Технологическая карта урока окружающего мира.
Тема урока: Страна, открывшая путь в космос.
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с биографией Ю. А. Гагарина; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о жизни страны в послевоенное время; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | построение системы знаний |
Предметные результаты | -получат возможность научиться работать с учебником, -с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. |
Метапредметые результаты | -овладеют способностью понимать учебную задачу урока, -отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; -слушать собеседника и вести диалог, -оценивать свои достижения на уроке; -вступать в речевое общение, пользоваться учебником. |
Личностные результаты: | - оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), -обеспечивающее личностный моральный выбор |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; портреты Ю. А. Гагарина, К. Э. Циолковского, С. П. Королева, космонавтов; изображения космических кораблей, спутников, орбитальных станций. Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 4 класс, ноутбук, презентация, проектор |
| |
Основные понятия | Космос, Константин Эдуардович Циолковский,Сергей Павлович Королев, Юрий Алексеевич Гагарин |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Приветствует: – Какая тема урока? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее Этот кроссворд разгадать! Предлагает разгадать кроссворд | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
| Устные ответы, организация рабочего места |
Изучение нового материала Закрепление нового материала Итоги урока. Рефлексия | – Космонавтика (греч.) – наука, изучающая теорию и практику полетов в космос. Космонавтика сравнительно новая наука. Рассказывает о развитии советской космонавтики Рассказ ведется попутно с презентацией. Практическая работа по карточкам в парах – Юрий Алексеевич Гагарин был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна | Внимательно слушают рассказ учителя. Выполняют в парах проверочную работу. | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, конт- | Устные ответы |
Рассказ учителя и выступления учащихся о развитии советской космонавтики
Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса.
Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) – простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он не только смог теоретически обосновать возможность космических полетов, но и рассчитать отдельные параметры ракетоносителя. Именно он является родоначальником практического современного ракетостроения в нашей стране.
Он верил, что человечество устремится к другим мирам. Многие из современников считали его безумцем. Но ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.
Сергей Павлович Королев принял эстафету у Циолковского.
Сергей Павлович Королев (1906–1966) – российский ученый и конструктор. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.
Открываем первую страницу книги истории освоения космоса: строительство космодрома.
Начало истории освоения космоса было положено в 1955 году, когда было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Местонахождение космодрома – Байконур. Космодром Байконур – это уникальный, состоящий из сложнейших технических сооружений комплекс, равного которому больше нет. Общая площадь космодрома 6717 квадратных километров. Трассы Байконура простираются на тысячи километров над территорией России и сопредельных государств. С Байконура были запущены первый в мире искусственный спутник Земли и первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. Именно с Байконура был осуществлен первый в мире полет человека в космос.
Открываем следующую страницу книги освоения космоса: запуск искусственного спутника Земли.
В 1957 году с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. После запуска спутника в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая, – искусственный спутник нашей планеты.
Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества.
Открываем следующую страницу книги освоения космоса: первый полет в космос живого существа.
Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. В то время люди еще очень мало знали о космосе, а космические аппараты еще не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.
Открываем следующую страницу книги освоения космоса: первый полет человека в космос.
После удачного полета в космос животных стала открытой дорога человеку к звездам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.
12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток». Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной.
Весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Им был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил первый в истории человечества пилотируемый космический полет на корабле «Восток». Давайте перенесемся на более чем 50 лет назад. Все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили (аудиозапись): «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля – Юрий Гагарин…» Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны…
Просмотр видеофрагмента «Запуск в космос Юрия Гагарина. 12 апреля 1961 года».
Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам.
Открываем следующую страницу книги освоения космоса: выход человека в открытый космос.
Большим достижением в освоении космоса стал полет Павла Беляева и Алексея Леонова на корабле «Восход-2». И опять наш летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года.
Сейчас полеты в космос – обычное дело. Космонавты подолгу живут на космических станциях, проводят опыты, наблюдают Землю и звезды. Люди научились выходить из корабля прямо в космос. Наше ухо стало привычным к словам «космодром», «иллюминатор», «невесомость», «скафандр», «орбита», «космический корабль». (По ходу перечисления на доску прикрепляются карточки с этими словами.)
Ресурсный материал
Кроссворд
1. Знаменитый маршал, который принимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве. (Жуков.)
2. Как называется город Сталинград в наше время?
3. Какой город освободили 12 февраля 1943 года?
4. Страна, напавшая на СССР 22 июня 1941 года. (Германия.)
5. В сентябре гитлеровцы окружили Ленинград. 900 дней длилась… (блокада).
6. На каком здании развевалось красное Знамя Победы в 1945 году
Самостоятельная работа (по карточкам)
Космонавтика | |
Космодром | |
Космический корабль | |
Космонавт | |
Скафандр | |
Иллюминатор | |
Невесомость | |
Орбита | |
Урок: Окружающий мир
Тема: «Страна, открывшая путь в космос»
Дата проведения:
28.04.2016г
Место проведения: МБОУ СОШ №77
Класс 4 «Б»
Провела урок: Должанская А.В.
Учитель: Чмеленко Т.Н.____________________
Оценка___________________________