СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта «Моделирование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторы:

Борисова Екатерина Александровна, учитель математики и информатики

Соснина Елена Михайловна, учитель математики

 

Цель: формирование навыков моделирования через рефлексию пробных действий

 

Задачи:

  1. Инициировать запрос на лабораторию со стороны участников и формулирование ими личной задачи занятия
  2. Организовать деятельность по освоению навыков моделирования
  3. Организовать и провести метапредметную олимпиаду по моделированию
  4. Способствовать рефлексии участниками полученного опыта

 

Прогнозируемые результаты: участники

  1. Осознают значимость моделирования в учебной и внеучебной деятельности, соотносят ее с собственной индивидуальной образовательной траекторией
  2. Понимают задачи, виды и этапы моделирования
  3. Приобрели опыт в моделировании и опыт участия в метапредметной олимпиаде

 

Оборудование: бумага формата А4, ножницы, клей, линейка, карандаш, спички, пластилин

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта «Моделирование»»

Технологическая карта «Моделирование»

Авторы:

Борисова Екатерина Александровна, учитель математики и информатики

Соснина Елена Михайловна, учитель математики


Цель: формирование навыков моделирования через рефлексию пробных действий


Задачи:

  1. Инициировать запрос на лабораторию со стороны участников и формулирование ими личной задачи занятия

  2. Организовать деятельность по освоению навыков моделирования

  3. Организовать и провести метапредметную олимпиаду по моделированию

  4. Способствовать рефлексии участниками полученного опыта


Прогнозируемые результаты: участники

  1. Осознают значимость моделирования в учебной и внеучебной деятельности, соотносят ее с собственной индивидуальной образовательной траекторией

  2. Понимают задачи, виды и этапы моделирования

  3. Приобрели опыт в моделировании и опыт участия в метапредметной олимпиаде


Оборудование: бумага формата А4, ножницы, клей, линейка, карандаш, спички, пластилин

Ход работы


Де ведущего

Де участников

Прогнозируемый результат

5 мин

Приветствует участников, организует знакомство

Упражнение 1. «Разрекламируй друга!»

В парах. Люди знакомятся друг с другом, узнают лучшие качества друг друга и должны наилучшим образом представить своего партнера, сделать ему рекламу перед всей группой!


Упражнение2. «Ток»

Закрепление хорошего настроения. Дети берутся за руки, улыбаются друг другу. Затем закрывают глаза и представляют себя счастливыми, красивыми и добрыми, умными, веселыми и здоровыми. Стараются запомнить и сохранить это состояние надолго.

Приветствуют друг друга

Произошло знакомство участников лаборатории. Эмоциональный настрой участников положительный

15 мин

Актуализирует понятие «знак» на уроках и в жизни.

Предлагает познакомиться с логотипами известных брендов.

Организует обсуждение.


Знакомит с понятием моделирования и его целями, с видами моделей (натурные модели отражают физическое подобие объекта, а информационные модели – его описание) и этапами моделирования.


Фиксация: под разные задачи используются разные виды моделей.


На основе просмотра логотипов высказывают собственное обоснованное мнениео том, что в каждой схеме, знаке, модели должен быть заложен глубокий смысл и значение

Согласованы ключевые понятиямоделирования

10 мин.

Организует упражнение «Друдлы»(приложение 1)

На примере четырех рисунков предлагает предположить ученикам, моделью чего может быть рисунок:

Показывает на примере, как составляется письменное описание выбранной модели

  • название модели (оригинальное)

  • назначение модели (для чего и как её можно использовать)

  • какие основные свойства реального объекта описывает данная модель

Фиксация: друдлы–видение смысла рисунка у каждого человека индивидуально


Фронтальная работа, ученики включены в обсуждение

Произошла первичная фиксация понимания назначения и свойств моделей

Перемена – 5 минут

20 мин

Составление схемы по тексту «Вредна ли кока-кола»


Организует работу с друдлами: участники выбирают рисунок (на выбор предложены 2 рисунка) и объединяются в пары по выбранным рисункам.


Предлагает в парах поработать с друдлом.

Задание: составить письменное описание выбранной модели (приложение 1) по алгоритму:

  • название модели…

  • назначение модели…

  • какие основные свойства реального объекта описывает данная модель…

Время работы 15 минут


Организует защиту продуктов.

Фиксация: значимость моделирования в жизни.

Анализируют выбранную модель и заполняют бланки.

Представляют свой результат другим участникам.

Задают вопросы другим парам.

Составлено письменное описание выбранной модели.


Произошло целеполагание участников.

Большая перемена

5 мин.

Организует работу по созданию временных групп участников (деление на пары)


Ведущий знакомит с заданием и с критериями оценивания продукта (приложение 2)


Фиксирует: для разных задач по моделированию используются разные критерии оценивания продукта.

Объединяются в пары

Участники освоили разные способы формирования группы, понимают их преимущества и недостатки

25 мин.

Организует работу пар по выполнению задания.



Перерыв 5 минут

15 мин

Организует работу пар по выполнению задания.




10 мин

Представление моделей

Участники публично представляют получившуюся модель


5 мин

Организует рефлексию по технологии «Акрослово»: ЗНАК


Акрослово ….

По вертикали записывается любое слово, затем за буквами, из которых состоит слово, по горизонтали дописываются слова, словосочетания, предложения, названия которых начинаются с соответствующей буквы и характеризуют эмоции после занятия


Выполняют индивидуально задание по рефлексии

Участники осмыслили полученный опыт

Большая перемена

5 мин.

Метапредметная олимпиада.


Ведущий знакомит с заданием и с критериями оценивания продукта (приложение 4)

Знакомятся с заданием и критериями его оценки.



Произошел запуск командной работы

25 мин

Работа по выполнению задания

Создают модель по описанию

Создан продукт работы

Перерыв 5 минут

20 мин

Работа по выполнению задания

Создают модель по описанию

Создан продукт работы

10 мин.

Ведущий организует рефлексию работы на лаборатории (вопросы в раздатке)

Пишут рефлексивный текст на основании вопросов

Участники осмыслили полученный опыт


Приложение 1.

Упражнение «Друдлы»


Друдлы (или по-английски droodles) – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. Название droodle происходит, как комбинация трех слов "doodle" (каракули), "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка). Даже само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов.

Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей и похожа на то, что обычно студент или школьник рисуют машинально на бумаге во время лекции или урока. Однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее интерпретации. Изначально друдлы имели только развлекательный характер, а публиковали их в основном в газетах и журналах для повышения интереса читателя к изданию. Ведь, наверное, любому человеку всегда хочется разгадать простую и интересную загадку (кстати, может быть, именно этим фактом объясняется популярность кроссвордов в отечественной прессе). Однако, постепенно друдлы перекочевали и в другие сферы человеческого времяпрепровождения: в психологию и даже в искусство.


На примере четырех рисунков предлагает предположить ученикам, моделью чего может быть рисунок:












Показывает на примере, как составляется письменное описание выбранной модели (фронтальная работа)

  • название модели (оригинальное)

  • назначение модели (для чего и как её можно использовать)

  • какие основные свойства реального объекта описывает данная модель


Ученикам предлагается в парах поработать с «друдлом» (на выбор предложены 2 рисунка) и заполнить бланк:

Письменное описаниевыбранной модели:

  • название модели _____________________________________________________________________

  • назначение модели___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

  • какие основные свойства реального объекта описывает данная модель ______________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



После того как задание выполнено, пары представляют описание модели.

Примечание: выступают 3-5 пар




Приложение 2.

Задание на моделирование


Задание выполнили: ____________________________________________________________________


Проблематика задания


«Аномальная жара в Перми бьет все рекорды. Для жителей края вводят ограничения

Жара в +35 градусов, которая наблюдалась в среду, 3 августа, в Перми, перекрыла рекорд 78-летней давности. В 1938 году 3 августа был поставлен «жаркий» для Прикамья рекорд в +31,9 градуса. Синоптики прогнозируют, что в этом месяце будут поставлены и новые погодные рекорды…»


«Аномальная жара в Перми побила очередной температурный рекорд

…Как рассказали в ГИС-Центр ПГНИУ, в воскресенье в Пермском крае был установлен новый температурный рекорд. 14 августа стал одним из самых жарких дней за нынешнее лето. Максимальная температура на юге Пермского края достигла +33…+35°…

Такой продолжительный период жаркой погоды в августе в Пермском крае отмечается впервые за всю историю метеонаблюдений…»


На рисунке изображен неизвестный объект. От вас требуется изготовить макет модели, для решения обозначенной проблемы. Полученная модель соответствует следующим требованиям:


  1. должна воспроизводить изображенные на рисунке особенности объекта;

  2. должна быть изготовлена только из представленных материалов;

  3. должна сохранять форму и положение на горизонтальной поверхности без участия человека и посторонних предметов.

Время на выполнение технического задания– 45 минут


Раздаточный пакет: 3 листа бумаги формата А4, ножницы, клей, линейка, карандаш


Критерии оценивания задания

Критерий

Максимальный балл

Модель соответствует техническому заданию

5

Воспроизведение деталей рисунка

10

Устойчивость модели

5

Содержательность ответов на вопросы

10

Максимальное количество баллов – 30.


Письменное описаниевыбранной модели:

  • название модели _____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________

  • назначение модели___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • какие основные свойства реального объекта описывает данная модель ______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3.

Задание на метапредметную олимпиаду.Критерии оценивания


Техническое задание:

Из имеющихся материалов создайте модель лабиринта.

Раздаточный пакет: 2 коробка спичек, пластилин, лист формата А4


Требования к модели:

        1. лабиринт не должен выходить за пределы листа А4;

        2. должны быть задействованы все спички;

        3. ломать спички нельзя;

        4. начальная точка должна быть посередине;

        5. количество тупиков не должно превышать 10;

        6. выход из лабиринта должен быть один.


Форма лабиринта может быть выбрана по Вашему усмотрению.


Время на выполнение:45 минут.



Приложение 4.

Рейтинговая таблица


Критерии

Параметры

Пока-

затели

Ф.И.О. участников







1.Соответствие размерам листа А4

Не выходит за пределы листа

1







выходит за пределы листа

0







2. Использование спичек

Все спички задействованы

3







Спички остались

0







3.Время выполнения

40 минут

4







Более 40 минут

0







4. Количество тупиков

Не более 10

3







Более 10

0







5.Количество выходов

Один

3







Более одного

1







6. Бонус жюри (за сложность композиции, за оригинальность)

1-3







Подпись экспертов:




Итоги в баллах:








Место:









Письменное описаниевыбранной модели:

  • название модели _____________________________________________________________________

  • назначение модели___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

  • какие основные свойства реального объекта описывает данная модель ______________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________


Письменное описаниевыбранной модели:

  • название модели _____________________________________________________________________

  • назначение модели___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

  • какие основные свойства реального объекта описывает данная модель ______________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание выполнили: ____________________________________________________________________


Проблематика задания


«Аномальная жара в Перми бьет все рекорды. Для жителей края вводят ограничения

Жара в +35 градусов, которая наблюдалась в среду, 3 августа, в Перми, перекрыла рекорд 78-летней давности. В 1938 году 3 августа был поставлен «жаркий» для Прикамья рекорд в +31,9 градуса. Синоптики прогнозируют, что в этом месяце будут поставлены и новые погодные рекорды…»


«Аномальная жара в Перми побила очередной температурный рекорд

…Как рассказали в ГИС-Центр ПГНИУ, в воскресенье в Пермском крае был установлен новый температурный рекорд. 14 августа стал одним из самых жарких дней за нынешнее лето. Максимальная температура на юге Пермского края достигла +33…+35°…

Такой продолжительный период жаркой погоды в августе в Пермском крае отмечается впервые за всю историю метеонаблюдений…»


На рисунке изображен неизвестный объект. От вас требуется изготовить макет модели, для решения обозначенной проблемы. Полученная модель соответствует следующим требованиям:


  1. должна воспроизводить изображенные на рисунке особенности объекта;

  2. должна быть изготовлена только из представленных материалов;

  3. должна сохранять форму и положение на горизонтальной поверхности без участия человека и посторонних предметов.

Время на выполнение технического задания– 45 минут


Раздаточный пакет: 3 листа бумаги формата А4, ножницы, клей, линейка, карандаш


Критерии оценивания задания

Критерий

Максимальный балл

Модель соответствует техническому заданию

5

Воспроизведение деталей рисунка

10

Устойчивость модели

5

Содержательность ответов на вопросы

10

Максимальное количество баллов – 30.


Письменное описаниевыбранной модели:

  • название модели _____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________

  • назначение модели___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • какие основные свойства реального объекта описывает данная модель ______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Метапредметная олимпиада


Техническое задание: Из имеющихся материалов создайте модель лабиринта.


Раздаточный пакет: 2 коробка спичек, пластилин, лист формата А4


Требования к модели:

  1. лабиринт не должен выходить за пределы листа А4;

  2. должны быть задействованы все спички;

  3. ломать спички нельзя;

  4. начальная точка должна быть посередине;

  5. количество тупиков не должно превышать 10;

  6. выход из лабиринта должен быть один.


Форма лабиринта может быть выбрана по Вашему усмотрению.


Время на выполнение:45 минут.


Метапредметная олимпиада


Техническое задание: Из имеющихся материалов создайте модель лабиринта.


Раздаточный пакет: 2 коробка спичек, пластилин, лист формата А4


Требования к модели:

  1. лабиринт не должен выходить за пределы листа А4;

  2. должны быть задействованы все спички;

  3. ломать спички нельзя;

  4. начальная точка должна быть посередине;

  5. количество тупиков не должно превышать 10;

  6. выход из лабиринта должен быть один.


Форма лабиринта может быть выбрана по Вашему усмотрению.


Время на выполнение:45 минут.


Метапредметная олимпиада


Техническое задание: Из имеющихся материалов создайте модель лабиринта.


Раздаточный пакет: 2 коробка спичек, пластилин, лист формата А4


Требования к модели:

  1. лабиринт не должен выходить за пределы листа А4;

  2. должны быть задействованы все спички;

  3. ломать спички нельзя;

  4. начальная точка должна быть посередине;

  5. количество тупиков не должно превышать 10;

  6. выход из лабиринта должен быть один.


Форма лабиринта может быть выбрана по Вашему усмотрению.


Время на выполнение:45 минут.


Метапредметная олимпиада


Техническое задание: Из имеющихся материалов создайте модель лабиринта.


Раздаточный пакет: 2 коробка спичек, пластилин, лист формата А4


Требования к модели:

  1. лабиринт не должен выходить за пределы листа А4;

  2. должны быть задействованы все спички;

  3. ломать спички нельзя;

  4. начальная точка должна быть посередине;

  5. количество тупиков не должно превышать 10;

  6. выход из лабиринта должен быть один.


Форма лабиринта может быть выбрана по Вашему усмотрению.


Время на выполнение:45 минут.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!