СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Масленица"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Масленица"»

Конспект учебного занятия по музыке

в 3 «Г» классе

Тема: «Масленица»

студентки 42 «Б» группы

Друговой Екатерины Романовны




















Урок будет выдан: 26.02.2025

МБОУ СОШ №122

Учитель: Ищенко Ольга Константиновна ______________________

Методист: Федосенко Ольга Анатольевна_____________________




Новосибирск, 2025

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО: Другова Екатерина Романовна.

Предмет: музыка.

Класс: 4 «Б».

Тема урока: «Масленица».

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способ действий при усвоении музыки посвященной Масленице.

Планируемые результаты

Задачи

Предметные:

Учащиеся узнают:

- особенности народного праздника Масленица.

- понимать музыку в соответствии с её настроением, эмоции и чувства.

Учащиеся научатся:

- различать, исполнять и характеризировать русскую-народную и композиторскую музыку.

- уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия.

- определять характер, настроение музыкальных произведений, духовной музыки, характеризировать её.

Дидактические:


  1. Формировать знания о народном празднике Масленица, понимать музыку в соответствии с её настроением, эмоциями и чувствами.


  1. Формировать умения различать, исполнять и характеризировать русскую-народную и композиторскую музыку, кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия, определять характер, настроение музыкальных произведений, духовной музыки, характеризировать её.

Метапредметные:

Познавательные:

Уч-ся научатся:

- с помощью педагогического работника формулировать цель;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

- делать выводы;

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения;

- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.

Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

- соблюдать правила ведения диалога;

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Регулятивные:

Уч-ся научатся:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагогического работника формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; делать выводы; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.



2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.




3. Формировать умения (регулятивные): планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные:
- у уч-ся будет сформирован познавательный интерес к изучению темы Масленица, активность и самостоятельность в его познании;

- у уч-ся возможно будет сформировано понимание важности сохранности исторических традиций и наследия своей страны.

Воспитательные:

1. Сформирован познавательный интерес к изучению темы Масленица, активность и самостоятельность в его познании;

2. Сформировано понимание важности сохранности исторических традиций и наследия своей страны.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: презентация, текст песен, карточки для самостоятельной работы.

Интерактивное оборудование: проектор, смарт-доска, компьютер, колонки.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

Обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

  1. Мотивация к учебной деятельности

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Приветствует учащихся. Организует проверку готовности к уроку. Организует мотивацию к учебной деятельности.



- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Романовна, и сегодня урок музыки проведу у вас я.


- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать пенал с канцелярскими принадлежностями и дневник.


- Ребята, наш урок я предлагаю начать с выбора умений, которые нам понадобятся на урок. Какие нам умения необходимы? (слайд 1)



- Ребята, как вы думаете, что отличает урок музыки от других уроков?




Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Осуществляют самоопределение к учебной деятельности.













- Умения слушать и слышать, понимать музыку, слушать друг друга.


- В центре урока сама музыка, её исполнение. Мы должны научиться понимать её язык, её содержание, то есть композитора.


К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии


Словесный

(беседа)


Наглядный (прослушивание аудио-записи, демонстрация)

Организует актуализацию знаний и пробное учебное действие.



- Где бы не жил человек, музыка всем понятна, почему?


- Верно, люди одинаково выражают чувства удивления, восхищения радости, грусти.


- Как называют человека, который пишет музыку?


- Тот, кто создаёт музыку профессионально называется композитор музыка, а есть музыка, у которой нет автора или имена авторов забыты. Как называется такая музыка?


- Песни были без авторов, сочиняли их талантливые люди, любители музыки и самоучки. На Руси таких музыкантов звали скоморохи, они ходили из деревни в деревню и там выступали. Такие музыканты сами создавали мелодии и инструменты.


- Сейчас прозвучит песня, а вы скажете, о чём она?

Звучит русская народная песня «Масленица».


- Какая она народная или композиторская?


- Какие эмоции вызвала у вас?


- Что хочется делать под такую музыку?


- Какие инструменты услышали?



- Почему такая радостная?




- Что такое масленица?



- Скажите признаки народной музыки, какая народная? Какая композиторская? Назовите различия.

Повторяют материал предыдущего урока, участвуя в опросе и выполняя предложенные задания.


- Она наполнена чувствами и эмоциями, их человек может понять и без слов.





- Композитор.







- Народная.











- Посвящена празднику Масленица




- Народная.





- Танцевать и плясать.


- Балалайка, свирель, гармошка, рожок, бубны.


- Потому что она посвящена празднику, люди радуются, вселятся.


- Праздник, связанный с проводами зимы и приходом весны.









К: соблюдать правила ведения диалога; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Р: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты





  1. Выявление места и причины затруднения

Словесный

(беседа)


Организует деятельность по определению темы и формулировке цели.


- Хорошо, давайте разгадаем ребус, чтобы назвать тему урока.

- Давайте составим цель нашего урока.



- Все народные праздники сопровождаются песнями, танцами и шутками.

Определяют тему и формулируют цель урока.







- Масленица.




- Узнать о традициях и обычаях праздника Масленица.


К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.

Р: с помощью педагогического работника формулировать цель.





  1. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)


Организует деятельность по построению проекта выхода из затруднения.


- На слайде вы можете видеть план действий нашего урока, но пункты плана перепутаны. Чтобы составить план урока, нужно расставить пункты плана в правильном порядке.

Составляют план действий, определяя правильную последовательность пунктов плана.


1. Познакомиться с русской-народной и композиторской музыкой праздника Масленица.

2. Выявить особенности русской-народной и композиторской музыки.

3. Передать особенности этой музыки в собственном исполнение.


Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.


  1. Реализация построенного проекта

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация, видео, прослушивание аудиозаписи)




































Организует реализацию построенного проекта.

- Что Вы знаете о празднике?



- С Масленицей люди провожают зиму и зовут в гости весну, птиц и цветение цветов. В городах, селах и деревнях устраивают народные массовые гуляния и ярмарки с угощением блинами, уличные игры, соревнования, песни. В конце праздника обязательно сжигают чучело Масленицы в знак того, что зима уходит и сменяется весенним теплом, в чучеле собирали все плохое и сжигали, избавлялись от нечистых сил, очищались огнем.

-Посмотрите на данные пословицы и поговорки, и скажите, как вы их понимаете.


- «Масленица не на век даётся».



- «Не житьё, а Масленица».




-"Что посеешь, то и пожнёшь"


- были также закличики – это небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы.


- Эй, веселей, собирайся, народ!

Нынче Масленица в гости идёт!

К нам скорее вы спешите

И друзей своих зовите!


- Масленица долгое время была встречей нового года для славян, и год начинался с марта месяца, до 14 века.

В языческие времена на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть Масленицу и Новый год отмечали в один день. По поверьям считалось, что как встретит человек год, таким он и будет. Поэтому праздник отличался щедрым застольем и безудержным весельем. 


- После принятия христианства на Руси Новый год стали отмечать 1 марта. На протяжении следующих пяти столетий праздник отмечали в первый весенний день. 


- В 1492 году дату торжества официально перенесли на осень — 1 сентября. Принято считать, что Новый год в этот день проводили в честь собранного урожая. 


- Традицию отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января ввёл Пётр I в 1699 году. Соответствующий указ он подписал в конце декабря того года. 



- Какое самое главное блюдо готовят на масленицу?


-Как вы думаете почему готовят именно блины?










-Давайте рассмотрим картину и скажите, как раньше наряжались на масленицу люди?














- Самое главное — костюмы должны привлекать внимание и бросаться в глаза. Если костюм невзрачный, обязательно нужно использовать аксессуары и привлекательные элементы. Дни празднования Масленицы имеют свои названия и значения:

Понедельник — «Встреча». Начало Узкой Масленицы. В первое утро свекры (родители мужа) отправляли жён своих сыновей в гости к родителям, а вечером сами навещали родню. В этот день из соломы и старой одежды готовили чучело Масленицы.

Вторник — «Заигрыш». Молодёжь собиралась, чтобы пообщаться и присмотреться друг к другу. 

Среда — «Лакомка». В середине Масленичной недели зять ходил в гости к тёще (мама жены) — на блины. 

Четверг — «Разгул». Кулачные бои, петушиные. Начало Широкой Масленицы. 

Пятница — «Тёщины вечёрки».  В этот день зять (муж для мамы дочери) приглашал тёщу в гости и угощал её блинами.

Суббота — «Золовкины (сестры мужа) посиделки». Как видно из названия, хозяйка должна была пригласить родственников мужа. 

Воскресенье — «Прощёное воскресенье». Самый важный день Масленицы. Все верующие в этот день пытаются попросить прощение у всех ближних. Также в этот день поминают усопших и ходят на кладбища. 


= Масленичную неделю условно разделяют на два периода: с понедельника по среду длится Узкая Масленица, с четверга по воскресенье — Широкая.

- Первые три дня недели принято заниматься хозяйством и домашними делами, в этот период избавлялись от всего ненужного, готовясь как следует повеселиться в оставшееся время. 

- Давайте посмотрим, как развлекался народ на Масленицу.


-Картина Василия Ивановича Сурикова «Кулачные бои».


- Кулачные бои были одной из главных традиций Широкого четверга на Масленицу. Как правило, мужчины собирались у реки и устраивали бои — один на один или «стенка на стенку». 

-Картина «Петушиные бои».


- Петушиные бои на Масленицу имели символический смысл. После смерти Морены и тёмного времени на Руси призывали Петуха, который будил весну. Считалось, что как петух 10 раз прокукарекает, весну разбудит — так она к людям и явится. 


- Также петушиные бои могли иметь и игровой смысл. Например, на площадке очерчивался круг, в него становились двое играющих. Каждый из игроков вставал на одну ногу, а другую сгибал в колене и, поддерживая её за пятку рукой, пытался вытолкнуть другого игрока из круга плечом, не используя при этом руки.

- Также существуют приметы на Масленицу:

«На Масленицу холодно, морозно и дождливо – весной будет хорошая погода.»

«Резко ударили морозы в масленичную неделю – лето будет без засухи.»

«Много сосулек – примета богатого урожая в этом году.»

«Сжигание чучела – примета избавления в своей жизни от всего плохого и ненужного.»

«Если не пожалеть и выкинуть старые вещи в праздничную неделю, то в этом году будут новые обновки.»

«Если не сжечь все ненужное и поломанное на Масленицу, то старые проблемы перейдут в новый год.»


- Не только народная музыка звучала на празднике Масленица, но и русские композиторы сочиняли музыку, посвященную проводам зимы.

Работают по построенному проекту.

-Масленица — изначально языческий праздник проводов зимы и встречи весны, который отмечают целую неделю.


















- Хоть и веселятся люди семь дней, но и эта радость заканчивается. 

- Значит люди живут благополучной и сладкой жизнью, как на празднике Масленицы. 


-Человек своими поступками сам определяет своё будущее. Также смотря как ты посеешь семена, если будешь за ним ухаживать, то получишь богатый урожай












































-Блины.



- Блины на Масленицу символизируют солнце, тепло и жизнь. По народным поверьям, круглые, румяные блины напоминают о приближении весны и восходе солнца. Считалось, что съев такое блюдо, человек получит частичку солнечного света и тепла.



- Среди наиболее популярных используемых частей гардероба на Масленицу можно выделить: сарафаны; рубахи; кафтаны; широкие брюки; головные уборы в виде шапок; накидки с завязками; юбки в пол. Можно сочетать детали одежды, делая таким образом разноцветный и привлекательный наряд. Большое значение имели ярко выраженный румяные щёки у мужчин и женщин, а также помада для девушек.

































К: соблюдать правила ведения диалога

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; делать выводы; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения.




  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи




Словесный

(беседа)


Наглядный (прослушивание аудио-записи)








Организует первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Чайковский «Февраль»


-Сейчас я предлагаю послушать музыкальное произведение, узнать автора.


-Какие инструменты вы услышали?


-Какие чувства у вас вызвало это музыкальное произведение?





- О чём музыка? Как она прозвучала? радостно или грустно? Серьёзная или шуточная7


-Как вы думаете, какой это музыкальный кит?



- Какие звуки природы вы услышали?

На чьи голоса могут быть похожи?


- Была ли музыка везде одинаковая?


- А почему она такая радостная, если февраль всегда очень холодный, снежный.


- Как вы думаете, какое второе название имеет это произведение?


- А что народ любил делать на масленицу?







-Теперь посмотрим, как художники изображают масленицу. Перед вами картина Кустодиева «Масленица».


- Что привлекает внимание?


- Кого художник изобразил на небе?


- Что на переднем плане, что на заднем?




- Какие звки могла бы передавать эта картина?



- Каким настроением наполнена эта картина ?


- Что есть общего между картиной и музыкой?


- Как вы думаете можно ли сопоставить это музыкальное произведение с картиной?


- Мы были слушателями, а сейчас мы станем исполнителями.


Песня «Ой блины блины»


- О чём песня, какое настроение, как прозвучала, какие инструменты.

-Сейчас я вам предлагаю разучить песню "Блины блиночки мои"


­Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.


-Не забываем про то, что песня веселая, задорная, поем улыбаясь.

Отвечают на вопросы, проговаривая изученный материал. Характеризуют музыку.






-Фортепиано



-  Передаёт праздничное настроение, общий подъём, веселье и радостное ожидание весны.







- Присутствуют три музыкальных кита: песня, танец, марш.











- «Масленица»



- Устраивать массовые катания с горок, водить хороводы, зажигать деревянные колёса, устраивать кулачные бои, лазать на столб за призом, шумно пировать, сжигать чучело Масленицы. 





- Яркое, весеннее небо.


- Птицы.



- на переднем фоне лошадиная упряжка, а сзади катаются на санках, устраивают кулачные бои и т.д.


- Шумное веселье, звон колокольчиков на лошадиной упряжке, песни.









-Да












К: соблюдать правила ведения диалога.

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.








  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует самостоятельную работу.


- Сейчас вам нужно разгадать кроссворд, работать будем самостоятельно. Затем мы его проверим.


- Давайте проверим, что у вас получилось.

Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку по эталону.









К: соблюдать правила ведения диалога

П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку.


  1. Включение в систему знаний и повторение

Словесный

(беседа)


Организует обобщение изученного.


- Какая тема урока у нас была?


- Что нового Вы узнали на уроке?


-Какая цель была на урок? Достигли ли мы её?


-Все ли пункты плана мы выполнили?


-Где могут пригодиться полученные знания?

Отвечают на обобщенные вопросы.


- Масленица.





- Да.


- Да.



- На уроках истории, ИЗО, литературы.


К: соблюдать правила ведения диалога.

П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)


Организует рефлексию деятельности.


- Наш урок подходит к концу.


- Закончите предложения, чтобы оценить свою работу.


У меня сегодня получилось…

Мне было интересно…

Мне было трудно выполнить…


-Спасибо за урок, урок окончен, до свидания!

Оценивают свою деятельность на уроке.



Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.






ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы к кроссворду

        1. В этот день масленой недели сжигали чучело Масленицы.

        2. Отрезок времени, в течение которого празднуется Масленица.

        3. Как называется воскресенье на Масленице?

        4. На сковороду – ручейком, со сковородки – солнышком.

        5. Согласно славянскому календарю, так называли первый день Масленицы.

        6. Символ праздника Масленицы, сделанное из соломы и обряженное в яркую одежду.

        7. В этот день из соломы и старой одежды готовили чучело Масленицы.

        8. Согласно славянскому календарю, так называли среду на Масленице.

        9. Согласно языческим обычаям, его символизирует блин.

        10. Масленица – славянский праздник, который символизирует её проводы.