СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Мхи. 5 кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Мхи. 5 кл»

Проверяет готовность к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создает положительный эмоциональный настрой обучающихся.

Ребята! Сегодня на уроке мы:

сначала восхитимся глубокими знаниями по теме домашнего задания ______________, а для этого проведем игру «Верю – не верю».

(фронтальный опрос, письменный контроль).

- Что отличает представителей царства Растения от царства Грибы, царства Бактерий?( автотрофы, фотосинтез)

-На какие две группы делятся все растения по уровню своей организации ? ?(низшие,высшие) - К какой группе относятся водоросли? Почему?( низшие споровые, т.к нет дифференцировки на органы и ткани, размножение спорами) - Если водоросли не имеют органов, то чем представлено их тело?(слоевищем)

Игра «Верю – не верю» (Карточка № 1)

Определите верные и неверные утверждения:

1. Большинство водорослей живет в водоемах.

2. У водорослей есть корень, стебли и листья.

3. Хламидомонада – это одноклеточная водоросль, которая передвигается с помощью двух жгутиков.

4. Хлорелла – это многоклеточная водоросль, которая образует тину на дне пресных водоемов.

5. Ламинарию или морскую капусту люди употребляют в пищу.

- закончите данные определения соответствующим термином

А) процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа под действием солнечной энергии (фотосинтез)

Б) зелёные органоиды в клетках-(хлоропласты)

В) зеленый пигмент в хлоропластах – (хлорофилл)

Г) тело многоклеточной водоросли – (слоевище, таллом)





Показывает учащимся фото мха и зачитывает загадку:

Меж клюквы и морошки,

Среди лесных болот,

На кочке и на ножке

Куда не глянь растет.

Он снизу – беловатый,

Повыше – зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.



Помогает сформулировать цели урока, показывая картинки:

1. Изучить строение мхов.

2. Познакомится с их разнообразием.

3. Узнать о значении мхов в природе и жизни человека.

Правильно ребята. Сегодня вы узнаете о новой группе растений - Моховидные.

Какие задачи на урок мы перед собой поставим?

Ребята, проанализируйте текст загадки и ответьте мне на  вопрос. (Работа с текстом загадки).

Где произрастает мох?

Учитель. Проанализировав стихотворение, мы определили, что мхи растут на болотах. Давайте определим, к какой группе растений по отношению в воде они будут относиться.

Предполагаемый ответ. (Влаголюбивые).

Учитель. Да, мхи - растения, которые любят произрастать во влажных, прохладных местах. Мы можем увидеть их в хвойном лесу, где влага и тень. Также мхи могут поселяться во льдах Антарктиды, на влажных стенах пещер, но существуют и такие виды, которые несмотря на любовь к воде, могут переживать длительные засухи. 

Ребята, определим, какое систематическое положение занимают мхи в царстве растений?  (слайд 9)

(Царство Растений. Подцарство – Высшие споровые растения. Отдел – Моховидные.)

Учитель. Ребята, давайте рассмотрим отдел «Моховидные».

Какие классы объединены в данный отдел? («Печеночники» и «Листостебельные»).(слайд10)

Учитель. Познакомимся с ними более подробно. Класс Печеночные

Предполагаемый ответ. (Имеют слоевище и ризоиды).

Учитель. Правильно.

С какими представителями групп растений они имеют сходство?

Предполагаемый ответ. (С водорослями).

Учитель дополняет ответ.

Учитель. Печеночники — очень древние мхи. Они особенно богато представлены в тропиках. Один из распространенных видов печеночников — Маршанция, обитающая во влажных местах, не занятых травой. У нее стелющееся листовидное слоевище, ризоидами прикрепленное к почве. В слоевище наблюдается разделение ткани на основную (в нижней части тела) и фотосинтезирующую (в верхней части тела).

К маршанциевым относится и теплолюбивая Риччия водная, разводимая аквариумистами. (Слайд11)

Учитель. Познакомимся с листостебельными мхами(слайд12). Внимательно посмотрите слайды и ответьте на вопрос.

Какое строение имеет Кукушкин лен?(слайд13,14)

Предполагаемый ответ. (Имеют стебли, листья и ризоиды).

(Учитель дополняет ответ).

Учитель. Листостебельные мхи в растительном покрове Земли играют значительно большую роль, чем печеночники. Один из наиболее известных зеленых листостебельных мхов — Кукушкин лен, часто встречается в хвойных лесах, около сфагновых болот, в сырых местах. Многолетние крупные растения этого вида (9-17 см. в длину), растущие группами, нередко покрывают обширные площади в лесной зоне и в тундре.

Представителем листостебельных мхов является и сфагнум ( слайд15)

Давайте сравним эти мхи, заполним таблицу.

Сравните их строение с рисунками на слайде и в учебнике.

Найдите стебель и листья, подпишите их на рисунках в тетради (задание 95).

Найдите коробочку со спорами, внимательно её рассмотрите и подпишите. Каково значение спор в жизни мхов?

Предполагаемый ответ. (Служат для размножения).

Внутреннее строение мха сфагнума.

На слайде видно, что листья состоят из двух видов клеток.

Чем отличаются эти клетки?

Предполагаемый ответ. (Одни клетки зелёные, другие синие).

Какую роль выполняет каждая из этих клеток? Найдите ответ в учебнике на стр.74

Предполагаемый ответ. (Зеленые фотосинтезируют, а синие заполнены водой).

У сфагнума нет ризоидов, поэтому они всасывают воду нижними частями веток, заполняя пустые полости. Во время дождей сфагнум запасает воду, в 20-30 раз больше своей массы, долго удерживает её, постепенно отдавая её в летний период.

Ребята, сделайте вывод, в чём проявляется усложнение в строении мхов по сравнению с водорослями?

(Учитель заслушивает мнение детей).

Предполагаемый ответ. (Мхи состоят из стеблей и листьев, а водоросли

имеют слоевище).

Запишите этот вывод в тетрадь.

Физминутка (Слайд17)

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
 
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка



Учитель. Ребята, а как вы думаете, как размножаются мхи?

Предполагаемый ответ. (Спорами, которые созревают в коробочке).

Правильно. Мхи, как и другие споровые растения, размножаются с помощью спор, которые созревают в коробочке. Рассмотрим размножение мхов, опираясь на схему «Жизненный цикл мха» (схема расположена на слайде 18,19).

(Учитель объясняет размножение мхов, обращая внимание учащихся на новые термины, термины записывают в тетрадь. Рассказ ведется по схеме).

Учитель. В жизненном цикле мхов идет чередование бесполого и полового поколения. Для полового размножения у мхов есть специальные органы, в которых развиваются мужские гаметы – сперматозоиды и женские – яйцеклетки. Для оплодотворения необходима вода, так только в водной среде сперматозоид может передвигаться к яйцеклетке и оплодотворить её.

Что образуется после слияния половых гамет?

Предполагаемый ответ. (Зигота).

Из зиготы развивается особый орган - коробочка (спорофит), в ней формируются споры. Из споры вначале развивается тонкая зеленая нить – протонема – на ней появляются зеленые, облиственные побеги. Растение, развившееся из споры, называется гаметофит, так как в его верхней части в специальных органах образуются половые гаметы. Мужские и женские гаметы образуются на разных растениях, поэтому их называют двудомными.  Коробочка со спорами формируется на женском растении.

Учитель. Ребята, чтобы выяснить значение мхов в природе, прочитаем текст учебника на стр.74

(Работа с текстом, а затем отвечают на вопрос).

Что образует мох Сфагнум в природе?

Предполагаемый ответ. (Болото).

Почему сфагнум считается хранителем лесных болот, ручьёв и рек?

Предполагаемый ответ. (Впитывает влагу, как губка, и сохраняет её).

Что образуется при отмирании нижних частей мха?

Предполагаемый ответ. (Торф.).(слайд20) Как используют торф в жизни человека?(слайд22)

Предполагаемый ответ. (Торф - топливо – удобрение – из него получают химические продукты: смолу, воск и другие вещества).

В начале урока, Лесовичок, загадал нам загадку, в котором говорилось о том, что высушенный сфагнум во время Великой Отечественной войны в полевых госпиталях широко использовали как перевязочный материал для раненых.

Какая особенность этого мха делала эффективным такое применение?

Предполагаемый ответ. (Сфагнол – дезинфицирующее вещество, препятствует развитию бактерий).

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с новым отделом царства растений. Чтобы узнать хорошо ли мы все усвоили, я предлагаю вам проверить себя (слайд23)



Проводит экспресс-опрос, на который дети выражают свое согласие хлопком, а несогласие – молчанием:

1. Мхи – одни из самых древних растений на Земле.

2. У мхов, как и у водорослей, нет ни стеблей, ни листьев.

3. Ризоиды – это нитевидные выросты, которые отрастают от основания стебля и обеспечивают прикрепление мхов к почве, а также участвуют в поглощении из нее воды и минеральных веществ.

4. Мхи нельзя встретить ни на стволах деревьев, ни на крышах, ни на заборах, ни на камнях.

5. Кукушкин лен – это многоклеточная водоросль.

6. Мох сфагнум может впитывать воду в 20-25 раз больше своей массы.

7. Мхи, поселяясь на голых скалах, образуют почву, на которой позднее смогут вырасти другие растения.

8. У сфагнума есть ризоиды.

9. Болота являются местом гнездования многих птиц.

10. Торф – это совершенно бесполезное для человека ископаемое.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!