решение задачи. Самостоятельно решают уравнения в печатной рабочей тетради, проверяют ответ с ответом на доске. Оценивают решение уравнения. В коробке было несколько карандашей. Из нее взяли 7 карандашей. В коробке осталось 5 карандашей. Сколько карандашей было в коробке? Составить уравнение к задаче. Х-7=5 В корзине лежало 11 грибов. Из нее взяли несколько грибов. В корзине осталось 6 грибов. Сколько грибов взяли из корзины? Составьте уравнение к задаче. 11-х=6 В букете 7 тюльпанов и несколько нарциссов. Всего 11 цветов. Сколько нарциссов в букете? Составить уравнение к задаче. 7+х=11 В корзине было 28 яблок. Когда несколько яблок взяли, то в корзине осталось 15 яблок. Сколько яблок взяли из корзины? 28-х=15 В магазин привезли новогодние елки. Продали 64 елки, осталось 12 елок. Сколько елок привезли в магазин? Составьте уравнение к задаче. Х-64=12 В автобусе ехали 14 человек. На остановке в автобус вошли несколько человек, и в автобусе стало 26 человек. Сколько человек вошло в автобус? Составьте уравнение к задаче. Х+14=26 | Групповая, индивидуальная Индивидуальная, групповая | П – осуществляют анализ, сравнение, обобщение, аналогию; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; используют знаково-символические средства; осуществляют построение логической цепи рассуждений, доказательство; владеют способами выполнения задания поискового характера. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль учебных действий, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий в группе в ходе решения учебно-познавательных задач; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками; формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; умеют слушать; признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему. Л – осуществляют смыслообразование; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; осознают необходимость и важность изучения предмета. предмету. | Устные ответы, записи в тетради, наблюдения учителя |
|
8. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок. Лидер группы оценивает самых активных ребят. Ребята дополните предложения. | - Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? - Как вы думаете мы её достигли? Подведите итог на листах самооценивания . Продолжите фразы: (слайд 6) Было интересно... Было трудно... Теперь я могу... Я научился... У меня получилось... Я смог... Оцените свою работу на уроке с помощью светофора. | Отвечают на вопросы. Сдают листы самооценки.. Продолжают фразы Демонстрируют выбранный ими цвет светофора. | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность и деятельность участников группы на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
9. Домашнее задание. Отметки за урок. | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 63, № 287, № 290 (слайд 7) | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |