1 этап урока. Организационный | 1–2 мин. | Здравствуйте! Какой сегодня замечательный день! Еще будет ветер и снег, но днём на улице устанавливается все более теплая температура воздуха. И совсем скоро придёт весна. | Подготовить учащихся к работе на уроке, мотивация учащихся на изучение данной темы, внутренняя готовность, психологическая организация внимания. Стимуляция деятельности учащихся, её целенаправленность. | Взаимное приветствие, готовность к уроку. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД) | Выраженная волевая направленность деятельности учащихся к восприятию материала. |
2 Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. | 5–6 мин. | Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Положительные и отрицательные числа, координатная прямая, модуль числа, противоположные числа). - Какую цель будем ставить перед собой? На доске слова Повторить………….. Вспомнить……… Узнать……………. Научиться…………(сл.2) (Повторить положительные и отрицательные числа; определение координатной прямой; изображение точек на координатной прямой; модуля числа; нахождение модуля; противоположных чисел. А какая самая главная задача урока? -Самая главная задача, это сравнивать положительные и отрицательные числа. А для этого вспомним: -Какие числа называются положительными? -Какие числа называются отрицательными? -А число 0 положительное или отрицательное? -Как называются вместе положительные, отрицательные числа и число 0? (Целые) -Давайте подумаем, где в жизни мы можем встретить положительные и отрицательные числа? Предполагаемые ответы: 1)Погода, если тёплая, то говорят, что на улице плюсовая температура, если холодная, то минусовая. -Определите температуру воздуха по рисунку. (сл.3) 2)На географической шкале высота гор и глубина морей и океанов. -Вспомните, как называется самая глубокая. впадина на планете, глубина которой доходит до 10911,4 метров. (Марианская) (сл.4) 3) Характер человека, он может быть положительным, а может и отрицательными чертами характера. О каком человеке говорят, что он положительный? А о каком отрицательный? | Предлагает вспомнить какие числа называются положительными, какие отрицательными. И определить температуру на градуснике. Предлагает сформулировать цель урока Предлагает вспомнить учащимся, где в жизни мы можем встретить положительные и отрицательные числа? | Учащиеся отвечают на вопросы (числа со знаком «+» называются положительными, а со знаком «-» ) отрицательными находят показания термометра. Учащиеся пытаются сформулировать цель урока Учащиеся отвечают, где в жизни мы можем встретить положительные и отрицательные числа? | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) | Активность познавательной деятельности на последующих этапах; вариативность восприятия и осмысление нового материала. Должны вспомнить, где в жизни они могут встретить положительные и отрицательные числа? |
| | А теперь посмотрите на экран, там дана турнирная таблица, которая поможет нам увидеть, где ещё встречаются положительные и отрицательные числа. Задача: На олимпиаде 2014 в Сочи по хоккею результаты команд сравнивают по разнице забитых и пропущенных шайб. (сл.5,6) 1) Объясните, что означают данные приведённые в следующей таблице первой четвёрки команда | Разница забитых и пропущенных шайб | США | 8 | Россия | 3 | Словения | -5 | Словакия | -10 | 2) Заполните последний столбец таблицы второй четвёрки.(сл.7,8) команда | Число забитых шайб | Число пропу щенных шайб | Разница забитых и пропущенных шайб | Канада | 11 | 2 | | Финляндия | 15 | 7 | | Австрия | 7 | 15 | | Норвегия | 3 | 12 | | | Предлагает решить задачу про Олимпиаду, чтобы показать учащимся где встречаются положительные и отрицательные числа. Предлагает заполнить таблицу. | Объясняют разницу забитых и пропущенных шайб. Учащиеся заполняют таблицу. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Анализ с целью выделения признаков (Познавательные УУД) | Должны решить задачу про шайбы |
| | – А где наглядно мы можем увидеть все эти числа? (НА координатной прямой) -Какая прямая называется координатной прямой? Итак, все числа расставим на координатную прямую. КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? – Посмотрите на экран. Там поднялся весёлый виртуальный ветер и рассыпал все числа. Расположите числа на координатной прямой. .(сл.9,10) - Где на координатной прямой изображаются положительные числа? (справа от нуля) - Отрицательные? (Слева от нуля) -Чем является число нуль? (Начало координат) -Назовите два противоположных числа (5 и -5) Молодцы всё вспомнили! Рефлексия: - Кто думает, что материал предыдущих уроков усвоил хорошо? - Кто считает, что надо ещё поработать над этим материалом? - Кто удовлетворён своими результатами? (сл.10,11) | Визуальная проверка. – У кого ошибки? | Учащиеся отвечают на вопросы в форме обсуждения(прямая с выбраненным на ней началом отсчёта, единичным отрезком, и направлениям называют координатной прямой). Ученики работают с индивидуальными шкалами. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) | Должны вспомнить, что называется координатной прямой и как изображаются числа на ней. |
3 Этап усвоения новых знаний | 8–10 мин. | Откроем тетради, запишем число, классная работа, и тему урока: «Сравнение чисел». -Знакома ли тема урока? -Какие числа мы умеем сравнивать? (натуральные , десятичные и обыкновенные дроби) Задание сравните числа: 15 и 28 1 и 356 100,2 и 99,82 -8 и 6 -4 и -7(сл.11) У учащихся проблема не могут сравнить две последние пары чисел. -Почему мы не можем сравнить две последние пары чисел? Как называются эти числа? -Все ли числа мы умеем сравнивать? Предлагаю сформулировать цели и задачи урока. (на доске записать, что предложат дети) -Какие математические знаки нам нужны для сравнения?- Попробуем решить эту задачу с помощью термометра. Попробуйте сформулировать само правило сравнения положительного и отрицательного числа. (Любое положительное число больше любого отрицательного или Любое отрицательное меньше любого положительного). Для нашего случая +150-200(сл.12) А если сравнить числа с помощью координатной прямой? (Из двух целых чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то - которое левее.) -Сравните температуру на градуснике с нулём. +15000 -200 0 Сформулируйте правило Любое положительное число больше нуля. Любое отрицательное число меньше нуля. И наоборот: Нуль больше любого отрицательного числа и меньше любого положительного числа. -А какие ещё числа мы не не знаем как сравнивать? (два отрицательных числа) Проблема: Сравните -15 и -20.Какое больше? (сл.13) Вернёмся к градуснику и сравним показания температуры: -150 и -200 (Из двух отрицательных чисел больше то котороена координатной прямой правее) Теперь можно вернуться к нашим двум примерам и решить их: -8 -7 Итак, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы этой цели? Знаем мы, как сравнивать целые числа? Сформулируйте правила сравнения. | Учитель формулирует проблему урока Предлагает сформулировать цели и задачи урока. | Учащиеся отвечают на вопросы в форме обсуждения. Ищут решение на поставленную задачу Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Учащиеся формулируют правило сравнения положительного и отрицательного числа Ученики обсуждают вопросы и делают выводы. Находят решение на поставленную задачу урока. Работа в тетради Предполагаемые ответы: Большее число расположено на координатном луче правее. Ученики обсуждают проблемную ситуацию и делают выводы. Учащиеся формулируют правило сравнения отрицательных чисел. | Анализ с целью выделения признаков (Познавательные УУД) Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. (Регулятивные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД) | Утверждение темы урока и её значимости. Создание проблемной ситуации и её решение Должны прийти к выводу, нужно уметь сравнивать числа с разными знаками. Первичное усвоение навыков сравнения положительных и отрицательных чисел, отрицательных и нуля. Создание проблемной ситуации и её решение. Вывод учащимися правила сравнения. |
4 Этап закрепления нового материала | 18-22 мин. | А как эти правила вы поняли, проверим на задачах. 1) Сравните числа а)-2 и 5, б) -111 и 54 в) -78 и -2, г) 1 и -1000 д) 0 и 1258, е)-159 и 0 ж) -281 и -414 з)123 и 321(один ученик за доской) 2) Запишите предложение в виде неравенства. а) -35- отрицательное число; б)183-положительное число; в)-162 -отрицательное число; г) 1214-положительное число; Хорошо поработали, теперь отдохнем. Физкультминутка. (1-2 мин). (сл.14) 1.Предлагает учащимся выполнить упражнение для глаз. Сильно зажмурить глаза и резко их открыть. (10 раз) 2. «Потрудились- отдохнем, встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, влево, вправо, поворот. Три наклона, прямо встать Руки вниз и вверх поднять Руки плавно опустили, всем улыбки подарили». 3) Петя Ленивцев невнимательно слушал объяснения учителя, поэтому при сравнении целых чисел сделал несколько ошибок. Проверьте неравенства, составленные Петей, и если нужно исправьте ошибки. а)5 2 в) -7-4 д) 4-2 (сл.15) 4) Выполните номер 974 5) Какие цифры можно написать вместо звёздочек, чтобы получилось верное неравенство: а)-274-27* , б) -1890-416, г) -*38-338 д) -12*7-4015 (сл.16) Проверка знаний учащихся: выполните тест Отвечаем да или нет 1) В ряду целых чисел нуль стоит левее положительных чисел? 2) В ряду целых чисел отрицательные числа стоят правее нуля? 3) Любое положительное число больше нуля? 4) Любое отрицательное число больше любого положительного числа? 5) Нуль меньше любого целого отрицательного числа? 6) Из двух противоположных чисел всегда меньшее отрицательное число? 7) Если аа положительное число? 8) Если х3, то х положительное число? Выполнили работу. Хорошо! Теперь каждый из вас будет исполнять роль учителя. Обменяйтесь карточками, выполним проверку. Если вы сомневаетесь, то сверьтесь с экраном. Ответы: да, нет, да, нет, нет, да, нет, да . (сл.17) Критерии оценивания: «5»- всё правильно «4»-1 ошибка «3»-2,3 ошибки | Предлагает выполнить ряд задач на отработку правил. По наличию допущенных ошибок учитель возвращается к тому или иному этапу урока, с целью ликвидации пробелов знаний учащихся Предлагает учащимся выполнить тестовое задание. Организует работу по проверке выполнения теста с помощью заготовленной таблицы ответов. . | Запись в тетрадь заданий и самостоятельное решение примеров, самопроверка. Учащиеся делают гимнастику для глаз и выполняют упражнения. . Групповая работа в парах. Выполнение тестового задания, взаимно - диагностика.. | Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке. (Личностные УУД) | При помощи задания отработали умение сравнивать числа с разными знаками. Отдых детей. Выполнение тренировочных заданий. Выполнение тестового задания. Применение новых знаний в различных ситуациях, самоконтроль и самооценка своих знаний. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся. |
5 Этап рефлексии деятельности | 3–4 мин | В конце урока подводится итог работы, какая была цель урока, достигли ли мы её и уровень достижения цели: Сегодня на уроке я научился….. Мне было интересно…. Мне было трудно….. Я понял, что…. Я почувствовал, что….(сл.18) | Выставление оценок учащимся. | Самооценка результатов деятельности. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД) Личностные УУД | Взаимодиагностика Выполнили рефлексию своих знаний после проведённого урока. |