СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру "Золотое кольцо России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для обучающихся 3 класса. Использованы разнообразные формы и приемы работы. Предусмотрена работа вгруппах или парах. На уроке используется разнообразный дидактический материал, презентация.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру "Золотое кольцо России"»

ОГКОУ «Ивановская школа-интернат №2»














Открытый урок окружающего мира в 3 классе по теме:

«Золотое кольцо России».

(автор учебника А.А.Плешаков)






Автор: Соколова А.А.,

учитель начальных классов.






2024

Учитель

Соколова Анжелика Анатольевна

Образовательное учреждение

ОГКОУ «Ивановская школа-интернат №2»


Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Автор УМК

Плешаков А.А.

Тема урока

Золотое кольцо России

Тип урока

ОНЗ (Открытие нового знания)

Нетрадиционная форма урока

Виртуальная экскурсия по золотому кольцу России

Цель

образовательная:

познакомить со старинными городами, вошедшими в Золотое кольцо России.

Цель

деятельностная:

формировать умение применять полученные знания о городах, вошедших в состав Золотого кольца России в жизни.

Задачи:

- образовательные:

  • создать условия для ознакомления со старинными городами, вошедшими в Золотое кольцо России;

  • расширить кругозор учащихся в области достопримечательностей городов, вошедших в Золотое кольцо России;

- развивающие:

  • содействовать развитию у школьников логического мышления;

  • способствовать развитию познавательного интереса и учебной мотивации;

  • развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;

  • способствовать формированию правильной грамотной речи через проблемный диалог;

  • создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

- воспитательные:

  • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

  • активизировать творческую деятельность учащихся;

  • показать значение знаний о городах, вошедших в Золотое кольцо России в жизни, побудить применять эти знания;

  • воспитывать любовь к России и своему региону, интерес к её духовному наследию.

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

- уметь формулировать и решать учебную проблему и цель;

- проявлять готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- ориентирование в системе знаний: самостоятельно выбирать информацию необходимую для осмысления способа решения учебной задачи;

- умение анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания и делать выводы.

- уметь организовывать свою учебную деятельность;

-  определять и формулировать цель деятельности;

- контролировать процесс собственной учебной деятельности и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

 - определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

- уметь самостоятельно анализировать правильность выполнения действий.

-  взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

- адекватно оценивать свою деятельность

- фиксировать индивидуальные затруднения в учебном действии.

- отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;

- осуществлять 

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- вступать в диалог

и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- четко выражать свои мысли;

- умение уважительно относиться к позиции другого, аргументировано объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.







- придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе;

- самоопределение и осознание смысла учения, важности изучаемого материала;

- уметь оценивать свою учебную деятельность на уроке;

 - проявлять активность и познавательную инициативу, любознательность трудолюбие, аккуратность;


Основные понятия

Золотое кольцо России, достопримечательность, Москва, Переславль-Залесский, Сергиев Посад.

Междисциплинарные связи

Литературное чтение, русский язык, изо.

Оборудование и материалы к уроку

Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», опорные таблицы, компьютер, ноутбук, презентация «Золотое кольцо России», карточки с заданиями, карта «Золотое кольцо», автобус

Методы обучения

Наглядный, проблемный, частично–поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Форма обучения

Фронтальная, групповая, индивидуальная.




Этап урока

и его цель

Формируемые УУД на данном этапе урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

I. Организационный этап

Цель: организовать актуализацию требований к учащимся в процессе учебной деятельности.


Регулятивные:

- уметь организовывать

свою учебную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение

к процессу познания.

Коммуникативные:

- формировать умение слушать и слышать.

Проверяет готовность к уроку.

-Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!».


-Итак, сегодня на уроке у нас будет работать знак готовности и согласия (большой палец вверх).

-Готовы начать урок?


-А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Проверяют готовность к уроку.








III. Этап актуализации знаний

Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для открытия новых знаний.

Познавательные:-

- уметь ориентироваться в системе знаний ранее изученного материала.


Личностные:

- проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию.



Коммуникативные:

- придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- проявлять желание оказать поддержку и помощь в затруднениях при устном ответе.



- Ребята, а кто был из вас самым внимательным, и заметил с чем я сегодня пришла в школу?


- А как вы думаете, в жизни, зачем нужен чемоданчик?



- А зачем люди путешествуют?


- Ребята, и мы с вами сегодня отправимся в путешествие. Но для того чтобы отправиться путешествовать, нам необходимо вспомнить, то что проходили на предыдущих уроках.


Игра «Назови одним словом».

План доходов и расходов (бюджет)

Деньги, которые попадают в бюджет (доход)

Деньги, которые тратятся из бюджета (расход)

Доход выше затрат (профицит)

Доход меньше затрат (дефицит)

Плата за работу (зарплата)

Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству (налоги)

Работа в паре

Найди соответствие.

С чемоданчиком



Для складывания одежды, для путешествий

Ответы детей







Называют понятия данных определений










Работают в паре. Находят соответствия


III. Этап постановки проблемы, формулирования темы и цели урока

Цель: постановка проблемы по формулированию темы и цели урока.

Регулятивные:

- ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные:

- уметь формулировать учебную проблему

и цель;

- проявлять готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;


Коммуникативные:

-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- Итак, мы отправляемся в путешествие. А чтобы определить по какому маршруту мы отправимся, послушайте стихотворение.

Катись, катись, колечко,
По краешку Земли,
От Северного моря,
И голубой тайги,
По рощам и долинам
До волжских берегов,
Где древняя Россия
В названьях городов.
Владимир, тихий Углич,
Залесский Переславль,
Жемчужина России –
Нарядный Ярославль.
Ростов Великий, Суздаль
И Сергиев Посад…
Их имена как песня
Народная звучат.
Колечко золотое
Скрепило города.
Здесь матушка Россия,
Здесь русский дух всегда!

- Кто догадался, по какому маршруту мы отправимся сегодня? Верно! Мы побываем в нескольких древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце».

- Как вы понимаете, что такое кольцо?

- Почему же кольцо?

(На доску вывешиваются данные вопросы)

– Вы сами в конце урока сможете ответить на эти вопросы и подтвердить или опровергнуть ваши предположения.

- Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия?

(На доску вывешиваются правила поведения во время путешествия)

Прием «Яркое пятно»

- А что может лежать в чемоданчике, если мы с вами отправляемся путешествовать?

Достает из чемоданчика карты и выдает их детям.

- Ребята, а для чего нужна карта в путешествии?


Слушают стихотворение, определяют маршрут.
























По Золотому кольцу России




Высказывают свои предположения





Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия





Обучающиеся называют предметы



Чтобы знать, куда отправиться в путешествие

IV. Гимнастика для глаз

Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять упражнения для глаз по команде.

«Реснички»

Повторяют движения с музыкальным сопровождением.

V. Этап «открытия» нового знания

Цель: выявление знаний обучающихся по теме «Задачи на части»; восприятие новой темы.

Регулятивные:

- контролировать процесс собственной учебной деятельности и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

 - определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

Коммуникативные:

- вступать в диалог

и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-  аргументировать свои высказывания;

Познавательные:

- умение читать и составлять задачи по заданной схеме;

- умение анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания и делать выводы

- Ребята, угадайте, на чем мы будем путешествовать?

Что за чудо - серый дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином!

- Ребята, в автобусе спрятано послание, прочитайте его.

Около 40 лет назад (с начала 1970 года) несколько древних городов России к северо-востоку от Москвы были объединены в туристический маршрут, получивший название "Золотое кольцо России".

Посмотрите на карту размещения этих городов в Золотом кольце.

- Почему же кольцо? Все города Золотого кольца России, соединяясь дорогами, выстраиваются в символический круг.

- Называется золотым, так как эти города являются достоянием нашего государства, в них много памятников истории, архитектуры, искусства, а в конце урока вы мне ответите на вопрос действительно ли верные данные послания.

- Проверим это во время путешествия, которое начинаем из сердца нашей Родины. Откуда?

- Скажите, ребята, кто-нибудь знает, кто основал Москву?

- Город был основан в 1147 году князем Юрием Долгоруким.

-А сейчас мне бы хотелось, чтобы каждый из вас побыл в роли экскурсовода. Вы будите работать в группах.

-Как вы думаете какие есть правила работы в группах?

- Кто такие экскурсоводы?

Экскурсоводы (ГИД)- это специалист, который проводит экскурсии

- Рассаживаемся поудобнее и отправляемся в путь. От города Москва до первого города примерно 70-75 километров на северо-восток..... Итак, двигаемся в Сергиев Посад.

- Откройте голубой конверт.

1. Город Сергиев-Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, который в 1337 году основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. Раньше этот город назывался Загорск. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов.















- Сейчас мы совершим небольшую виртуальную экскурсию по этому городу…

- Ребята, мы с вами долгое время находимся в автобусе, пора сделать остановку для зарядки.





Слушают загадку



Автобус











Читают послания





























Из Москвы

Ответы обучающихся.

Предположения обучающихся.



-Работать сообща, уважать мнение друг друга.





Сергиев Посад



Работа в группе


Каждая группа должна составить путеводитель об одном из городов

Золотого кольца по плану, который дан

на листе и подготовиться к ответу у доски.

План

1.Как называется город, о

котором вы читали текст?

2.Где он расположен?

3.Кем он был основан? 4.Когда?

5.Какие

достопримечательности в

нем есть?

6.Какие известные люди в нем жили?

Заполняют маршрутный лист №1.

Используя маршрутный лист, рассказывают о городе.

VI. Физкультминутка

Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения.


Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде.


«Мы в автобус дружно сели»

Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели.

Влево, вправо,

Влево, вправо.

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

или

Повторяют движения с музыкальным сопровождением.

VII. Этап открытия «нового» знания

Регулятивные:

- контролировать процесс собственной учебной деятельности и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

 - определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

Коммуникативные:

- вступать в диалог

и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-  аргументировать свои высказывания;

Познавательные:

- умение читать и составлять задачи по заданной схеме;

- умение анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания и делать выводы

- Путешествие наше продолжается. И мы отправляемся в следующий город. Скажите, в какой город мы едем дальше?


- Откройте зеленый конверт и прочитайте о данном городе.

2. Переславль-Залесский – Переславль-Залесский – был основан князем Юрием Долгоруким. Город основан в 1152 году, расположен в 140 километрах от Москвы, на берегу Плещеева озера и является центром национального парка «Плещеево озеро». Древнее название княжеского города – Переяславль означает «перенявший славу». Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные музеи: чайника и утюга.





















- По этому городу мы тоже совершим небольшую виртуальную экскурсию …

Переславль-Залесский.

Предположения обучающихся.



Читают информацию о городе

Работа в группе

Каждая группа должна составить путеводитель об одном из городов

Золотого кольца по плану, который дан

на листе и подготовиться к ответу у доски.

План

1.Как называется город, о

котором вы читали текст?

2.Где он расположен?

3.Кем он был основан? 4.Когда?

5.Какие

достопримечательности в

нем есть?

6.Какие известные люди в нем жили?

Заполняют маршрутный лист №2


VIII. Закрепление полученных знаний

Цель: организация усвоения учащимися нового материала (самостоятельно).
















Личностные:

- формировать интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные:

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы с опорой на правила.

- А сейчас давайте посмотрим, кто из вас был самым внимательным во время путешествия и запомнил больше всего информации о городах Золотого кольца.

1 задание – покажите гербы городов, о которых шла речь



2 задание – перечислите города, которые входят в туристический маршрут «Золото кольцо». В этом вам поможет карта.

1.Этот город назван в честь святого Сергия

Радонежского. (Сергиев Посад)

2. Этот город, как и Москва, основан Юрием Долгоруким.

(Переславль Залесский)










Показывают герба на карту



Самостоятельное выполнение заданий






X. Подведение итогов урока

Цель –формулирование вывода, выделение актуальных знаний.

Познавательные:

- контроль и оцека процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

-уметь соотносить цель и результат;

- осознают уровень и качество усвоения учебного материала.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

- Итак, подведем итог нашего урока-путешествия.


- О чем говорили на уроке?


- Как расположены города Золотого кольца России?



- Перечислите города туристического маршрута Золотого кольца России?

- Почему маршрут назван Золотым кольцом?






- В каком значении употреблено слово золотое в прямом или переносном?


- Города украшают нашу Родину. Маршрут назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом.



О городах Золотого кольца России

Расположены в виде кольца

Сергиев Посад, Переславль Залесский, Углич, Ростов, Кострома, Плес, Иваново, Ярославль, Суздаль, Владимир.



Ответы обучающихся

XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать отметки


Личностные:

- развивать cпособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности

Самооценка деятельности

- На парте у вас лежат сигнальные карточки. С помощью них оцените свою работу.

Зеленая карточка – мне было не трудно, я доволен своей работой, я понял тему урока.

Желтая карточка – мне было нелегко, я вполне доволен своей работой, я должен повторить.

Красный листочек – мне было очень трудно, я недоволен своей работой, мне нужна помощь.



или


Оценивают свою деятельность на уроке.












Оценивают свою деятельность на уроке

XII. Домашнее задание.

Цель – закрепление полученных знаний о маршруте Золотого кольца России.

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

-уметь соотносить цель и результат;

- осознают уровень и качество усвоения учебного материала.


-Наше путешествие по Золотому кольцу России мы продолжим на следующем уроке, а пока остановка.


1. Прочитать в учебнике текст «Золотое кольцо России» (стр. 86-88);

2. Подготовить сообщение о понравившейся достопримечательности одного из городов Золотого кольца России.

-Урок наш окончен и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам,

За то, что упорно, усердно трудились!

И знания ваши нам всем пригодились!

Оценка за работу на уроке





















Приложение 1

Описание городов

Город Сергиев-Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов.

Переславль-Залесский – был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные музеи. А какие музеи вы узнаете, собрав пазл, который находится в конверте.




Библиографический список

1. Золотухина Л.Н. Игра-путешествие «Золотое кольцо России» [электронный ресурс] Международный образовательный порта МААМ - режим доступа https://www.maam.ru/detskiisad/isra-puteshestvie-zolotoekolco-rosi.html

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017. – 111 с.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 3 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013. – 60 с.

4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 160 с.







Приложение 2

Маршрутный лист 1

1. Показать на карте город Сергиев Посад.

2.Кем был основан ______________________________________________

3. Город основан в ______ году.

4. С 1930 по 1991 город именовался как ______________________________________________

5.Перечисли достопримечательности города? ____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________



Маршрутный лист 2

1. Показать на карте город Переславль-Залесский.

2. Основатель города ____________________________________________________

3. Город основан в ______ году.

4. Древнее название Переславль обозначает ____________________________________________________

4. В 1688 году в город прибыл юный царь_________________ и начал создавать первый _____________________________.

5. Главные достопримечательности города? ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3



Лист настроения

1. Начало путешествия


2. Сергиев Посад


3. Переславль - Залесский


4. В конце урока
















































Приложение 5.





































Приложение 6.