СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Предлог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока русского языка п теме "Предлог"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Предлог"»

Тема урока: Предлоги

Цель урока: создание условий для формирования представления о предлоге, как о служебной части речи.

Задачи урока:

  1. Формировать представление о роли предлогов в предложениях; умение правильно писать предлоги с другими словами.

  2. Развивать аналитико-синтетические умения

  3. Воспитывать любовь к своей Родине


Оборудование: УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, ИКТ, презентация, интерактивная доска, раздаточный дидактический материал


Тип урока: открытие новых знаний


Межпредметная связь: окружающий мир


Форма организации учебной деятельности: Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая.


Планируемые результаты:

Предметные:

-учить правильно писать предлоги с другими словами

Метапредметные:

Познавательные:

  • 1.Находить ответы на вопросы, используя знания, полученные на уроке

  • 2.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения

  • 3.Освоение способов решения проблем поискового характера

Регулятивные:

  • Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные:

  • Умение работать в парах и группах

Личностные:

  • Познавательная мотивация учения, понимание необходимости учения


Название этапа

Содержание

I. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин)


  1. Приветствие

-Сейчас у нас у вас урок русского языка.


Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи. И пусть у нас на уроке будет солнечно и тепло. А девиз урока: Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ! Сегодня урок-исследование, в ходе которого мы раскроем очередную тайну русского языка.

II. Актуализация и пробное учебное действие (5-7 мин)


а) Минутка чистописания с орфографической разминкой.

Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. А урок мы начнём с орфографической минутки. Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Слайд. Прочитайте слова. Б.рёза, п.щит, з.лёный, м.ро., под , бл.стит, у.кая.

Запишите их красиво и аккуратно , вставляя пропущенную букву. А теперь проверим , цепочкой, объясняя орфограмму каждого слова. Оцените свою работу. Без ошибок – 5, если 1, 2 ошибки – 4, 3 – 3, более 3 ошибок - 2



б) Разделить слова на группы.

  • Прочитайте еще раз эти слова и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы? (части речи)

  • Сколько будет групп? Какие? (сущ, прил, гл)

  • Обозначьте над словом часть речи.

  • Назовите сущ. Докажите.

  • Назовите прил. Докажите.

  • Назовите гл. Докажите.

  • Какое слово оказалось лишнее? Почему?

  • Кто знает, как можно назвать слово под? (предлог)

  • Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

  • Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о маленьких словах).

Словарная работа. Игра «Доскажи словечко»


-Запишите слова-отгадки в тетрадь

-Можем ли мы проверить написание этих слова? Почему?

-На какую орфограмму все эти слова?

- Проведем игру «Докажи словечко» и разгадаем несколько загадок:


Когда приходит Новый год,
То первым он всегда идёт,
Месяц зимний, не февраль,
Зовём мы все его... (ЯНВАРЬ)



Ветер хмурый тучи гонит
За поля и за луга.
А на тёмном небосводе
Хмуро движется луна.
После солнечной погоды
Сентября и октября
Скоро хмурая природа
Ждёт прибытья ...(ноября)


Этот месяц самый яркий,
Самый пестрый, самый жаркий.
Липа сладкая цветет,
Первый боровик растет,
Зацветает в поле рожь,
Грозы нагоняют дрожь,
Пчелы мед таскают в ульи.
В общем, чехарда в ...
(Июле)

А сейчас какое время года идёт?

- Вспомните, какие изменения происходят весной в природе?


Дождь стучится в окна нам,  
Слышен птичий шум и гам. 
Март ушёл, звенит капель,
Наконец пришёл… (АПРЕЛЬ)



-Что их объединяет? (Это месяца года)

Словарная работа:

-Проверьте выполнение словарной работы по эталону на экране.

Кто допустил ошибки-поднимите руку. Отлично!

- А сейчас какое время года идёт?

- Вспомните, какие изменения происходят весной в природе?

Творческое задание:


- Составьте предложение про весну.

III. Выявление места и причины затруднения

(3 мин)

Прогнозирование темы урока

- Я тоже составила предложения про осень, но слова рассыпались. Помогите собрать предложения.

1. весна наступила улице

2.реке лёд затрещал синий

3.светит солнышко небе

4.лужицы дома

-Прочитайте первую запись Понятно ли оно вам?

- Понятно ли вам вторая запись? Почему? (нет, слова не связаны по смыслу)

Прогнозирование темы

- Что надо сделать, чтобы эта запись стала предложением? (добавить слово)

- Какое? (маленькое)

-Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о маленьких словах)

-А как называются эти «маленькие слова»? У нас возникла проблема.


VI. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

(1 мин)


-Какую цель мы перед собой поставим? (Узнать, как называются «маленькие слова»)

-Исходя из цели, предположите, каким будет первый пункт нашего исследования

План:

  1. Узнаем, как называются «маленькие» слова

  2. Выясним, каково значение «маленьких слов» в предложениях

  3. Научимся их правильно писать


V. Реализация построенного проекта

(20 мин)


1.Работа по первому пункту плана

-Поработаем по первому пункту плана. Что мы узнаем?

Дети пишут в тетради.

Дети пишут на тетради.

-  Прочитайте и сравните   эти предложения. Что в них общего?

- Эти предложения   повествовательные.  В конце каждого стоит точка. В обоих предложениях по четыре слова.

 - Чем данные предложения отличаются?  

-  Эти предложения отличаются словами   в, на.

- Как они называются?

-Я прочитаю стихотворение, а вам после прослушивания нужно будет ответить, как называются такие слова.

Работа со стихотворением

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

И я шепчу, закрыв глаза.

Скрестив под партой ноги:

Что значит – «у»?

Что значит – «про»?

И «у», и «про» - предлоги…

-Как же они называются?

Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество предлогов: на, из, под, от, об, в, у, с, над и много других.

Игра «Хлопки»

-Я предлагаю немного поиграть и с помощью хлопков посчитать количество слов в предложении «Летят по небу тёмные тучи»

-Сколько получилось слов? (5)

-Как вы это поняли? (Сколько хлопков, столько и слов)

-Значит предлоги тоже являются словами. «Пред»-значит «перед», а «лог» с латинского переводится «слово», дословно «перед словом».

-Поставьте вопросы к словам из предложения «Летят по небу тёмные тучи»

-Получилось ли поставить вопрос к предлогу?

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: вопрос к предлогам не ставится

-Если мы выполнили первый пункт плана и теперь знаем, как называются эти «маленькие слова», хлопните в ладоши 1 раз.


2.Работа по второму пункту плана:

Итак, мы выяснили, что предлоги-это слова, к которым не ставится вопрос, они нам служат, а для чего, давайте разберёмся.

-Попробуйте прочитать предложение «Летят по небу тёмные тучи» без предлога.

-Получилось ли предложение?

-Почему?

-Сделайте вывод, для чего служат предлоги?

Вывод: предлоги служат для связи слов в предложении.

Итак, сделаем общий вывод, что же такое предлог?

Вывод: Предлог- это слова, которые служат для связи слов в предложении.

-Сравним наши предположения с определением из учебника, поднимите руку, если вывод сформулирован верно. Отлично!

Мини-исследование в группах

-Ребята, каждый предлог имеет своё собственное значение. Я предлагаю вам провести мини-исследование в группах и определить значения предлогов.

Вам необходимо сопоставить предлог и его значение, соединив их линией.


Предлог

Значение

на

положение предмета внутри чего-либо


в

предмет находится на поверхности чего-либо

к

предмет находится внизу, под чем-либо

от

положение предмета над чем-либо

над

удаление от какого-либо предмета или объекта

под

приближение к какому-либо предмету или объекту


Выполнение практических упражнений

-Проверим насколько успешно было проведено исследование, выполнив практические упражнения:

-Послушайте и постарайтесь выполнить мои инструкции правильно:

  • Положите ручку на стол.

  • Положите карандаш на пенал.

  • Положите ручку под тетрадь.

  • Положите ручку стол.

-Почему не удалось выполнить последнее задание? Почему оно непонятно? Дополните последнее предложение каким-либо предлогом, чтобы было возможно выполнить данное задание. Например: положите ручку на стол, под стол, в стол.

Игра «Назови предлог по картинке»

-Внимательно посмотрите на изображение. Где находится собака? Определите предлог.

Ответ: за ,на, в, перед, справа, слева.

-Если мы выполнили второй пункт плана, хлопните в ладоши 2 раза.

Физминутка

-Мы устали не на шутку, встали все на физминутку.

Слово с предлогом – поднять руки вверх (с проговариванием), без – присесть: Парта, на парте, насос, в лесу, поле, по стеклу, со стола, сосна., улица, иду, под столом, поезд.


3.Работа по третьему пункту плана

-Приступим к выполнению третьего пункта плана. Чему мы научимся?

-Послушайте сказку о предлогах

СКАЗКА О ПРЕДЛОГАХ

Давным-давно в далекой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами-предметами, отодвигаются от них все дальше и дальше, наконец, так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.

Как ни старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.

-Итак, ребята, как же пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)

  • Для проверки нужно постараться вставить между предлогом и словом другое слово и ли вопрос – если перед нами предлог, то такая вставка будет возможна. Например, в лесу – в каком лесу, в сосновом лесу. Значит В – предлог.

Задание «Запись»

Работа в парах:

-Вам нужно , работая в парах, записать предложения, вставляя необходимые предлоги

-Осуществите самопроверку по эталону на экране. Поднимите руку, если задание выполнено верно.

-Как же пишутся предлоги со словами?

Вывод: предлог со словом -не друзья, и вместе их писать нельзя!

Обобщение:

-Что мы теперь можем сказать о предлоге? Как они пишутся со словами? Какую роль играют?

Вывод: Предлоги-слова, служащие для связи слов, с которыми они пишутся раздельно.

-Если мы выполнили третий пункт плана, хлопните в ладоши 3 раза.

-Отлично!



VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(2 мин)


  1. Самостоятельная работа:

Дифференцированные задания:

-У вас на партах есть карточки с заданиями. Задания разного уровня. Вы должны выбрать и выполнить то задание, которое вам по силам. Задание на зелёной карточке-самое лёгкое, на красной-задание повышенного уровня.

Зелёная карточка:

Исправьте ошибки:
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепешки.
Овечки
в речке, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет.

Красная карточка:

Вставьте пропущенные предлоги:

Дети пришли … рощу. … роще весело и шумно. Пчела брала мед … цветка. Муравей ухватился … травинку. Зайчик бежал … ручью. Ручей журчал … камням.

Самопроверка по эталону с использованием документ-камеры.

-Ребята, кто отлично справился с заданием, поднимите руки. Молодцы!

VII. Включение в систему знаний и повторение

(2 мин)


-Подведём итог нашего урока с теста:

выбирайте вариант ответа:

Как пишутся предлоги с другими словами?

А) Слитно

Б) Раздельно

Вопросы к предлогам

А) Ставятся

Б) Не ставятся

Выбери предлог, который надо вставить в данное словосочетание:

«Работал … заводе»

А) На

Б) В

-Отлично, по результатам этой работы мы можем сделать вывод, что вы усвоили новый материал.

VIII.Итог урока

(3 мин)


Итоговая беседа

-Если мы выполнили все пункты плана, покажите фонарик.

-Если мы решили проблему, которая возникла у нас в начале урока и достигли поставленной цели, похлопайте. Результаты нашего урока-исследования достойны этих аплодисментов.

Рефлексия

- Я думаю, что мы, работая с полной отдачей и помогая друг другу, узнали много нового и интересного. Ведь недаром говорят: «Дружно не грузно, а врозь - хоть брось».

Закончите предложения:

Сегодня я на уроке ...

Я понял, что …

Себя  я могу похвалить за …

Эти знания мне пригодятся…

-Покажите количеством пальцев отметку, которую вы поставили бы себе за урок. Я полностью солидарна с вашей самооценкой.

Домашнее задание……..

-Спасибо за работу на уроке!

IX. Задания для домашней работы



1.Выучить правило.

2.Выполнить упр.186

3. Творческое задание:

вставить подходящие предлоги, озаглавить текст.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!