СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 3 классе "Золотое кольцо России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и их достопримечательностями.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку окружающего мира в 3 классе "Золотое кольцо России"»




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ ПО УМК «Школа России»

ПО ТЕМЕ «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ»


Тема урока: Золотое кольцо России»

Тип урока: освоение нового материала

Цель: познакомить учащихся с древними городами, которые образуют Золотое кольцо России

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с городами Золотого кольца России, их достопримечательностями;

учить называть и показывать на карте города Золотого кольца;

развивать познавательный интерес детей, образное мышление, воображение, речь, кругозор.

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с городами Золотого кольца России, историческим значением и основными достопримечательностями городов Золотого кольца России;

научатся называть города России, их достопримечательности, показывать на карте города Золотого кольца России.

Метапредметные:

регулятивные – планировать, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; выполнять оценку и самооценку;

познавательные – выделять существенные признаки, поддерживать целостное, положительно- эмоциональное отношение к родине, сравнивать, группировать, делать выводы; составлять монологическое высказывание по заданной теме;

коммуникативные – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные правила; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия

Личностные:

Воспитывать чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, воспитывать любовь к Родине интерес к её историческому и культурному наследию, нравственные и истэтические чувства детей.

Образовательные ресурсы: презентация к уроку, этимологический словарь, маршрутные листы, карта России

Организационная структура урока

Этапы урока, форма работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности обучающихся

1.Организационный момент

Организует положительный настрой на урок.

- Вот и начинается урок. Слушаем и отвечаем, работаем, запоминаем.

Проговаривают хором

Отрабатывают способы взаимодействия

II.Актуализация опорных знаний. Проверка д/з. Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание.

- Домашнее задание проверим следующим образом

1) Организует устный опрос:

- Раскрыть взаимосвязь между экономикой и экологией.

- Какой вред окружающей среде наносит экономика? Дать общий ответ и привести примеры.

- Как наука экология помогает делать экономику более безопасной

Не было ли в последнее время аварий на нефтеналивных танкерах? К чему это приводит?

- Какие меры требуются, чтобы уменьшить вред, нанесённый природе?

- Есть ли в нашем селе предприятия, которые наносят вред окружающей среде?







1) Отвечают на вопросы.


Осуществляют актуализацию жизненного опыты. Оценка и самооценка.

2) Организовывает выполнение теста и проверку.

– Выпишите буквы правильных ответов на

первую строку листа самостоятельной работы.



- Проверим , как выполнили тест. А

теперь посмотрите подсказку (ответы на развороте доски)

- Оцените свою работу, поднимите руку – у кого

на «5»? Молодцы!

2) Выполняют тест.

1. Что такое семейный бюджет?

а) разные товары; б) план доходов и расходов; в) зарплата.

2. Экологическая катастрофа это?

а) нефтяная платформа;

б) электроэнергия;

в) нефть, попавшая в море.

3.Опасные отходы это?

а) продукты из магазина;

б) ядовитый дым, атомное топливо;

в) безопасная экономика.



- Оценивают правильность выполнения теста.

III.Сообщение темы урока. Актуализация знаний



























Целеполагание

Организует формулирование темы, цели, задач урока

1) – Итак, продолжим наш урок. Мы будем путешествовать по России. Расшифруйте высказывание на доске.

- Запишите тему урока в лист самостоятельной

работы

1) Расшифровывают тему урока:

Е Т З О О О Л Ь О Л К Ц О Р И С О И С

7 5 1 4 6 2 3 4 2 3 1 5 6 1 6 4 2 5 3

- Проверяют правильность ответа

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Планируют решение учебной задачи: выстраивают алгоритм действий, выбирают действия в соответствии с поставленной задачей.

2) Чтобы вы поняли о чём пойдёт речь, послушайте стихотворение Александра Красного.









- Как думаете, где сегодня побываем?

- Что вы знаете об этих городах?

- Как связано стихотворение с темой урока?

2) Слушают стихотворение. (Аудиозапись)

Как часто мы не замечаем

Преданья ветхой старины.

В истории родной страны

Найдём ли то, чего мы чаем?



Золотое кольцо –

Совершенство творенья.

Городов сотворенье

В бытность дедов, отцов.

3) – Назовите тему урока.

- Сформулируйте цель урока.

(Открывает таблицы на доске)

- Определите важность материала для себя.

- Какие задачи предстоит выполнить, чтобы

добиться цели?

- Представьте себя на месте преподавателя:

какой план работы вы бы предложили, чтобы

решить поставленные задачи?

3) Формулируют тему, цель, задачи урока, намечают план работы над темой.

IV.Открытие нового знания. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Организует работу по открытию нового знания.

1) – Тема «Золотое кольцо России» рассчитана на три урока. Сегодняшнее путешествие по трём городам Золотого кольца.

- Различают Большое Золотое кольцо и Малое Золотое кольцо городов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми древними городами Малого Золотого кольца. Проверим, правильно ли вы поняли - что такое Золотое кольцо России. Расскажите, какие города входят в Малое Золотое Кольцо России. (Слайд № 1)

- Почему группу древних городов назвали

кольцом?

1) Отвечают: здесь помещена карта золотого кольца России. В Золотое кольцо России входят города Москва, Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир, Гусь – Хрустальный и другие. Они расположены на карте кольцом.

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правило делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально – нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность в сотрудничестве.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия, контроль по результату.

2) Рассказывает.

- Золотое кольцо России – это наше историческое наследие, так называют древние русские земли, на которых стоят старинные города с уникальными памятники культуры и истории – храмы, монастыри, кремли.

- Как вы понимаете слово «кремль»?

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог

3) Организует работу по этимологическому словарю.

Один из учеников читает из словаря как произошло и что означает слово.

- Кремль – произошло от греческого слова «кремнос», имеющего значение «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом, на Руси - название городских укреплений, окружённых крепостной стеной с бойницами и башнями.

4) – Знакомит с презентацией «Золотое кольцо России».

Обратимся к учебнику

- Из какого города отправимся в путешествие по

Золотому кольцу?

Сергиев-Посад

(Слайды № 2, 3, 4)

- Начинаем изучение городов Золотого кольца.

Подумайте, по какому плану будем изучать

каждый город? (Вывешивает план на доску )

- Где можно найти информацию о городе?

- Сергиев – Посад построен на месте монастыря, который основал в 1335 году русский монах Сергий Радонежский, поэтому город так и называется. С 14 века сохранился монастырь. Он окружен высокими крепостными стенами высотой 15 метров и толщиной 10 метров. В 18 веке императрица Елизавета присвоила этому монастырю знание главного монастыря России. Сейчас здесь крупнейшая духовная академия и семинария, в которой учатся будущие служители церкви. Кроме того, Сергиев – Посад – это родина русской матрёшки, здесь есть фабрика по её производству. В городе находится Музей игрушки и колледж, где обучают делать деревянные игрушки.

- Назовите следующий после Сергиева - Посада город.

- Расскажите что изображено на гербе этого

города.

- Подумайте, о чём рассказывает герб города.



- Как лучше оформить информацию, полученную

на уроке?

- Прочитайте, какие графы будут в таблице?

- Заполняем таблицу изучения города, кроме

третьего столбика, это д/з.

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог. Заносят информацию в лист самостоятельной работы.



































Рассматривают карту, определяют город, отвечают на вопросы.

















Заполняют графы в таблице посвящённые Сергиеву – Посаду, третий столбик – герб города заполняют дома

5) Организует самостоятельную работу - На работу отводится 10 минут. Старайтесь при работе с материалами заносить в ответ самое основное.

Организует заполнение таблицы «Золотое кольцо России» (Сергиев-Посад, Переяславль-Залесский, Ростов)

5) Работают с таблицей, вступают в диалог, ищут информацию, оформляют письменный ответ на задание.

Задание для 1 ученика. Рассказать о Переславле-Залесском.

Задание для 2 ученика. Рассказать о Сергиевом-Посаде.

Задание для 3 ученика. Рассказать о Ростове Великом.

- Заносят информацию в лист самостоятельной работы (кроме графы «Герб города», это д/з).

Физкультминутка

Организует проведение физкультминутки.

- Пусть головки наши отдохнут,

а мы попрыгаем, пошагаем и руками помахаем.

Выполняют физические упражнения

Проявлять активность, развивать чувство доброжелательности

V. Включение нового в активное в активное использование. Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся

1) Устный опрос.

- На следующем уроке мы продолжим наше путешествие, а сейчас вспомним – что узнали на сегодня. - Что такое Золотое кольцо России?- О каких городах говорили сегодня?

- Что общего у этих древних русских городов?



Организует выполнение теста (в форме кроссворда)

2) – Переверните лист самостоятельной работы. Разгадайте кроссворд.



3) – Проверка

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог.

















Выполняют тест в форме кроссворда в листе самостоятельной работы.





Проверяют выполнение кроссворда

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия, контроль по результату.

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание

- Каким может быть домашнее задание?

- Дома дополнить таблицу в листе самостоятельной работы – нарисовать и раскрасить гербы изученных городов и подготовить рассказ об изученных городах по учебнику и записям в таблице. Или подготовить сообщение по изученной теме

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебную задачу

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует подведение итогов урока обучающимися, предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке



(Обратиться к помещенным на доске теме, цели, задачам урока) – По какой теме работали? - Выполнили ли мы задачи урока? - Что нового узнали на уроке? - Что вас особенно удивило?

- Какое задание больше всего понравилось?

- Оцените свою работу: перед вами «Перекрёсток мнений». Укажите на то направление стрелки, которое считаете нужным: «Мало узнал», «Много узнал», «Работал хорошо», «Работал плохо».- Молодцы, спасибо за работу.

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог.



Заполняют экран рефлексии «Перекресток мнений»

«Работал хорошо»

«Мало узнал» «Много узнал»

«Работал плохо»

Способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности. Выражать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость

ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ (РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ, ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ)







Кроссворд



1



в

е

л

и

к

и

й






2






р

о

с

т

о

в




3



к

р

е

м

л

ь







4

ф

и

н

и

ф

т

ь








5







ц

е

р

к

о

в

ь


6




р

а

д

о

н

е

ж

с

к

и

й




  1. Как называют Ростов?

  2. Город, который назвали Великим.

  3. Самая старинная и знаменитая часть Ростова.

  4. Украшения с эмалью.

  5. Здание, где люди молились Богу.

  6. Фамилия святого, в честь которого назван город.



Кроссворд



1







к








2







о








3







л








4







ь








5







ц








6







о











  1. Как называют Ростов?

  2. Город, который назвали Великим.

  3. Самая старинная и знаменитая часть Ростова.

  4. Украшения с эмалью.

  5. Здание, где люди молились Богу.

  6. Фамилия святого, в честь которого назван город.




«Перекресток мнений»

«Работал хорошо»

«Мало узнал» «Много узнал»

«Работал плохо»







МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

(ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДА)



1. Показать город на карте.

2. Описать герб города.

3. Когда и кем основан город.

4. В честь кого назван город.

5. Главные достопримечатель-

ности города.

















Лист самостоятельной работы

Тема: ______________________________________________________________________

Название города

Когда и кем образован

Герб города

Достопримечательности города








































































































Тема урока

«ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ»


Цель: познакомиться с городами,

входящими в Золотое

кольцо России.



Задачи:

1. Уметь находить города Золотого

кольца на карте.


2. Узнать, что означают гербы

городов, когда города были

образованы.


3. Узнать о достопримечательнос-

тях городов Золотого кольца.



3