СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку окружающего мира " Страна, открывшая путь в космос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карта - сопровождение к уроку : " Страна, открывшая путь в космос". Поэтапное руководство к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку окружающего мира " Страна, открывшая путь в космос"»

Тип урока:

Урок методологической направленности.


Цель урока:


1. Сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время.

2. Познакомить учащихся с развитием космонавтики в нашей стране.

3. Проверить знания по разделу «Страницы истории Отчества».

4. Развивать устную речь, умение работать в группах.

5. Воспитывать интерес к истории своей страны.


Планируемые
образовательные
результаты


- Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.




Оборудование урока:

учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 2 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова, презентация на тему: «Страна , открывшая путь в космос», « Ю. А. Гагарин», Буклет о космонавтике. Мультимедийный проектор, ноутбук.

Организация работы на уроке:

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Урок: « Страна, открывшая путь в космос» 4 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;


Проверяет готовность обучающихся

к уроку.

Получив целевую установку, слушают учителя

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

2. Актуализация знаний

Цель:

- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;



- Блиц – опрос.

Когда началась Вторая мировая война?( 1939г.)

Когда Германия напала на Советский Союз?( 22. 06. 41г.)

Сколько городов получили название «город-герой»?(7)

Сколько дней длилась блокада Ленинграда? ( 900дней)

Когда разгорелось сражение под Курском? ( лето 1943г.)

Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков? (1944г.)

Когда начался штурм Берлина?(апрель 1945г.)

Кто им руководил?( Г. К. Жуков)

Какой день стал Днём Победы?

Сколько человек потеряла наша страна в этой войне? ( 20 мил.)


Фронтальная беседа.

Устные ответы.








Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3. Постановка учебной задачи


Цель:

- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

- уточнение и согласование темы урока;

- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;


1.Вводная беседа

- Вся послевоенная история прошла под знаком борьбы за мир. ХХ век – это не только революции и войны. ХХ век дал миру величайшие открытия. И мы сегодня будем говорить о достижениях послевоенного времени. Не смотря на то, что наша страна находилась в тяжелом положении после войны с фашизмом, необходимо было восстанавливать города и села, налаживать экономику, поднимать разрушенное хозяйство. Издавна люди обращали свои взоры на звездное небо, их интересовали небесные просторы. (слайд 2) Сначала люди наблюдали за небом невооруженным глазом, затем, с развитием научно-технического прогресса, появляются инструменты для наблюдения за звездами. ( слайд 3)

В устах ученых много лет

Жила мечта заветная –

Взлететь при помощи ракет

В пространство межпланетное.

И это случилось в 50-е годы!

- Что же случилось в это время?

_ Какая дата посвящённая космонавтике отмечалась недавно в нашей стране? ( 53 года)














Формулировка темы урока детьми.




На доске открывается тема урока






Организация постановки цели урока детьми.



Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Прогнозирование.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).


4. «Открытие» нового знания



Цель:

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера нового знания;


- Основоположник космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. (слайд 5) Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве.

-Кто принял эстафету У Циолковского.( Слайд 6)

- Сергей Павлович Королев (1906 -1966) – российский ученый и конструктор. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.. В 1957 году с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества.

- Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе?

- Кто стал следующим в этой эстафете? (Слайд7)

- В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи.

- (Слайд 8) Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.

- Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек. 12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток».

- Кто стал этим человеком? ( Слайд 9) Ю. Гагарин



- - Об этом человеке можно много говорить, гордиться им, равняться на него. И вот ученик нашего класса подготовил сообщение, сопровождаемое презентацией о Ю. Гагарине.





Презентация учителя:

Основоположники космонавтики.



Фронтальная работа.






























Презентация учащегося о Ю. А. Гагарине



Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты- тексты

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;


5. Гимнастика для глаз

Демонстрация на экране музыкальной ( космической) физминутки.

Фронтальная работа.

Личностные УУД: оценка самого себя.

6. Первичное закрепление



- С полётом человека в космос стали появляться новые слова, связанные с этим событием.

( На доску учитель вывешивает : КОСМОДРОМ, ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ, СПУТНИК и многие другие)

- Пусть ученик поработает над этими словами в интернете на сайте словарей.

( работа ученика с ноутбуком)

- В классе есть ученики , которые интересуются темой космоса. И ученик нам представит буклет своего интереса к космосу.

(Представление буклета учащимся о космосе.)


Индивидуальная работа ученика с ноутбуком (словарная работа)


Демонстрация буклета учеником.

Познавательные: мение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


7. Самостоятельная работа в группах

Цель:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

- организовать фронтальную проверку .











Работа по учебнику


- Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства? ( Слайд 11)

-Слежение за погодой

-Передача телевизионного сигнала

- Организация телефонной связи

- Открытие новых звёзд

- Экологическое состояние планеты

- Исследование недр Земли

- Изучение поверхности планет

- Именно эти и многие другие исследования проводятся в космосе.

Работа в группах ( творческая работа)

- Давайте мы тоже станем на некоторое время экипажами космических кораблей.

( встаньте возьмитесь за руки и поднимите их вверх и полетели)

1. Нарисовать свой космический корабль.

2. Для чего ваш экипаж отправиться в полёт, что хотите изучить, увидеть)

3. Один человек от группы это представит. ( Звучит космическая музыка)


- В это время происходили и другие события, в нашей стране. Также в жизни общества существовали и некоторые трудности.

( работа в группах)

Прочитайте текст на с. 147–149 учебника о жизни людей в нашей стране в 70–80-е годы.

Нужно дать ответы на вопросы:

( Раздать вопросы по группам)

(Вопросы на экране) Слайды ( 13, 14)

1,2 группы

-Какие события произошли к 70 годам 20 века?

- Что в стране стало особенно цениться?

- Назовите новые стройки.

- Из- за чего возникла неблагоприятная экологическая обстановка?

3, 4 группы

- Разработки каких полезных ископаемых велись?

- С какими трудностями столкнулась экономика?

- Что произошло в 1991 году?

- Какое государство являлось самым большим на территории бывшего СССР?

( Слайды 15, 16).







Работа в группах.

Представление своих работ.





















Фронтальная работа.

Устные ответы.

Индивидуальная работа.

Регулятивные УУД:

Умение работать в группе.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - формирование ориентации на партнера, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнера; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности










Познавательные УУД:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

8. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

Цель:

- фиксация нового содержания, изученного на уроке; - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;



-После старта Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. ( Слайд 17)

- Давайте зачитаем вывод который дают нам авторы учебника на с. 150

- Что вы можете добавить к прочитанному?


Рефлексия (Слайд 18)


Сегодня я узнал…..

Было интересно…..

Я понял, что….

Мне захотелось…

Мне не захотелось….

Меня удивило….

Урок дал мне…..


Организация фиксирования нового знания.


Фронтальная работа.

Регулятивные УУД:

Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).

Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

Личностные УУД:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

Домашнее задание

- с. 150 задание

-выбрать одно из 3 заданий , для помощи в выполнении этих заданий можно обратиться к электронным сайтам ( учитель раздаёт детям)

- работа с тетрадью


Индивидуальная и фронтальная работа





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!