СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта «М.М. Зощенко «Великие путешественники»».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта «М.М. Зощенко «Великие путешественники»».»

ФИО обучающегося, который проводит урок: Комаровская Анна Васильевна

Место проведения: БОУ «СОШ №2»

Дата: 02.03.2023 Класс: 3 «Б»

Предмет литературное чтение

Тема урока «М.М. Зощенко «Великие путешественники»».

Цель: формирование представления о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники» и умения его анализировать.

Задачи

Планируемые результаты

Дидактические:

Сформировать представление о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники».

Сформировать умение читать рассказ выразительно и анализировать его.

Предметные:

Умеет читать рассказ «Великие путешественники» выразительно и анализировать его.

Развивающие:

Развивать умение анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей при изучении темы «М.М. Зощенко «Великие путешественники»».

Метапредметные:

П: анализирует текстовую информацию в соответствии с учебной задачей при изучении темы «М.М. Зощенко «Великие путешественники»».

К: воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде при изучении темы «М.М. Зощенко «Великие путешественники»».

Р: планирует действия для решения учебной задачи для получения результата при изучении темы «М.М. Зощенко «Великие путешественники»».

Воспитательные:

Формировать познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Личностные:

Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.


Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом)

Узнаем

Научимся

Узнаем о рассказе М.М.Зощенко «Великие путешественники».

Будем учиться выразительно читать текст и анализировать его.


Тип урока: открытие нового знания.

Принципы обучения: принцип научности, доступности, последовательности.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Форма организации обучения на уроке: фронтальная, парная.

Средства и формы контроля: устный опрос.

Оборудование для обучающихся: учебник, карточки.

Оборудование для учителя: учебник.

Основные термины, понятия, определения, правила:


Оформление классной доски. 2 марта.

Классная работа.







Ход урока

Этап/время

Цель этапа

(планируемый результат)

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Орг. момент

Организация внимания всех учащихся; создание комфортной атмосферы для успешной работы; проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Васильевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку, на ваших партах должен лежать учебник, тетрадь и пенал.

-Присаживайтесь.


Приветствие.

Проверка готовности к уроку.


Мотивация к учебной деятельности


-Ребята, сегодня за активную работу на уроке каждый из вас может получить жетончики, они помогут вам получить хорошую оценку за сегодняшний урок. Чем больше жетончиков, тем лучше.



Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии


-Ребята, с каким автором вы знакомились на прошлом уроке литературного чтения?


-А что вы помните об этом авторе?

Если учащиеся затрудняются ответить, то учитель напоминает краткую биографию М.М.Зощенко и предлагает выполнить след. задание.

-Я предлагаю вам поработать в парах и дополнить текст. (карточка)

-Сейчас я вам кратко напомню биографию, а вы заполните пропуски.

Михаил Михайлович Зощенко (1894— 1958) родился в семье художника. Будущий писатель в 1913 г. окончил гимназию и поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошел на фронт, дослужился до штабс-капитана, был ранен и демобилизован (уволен из армии).

Новая война — Гражданская — позвала Михаила добровольцем в Красную Армию. Он провоевал всего год, снова демобилизовался. Кем только не пришлось ему работать после войны: сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актером...

Но всю жизнь он стремился к литературе. «Цель жизни — найти призвание», — говорил он. Его призванием стала литература. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко. Сегодня книги Зощенко печатаются большими тиражами. Читая его рассказы, написанные более полувека назад, мы видим, что многие его герои, к сожалению, дожили до наших дней...


-А с каким произведением данного писателя вы знакомились на прошлом уроке?

-И какие же слова являются золотыми?



-А чему же учит данный рассказ?


Прил. 1

Прил. 2








Прил. 3

-На прошлом уроке литературного чтения мы знакомились с Михаилом Михайловичем Зощенко.

Учащиеся вспоминают биографию М.М.Зощенко.



































-На прошлом уроке мы знакомились с рассказом «Золотые слова».

-Золотыми являлись слова папы: «Все надо делать с учетом изменившейся обстановки».

-Данный рассказ учит тому, что, конечно, нужно слушать советы и поучения взрослых, но все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

Построение проекта выхода из затруднения


-Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с творчеством М.М. Зощенко.

-Для того чтобы узнать с каким рассказом мы познакомимся сегодня, вам нужно разгадать ребусы.

-Так как же будет называться рассказ?

-Значит тема нашего урока?


-Какую цель мы можем поставить?



Прил. 4

Прил. 5



Разгадывают ребусы.



-«Великие путешественники».

-Тема «М.М.Зощенко «Великие путешественники»».

-Познакомиться с рассказом «Великие путешественники».

Реализация построенного проекта


-Преступим к знакомству с произведением «Великие путешественники». В тексте есть слова, которые вам могут быть непонятны, давайте узнаем их значение:

Рукомойник- небольшой висячий умывальник.

Выбилась из сил- очень устала

Тахта – диван.

Куда Макар телят не водил- очень далеко

Блаженная (улыбка) – в высшей степени счастливый, очень счастливая

В аккурат похожа – в точности, очень сильно похожа

Всыплю не меньше 20 розог – пучками из прутиков различных деревьев наказание порка

Космография – наука, изучающая Вселенную.

-Сейчас мы приступаем к прочтению данного произведения по смысловым частям и его разбору.

-Откройте учебник на стр. 154. Начну читать я, дальше продолжите вы, я вас буду останавливать и продолжит следующий.




Прил. 6



















Читают по цепочке.

Первичное закрепление с проговариванием


-Как вы думаете, где будет 1 часть?



-От чего имени ведётся рассказ?


-А кто такие Лёля и Минька?


-Что ребята взяли с собой в путешествие? А что бы взяли вы?

Свои ответы дети подтверждают словами из текста.













-Как вы думаете, следуя из того что взяли с собой дети, они имеют представление о путешествии?



-1 часть заканчивается предложением: «…мы покинули нашу деревню Пески».

-Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.



-Ребята взяли с собой в путешествие 3 рубля, «Степка сбегал в сарай и принес оттуда мешок из-под муки. И в этот мешок мы положили хлеб и сахар. Потом положили разную посуду: тарелки, стаканы, вилки и ножи. Затем, подумавши, положили волшебный фонарик, цветные карандаши, глиняный рукомойник и увеличительное стекло для зажигания костров. И кроме этого, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты. Помимо того, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.

-Нет.




Динамическая пауза


-Давайте немного отдохнем.

-Встаем.

-Я собралась в поход, но не знаю, какие вещи мне нужно с собой взять. Я вам буду их называть, если мне нужно это взять с собой в поход вы поднимаете ручки вверх, если нет – приседаете.

-Компас.

-Конфеты.

-Палатка.

-Мяч.

-Карта.

-Молодцы! Присаживайтесь.






-Как вы думаете, где будет 2 часть?


-Читаем.

-Что случилось у ребят? Почему в мешке разбилась посуда?





-Удачно ли ребята, начали свое путешествие?

-Как вы думаете, где будет 3 часть?


-Чем пользовался Степка, определяя направление путешествия?




-Что случилось с Минькой?

-Что заставило Лельку вспомнить о доме?






-Почему не смогли разжечь костер? О чем им нужно было подумать заранее, чтобы не получилось такой ситуации?

-Продолжаем читать до слов «Лёля фыркнула, и я тоже засмеялся».

-Какой выход из ситуации нашла Лелька?




-Заметил ли Степка, что он лежит не в том направлении?

-Почему Лелька и Минька не раскрывали тайну? Правильно ли они поступили?

-Как Степка объяснил то, что они пришли в свою деревню?







-Ребята, молодцы, заканчиваем читать и сделаем выводы по рассказу.

-Как родители отнеслись к походу Лельки и Миньки?











-Что надо знать, по мнению родителей Лели и Миньки, чтобы идти в кругосветное путешествие?




-Как вы понимаете фразу «Все хорошо, что хорошо кончается»?




-2 часть заканчивается предложением: «…Тут Степка решил сделать привал…».

-Мешок, который ребята взяли с собой, оказался очень тяжелым. И когда его нес Минька, он свалился с этим мешком в канаву. Он раздавил все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.

-Нет.

-3 часть заканчивается словами «Наконец мы задремали».

-«Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда мы будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти».

-Его ужалила оса.

-«Я шёл позади всех, скуля и хныча. Моя щека горела и ныла. Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой. Мы продолжали идти в плохом настроении».

-Не смогли разжечь костер, потому что не было солнца.



Читают по цепочке.

-«Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас куда Макар телят не гонял».

-Не заметил.


-Потому что очень хотели домой.


-«Степка, раскрыв рот от изумления, сказал:

- Вот деревня, в аккурат похожа на нашу деревню Пески. Это бывает во время кругосветных путешествий.

Но Степка еще больше изумился, когда мы приблизились к реке и подъехали к пристани».


Читают по цепочке.

-«Мама воскликнула: — Что я слышу! Их надо наказать. Папа сказал: — Всё хорошо, что хорошо кончается. Бабушка, сорвав ветку, сказала: — Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя. Папа сказал: — Порка — это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети небось и без порки поняли, какую глупость они совершили».

-Географию и таблицу умножения - мама.

Надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все что там преподают, включая космографию.

Высказываются.

Включение в систему знаний и повторения


-Понравился ли вам рассказ?

-На самом ли деле Лёля, Минька и Стёпка – великие путешественники?

-Почему же писатель именно так назвал свой рассказ?

-Какое чувство вызывают у вас герои рассказа: восхищение, уважение, насмешку, улыбку, жалость, сочувствие?

-Какой урок должны извлечь дети из своего «великого путешествия»?


-Да/нет.

-Нет.


Высказываются.


-Насмешку, улыбку.



-Каждый поступок должен быть обдуман. Нельзя в таком возрасте покидать дома не спросив родителей.

Подведение итогов урока, рефлексия


-Наш урок подходит к концу. С творчеством какого автора мы сегодня познакомились?


-Какую цель мы ставили перед собой?


-Достигли мы данной цели?

-Те, ребята, у которых есть жетончики, подойдите ко мне с дневниками, я поставлю вам отметки.


-Мы сегодня вновь познакомились с творчеством Михаила Михайловича Зощенко.

-Познакомиться с рассказом «Великие путешественники».

-Достигли.

Домашнее задание







Приложения

Прил. 1

Михаил Михайлович Зощенко

(1894-1958)





















Прил. 2









Заполни пропуски.

Михаил Михайлович Зощенко (1894— 1958) родился в семье ­­­­­ ­­­­­­­­­­­. Будущий писатель в 1913 г. окончил гимназию и поступил на факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошел на фронт, дослужился до штабс-капитана, был ранен и демобилизован (уволен из армии).

Новая война — Гражданская — позвала Михаила добровольцем в Красную Армию. Он провоевал всего год, снова демобилизовался. Кем только не пришлось ему работать после войны: , телефонистом, агентом уголовного розыска, , ...

Но всю жизнь он стремился к литературе. «Цель жизни — найти призвание», — говорил он. Его призванием стала . Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

В находится музей М.Зощенко. Сегодня книги Зощенко печатаются большими тиражами. Читая его рассказы, написанные более полувека назад, мы видим, что многие его герои, к сожалению, дожили до наших дней...



Прил. 3











































Прил. 4







Прил. 5

«Великие путешественники»



















Прил. 6

Рукомойник – небольшой висячий умывальник.

Выбилась из сил – очень устала.

Тахта – диван.

Куда Макар телят не водил – очень далеко.

Блаженная (улыбка) – в высшей степени счастливый, очень счастливая.

В аккурат похожа – в точности, очень сильно похожа.

Всыплю не меньше 20 розог – пучками из прутиков различных деревьев наказание порка.

Космография – наука, изучающая Вселенную.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя