СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Куликовская битва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Куликовская битва"»

ФИО обучающегося, который проводит урок: Комаровская Анна Васильевна

Место проведения:

Дата: Класс: 4

Предмет окружающий мир

Тема урока «Куликовская битва».

Цель: формирование представления о Куликовской битве, как об одном из важнейших и значимых событий в истории Отечества.

Планируемые результаты (программа по предмету):

Личностные

Метапредметные (Р, П, К)

Предметные

-сопричастность к прошлому своей страны.

П: -работа с информацией: извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации.

Р: -самоорганизация: понимать уч. задачу урока и стремиться ее выполнить;

-самоконтроль: оценивать достижения на уроке.

К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-формировать представление о Куликовской битве;

-формировать представление о выдающихся людях Куликовской битвы.


Задачи урока

Дидактические (обучающие)

Развивающие

Воспитательные

-прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;

-моделировать ход Куликовской битвы;

-рассказывать о поединках богатырей;

-осознавать роль Куликовской битвы в

истории России.

-развивать умение анализировать текстовую и графическую информацию;

-развивать навык контроля через оценивание достижений на уроке;

-развивать умение строить суждения.

-вызывать уважительное отношение к прошлому своей страны.


Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом)

Узнаем

Научимся

-причины и последствия Куликовской битвы;

-узнаем ход Куликовской битвы;

-узнаем участников битвы.

-определять место битвы на карте и прослеживать ход русских войск и татаро-монгол.

Тип урока: открытие нового знания.

Принципы обучения: принцип наглядности, доступности, последовательности.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма организации обучения на уроке: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства и формы контроля: устный опрос

Оборудование для обучающихся: учебник,

Оборудование для учителя: учебник, мультимедийная доска,

Основные термины, понятия, определения, правила: битва,


Оформление классной доски.











Ход урока

Этап/время

Цель этапа

(планируемый результат)

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Орг. момент

Организация внимания всех учащихся; создание комфортной атмосферы для успешной работы; проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Васильевна, и сегодня урок математики проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку, на ваших партах должен лежать учебник, тетрадь и пенал.

-Присаживайтесь.


Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

Л: -сопричастность к прошлому своей страны.

М: К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-Перед вами цитата: «Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает ее своим отечеством».

-Как вы понимаете смысл этой цитаты?





-Важно не только любить свою страну, но и знать ее историю. Вы согласны со мной?

-И сегодня мы с вами изучим важное и значимое событие в истории нашего с нами Отечества.

Слайд с цитатой.




-Русский человек не может считаться русским только из-за того, где он родился и кто у него были родители. Главное, как он относится к своей родной стране.


-Согласны.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Актуализировать знания прошлых тем.

- А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.

-У вас на партах лежат карточки №1. Прочитайте задание. Если есть вопросы задайте.

-Можете приступать к выполнению.


-Обменяйтесь карточками со своим соседом по парте. Если ответ на карточке и ответ на слайде сходятся, ставьте знак «+», если нет – «-».

-Какая дата у вас осталась?

-Что это за дата? Кто-нибудь знает?

-У нас с вами возникло затруднение.

Карточка №1 (прил. 3)





Слайд с правильными ответами:

1237 год

Нашествие монголо-татар

9 88 год

Невская битва

1 5 июля 1240 год

Ледовое побоище

5 апреля 1242 год

Крещение Руси

1380 год






Читают задание на карточках №1. Если есть вопросы задают.


Выполняют задание на карточках индивидуально.

Осуществляют взаимопроверку.




-1380 год.

-Не знаем.

Выявление места и причины затруднения

М: Р: -самоорганизация: понимать уч. задачу урока и стремиться ее выполнить.

-Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, откройте учебники на стр. 70 и найдите тему.

-Какая тема нашего урока?

-Какую цель мы можем поставить на урок?

Слайд с темой и целью.



-Тема урока: «Куликовская битва».

-Цель урока: изучить историческое событие – «Куликовская битва».

Построение проекта выхода из затруднения

М: Р: -самоорганизация: понимать уч. задачу урока и стремиться ее выполнить.

-Чтобы достигнуть данной цели нам нужно выполнить ряд задач.

-На доске вы видите план нашего урока, но пункты плана расположены вразброс.

-Ваша задача расположить пункты в правильной последовательности.

Учитель предлагает некоторым учащимся выйти к доске и расположить пункты плана в правильной последовательности.

План проговаривается вслух.

-План составлен, начинаем идти к нашей цели, выполняя пункты нашего плана.

ПЛАН УРОКА (прил. 1)







Некоторые учащиеся выходят к доске и располагают пункты плана в правильной последовательности.

Реализация построенного проекта

Выявить причины Куликовской битвы.

М: П: -работа с информацией: извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации.

К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

П: -формировать представление о Куликовской битве.

-Для начала вспомним, что же такое битва.

-У любой битвы есть определенные причины и это первый пункт нашего плана.

-Сейчас мы с вами установим причины Куликовской битвы.

-Откройте учебник на стр. 70. Ваша задача прочитать 1-2 абзац.

-Предлагаю вам инсценировать причину конфликта и увидеть ситуацию с разных сторон.

-Сейчас поделимся на 2 части. 1 часть будет представителями Золотой Орды, а вторая – Древней Руси. Вам нужно обсудить и выдвинуть свои требования. Выберите одного человека, который будет представлять ваши интересы. На это вам дается 3 минуты, приступайте к работе.

Во время работы групп, учитель подходит и помогает.

-Ну что давайте выслушаем требования двух сторон.

-Сначала выскажется Древняя Русь.



-Что ответит на это Золотая Орда?


-Требования выдвинуты. Нашли ли две стороны мирное соглашение?

-Следовательно произошла битва.

-Мы с вами выполнили какой пункт плана?


-Битва – это конфликт.





Открывают учебники и читают стр. 70, абзац 1-2.







Обсуждение и инсценировка причины конфликта.







-Мы уже 300 лет выплачиваем дань Золотой Орде. И приняли решение перестать платить ненавистную дань.

-Нас не утраивает, ваш отказ от выплаты дани.


-Нет.


-Первый пункт.

Определить место события.

М: П: -работа с информацией: извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации.

К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

П: -формировать представление о Куликовской битве;

-формировать представление о выдающихся людях Куликовской битвы.

-На стр. 73 вы видите карту. Найдите на ней место Куликовской битвы. Покажите ручкой.

Учитель выводит на слайд карту из учебника и показывает место Куликовской битвы.

-Поднимите руку, кто правильно определил место битвы?

-Молодцы!

-Сейчас поработайте в паре. Решите кто из вас будет воином русских войск, а кто – воином Орды. И проследите по карте передвижение русских и ордынских войск.

Слайд с картой.

На карте определяют место Куликовской битвы и показывают ручкой.


Поднимают руку те, кто правильно определил место битвы.


Работа в паре.

Определение даты битвы и предводителей.

М: П: -работа с информацией: извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации.

К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

П: -формировать представление о Куликовской битве;

-формировать представление о выдающихся людях Куликовской битвы.

-Прочитайте текст учебника на стр. 70-71 и найдите ответы на следующие вопросы.

-Вопросы вы можете увидеть на слайд.

Учитель озвучивает вопросы вслух.







-Когда же началась битва?


-Кто был предводителем у русских войск?


-Кто был предводителем у монголо-татар?


-Кто благословил князя Дмитрия на борьбу?



-Кого отправил в помощь?


Слайд с вопросами:

1. Когда началась битва?

2. Кто был предводителем у русских и татаро-монгол?

3. Кто благословил и кого отправил в помощь?

Читают текст отвечают на вопросы.










-8 сентября 1380 года разгорелась битва.

-Предводителем русских войск был князь Дмитрий Иванович.

-Предводителем у монголо-татар был Мамай.

-Основатель Троицкого монастыря Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом.

-В помощь князю он отправил двух богатырей – Пересвета и Ослябю.

Расширить представление об участниках битвы.

М: П: -работа с информацией: извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации.

К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

П: -формировать представление о Куликовской битве;

-формировать представление о выдающихся людях Куликовской битвы.

-Рассмотрите картину на стр. 71. Как вы думаете войско какой из сторон на ней представлено?

-Докажите, что это именно русские войска, используя материал учебника стр. 70-71.







Рассматривают картину и делают вывод о том, что на картине представлено русское войско.

-Это русские войска потому что мы видим на них такие же доспехи, которые представлены на стр. 70, а также в текста сказано, что над главным полком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа, которое мы видим на картине.

Подробно узнать о битве 2-ух богатырей перед боем.

М: П: -работа с информацией: извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации.

К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

П: -формировать представление о Куликовской битве;

-формировать представление о выдающихся людях Куликовской битвы.

-Вспомним, кого отправил Сергий в помощь князю?

-Перед вами самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова – «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Рассмотрите ее и найдите в тексте учебника стр. 72 описание к событию происходящему на картине.

-Проанализировав картину и текст учебника, какое описание этого события вы нашли?



Слайд с картиной

М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле».

-Двух богатырей: Пересвета и Ослябю.

Анализируют картину и находят в тексте учебника стр. 72 описание к событию происходящему на картине.




-Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – ордынский воин Челубей и русский ратник Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.

М:

П: -формировать представление о Куликовской битве;

-формировать представление о выдающихся людях Куликовской битвы.

-Сейчас я вам расскажу о самой битве.

-Для начала стоит сказать, что Мамаево войско значительно превосходило русское по численности. Входили в него не только ордынцы. Было там и много наемников, в том числе и из русских земель. Бились на его стороне литовские, осетинские воины.

Дмитрий подошел к битве хитроумно. 7 сентября были распределены полки. Позади передового князь выставил пехоту, а по левую и правую стороны шли конные полки. И еще, прибегнул он к одной хитрости. Был спрятан в лесу засадный полк.

Ночью войско перебралось на правое побережье Дона. Мосты за собой они сожгли.

А на рассвете следующего дня встретились противники на знаменитом поле, находящемся возле устья рек Дона и Непрявды.

Произошло сражение двух богатырей, о котором мы с вами уже поговорили.

И после этого поединка, сошлись в бою русская рать и ордынская. Перевес был на стороне противника. Но, в самый тяжелый момент для русского воинства на помощь пришел запасной полк. Он неожиданно появился из леса. Монголы, подумав, что подоспела на подмогу русским еще большая их сила, испугались и бежали с поля боя. Сам князь московский получил ранение в бою. Сражение длилось недолго – несколько часов, однако много народа полегло.

-Предлагаю посмотреть небольшой фрагмент о битве.

































https://yandex.ru/video/

preview/7273911439682950983

Внимательно слушают рассказ учителя о битве и смотрят видеофрагмент.

Выявить последствия данного исторического события.

М: П: -работа с информацией: извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации.

К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

П: -формировать представление о Куликовской битве.

-Вернемся к началу урока, когда вы делились на 2 части и выдвигали требования.

-Прочитайте текст учебника на стр. 72 три последних абзаца, проанализируйте их и сделайте вывод, какие имело последствия для вашего государства Куликовская битва.


-Какие последствия были у Золотой Орды после Куликовской битвы?

-Что скажет Древняя Русь?




Работа в группах: читают текст учебника, анализируют его и делают вывод о том, какие последствия для их государства имела Куликовская битва.

-Золотая Орда проиграла в данной битве, но не была сломлена.

-Мы одержали победу. Русские княжества сплотились во время этой битвы. Возросло значение Москвы и ее князя в глазах людей. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. Некоторые княжества Древней Руси продолжали выплачивать дань Орде, но победа на Куликовском поле дала народу веру в то, что зависимость Руси не будет вечной.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

М: Р:

-самоконтроль: оценивать достижения на уроке.

-Подведем мини-итог, о чем мы сегодня с вами узнали?

-Что конкретно мы узнали? Например, место сражения.



-Сейчас проверим насколько хорошо вы изучили тему «Куликовская битва» и выполним тест.

-Тест находится на карточках, которые лежат у вас на партах. Можете приступать.


-Теперь выполним самопроверку, ответы вы можете видеть на слайде.

-Если ваш ответ с ответом на слайде сходится ставьте знак «+», если нет – «-».

-Посчитайте количество «+». Напишите внизу листа.

-Если у вас 7 «+» поставьте себе «5».

Если 6-5 – «4». 4-3 –«3». 2 и меньше – «2».

-Поднимите руку и кого оценка 5 или 4.

-Вы большие молодцы!








Карточки с тестом (прил. 2)




Слайд с ответами:

1. А)

2. А)

3. В)

4. А)

5. Б)

6. В)

7. А)

-О Куликовской битве.


-Мы узнали о причинах и последствиях битвы, о месте и дате начала битвы, о предводителях и участниках.





Выполняют тест.




Выполняют самопроверку по образцу.

Подсчитывают кол-во «+» и оценивают свою работу.



Поднимают руку у кого 5 или 4.

Подведение итогов урока, рефлексия

М: Р:

-самоконтроль: оценивать достижения на уроке.

-Наш урок подходит к концу. Вспомним, какая была тема нашего урока?

-Какую цель мы ставили?

-Достигли мы этой цели?

А с помощью чего мы достигали этой цели?

-Посмотрите все пункты плана мы с вами выполнили.

-Когда началась Куликовская битва?


-Где проходила битва?




-Поработаем с незаконченными фразами (я знаю, я умею, я могу).

Учитель может выделить учащихся, которые работали активно и похвалить их.

-Спасибо за урок! До свидания.


-Тема урока была «Куликовская битва».

-Цель:

-Достигли.

-С помощью выполнения плана.



-8 сентября 1380 года началась Куликовская битва.

-На Куликовом поле, между рекой Дон и его притоком – рекой Непрядвой.

Работа с незаконченными фразами.




Прощаются.

Приложения

Прил. 1

ПЛАН УРОКА:

-узнать причины битвы

-узнать дату и определить место битвы

-узнать об участниках битвы

-узнать о ходе битвы

-выяснить последствия данного исторического события





Прил. 2

Карточка с тестом.

Тест

1. Причины Куликовской битвы? Выберите верный ответ.

А) Отказ Руси от выплаты дани Золотой Орде.

Б)


2. Когда началась Куликовская битва? Выберите правильный ответ

А) 8 сентября 1380 год.

Б) 9 октября 1381 год.

В) 8 сентября 1370 год.

3. Где состоялась битва? Выберите правильный ответ.

А) Куликово поле.

Б) Между рекой Дон и его притоком – рекой Непрядвой.

В) Оба ответа верны.

4. Кто был предводителем русских и татаро-монгол? Выберите правильный ответ.

А) У русских войск – Дмитрий Донской, у татаро-монгол – Мамай.

Б) У русский войск – Пересвет, у татаро-монгол – Мамай.

В) У русских – Сергий, у татаро-монгол – Челубей.

5. Как звали двух богатырей, которых Сергий отправил в помощь князю? Выберите правильный ответ.

А) Челубей и Пересвет.

Б) Пересвет и Ослябя.

В) Ослябя и Челубей.

6. Какие два богатыря сразились перед боем? Выберите правильный ответ.

А) Сергий и Челубей.

Б) Пересвет и Ослябя.

В) Челубей и Пересвет.

7. Кто одержал победу в Куликовской битве? Выберите правильный ответ.

А) Древняя Русь.

Б) Золотая Орда.

Количество «+» Оценка




































Прил. 3

Карточка №1.

Соотнесите дату и событие.

1237 год

Нашествие монголо-татар

988 год

Невская битва

15 июля 1240 год

Ледовое побоище

5 апреля 1242 год

Крещение Руси

1380 год