ФИО обучающегося, который проводит урок: Комаровская Анна Васильевна
Место проведения: БОУ «СОШ №2»
Дата: 02.03.2023 Класс: 3 «Б»
Предмет литературное чтение
Тема урока «М.М. Зощенко «Великие путешественники»».
Цель: формирование представления о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники» и умения его анализировать.
Задачи | Планируемые результаты |
Дидактические: Сформировать представление о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники». Сформировать умение читать рассказ выразительно и анализировать его. | Предметные: Умеет читать рассказ «Великие путешественники» выразительно и анализировать его. |
Развивающие: Развивать умение анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей при изучении темы «М.М. Зощенко «Великие путешественники»». | Метапредметные: П: анализирует текстовую информацию в соответствии с учебной задачей при изучении темы «М.М. Зощенко «Великие путешественники»». К: воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде при изучении темы «М.М. Зощенко «Великие путешественники»». Р: планирует действия для решения учебной задачи для получения результата при изучении темы «М.М. Зощенко «Великие путешественники»». |
Воспитательные: Формировать познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. | Личностные: Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом)
Узнаем | Научимся |
Узнаем о рассказе М.М.Зощенко «Великие путешественники». | Будем учиться выразительно читать текст и анализировать его. |
Тип урока: открытие нового знания.
Принципы обучения: принцип научности, доступности, последовательности.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Форма организации обучения на уроке: фронтальная, парная.
Средства и формы контроля: устный опрос.
Оборудование для обучающихся: учебник, карточки.
Оборудование для учителя: учебник.
Основные термины, понятия, определения, правила:
Оформление классной доски. 2 марта.
Классная работа.
Ход урока
Этап/время | Цель этапа (планируемый результат) | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Орг. момент | Организация внимания всех учащихся; создание комфортной атмосферы для успешной работы; проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Васильевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку, на ваших партах должен лежать учебник, тетрадь и пенал. -Присаживайтесь. | | Приветствие. Проверка готовности к уроку. |
Мотивация к учебной деятельности | | -Ребята, сегодня за активную работу на уроке каждый из вас может получить жетончики, они помогут вам получить хорошую оценку за сегодняшний урок. Чем больше жетончиков, тем лучше. | | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | | -Ребята, с каким автором вы знакомились на прошлом уроке литературного чтения? -А что вы помните об этом авторе? Если учащиеся затрудняются ответить, то учитель напоминает краткую биографию М.М.Зощенко и предлагает выполнить след. задание. -Я предлагаю вам поработать в парах и дополнить текст. (карточка) -Сейчас я вам кратко напомню биографию, а вы заполните пропуски. Михаил Михайлович Зощенко (1894— 1958) родился в семье художника. Будущий писатель в 1913 г. окончил гимназию и поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошел на фронт, дослужился до штабс-капитана, был ранен и демобилизован (уволен из армии). Новая война — Гражданская — позвала Михаила добровольцем в Красную Армию. Он провоевал всего год, снова демобилизовался. Кем только не пришлось ему работать после войны: сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актером... Но всю жизнь он стремился к литературе. «Цель жизни — найти призвание», — говорил он. Его призванием стала литература. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко. Сегодня книги Зощенко печатаются большими тиражами. Читая его рассказы, написанные более полувека назад, мы видим, что многие его герои, к сожалению, дожили до наших дней... -А с каким произведением данного писателя вы знакомились на прошлом уроке? -И какие же слова являются золотыми? -А чему же учит данный рассказ? | Прил. 1 Прил. 2 Прил. 3 | -На прошлом уроке литературного чтения мы знакомились с Михаилом Михайловичем Зощенко. Учащиеся вспоминают биографию М.М.Зощенко. -На прошлом уроке мы знакомились с рассказом «Золотые слова». -Золотыми являлись слова папы: «Все надо делать с учетом изменившейся обстановки». -Данный рассказ учит тому, что, конечно, нужно слушать советы и поучения взрослых, но все надо делать с учетом изменившейся обстановки. |
Построение проекта выхода из затруднения | | -Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с творчеством М.М. Зощенко. -Для того чтобы узнать с каким рассказом мы познакомимся сегодня, вам нужно разгадать ребусы. -Так как же будет называться рассказ? -Значит тема нашего урока? -Какую цель мы можем поставить? | Прил. 4 Прил. 5 | Разгадывают ребусы. -«Великие путешественники». -Тема «М.М.Зощенко «Великие путешественники»». -Познакомиться с рассказом «Великие путешественники». |
Реализация построенного проекта | | -Преступим к знакомству с произведением «Великие путешественники». В тексте есть слова, которые вам могут быть непонятны, давайте узнаем их значение: Рукомойник- небольшой висячий умывальник. Выбилась из сил- очень устала Тахта – диван. Куда Макар телят не водил- очень далеко Блаженная (улыбка) – в высшей степени счастливый, очень счастливая В аккурат похожа – в точности, очень сильно похожа Всыплю не меньше 20 розог – пучками из прутиков различных деревьев наказание порка Космография – наука, изучающая Вселенную. -Сейчас мы приступаем к прочтению данного произведения по смысловым частям и его разбору. -Откройте учебник на стр. 154. Начну читать я, дальше продолжите вы, я вас буду останавливать и продолжит следующий. | Прил. 6 | Читают по цепочке. |
Первичное закрепление с проговариванием | | -Как вы думаете, где будет 1 часть? -От чего имени ведётся рассказ? -А кто такие Лёля и Минька? -Что ребята взяли с собой в путешествие? А что бы взяли вы? Свои ответы дети подтверждают словами из текста. -Как вы думаете, следуя из того что взяли с собой дети, они имеют представление о путешествии? | | -1 часть заканчивается предложением: «…мы покинули нашу деревню Пески». -Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора. -Ребята взяли с собой в путешествие 3 рубля, «Степка сбегал в сарай и принес оттуда мешок из-под муки. И в этот мешок мы положили хлеб и сахар. Потом положили разную посуду: тарелки, стаканы, вилки и ножи. Затем, подумавши, положили волшебный фонарик, цветные карандаши, глиняный рукомойник и увеличительное стекло для зажигания костров. И кроме этого, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты. Помимо того, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек. -Нет. |
Динамическая пауза | | -Давайте немного отдохнем. -Встаем. -Я собралась в поход, но не знаю, какие вещи мне нужно с собой взять. Я вам буду их называть, если мне нужно это взять с собой в поход вы поднимаете ручки вверх, если нет – приседаете. -Компас. -Конфеты. -Палатка. -Мяч. -Карта. -Молодцы! Присаживайтесь. | | |
| | -Как вы думаете, где будет 2 часть? -Читаем. -Что случилось у ребят? Почему в мешке разбилась посуда? -Удачно ли ребята, начали свое путешествие? -Как вы думаете, где будет 3 часть? -Чем пользовался Степка, определяя направление путешествия? -Что случилось с Минькой? -Что заставило Лельку вспомнить о доме? -Почему не смогли разжечь костер? О чем им нужно было подумать заранее, чтобы не получилось такой ситуации? -Продолжаем читать до слов «Лёля фыркнула, и я тоже засмеялся». -Какой выход из ситуации нашла Лелька? -Заметил ли Степка, что он лежит не в том направлении? -Почему Лелька и Минька не раскрывали тайну? Правильно ли они поступили? -Как Степка объяснил то, что они пришли в свою деревню? -Ребята, молодцы, заканчиваем читать и сделаем выводы по рассказу. -Как родители отнеслись к походу Лельки и Миньки? -Что надо знать, по мнению родителей Лели и Миньки, чтобы идти в кругосветное путешествие? -Как вы понимаете фразу «Все хорошо, что хорошо кончается»? | | -2 часть заканчивается предложением: «…Тут Степка решил сделать привал…». -Мешок, который ребята взяли с собой, оказался очень тяжелым. И когда его нес Минька, он свалился с этим мешком в канаву. Он раздавил все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник. -Нет. -3 часть заканчивается словами «Наконец мы задремали». -«Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда мы будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти». -Его ужалила оса. -«Я шёл позади всех, скуля и хныча. Моя щека горела и ныла. Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой. Мы продолжали идти в плохом настроении». -Не смогли разжечь костер, потому что не было солнца. Читают по цепочке. -«Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас куда Макар телят не гонял». -Не заметил. -Потому что очень хотели домой. -«Степка, раскрыв рот от изумления, сказал: - Вот деревня, в аккурат похожа на нашу деревню Пески. Это бывает во время кругосветных путешествий. Но Степка еще больше изумился, когда мы приблизились к реке и подъехали к пристани». Читают по цепочке. -«Мама воскликнула: — Что я слышу! Их надо наказать. Папа сказал: — Всё хорошо, что хорошо кончается. Бабушка, сорвав ветку, сказала: — Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя. Папа сказал: — Порка — это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети небось и без порки поняли, какую глупость они совершили». -Географию и таблицу умножения - мама. Надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все что там преподают, включая космографию. Высказываются. |
Включение в систему знаний и повторения | | -Понравился ли вам рассказ? -На самом ли деле Лёля, Минька и Стёпка – великие путешественники? -Почему же писатель именно так назвал свой рассказ? -Какое чувство вызывают у вас герои рассказа: восхищение, уважение, насмешку, улыбку, жалость, сочувствие? -Какой урок должны извлечь дети из своего «великого путешествия»? | | -Да/нет. -Нет. Высказываются. -Насмешку, улыбку. -Каждый поступок должен быть обдуман. Нельзя в таком возрасте покидать дома не спросив родителей. |
Подведение итогов урока, рефлексия | | -Наш урок подходит к концу. С творчеством какого автора мы сегодня познакомились? -Какую цель мы ставили перед собой? -Достигли мы данной цели? -Те, ребята, у которых есть жетончики, подойдите ко мне с дневниками, я поставлю вам отметки. | | -Мы сегодня вновь познакомились с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. -Познакомиться с рассказом «Великие путешественники». -Достигли. |
Домашнее задание | | | | |
Приложения
Прил. 1
Михаил Михайлович Зощенко
(1894-1958)
Прил. 2
Заполни пропуски.
Михаил Михайлович Зощенко (1894— 1958) родился в семье . Будущий писатель в 1913 г. окончил гимназию и поступил на факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошел на фронт, дослужился до штабс-капитана, был ранен и демобилизован (уволен из армии).
Новая война — Гражданская — позвала Михаила добровольцем в Красную Армию. Он провоевал всего год, снова демобилизовался. Кем только не пришлось ему работать после войны: , телефонистом, агентом уголовного розыска, , ...
Но всю жизнь он стремился к литературе. «Цель жизни — найти призвание», — говорил он. Его призванием стала . Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.
В находится музей М.Зощенко. Сегодня книги Зощенко печатаются большими тиражами. Читая его рассказы, написанные более полувека назад, мы видим, что многие его герои, к сожалению, дожили до наших дней...
Прил. 3
Прил. 4
Прил. 5
«Великие путешественники»
Прил. 6
Рукомойник – небольшой висячий умывальник.
Выбилась из сил – очень устала.
Тахта – диван.
Куда Макар телят не водил – очень далеко.
Блаженная (улыбка) – в высшей степени счастливый, очень счастливая.
В аккурат похожа – в точности, очень сильно похожа.
Всыплю не меньше 20 розог – пучками из прутиков различных деревьев наказание порка.
Космография – наука, изучающая Вселенную.