Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные |
1. Мотивация к учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. На экране представлены различные предметы. Учитель предлагает выбрать нужный предмет для путешествия. Задаёт вопросы: - Какими мы должны быть, чтобы отправиться в путешествие? - Для чего нам нужно быть такими? - А что мы должны уметь, чтобы у нас работа шла дружно? - Отправляемся! | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Выбирают необходимые предметы для путешествия. Перечисляют качества путешественника. Отвечают на вопросы. | Фронтальная | Интерактивная доска, презентация | Контроль учителя (наблюдет, все ли готовы к уроку), самоконтроль (готовность к уроку) Контроль учителя (правильные ли вещи были выбраны) | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. К.: владеть диалогической формой речи. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Наглядный (учебник) Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Предлагает учащимся разгадать шифр. - Как называлась прошлая тема урока исходя из разгаданных слов? Организует повторение пройденного материала с помощью вопросов. - Что такое экология? - Что такое экономика? Организует работу с учебником. - Откройте страницу 80. Какой пример экологической катастрофы мы с вами обсуждали? - Что произошло? - О чём нам говорит этот пример? Организует тестовую работу по прошлой теме. Организует взаимопроверку тестовых работ. Представляет верные ответы для взаимопроверки. - Теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте. Возьмите карандаш или ручку другого цвета и, сверяя с ответами на экране, проверьте работу. - Поставьте оценку работе одноклассника и отложите листок на край стола. | Разгадывают шифр. Желающие ответить учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы. Выполняют самостоятельно тестовую работу по прошлой теме. Обмениваются листами с выполненной работой. Проверяют работы друг друга. Оценивают друг друга по эталону. | Фронтальная, индивидуальная, парная | Интерактивная доска Учебник Лист контроля. Презентация | Учитель (проверяет верность решения шифра) Учитель (проверяет ответы детей) Самоконтроль (выполняют тестовую работу) Взаимоконтроль (Ученики обмениваются листами и ставят друг другу оценки) | | П: осуществлять анализ. К.: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь других. | |
3. Выявление места и причины затруднений | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | Организует подводящий диалог: - Когда человек побеждает в соревнованиях и его награждают медалью, из чего она сделана? - А какие фразеологизмы, связанные с золотом вы знаете? - Обычно так говорят о чём-то ценном. Верно? А такие старинные города как Сергиев Посад, Владимир, Суздаль могут быть золотыми? Предлагает рассмотреть изображение, где города расположены в виде кольца. - Как они расположены, в виде чего? - Где находятся данные города? Организует формулировку темы урока. - Определите тему сегодняшнего урока. Организует постановку цели урока. - Какую цель на урок мы поставим? Что нам нужно узнать? | Отвечают на вопрос. Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему рока. - Тема урока: «Золотое кольцо России». Формулируют цель урока. - Цель урока: Узнать, что такое Золотое кольцо России и какие города в него входят. Учиться находить их на карте и приводить примеры достопримечательности этих городов. | Фронтальная | Интерактивная доска, презентация | Учитель ( Задаёт вопросы) Учитель (задаёт вопросы) Контроль учителя (всё ли правильно ответили) | | К: владеть диалогической формой речи; К: слушать и понимать речь других. Р.: принимать и сохранять учебную задачу | У учащихся будет сформирован интерес к изучению Золотого кольца. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный(беседа) Наглядный(демонстрация) | Организует составление плана действий, где нужно закончить фразу. - Чтобы достичь цели, нам нужно составить план действий. | Составляют план действий урока, заканчивая начатые фразы: 1. Узнать, что такое Золотое кольцо России и какие города в него входят; 2. Научиться находить их на карте и приводить примеры достопримечательности этих городов. 3. Определить почему Золотое кольцо России так называется. Как бережно относиться к памятникам истории и культуры. | Фронтальная | Интерактивная доска, презентация | Контроль учителя (Всё ли правильно ответили) | | Р: составлять план своих действий. | У учащихся будет сформирован интерес к изучению Золотого кольца России. |
5. Реализация построенного проекта | Словесный (слово учителя, беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует работу с учебником на стр. 87., задаёт вопрос. - Что такое Золотое кольцо России? Организует работу с иллюстрацией. - Назовите города, входящие в Золотое кольцо. Организует деление учащихся на ряды. Объясняет задание в листах путешественника. - Для каждого ряда будет своё задание. Первый ряд - вы выполняете первое задание, вам нужно сделать «Ленту времени». Второй ряд - Ваше задание под номером два в листах путешественника. Вы должны будете изучить материал, выписать и назвать достопримечательности Сергиева Посада, Переславля-Залесского, Ростова, Углича и Ярославля. Третий ряд - Задание под номером три в листах путешественника. Вы так же изучаете материал, выписать и назвать достопримечательности Костромы, Плёса, Иваново, Суздаля, Владимира. | Внимательно рассматривают иллюстрацию в учебнике и отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся делятся по рядам. Слушают инструкцию по выполнению заданий в листах путешественника. Каждый учащийся выполняет самостоятельно работу, в зависимости от того, на каком ряду он сидит. | Фронтальная Индивидуальная, групповая | Интерактивная доска Презентация Учебник Лист путешественника | Контроль учителя (Ответы на вопросы) Взаимоконтроль (деление на группы) Самоконтроль (выполняют работу). | Учащиеся научатся объяснять, что такое Золотое кольцо России Учащиеся получат возможность узнать о городах и их особенностях и достопримечательностях. | К:владеть диалогической формой речи; К.: строить монологические высказыванияП: осуществлять обобщение. К: слушать и понимать речь других. К: работать в парах и группах. | У учащихся будет сформирован интерес к изучению Золотого кольца России. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует проверку выполненного задания в листах путешественника. - К доске выходят два человека с первого ряда. Один говорит, другой проверяет. Первый ряд должен был расставить годы на ленте времени. - У первого ряда такие же ответы? Организует данную работу со всеми рядами. Двое выходят, один – рассказывает получившийся ответ, второй проверят. Сравниваются ответы учащихся. - Выходит второй ряд. Вы должны были определить достопримечательности Сергиева Посада, Переславля-Залесского, Ростова, Углича и Ярославля. - Всё ли верно? Садитесь. - Теперь выходит третий ряд, вы так же должны были определить достопримечательности, только таких городов, как Костромы, Плёса, Иваново, Суздаля, Владимира. | Двое учащихся с первого ряда выходят к доске. Один называет получившийся ответ. Второй проверяет всё ли правильно. Отвечает первый ряд. Проверяют и сравнивают ответы, отвечают на вопросы. | Фронтальная Групповая | Интерактивная доска Презентация Учебник Лист путешественника | Учитель (проверка решения) Учитель (Наблюдение) Взаимоконтроль (проверят друг друга) Самоконтроль (проверяют, верно ли они выполнили задание) | | П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К: работать в парах и группах. К: слушать и понимать речь других. К: владеть диалогической формой речи. | У учащихся будет сформирован интерес к изучению Золотого кольца России. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Словесный (слово учителя) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу обучающихся в листах путешественника. Инструктирует по выполнению задания. - Первое задание, нужно расставить города на свои места. Второе задание, вам нужно соединить достопримечательность с названием города в котором оно находится. Организует проверку собственной работы по эталону. - Возьмите простой карандаш или ручку другого цвета, сравните ответы с ответами на экране. Оцените свою работу. | Слушают инструкцию по выполнению заданий. Самостоятельно выполняют задания. Проверяют работу по эталону. Оценивают свою работу. | Индивидуальная | Интерактивная доска Презентация Лист путешественника | Учитель (наблюдение) Самоконтроль (оценивают свою работу по эталону) | | К: слушать и понимать речь других. П: выполнять действия по алгоритму. | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Словесный (беседа, слова учителя) Практический (упражнение) Словесный (беседа) | Организует работу в группах. Разделяет учащихся на две группы. - Теперь вы разделитесь на две группы. На ваших листах путешественника в правом верхнем углу есть пометка. Ваша задача разделиться по цвету этой пометки. Первая группа - Синие Вторая группа – Красные Организует повторение правил работы в группах. Проводит инструктаж по выполнению задания в листах путешественника. - В листе путешественника у вас написана ситуация. К этой ситуации заданы различные вопросы, ваша задача ответить на них, обсуждая всё в группе. Приступаем. Организует проверку. Просит представителя группы рассказать получившийся ответ. Задаёт вопросы по ответам, спрашивает варианты ответов у других участников группы. Задаёт общий для всех вопрос: - А сейчас будет общий вопрос для обоих групп: Как и почему мы должны бережно относится к памятникам истории и культуры? | Делятся на группы с помощью звёздочке\пометок на листах путешественника. Повторяют правила работы в группе. Выполняют задание в группе, обсуждают, отвечаю на вопросы. Один из учащихся рассказывает результат обсуждения. Учащиеся отвечают на вопросы. Отвечают по желанию. | Фронтальная Групповая Фронтальная Групповая Индивидуальная | Лист путешественника Интерактивная доска, Презентация Лист путешественника | Взаимконтроль (деление на группы) Учитель (деление на группы) Учитель (наблюдение за учащимся) Взаимоконтроль (Проверят работу друг друга) Учитель (задаёт вопросы, слушает ответы) Самоконтроль (Отвечают на вопросы) | Учащиеся получат возможность научиться береженому отношению к памятникам истории и культуры. | К: слушать и понимать речь других. К: владеть диалогическойформой речи; К: работать в парах и группах. К: владеть диалогическойформой речи; | У учащихся может быть сформировано понимание о бережном отношении к памятникам истории и культуры |
9. Рефлексия учебной деятельности | Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | Организует подведение итогов урока. - Какие города у нас были в маршруте? - Почему Золотое кольцо России так называется? - Почему важно бережно относится к достопримечательностям? - Вернемся к нашим задачам, все ли пункты мы выполнили? Организует оценку деятельности учащихся на уроке с помощью «Лесенки успеха». - На листах путешественника есть «Лестница успеха». Поставьте себя на самую верхнюю ступень если вы всё поняли, на вторую – Понял не всё, нужно подучить, на самую нижнюю – ничего не понял. | Подводят итоги урока. Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке. | Фронтальная Групповая | Интерактивная доска Презентация Лист путешественника | Учитель (задаёт вопросы) Самоконтроль (отвечают на вопросы) Самоконтроль (Ставят себя на одну из ступень) | | К: владеть диалогической формой речи. Р: осуществлять самооценку деятельности. | |