2. Проверка домашнего задания (актуализация знаний). | Фронтальная беседа
Постановка вопроса для изучения
| 1. Вспомните и перечислите известные вам органические соединения, в состав которых входит кислород. 2.Какие функциональные группы, содержащие кислород, вам известны? Среди сложных эфиров особое место занимают природные эфиры - жиры и масла. 3. Чем они образованы? 4.Вчем заключается биологическая роль жиров? 5. Назовите еще источник энергии для живых организмов? Я просила Вас найти материал о том, где мы встречаемся с углеводами. Учитель резюмирует результаты беседы: Продолжаем изучать кислородсодержащие органические соединения с четным числом углеродных атомов - это углеводы. Учитель определяет ведущие понятия, на которые опирается данный урок; Вопросы классификации углеводов. Эта та часть учебного материала, которую мы будем использовать в дальнейшем при изучении глюкозы и полисахаридов. | 1.Называют классы фенолов, спиртов, карбоновых кислот, альдегидов, кетоны, многоатомных спиртов, простых и сложных эфиров. 2. Называют спиртовую, карбонильную, карбоксильную, эфирную. 3.Отвечают,что жиры и масла образованы трехатомным спиртом глицерином и высшими жирными кислотами с неразветвленной углеродной цепью, содержащими четное число углеродных атомов. 4. Отвечают, что жиры входят в состав растительных и животных организмов и играют важную биологическую роль. Они служат одним из источников энергии живых организмов, которая выделяется при окислении жиров. 5.Называют углеводы. Ответ учащихся: Углеводы – это одна из важнейших составляющих нашего питания. Более того, именно из углеводов организм получает более половины калорий. | Предметные: умеют отличить классы кислородсодержащих органических соединений от других классов органических соединений; понимают, какое из предложенных веществ относится к классу кислородсодержащих. Метапредметные: целеполагание – ставят задачи с учетом знаний, полученных на предыдущем уроке; - самостоятельно формулируют основополагающий вопрос изучения: кислородсодержащие органические соединения; - углеводы. -умеют выражать свои мысли и донести их в диалоге с преподавателем. | Самооценка |
3. Подготовка учащихся к усвоению. | Беседа Интересный факт, неожиданное открытие. | Ответы на поставленные вопросы можно найти, изучив теоретический материал по учебнику, а можно попытаться найти в результате наблюдений, которые вам предстоит осуществить по ходу демонстрационного и лабораторного эксперимента. Интересный факт, неожиданное открытие: О воздействии глюкозы на поведение человека, включая его умение быть великодушным и добрым. Повышение концентрации глюкозы отгоняет дурные мысли, заставляет забыть обиды и отбивает желание мстить. Любители сладкого склонны прощать проступки и себе, и окружающим. 2).Учитель озвучивает вопросы, которые предстоит изучить сегодня на уроке: Сегодня на уроке мы познакомимся и изучим понятие углеводов, нахождение углеводов в природе, классификация углеводов, физические свойства углеводов, биологическая роль. 3). Предлагает записать тему урока в тетрадь. | Под руководством учителя разрабатывают план: 1.Провести наблюдения по ходу демонстрационного эксперимента и назвать признаки классификации углеводов. 2. Выполнить лабораторный эксперимент, сделать вывод о физических свойствах углеводов. 3.Обсудить биологическую роль углеводов. 4.Обучающиеся записывают число и тему урока в тетрадь. | Метапредметные: - планируют: составляют план под руководством учителя. | Самооценка. |
4. Изучение нового материала. 5.Первичная проверка усвоения знаний.(в ходе объяснения новой темы урока - таблица). 6. Первичное закрепление знаний. 7. Контроль и самопроверка. 8.Подведение итогов урока. 9. Информация о домашнем задании. | Беседа. Демонстрационный и лабораторный эксперименты. Работа в группах и парах. Работа с текстом учебника. Работа с таблицей. Оформление результатов в таблицу и работа с приложение 1. Демонстрационный эксперимент Демонстрационный эксперимент Лабораторные опыты. Совместная работа учителя и учащихся по заполнению таблицы ( приложения №1). Даем понятие реакции поликонденсации. Беседа по результатам заполнения таблицы- итог Фронтальная беседа Тестовая работа Самостоятельная работа с тестом Самостоятельная работа с тестом Самостоятельная работа с тестом Проверка и взаимопроверка Самостоятельная работа с тестом Работа с учебником | Углеводы. В начале 19 века провели анализ этих соединений. Состав углеводов можно выразить формулой Сn (H2O)m на один атом углерода приходится определенное количество молекул воды Углеводы «уголь» и «вода» Интересный опыт О том, что углеводы - это уголь и вода подтверждает опыт дегидратации сахарозы: Реактивы: сахарная пудра 30г и 30 мл концентрированной серной кислоты. Оборудование: мерный цилиндр, стеклянная палочка, химический стакан. Опыт №1 В стакан с сахарной пудрой добавляем каплю воды и 30 мл. концентрированной серной кислоты и перемешиваем. Наблюдаем, что реакционная смесь темнеет. Концентрированная серная кислота отнимает у сахарозы всю воду: серная кислота образует комплекс с молекулами воды, реакция протекает с выделением энергии (экзотермическая), при этом сахар обугливается, т.е. превращается в уголь. Уголь вступает в частичное взаимодействие с кислотой. В ходе реакции происходит образование углекислого и сернистого газов, которые выделяясь, вызывают вспучивание обугленной массы. Вопрос: Какие признаки химической реакции наблюдаем в этом опыте? Уравнение реакции: C6H12O6 = 6C + 6H2O C12H22O11 = 12C + 11H2O Запишем в тетради определение. Углеводы - органические веществ, молекулы которых состоят из атомов углерода, водорода и кислорода ,причем водород и кислород находятся в них в таком же соотношении, как и в молекуле воды (2:1). Задание. Определите по составу, какие вещества относятся к углеводам: C5H10O4 CH2O C6H12O6 CH3COOH (C2H4O2) Назовите вещества, состав которых соответствует общей формуле углеводов, но углеводами они не являются. Демонстрирует опыт Опыт№2 Измеряем знечение рН воды и растворяем в воде глюкозу. Наблюдаем, что происходит со начением рН? Углеводы  Подводит к классификации углеводов Объясняем термины: Моно- Ди- Поли-    Для ответа на этот вопрос вам необходимо выполнить лабораторные опыты. Совместная работа учителя и учащихся по заполнению таблицы ( приложения №1) Проводит инструктаж по технике безопасности, контролируем работу в парах выполняются по инструктивным карточкам в парах – приложение 2). Предлагает обсудить результаты проведенных опытов, отметив их признаки.  Обсуждения результа- ты наблюдений, полученные в ходе лабораторного эксперимента и заполнить таблицу При помощи приложения IV заполняют колонку таблицы биологическая роль углеводов.  Работа с аудиторией по вопросам, которые позволят оценить первичное закрепление полученных на уроке знаний, с детьми. -дать определение углеводам -к какому виду углеводов относится: - глюкоза -крахмал -целлюлоза -сахароза Обобщает высказанное учениками.  Им предлагается ответить на вопросы и выполнить самостоятельно(проверочный мини-тест.    Объясняют сделанный выбор и варианты ответов:  Контролирует работу учащихся. Выясняет возникшие затруднения. После выполнения химического теста учитель организует взаимопроверку выполнения задания. Пояснение упражнений домашнего задания |  Наблюдают результат опыта -обугливание сахарозы -увеличивается масса и объем реакционной смеси Варианты ответа Обугливание сахарозы  Ответы: 1. Обугливание сахарозы. 2.Выделение газов. Записывают в тетради определения углеводов - анализируют состав предложенных веществ и делают вывод о том, что были найдены углеводы, состав которых не отвечает этой формуле. Во- вторых, известны соединения, состав которых хотя и соответствует общей формуле углеводов, но по свойствам таковыми не являются. Поэтому это формальдегид и уксусная кислота. Поэтому запись общей формулы углеводов условна. Вариант ответа: Не изменяется. Глюкоза не подвергается процессу гидролиза. Составляют схему: Классификация углеводов По отношению к гидролизу углеводы бывают:  Обучающиеся в ходе объяснения материала классификации углеводов -выполняют лабораторную работу (приложение №2) Выполняют в парах лабораторные опыты с использованием инструктивных карточек (приложение №2). Выборочно представитель от каждой пары озвучивает результаты наблюдений. - совместно с учителем заполняют таблицу ( приложения №1) по результатам лабораторного опыта По ходу изучения вопроса классификации углеводов обучающиеся вместе с учителем обсуждают и результаты заносятся в таблицу. Оценивают степень своего участия в проведении лабораторного эксперимента и выставляют оценку на бланке ответов. По ходу обсуждения на доске (интерактивной или простой) создаётся заполненные графы таблицы (приложения №1), которую заносят в тетрадь: - делают вывод о физических свойствах углеводов; - изучают биологическую роль углеводов; Вариант ответа: Дают определение углеводам. -моно -ди -поли Выполняют самостоятельную работу, используя приложение тест Осуществляют взаимопроверку, сверяют правильность выполнения задания. Минитест: 1. Расположите вещества в порядке возрастания числа атомов углерода в составе молекулы: А. Сахарозы Б. Глюкозы В. Рибозы 2. Тетрозы, пентозы, гексозы – это: А. Дисахариды Б. Моносахариды В. Полисахариды 3. Самый сладкий моносахарид: А. Глюкоза Б. Фруктоза В. Рибоза 4. Какой из моносахаридов содержится в крови человека? А. Рибоза Б. Дезоксирибоза В. Глюкоза Г. Фруктоза 5. Углевод, который предотвращает свертывание крови: А. Рибоза Б. Фруктоза В. Гепарин Выполняют самостоятельную работу, используя приложение 1 , сверяют ответы и выставляют оценку. Делают в тетради пометки о выполнении | Предметные: Знают определение «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии. Характеризуют реакции дегидратации сахарозы, экзо- и эндотермичес кие. Метапредметные: - планируют: сов- местно с учителем составляют и заполняют - таблицу (приложения №1); - составляют план выполнения лабо - раторного опыта; - организуют рабочее место; – умеют проводить анализ и делать вывод – по итогам лабораторных опытов заполняют таблицу приложения №1 и различают физические свойства углеводов по характерным признакам; -умеют работать в паре, сотрудничать с учителем и сверстни ками для достижения запланированных результатов. -Умеют выражать свои мысли и дово- дить их в диалоге до партнера при выполнении л.о. Личностные: -Убеждаются в познаваемости мира; - осознают необходимость соблюдения правил техники безопасности при выполнении эксперимента; -вырабатывают навыки культуры поведения со сверстниками на уроке. Предметные: - изучают понятия углеводов. Метапредметные: – умеют проводить анализ и делать вывод. Предметные: - изучат состав углеводов. Метапредметные: -формулируют проблему: Значение рН не изменяется при растворении глюкозы в воде .Почему? Предметные: -формулируют принцип классификации: -изучают классификацию углеводов Метапредметные: -умеют работать в паре, сотрудничать с учителем и сверст- никами. Метапредметные: – по итогам лабораторных опытов заполняют таблицу приложения №1 и различают физические свойства углеводов по характерным признакам; Предметные: -изучают классификацию; физические свойства углеводов; Биологическую роль для живых организмов и растительных организмов. Предметные: - изучают физические свойства; - биологическую роль углеводов; - роль реакции поликонденсации для живых систем: для углеводов, для белков. Метапредметные: делают вывод о роли углеводов; Личностные: повышают свои знания о собственном организме; Метапредметные: - умение делать выводы -умение обобщать материал -логично отвечать на вопросы Личностные: -развивать доказательную речь -аргументировать -давать полный законченый ответ на вопрос Предметные: -знают определение и классификацию углеводов; -умеют отличить классы углеводов. Метапредметные: -умеют корректиро- вать ответы. Личностные: -умеют оценить результаты продви- жения к поставленной цели. Личностные: -умеют планировать свою работу и время Метапредметные: -развитие мотивации к получению знаний - работы над ошибками | Самооценка и оценка товарищей Самооценка Самооценка Взаимопроверка и оценивание друг друга. Самоанализ и самопроверка Самооценка. По окончании работы и обсуждения ее результатов предлагает каждому оценить степень участия в лабора- торном эксперименте по пятибалльной системе. Самооценка. Взаимопроверка. Самооценка. Взаимопроверка. Самооценка. Взаимопроверка. |