1. | Организационный момент | Личностные: формирование навыков самоорганизации. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо Все расселись по местам Никому не тесно По секрету вам скажу Будет интересно! | Обучающиеся настраиваются на работу. |
2. | Актуализация знаний. Определение темы урока. Целеполагание. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: осуществлять анализ, синтез, сравнение. | 1). Часть слова, которая служит для связи слов в предложении называется… 2). Общая часть родственных слов называется … 3). Как называется третий зимний месяц? 4). Во что превращается вода зимой…. 5). Часть слова без окончания называется … 6). Назовите слово, противоположное слову враг. -А теперь с друзьями поработаем в группе. --Вспомните правила работы в группе. -У вас на парте лежат буквы (НОСТКРУКТРО) -Составьте слово из этих букв. - как вы понимаете смысл этого слова? -Что оно обозначает? -Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора? -А знаете ли вы Советского ученого конструктора, главного организатора производства ракетно-космической техники и ракетного оружия и основоположника практической космонавтики? | Окончание Корень Январь Лед Основа слова Друг -Конструктор 1). конструктор – это, тот кто конструирует что-либо, создаёт конструкцию чего-либо 2) это набор частей, деталей, из которых строят разные сооружения. -ЭТО СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ |
| Минутка чистописания | Коммуникативные: учитывать разные мнения и учиться высказывать своё. Познавательные: умение строить связные высказывания в устной форме. Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности. | - Я не ученый –конструктор, но тоже собрала из нашего слова цепочку букв. - Рассмотрите её. Какая буква лишняя? И почему? ксто окст -Продолжите закономерность в тетрадях. -Как слово конструктор может быть связан с темой нашего урока? - Предположите, что мы сегодня будем делать на уроке? | -Буква о…. -Тема урока: СОСТАВ СЛОВА - Сегодня на уроке мы будем собирать слова из разных морфем и разбирать слова по составу. |
3 | Обобщение и систематизация знаний. | Коммуникативные: учитывать разные мнения и учиться высказывать своё. Познавательные: умение строить связные высказывания в устной форме. Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности. | -Каждая группа по алгоритму приготовит сообщение об одной морфеме слова. У вас на партах карточка, на которой изображена одна из морфем. На работу вам 3 мин. По окончании работы выступление и его оценка одноклассниками. - Алгоритм работы над морфемой: 1.Как называется 2.Как обозначается; 3.Где расположена; 4.Для чего служит. 5.Пример | (Выступление групп, оценивание выступления). |
5. | Обобщение и систематизация знаний. | Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: принимать и соблюдать правила групповой работы. Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; учитывать правило в планировании и способе решения поставленной задачи; осуществлять пошаговый и итоговый контроль. | Игра « Снежный ком» -Образуйте однокоренные слова. Запишите их в тетрадь и разберите по составу. 1 группа – с корнем МОРОЗ 2 группа – с корнем ЗИМ 3 группа – с корнем СНЕЖ 4 группа – с корнем ХОЛОД -С помощью, каких морфем образовались новые слова? ДОСКА! Без, вытащишь, труд, не, рыбка, и, пруд,из. - Прочитайте. Что это такое? - А может это предложение? Что такое предложение? - Составьте предложение из этих слов. Какая морфема нам нужна? - Что получилось? -Запишите пословицу в тетрадь. -Как вы её понимаете? -Что такое окончание? - У окончания много тайн, которые вы будете раскрывать на уроках русского языка. - Ребята, прочитайте этот текст. -Трудно? Почему? - Тогда попробуйте прочитать вот этот текст. Здесь пропущены все морфемы кроме корня. - При помощи чего быстрее восстановить текст? -Запишите строчки из текста песни. -Итак, друзья, вперёд! Нас самая главная часть слова ждёт! Посмотрите на доску. На доске Зри в корень! -Что это такое? Что оно означает? -А при чём тут корень? - Что такое корень? - А что такое однокоренные слова? - Игра « Лови ошибку» 1. Гора, горе, горное. 2. Пятно, пять, пятнышко. 3. Гусь, густой, гусинный. - Игра : «Словесный конструктор.» -Составление кластера. | Образуют однокоренные слова. Записывают в тетрадь. -Приставки и суффикса -Приставка и суффикс служат для образования новых слов. -Слова -Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. -Окончание. -Пословица. -Окончание –это часть слово, которое служит для связи слов в предложении. -Трудно. Здесь нет корня, поэтому трудно читать. -При помощи корня быстрее восстановить текст. -Это фразеологизм. - Означает, что надо смотреть на самое важное, самое главное. - Корень – это главная морфема. - Это общая часть однокоренных слов. - Однокоренные слова – это слова, имеющие общий корень и сходны по смыслу. Проверка Самопроверка по эталону. |
6. | Самостоятельная работа | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Тест по теме: Состав слова. 3 класс Ф.И._______________________________ В каком ряду дано верное определение «окончания»: стоит после корня и служит для образования новых слов изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении В каком ряду перечислены части слова: существительное, прилагательное, глагол, предлог приставка, корень, суффикс, окончание, основа подлежащее, сказуемое, второстепенные члены В каком ряду записаны однокоренные слова: вода, водолаз, водитель лес, у леса, к лесу, о лесе повар, сварка, варит 4. В каком ряду слово соответствует схеме: 1. перелесок 2. рыбка 3. дубы 5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса: 1. домик, грядка, вазочка 2. вход, запуски, сговор | Выполняют работу. |