Технологическая карта «Моделирование»
Авторы:
Борисова Екатерина Александровна, учитель математики и информатики
Соснина Елена Михайловна, учитель математики
Цель: формирование навыков моделирования через рефлексию пробных действий
Задачи:
-
Инициировать запрос на лабораторию со стороны участников и формулирование ими личной задачи занятия
-
Организовать деятельность по освоению навыков моделирования
-
Организовать и провести метапредметную олимпиаду по моделированию
-
Способствовать рефлексии участниками полученного опыта
Прогнозируемые результаты: участники
-
Осознают значимость моделирования в учебной и внеучебной деятельности, соотносят ее с собственной индивидуальной образовательной траекторией
-
Понимают задачи, виды и этапы моделирования
-
Приобрели опыт в моделировании и опыт участия в метапредметной олимпиаде
Оборудование: бумага формата А4, ножницы, клей, линейка, карандаш, спички, пластилин
Ход работы
| Де ведущего | Де участников | Прогнозируемый результат |
5 мин | Приветствует участников, организует знакомство Упражнение 1. «Разрекламируй друга!» В парах. Люди знакомятся друг с другом, узнают лучшие качества друг друга и должны наилучшим образом представить своего партнера, сделать ему рекламу перед всей группой! Упражнение2. «Ток» Закрепление хорошего настроения. Дети берутся за руки, улыбаются друг другу. Затем закрывают глаза и представляют себя счастливыми, красивыми и добрыми, умными, веселыми и здоровыми. Стараются запомнить и сохранить это состояние надолго. | Приветствуют друг друга | Произошло знакомство участников лаборатории. Эмоциональный настрой участников положительный |
15 мин | Актуализирует понятие «знак» на уроках и в жизни. Предлагает познакомиться с логотипами известных брендов. Организует обсуждение. Знакомит с понятием моделирования и его целями, с видами моделей (натурные модели отражают физическое подобие объекта, а информационные модели – его описание) и этапами моделирования. Фиксация: под разные задачи используются разные виды моделей. | На основе просмотра логотипов высказывают собственное обоснованное мнениео том, что в каждой схеме, знаке, модели должен быть заложен глубокий смысл и значение | Согласованы ключевые понятиямоделирования |
10 мин. | Организует упражнение «Друдлы»(приложение 1) На примере четырех рисунков предлагает предположить ученикам, моделью чего может быть рисунок: Показывает на примере, как составляется письменное описание выбранной модели -
название модели (оригинальное) -
назначение модели (для чего и как её можно использовать) -
какие основные свойства реального объекта описывает данная модель Фиксация: друдлы–видение смысла рисунка у каждого человека индивидуально | Фронтальная работа, ученики включены в обсуждение | Произошла первичная фиксация понимания назначения и свойств моделей |
Перемена – 5 минут |
20 мин | Составление схемы по тексту «Вредна ли кока-кола» Организует работу с друдлами: участники выбирают рисунок (на выбор предложены 2 рисунка) и объединяются в пары по выбранным рисункам. Предлагает в парах поработать с друдлом. Задание: составить письменное описание выбранной модели (приложение 1) по алгоритму: -
название модели… -
назначение модели… Время работы 15 минут Организует защиту продуктов. Фиксация: значимость моделирования в жизни. | Анализируют выбранную модель и заполняют бланки. Представляют свой результат другим участникам. Задают вопросы другим парам. | Составлено письменное описание выбранной модели. Произошло целеполагание участников. |
Большая перемена |
5 мин. | Организует работу по созданию временных групп участников (деление на пары) Ведущий знакомит с заданием и с критериями оценивания продукта (приложение 2) Фиксирует: для разных задач по моделированию используются разные критерии оценивания продукта. | Объединяются в пары | Участники освоили разные способы формирования группы, понимают их преимущества и недостатки |
25 мин. | Организует работу пар по выполнению задания. | | |
Перерыв 5 минут |
15 мин | Организует работу пар по выполнению задания. | | |
10 мин | Представление моделей | Участники публично представляют получившуюся модель | |
5 мин | Организует рефлексию по технологии «Акрослово»: ЗНАК Акрослово …. По вертикали записывается любое слово, затем за буквами, из которых состоит слово, по горизонтали дописываются слова, словосочетания, предложения, названия которых начинаются с соответствующей буквы и характеризуют эмоции после занятия | Выполняют индивидуально задание по рефлексии | Участники осмыслили полученный опыт |
Большая перемена |
5 мин. | Метапредметная олимпиада. Ведущий знакомит с заданием и с критериями оценивания продукта (приложение 4) | Знакомятся с заданием и критериями его оценки. | Произошел запуск командной работы |
25 мин | Работа по выполнению задания | Создают модель по описанию | Создан продукт работы |
Перерыв 5 минут |
20 мин | Работа по выполнению задания | Создают модель по описанию | Создан продукт работы |
10 мин. | Ведущий организует рефлексию работы на лаборатории (вопросы в раздатке) | Пишут рефлексивный текст на основании вопросов | Участники осмыслили полученный опыт |
Приложение 1.
Упражнение «Друдлы»
Друдлы (или по-английски droodles) – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. Название droodle происходит, как комбинация трех слов "doodle" (каракули), "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка). Даже само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов.
Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей и похожа на то, что обычно студент или школьник рисуют машинально на бумаге во время лекции или урока. Однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее интерпретации. Изначально друдлы имели только развлекательный характер, а публиковали их в основном в газетах и журналах для повышения интереса читателя к изданию. Ведь, наверное, любому человеку всегда хочется разгадать простую и интересную загадку (кстати, может быть, именно этим фактом объясняется популярность кроссвордов в отечественной прессе). Однако, постепенно друдлы перекочевали и в другие сферы человеческого времяпрепровождения: в психологию и даже в искусство.
На примере четырех рисунков предлагает предположить ученикам, моделью чего может быть рисунок:
Показывает на примере, как составляется письменное описание выбранной модели (фронтальная работа)
-
название модели (оригинальное)
-
назначение модели (для чего и как её можно использовать)
-
какие основные свойства реального объекта описывает данная модель
Ученикам предлагается в парах поработать с «друдлом» (на выбор предложены 2 рисунка) и заполнить бланк:
Письменное описаниевыбранной модели:
___________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
После того как задание выполнено, пары представляют описание модели.
Примечание: выступают 3-5 пар
Приложение 2.
Задание на моделирование
Задание выполнили: ____________________________________________________________________
Проблематика задания
«Аномальная жара в Перми бьет все рекорды. Для жителей края вводят ограничения
Жара в +35 градусов, которая наблюдалась в среду, 3 августа, в Перми, перекрыла рекорд 78-летней давности. В 1938 году 3 августа был поставлен «жаркий» для Прикамья рекорд в +31,9 градуса. Синоптики прогнозируют, что в этом месяце будут поставлены и новые погодные рекорды…»
«Аномальная жара в Перми побила очередной температурный рекорд
…Как рассказали в ГИС-Центр ПГНИУ, в воскресенье в Пермском крае был установлен новый температурный рекорд. 14 августа стал одним из самых жарких дней за нынешнее лето. Максимальная температура на юге Пермского края достигла +33…+35°…
Такой продолжительный период жаркой погоды в августе в Пермском крае отмечается впервые за всю историю метеонаблюдений…»
На рисунке изображен неизвестный объект. От вас требуется изготовить макет модели, для решения обозначенной проблемы. Полученная модель соответствует следующим требованиям:
-
должна воспроизводить изображенные на рисунке особенности объекта;
-
должна быть изготовлена только из представленных материалов;
-
должна сохранять форму и положение на горизонтальной поверхности без участия человека и посторонних предметов.
Время на выполнение технического задания– 45 минут
Раздаточный пакет: 3 листа бумаги формата А4, ножницы, клей, линейка, карандаш
Критерии оценивания задания
Критерий | Максимальный балл |
Модель соответствует техническому заданию | 5 |
Воспроизведение деталей рисунка | 10 |
Устойчивость модели | 5 |
Содержательность ответов на вопросы | 10 |
Максимальное количество баллов – 30.
Письменное описаниевыбранной модели:
-
название модели _____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
-
назначение модели___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3.
Задание на метапредметную олимпиаду.Критерии оценивания
Техническое задание:
Из имеющихся материалов создайте модель лабиринта.
Раздаточный пакет: 2 коробка спичек, пластилин, лист формата А4
Требования к модели:
-
лабиринт не должен выходить за пределы листа А4;
-
должны быть задействованы все спички;
-
ломать спички нельзя;
-
начальная точка должна быть посередине;
-
количество тупиков не должно превышать 10;
-
выход из лабиринта должен быть один.
Форма лабиринта может быть выбрана по Вашему усмотрению.
Время на выполнение:45 минут.
Приложение 4.
Рейтинговая таблица
Критерии | Параметры | Пока- затели | Ф.И.О. участников |
| | | | | |
1.Соответствие размерам листа А4 | Не выходит за пределы листа | 1 | | | | | | |
выходит за пределы листа | 0 | | | | | | |
2. Использование спичек | Все спички задействованы | 3 | | | | | | |
Спички остались | 0 | | | | | | |
3.Время выполнения | 40 минут | 4 | | | | | | |
Более 40 минут | 0 | | | | | | |
4. Количество тупиков | Не более 10 | 3 | | | | | | |
Более 10 | 0 | | | | | | |
5.Количество выходов | Один | 3 | | | | | | |
Более одного | 1 | | | | | | |
6. Бонус жюри (за сложность композиции, за оригинальность) | 1-3 | | | | | | |
Подпись экспертов: | Итоги в баллах: | | | | | | | |
Место: | | | | | | | |
Письменное описаниевыбранной модели:
___________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Письменное описаниевыбранной модели:
___________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание выполнили: ____________________________________________________________________
Проблематика задания
«Аномальная жара в Перми бьет все рекорды. Для жителей края вводят ограничения
Жара в +35 градусов, которая наблюдалась в среду, 3 августа, в Перми, перекрыла рекорд 78-летней давности. В 1938 году 3 августа был поставлен «жаркий» для Прикамья рекорд в +31,9 градуса. Синоптики прогнозируют, что в этом месяце будут поставлены и новые погодные рекорды…»
«Аномальная жара в Перми побила очередной температурный рекорд
…Как рассказали в ГИС-Центр ПГНИУ, в воскресенье в Пермском крае был установлен новый температурный рекорд. 14 августа стал одним из самых жарких дней за нынешнее лето. Максимальная температура на юге Пермского края достигла +33…+35°…
Такой продолжительный период жаркой погоды в августе в Пермском крае отмечается впервые за всю историю метеонаблюдений…»
На рисунке изображен неизвестный объект. От вас требуется изготовить макет модели, для решения обозначенной проблемы. Полученная модель соответствует следующим требованиям:
-
должна воспроизводить изображенные на рисунке особенности объекта;
-
должна быть изготовлена только из представленных материалов;
-
должна сохранять форму и положение на горизонтальной поверхности без участия человека и посторонних предметов.
Время на выполнение технического задания– 45 минут
Раздаточный пакет: 3 листа бумаги формата А4, ножницы, клей, линейка, карандаш
Критерии оценивания задания
Критерий | Максимальный балл |
Модель соответствует техническому заданию | 5 |
Воспроизведение деталей рисунка | 10 |
Устойчивость модели | 5 |
Содержательность ответов на вопросы | 10 |
Максимальное количество баллов – 30.
Письменное описаниевыбранной модели:
-
название модели _____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
-
назначение модели___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Метапредметная олимпиада
Техническое задание: Из имеющихся материалов создайте модель лабиринта.
Раздаточный пакет: 2 коробка спичек, пластилин, лист формата А4
Требования к модели:
-
лабиринт не должен выходить за пределы листа А4;
-
должны быть задействованы все спички;
-
ломать спички нельзя;
-
начальная точка должна быть посередине;
-
количество тупиков не должно превышать 10;
-
выход из лабиринта должен быть один.
Форма лабиринта может быть выбрана по Вашему усмотрению.
Время на выполнение:45 минут.
Метапредметная олимпиада
Техническое задание: Из имеющихся материалов создайте модель лабиринта.
Раздаточный пакет: 2 коробка спичек, пластилин, лист формата А4
Требования к модели:
-
лабиринт не должен выходить за пределы листа А4;
-
должны быть задействованы все спички;
-
ломать спички нельзя;
-
начальная точка должна быть посередине;
-
количество тупиков не должно превышать 10;
-
выход из лабиринта должен быть один.
Форма лабиринта может быть выбрана по Вашему усмотрению.
Время на выполнение:45 минут.
Метапредметная олимпиада
Техническое задание: Из имеющихся материалов создайте модель лабиринта.
Раздаточный пакет: 2 коробка спичек, пластилин, лист формата А4
Требования к модели:
-
лабиринт не должен выходить за пределы листа А4;
-
должны быть задействованы все спички;
-
ломать спички нельзя;
-
начальная точка должна быть посередине;
-
количество тупиков не должно превышать 10;
-
выход из лабиринта должен быть один.
Форма лабиринта может быть выбрана по Вашему усмотрению.
Время на выполнение:45 минут.
Метапредметная олимпиада
Техническое задание: Из имеющихся материалов создайте модель лабиринта.
Раздаточный пакет: 2 коробка спичек, пластилин, лист формата А4
Требования к модели:
-
лабиринт не должен выходить за пределы листа А4;
-
должны быть задействованы все спички;
-
ломать спички нельзя;
-
начальная точка должна быть посередине;
-
количество тупиков не должно превышать 10;
-
выход из лабиринта должен быть один.
Форма лабиринта может быть выбрана по Вашему усмотрению.
Время на выполнение:45 минут.