Этап/время | Цель этапа (планируемый результат) | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Орг. момент | Организация внимания всех учащихся; создание комфортной атмосферы для успешной работы; проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Васильевна, и сегодня урок математики проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку, на ваших партах должен лежать учебник, тетрадь и пенал. -Присаживайтесь. | | Приветствие. Проверка готовности к уроку. |
Мотивация к учебной деятельности | Л: -сопричастность к прошлому своей страны. М: К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | -Перед вами цитата: «Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает ее своим отечеством». -Как вы понимаете смысл этой цитаты? -Важно не только любить свою страну, но и знать ее историю. Вы согласны со мной? -И сегодня мы с вами изучим важное и значимое событие в истории нашего с нами Отечества. | Слайд с цитатой. | -Русский человек не может считаться русским только из-за того, где он родился и кто у него были родители. Главное, как он относится к своей родной стране. -Согласны. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Актуализировать знания прошлых тем. | - А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились. -У вас на партах лежат карточки №1. Прочитайте задание. Если есть вопросы задайте. -Можете приступать к выполнению. -Обменяйтесь карточками со своим соседом по парте. Если ответ на карточке и ответ на слайде сходятся, ставьте знак «+», если нет – «-». -Какая дата у вас осталась? -Что это за дата? Кто-нибудь знает? -У нас с вами возникло затруднение. | Карточка №1 (прил. 3) Слайд с правильными ответами: 1237 год | Нашествие монголо-татар | 9 88 год | Невская битва | 1 5 июля 1240 год | Ледовое побоище | 5 апреля 1242 год | Крещение Руси | 1380 год | | | Читают задание на карточках №1. Если есть вопросы задают. Выполняют задание на карточках индивидуально. Осуществляют взаимопроверку. -1380 год. -Не знаем. |
Выявление места и причины затруднения | М: Р: -самоорганизация: понимать уч. задачу урока и стремиться ее выполнить. | -Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, откройте учебники на стр. 70 и найдите тему. -Какая тема нашего урока? -Какую цель мы можем поставить на урок? | Слайд с темой и целью. | -Тема урока: «Куликовская битва». -Цель урока: изучить историческое событие – «Куликовская битва». |
Построение проекта выхода из затруднения | М: Р: -самоорганизация: понимать уч. задачу урока и стремиться ее выполнить. | -Чтобы достигнуть данной цели нам нужно выполнить ряд задач. -На доске вы видите план нашего урока, но пункты плана расположены вразброс. -Ваша задача расположить пункты в правильной последовательности. Учитель предлагает некоторым учащимся выйти к доске и расположить пункты плана в правильной последовательности. План проговаривается вслух. -План составлен, начинаем идти к нашей цели, выполняя пункты нашего плана. | ПЛАН УРОКА (прил. 1) | Некоторые учащиеся выходят к доске и располагают пункты плана в правильной последовательности. |
Реализация построенного проекта | Выявить причины Куликовской битвы. М: П: -работа с информацией: извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации. К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. П: -формировать представление о Куликовской битве. | -Для начала вспомним, что же такое битва. -У любой битвы есть определенные причины и это первый пункт нашего плана. -Сейчас мы с вами установим причины Куликовской битвы. -Откройте учебник на стр. 70. Ваша задача прочитать 1-2 абзац. -Предлагаю вам инсценировать причину конфликта и увидеть ситуацию с разных сторон. -Сейчас поделимся на 2 части. 1 часть будет представителями Золотой Орды, а вторая – Древней Руси. Вам нужно обсудить и выдвинуть свои требования. Выберите одного человека, который будет представлять ваши интересы. На это вам дается 3 минуты, приступайте к работе. Во время работы групп, учитель подходит и помогает. -Ну что давайте выслушаем требования двух сторон. -Сначала выскажется Древняя Русь. -Что ответит на это Золотая Орда? -Требования выдвинуты. Нашли ли две стороны мирное соглашение? -Следовательно произошла битва. -Мы с вами выполнили какой пункт плана? | | -Битва – это конфликт. Открывают учебники и читают стр. 70, абзац 1-2. Обсуждение и инсценировка причины конфликта. -Мы уже 300 лет выплачиваем дань Золотой Орде. И приняли решение перестать платить ненавистную дань. -Нас не утраивает, ваш отказ от выплаты дани. -Нет. -Первый пункт. |
Определить место события. М: П: -работа с информацией: извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации. К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. П: -формировать представление о Куликовской битве; -формировать представление о выдающихся людях Куликовской битвы. | -На стр. 73 вы видите карту. Найдите на ней место Куликовской битвы. Покажите ручкой. Учитель выводит на слайд карту из учебника и показывает место Куликовской битвы. -Поднимите руку, кто правильно определил место битвы? -Молодцы! -Сейчас поработайте в паре. Решите кто из вас будет воином русских войск, а кто – воином Орды. И проследите по карте передвижение русских и ордынских войск. | Слайд с картой. | На карте определяют место Куликовской битвы и показывают ручкой. Поднимают руку те, кто правильно определил место битвы. Работа в паре. |
Определение даты битвы и предводителей. М: П: -работа с информацией: извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации. К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. П: -формировать представление о Куликовской битве; -формировать представление о выдающихся людях Куликовской битвы. | -Прочитайте текст учебника на стр. 70-71 и найдите ответы на следующие вопросы. -Вопросы вы можете увидеть на слайд. Учитель озвучивает вопросы вслух. -Когда же началась битва? -Кто был предводителем у русских войск? -Кто был предводителем у монголо-татар? -Кто благословил князя Дмитрия на борьбу? -Кого отправил в помощь? | Слайд с вопросами: 1. Когда началась битва? 2. Кто был предводителем у русских и татаро-монгол? 3. Кто благословил и кого отправил в помощь? | Читают текст отвечают на вопросы. -8 сентября 1380 года разгорелась битва. -Предводителем русских войск был князь Дмитрий Иванович. -Предводителем у монголо-татар был Мамай. -Основатель Троицкого монастыря Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. -В помощь князю он отправил двух богатырей – Пересвета и Ослябю. |
Расширить представление об участниках битвы. М: П: -работа с информацией: извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации. К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. П: -формировать представление о Куликовской битве; -формировать представление о выдающихся людях Куликовской битвы. | -Рассмотрите картину на стр. 71. Как вы думаете войско какой из сторон на ней представлено? -Докажите, что это именно русские войска, используя материал учебника стр. 70-71. | | Рассматривают картину и делают вывод о том, что на картине представлено русское войско. -Это русские войска потому что мы видим на них такие же доспехи, которые представлены на стр. 70, а также в текста сказано, что над главным полком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа, которое мы видим на картине. |
Подробно узнать о битве 2-ух богатырей перед боем. М: П: -работа с информацией: извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации. К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. П: -формировать представление о Куликовской битве; -формировать представление о выдающихся людях Куликовской битвы. | -Вспомним, кого отправил Сергий в помощь князю? -Перед вами самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова – «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Рассмотрите ее и найдите в тексте учебника стр. 72 описание к событию происходящему на картине. -Проанализировав картину и текст учебника, какое описание этого события вы нашли? | Слайд с картиной М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». | -Двух богатырей: Пересвета и Ослябю. Анализируют картину и находят в тексте учебника стр. 72 описание к событию происходящему на картине. -Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – ордынский воин Челубей и русский ратник Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво. |
М: П: -формировать представление о Куликовской битве; -формировать представление о выдающихся людях Куликовской битвы. | -Сейчас я вам расскажу о самой битве. -Для начала стоит сказать, что Мамаево войско значительно превосходило русское по численности. Входили в него не только ордынцы. Было там и много наемников, в том числе и из русских земель. Бились на его стороне литовские, осетинские воины. Дмитрий подошел к битве хитроумно. 7 сентября были распределены полки. Позади передового князь выставил пехоту, а по левую и правую стороны шли конные полки. И еще, прибегнул он к одной хитрости. Был спрятан в лесу засадный полк. Ночью войско перебралось на правое побережье Дона. Мосты за собой они сожгли. А на рассвете следующего дня встретились противники на знаменитом поле, находящемся возле устья рек Дона и Непрявды. Произошло сражение двух богатырей, о котором мы с вами уже поговорили. И после этого поединка, сошлись в бою русская рать и ордынская. Перевес был на стороне противника. Но, в самый тяжелый момент для русского воинства на помощь пришел запасной полк. Он неожиданно появился из леса. Монголы, подумав, что подоспела на подмогу русским еще большая их сила, испугались и бежали с поля боя. Сам князь московский получил ранение в бою. Сражение длилось недолго – несколько часов, однако много народа полегло. -Предлагаю посмотреть небольшой фрагмент о битве. | https://yandex.ru/video/ preview/7273911439682950983 | Внимательно слушают рассказ учителя о битве и смотрят видеофрагмент. |
Выявить последствия данного исторического события. М: П: -работа с информацией: извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации. К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. П: -формировать представление о Куликовской битве. | -Вернемся к началу урока, когда вы делились на 2 части и выдвигали требования. -Прочитайте текст учебника на стр. 72 три последних абзаца, проанализируйте их и сделайте вывод, какие имело последствия для вашего государства Куликовская битва. -Какие последствия были у Золотой Орды после Куликовской битвы? -Что скажет Древняя Русь? | | Работа в группах: читают текст учебника, анализируют его и делают вывод о том, какие последствия для их государства имела Куликовская битва. -Золотая Орда проиграла в данной битве, но не была сломлена. -Мы одержали победу. Русские княжества сплотились во время этой битвы. Возросло значение Москвы и ее князя в глазах людей. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. Некоторые княжества Древней Руси продолжали выплачивать дань Орде, но победа на Куликовском поле дала народу веру в то, что зависимость Руси не будет вечной. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу | М: Р: -самоконтроль: оценивать достижения на уроке. | -Подведем мини-итог, о чем мы сегодня с вами узнали? -Что конкретно мы узнали? Например, место сражения. -Сейчас проверим насколько хорошо вы изучили тему «Куликовская битва» и выполним тест. -Тест находится на карточках, которые лежат у вас на партах. Можете приступать. -Теперь выполним самопроверку, ответы вы можете видеть на слайде. -Если ваш ответ с ответом на слайде сходится ставьте знак «+», если нет – «-». -Посчитайте количество «+». Напишите внизу листа. -Если у вас 7 «+» поставьте себе «5». Если 6-5 – «4». 4-3 –«3». 2 и меньше – «2». -Поднимите руку и кого оценка 5 или 4. -Вы большие молодцы! | Карточки с тестом (прил. 2) Слайд с ответами: 1. А) 2. А) 3. В) 4. А) 5. Б) 6. В) 7. А) | -О Куликовской битве. -Мы узнали о причинах и последствиях битвы, о месте и дате начала битвы, о предводителях и участниках. Выполняют тест. Выполняют самопроверку по образцу. Подсчитывают кол-во «+» и оценивают свою работу. Поднимают руку у кого 5 или 4. |
Подведение итогов урока, рефлексия | М: Р: -самоконтроль: оценивать достижения на уроке. | -Наш урок подходит к концу. Вспомним, какая была тема нашего урока? -Какую цель мы ставили? -Достигли мы этой цели? А с помощью чего мы достигали этой цели? -Посмотрите все пункты плана мы с вами выполнили. -Когда началась Куликовская битва? -Где проходила битва? -Поработаем с незаконченными фразами (я знаю, я умею, я могу). Учитель может выделить учащихся, которые работали активно и похвалить их. -Спасибо за урок! До свидания. | | -Тема урока была «Куликовская битва». -Цель: -Достигли. -С помощью выполнения плана. -8 сентября 1380 года началась Куликовская битва. -На Куликовом поле, между рекой Дон и его притоком – рекой Непрядвой. Работа с незаконченными фразами. Прощаются. |
Прил. 1
Прил. 2
Карточка с тестом.
1. Причины Куликовской битвы? Выберите верный ответ.
А) Отказ Руси от выплаты дани Золотой Орде.
2. Когда началась Куликовская битва? Выберите правильный ответ
А) 8 сентября 1380 год.
Б) 9 октября 1381 год.
В) 8 сентября 1370 год.
3. Где состоялась битва? Выберите правильный ответ.
А) Куликово поле.
Б) Между рекой Дон и его притоком – рекой Непрядвой.
В) Оба ответа верны.
4. Кто был предводителем русских и татаро-монгол? Выберите правильный ответ.
А) У русских войск – Дмитрий Донской, у татаро-монгол – Мамай.
Б) У русский войск – Пересвет, у татаро-монгол – Мамай.
В) У русских – Сергий, у татаро-монгол – Челубей.
5. Как звали двух богатырей, которых Сергий отправил в помощь князю? Выберите правильный ответ.
А) Челубей и Пересвет.
Б) Пересвет и Ослябя.
В) Ослябя и Челубей.
6. Какие два богатыря сразились перед боем? Выберите правильный ответ.
А) Сергий и Челубей.
Б) Пересвет и Ослябя.
В) Челубей и Пересвет.
7. Кто одержал победу в Куликовской битве? Выберите правильный ответ.
А) Древняя Русь.
Б) Золотая Орда.
Прил. 3
Карточка №1.
Соотнесите дату и событие.