1.Работа по первому пункту плана -Поработаем по первому пункту плана. Что мы узнаем? Дети пишут в тетради. Дети пишут на тетради. - Прочитайте и сравните эти предложения. Что в них общего? - Эти предложения повествовательные. В конце каждого стоит точка. В обоих предложениях по четыре слова. - Чем данные предложения отличаются? - Эти предложения отличаются словами в, на. - Как они называются? -Я прочитаю стихотворение, а вам после прослушивания нужно будет ответить, как называются такие слова. Работа со стихотворением Чудесный выдался денек, А я учу предлоги… И я шепчу, закрыв глаза. Скрестив под партой ноги: Что значит – «у»? Что значит – «про»? И «у», и «про» - предлоги… -Как же они называются? Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество предлогов: на, из, под, от, об, в, у, с, над и много других. Игра «Хлопки» -Я предлагаю немного поиграть и с помощью хлопков посчитать количество слов в предложении «Летят по небу тёмные тучи» -Сколько получилось слов? (5) -Как вы это поняли? (Сколько хлопков, столько и слов) -Значит предлоги тоже являются словами. «Пред»-значит «перед», а «лог» с латинского переводится «слово», дословно «перед словом». -Поставьте вопросы к словам из предложения «Летят по небу тёмные тучи» -Получилось ли поставить вопрос к предлогу? -Какой вывод мы можем сделать? Вывод: вопрос к предлогам не ставится -Если мы выполнили первый пункт плана и теперь знаем, как называются эти «маленькие слова», хлопните в ладоши 1 раз. 2.Работа по второму пункту плана: Итак, мы выяснили, что предлоги-это слова, к которым не ставится вопрос, они нам служат, а для чего, давайте разберёмся. -Попробуйте прочитать предложение «Летят по небу тёмные тучи» без предлога. -Получилось ли предложение? -Почему? -Сделайте вывод, для чего служат предлоги? Вывод: предлоги служат для связи слов в предложении. Итак, сделаем общий вывод, что же такое предлог? Вывод: Предлог- это слова, которые служат для связи слов в предложении. -Сравним наши предположения с определением из учебника, поднимите руку, если вывод сформулирован верно. Отлично! Мини-исследование в группах -Ребята, каждый предлог имеет своё собственное значение. Я предлагаю вам провести мини-исследование в группах и определить значения предлогов. Вам необходимо сопоставить предлог и его значение, соединив их линией. Предлог | Значение | на | положение предмета внутри чего-либо | в | предмет находится на поверхности чего-либо | к | предмет находится внизу, под чем-либо | от | положение предмета над чем-либо | над | удаление от какого-либо предмета или объекта | под | приближение к какому-либо предмету или объекту | Выполнение практических упражнений -Проверим насколько успешно было проведено исследование, выполнив практические упражнения: -Послушайте и постарайтесь выполнить мои инструкции правильно: Положите ручку на стол. Положите карандаш на пенал. Положите ручку под тетрадь. Положите ручку стол. -Почему не удалось выполнить последнее задание? Почему оно непонятно? Дополните последнее предложение каким-либо предлогом, чтобы было возможно выполнить данное задание. Например: положите ручку на стол, под стол, в стол. Игра «Назови предлог по картинке» -Внимательно посмотрите на изображение. Где находится собака? Определите предлог. Ответ: за ,на, в, перед, справа, слева. -Если мы выполнили второй пункт плана, хлопните в ладоши 2 раза. Физминутка -Мы устали не на шутку, встали все на физминутку. Слово с предлогом – поднять руки вверх (с проговариванием), без – присесть: Парта, на парте, насос, в лесу, поле, по стеклу, со стола, сосна., улица, иду, под столом, поезд. 3.Работа по третьему пункту плана -Приступим к выполнению третьего пункта плана. Чему мы научимся? -Послушайте сказку о предлогах СКАЗКА О ПРЕДЛОГАХ Давным-давно в далекой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами-предметами, отодвигаются от них все дальше и дальше, наконец, так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос. Как ни старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно. -Итак, ребята, как же пишутся предлоги с другими словами? (раздельно) Для проверки нужно постараться вставить между предлогом и словом другое слово и ли вопрос – если перед нами предлог, то такая вставка будет возможна. Например, в лесу – в каком лесу, в сосновом лесу. Значит В – предлог. Задание «Запись» Работа в парах: -Вам нужно , работая в парах, записать предложения, вставляя необходимые предлоги -Осуществите самопроверку по эталону на экране. Поднимите руку, если задание выполнено верно. -Как же пишутся предлоги со словами? Вывод: предлог со словом -не друзья, и вместе их писать нельзя! Обобщение: -Что мы теперь можем сказать о предлоге? Как они пишутся со словами? Какую роль играют? Вывод: Предлоги-слова, служащие для связи слов, с которыми они пишутся раздельно. -Если мы выполнили третий пункт плана, хлопните в ладоши 3 раза. -Отлично! |