ФИО обучающегося, который проводит урок:Бехтгольд Полина Александровна
Место проведения:БОУ г. Омска «СОШ №2»
Дата:09.03.2023Класс: 2
Предмет: «Музыка»
Тема урока: «Музыка весны».
Цель:формирование умения у учащихся выявлять особенности изображения весны в поэтических, художественных и музыкальных произведениях.
Задачи | Планируемые результаты |
Дидактические: Сформировать представление о различных звуках природы весной, умение слушать и анализировать музыку А. Вивальди «Весна. 1 часть» из скрипичного концерта «Времена года». | Предметные: Знает различные звуки природы, песню Александра Ермолова «Весёлая песенка». Умеет различать звуки природы, анализировать музыку А. Вивальди «Весна. 1 часть» из скрипичного концерта «Времена года». |
Развивающие: Формировать умение устанавливать простые аналогии между произведениями музыки и ИЗО. | Метапредметные: Р: формулирует собственное мнение и позицию. П: устанавливает простые аналогии между произведениями музыки и ИЗО. К: участвует в музыкальной жизни класса. |
Воспитательные: Формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. | Личностные: Формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. |
Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом)
Узнаем | Научимся |
Прослушаем музыку А. Вивальди «Весна. 1 часть» из скрипичного концерта «Времена года». | Научимся анализироватьмузыку А. Вивальди «Весна. 1 часть» из скрипичного концерта «Времена года», передавать характер музыкального произведения через собственное исполнение. |
Тип урока: ОНЗ
Принципы обучения: целостность, связь с жизнью
Методы обучения: размышление о музыке
Форма организации обучения на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая
Средства и формы контроля: устный опрос.
Оборудование для обучающихся: текст песни Александра Ермолова «Весёлая песенка», «смайлики».
Оборудование для учителя: аудиоматериалы, колонка, конспект.
Ход урока
Этап/время | Цель этапа (планируемый результат) | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия + примерные ответы) |
Орг. момент | Эмоциональный настрой на урок. | -Я рада всех вас видеть на уроке музыки в этот прекрасный день. Меня зовут Полина Александровна. Сегодня мы с вами вместе совершим путешествие в бескрайний мир музыкального искусства. Давайте музыкально друг друга попреветствуем: Ну, здравствуйте, ребята! Здрав-ствуй-те! Как ваше настроенье? Очень хорошо! Пора нам заниматься. Да-да-да! Мы будем все стараться Так же, как всегда. Будем танцевать (Пружинка с поворотом) И песни распевать. Прошу, ребята, вас За мною повторять. | | Приветствуют учителя. |
Построение проекта выхода из затруднения | Определение темы, цели урока. | Полюбуйся, весна наступает, Журавли караваном летят В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. -Ребята, о чем это стихотворение? -Прозвучало стихотворение Ивана Никитина о прекрасном времени года, когда просыпается природа от зимнего сна. Все вокруг оживает. | | -Стихотворение о весне. |
| -Стихотворные строки о весне прозвучали не случайно. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем размышлять? -Тема нашего урока «Музыка весны». -Как вы думаете, для чего мы обратились к этой теме?(цель) | | -Сегодня мы будем размышлять о звуках природы весной. -Послушать звуки природы весной, разучить песню о весне, послушать музыкальные произведения о весне. |
Вокально-хоровая работа Реализация построенного проекта | Работа над вокально-хоровыми навыками. Умение передавать характер произведения, через собственное исполнение. Формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. | -Какие изменения происходят в природе с приходом весны? -Наш мир полон разных звуков, которые мы слышим каждый день, пытаемся их разобрать, понять, проанализировать. Как только мы слышим звуки, то пытаемся понять, что звучит, как звучит и где звучит? Музыка нас окружает всюду. Пение птиц ранним утром, шелест листьев деревьев, журчание ручья, звон весенней капели, именно всё это можно услышать в песне современного российского композитора Александра Ермолова «Весёлая песенка». Сейчас я ее исполню, а вас попрошу внимательно послушать и ответить на вопрос: почему автор дал именно такое название песне. (показ песни) -Итак, почему же автор дал этой песне название «Веселая песенка»? -Я с вами согласна. Предлагаю разучить песню. Но прежде подготовим наши голоса. Упражнения на дыхание: Представим, что у нас в руках весенний цветок «Подснежник», предлагаю ощутить его аромат. Короткий, но при этом глубокий вдох носом, выдох ртом. Мы с вами настроились на пение. Но прежде , вспомним правила пения: садимся ровно, убираем все лишнее из рук, работаем все вместе. (Проговорить текст в ритме) -Попробуем спеть песню по куплетам (возможно несколько раз один куплет). Песню исполняем легко, весело, солнечно, будем соответствовать характеру песни. -А сейчас внимательно послушайте музыку, которая сейчас прозвучит. А. Вивальди «Весна. 1 часть» из скрипичного концерта «Времена года» (звучит фрагмент). -Какому времени года соответствует настроение этого музыкального произведения? Как вы думаете почему? -Правильно. Произведение это называется «Весна» из концерта итальянского композитора Антонио Вивальди «Времена года». Скажите, а какие слова можно подобрать, для того, чтобы охарактеризовать настроение этого произведения? -Веселая, задорная, яркая, легкая, стремительная. Сейчас мы снова послушаем музыку, а для вас у меня задание. Перед вами несколько иллюстраций с изображением весеннего времени года. Какая из иллюстраций, на ваш взгляд, созвучна музыке и почему. 2-е слушание | Прил. 1 Прил. 2 | -Солнце светит ярче, и улыбок на лице прохожих становится больше. Просыпается природа, птички прилетают с юга… Прослушивание песни А. Ермолова «Веселая песенка». -Все в этой песне радуется. Греет теплое весеннее солнышко, бегут ручьи, природа пробуждается. Выполняют упражнение вместе с учителем. Читают скороговорку. Исполняют песню вместе с учителем. Слушают фрагмент А. Вивальди «Весна. 1 часть» из скрипичного концерта «Времена года». -Я думаю, что весне, потому что музыка солнечная, нежная, светлая. Ответы детей. Прослушивают музыку, выбирают иллюстрацию и комментируют свое решение. |
МРД | Физическая и эмоциональная разгрузка. | А сейчас, я предлагаю всем немного отдохнуть. МРД «Весна » Е.Железнова | | Выполняют движения вместе с учителем. |
Включение ив систему знаний и повторения | Предметные: Знает различные звуки природы, Умеет различать звуки природы. Метапредметные: Р: формулирует собственное мнение и позицию. П: устанавливает простые аналогии между произведениями музыки и ИЗО. К: участвует в музыкальной жизни класса. Личностные: Формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. | -А вы знаете, что люди часто называют весну УТРО ГОДА. Как вы думаете почему? -Правильно, молодцы! Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая и зеленая травка, жуки, мухи, бабочки выползают из щелей и греются на солнце, чуть помахивая слабыми крылышками; из берлоги выползает отощавший за зиму медведь – все живое тянется к солнечному теплу. Природа просыпается. Послушайте, как просыпается природа. Вы услышите м разные звуки природы, вам нужно определить, с каким природным явлением он сязан 1 фрагмент: пение птиц 2 фрагмент: шум ручья 3 фрагмент: звон капели - Какое настроение у вас стало с приходом весны? | | -Природа оживает после долгой зимней спячки. Просыпается. -Пение птиц. -Шум ручья. -Звон капели. -Веселое, радостное… |
Подведение итогов урока, рефлексия. | Подведение итогов урока, оценка собственной деятельности. | -Ребята, наш урок подходит к концу. Как звучала тема нашего урока? -Какую цель мы ставили перед собой? -Достигли ли мы этой цели? -Как называлась песня, которую мы разучивали? -Давайте назовем по одному слову о весне. Я начну – Солнечная. -Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов: зеленый – у меня все получилось, мне было интересно; желтый – мне было интересно, но не все получалось; красный – мне было скучно, у меня ничего не получалось. -Спасибо за урок! До свидания! | | -Музыка весны. - Послушать звуки природы весной, разучить песню о весне. -Да. -«Веселая песенка». -Теплая/холодная, веселая, нежная… Поднимают смайлики. -Спасибо! До свидания! |
Прил. 1
Александр Ермолов «Веселая песенка»
1 куплет
Выглянуло солнышко
Из-за серых туч,
Золотистым зёрнышком
Прыгнул первый луч.
Припев
Скачет по полям, с небом пополам
Песенку весёлую напевает нам
Скачет по полям, с небом пополам
Песенку весёлую напевает нам
2 куплет
И от этой песенки
Тает тишина,
И с ручьями весело
Прыгает весна.
Припев
Скачет по полям, с небом пополам
Песенку весёлую напевает нам
Скачет по полям, с небом пополам
Песенку весёлую напевает нам
3 куплет
Разбудили песенку
Тёплые лучи,
И на ветках весело
Прыгают грачи.
Припев
Скачет по полям, с небом пополам
Песенку весёлую напевает нам
Скачет по полям, с небом пополам
Песенку весёлую напевает нам
4 куплет
В песенку задорную
Просто влюблена,
Прыгает огромная
Детская страна.
Припев (2р)
Скачет по полям, с небом пополам
Песенку весёлую напевает нам
Скачет по полям, с небом пополам
Песенку весёлую напевает нам
Прил. 2
Самоанализ урока Бехтгольд Полины Александровны (ФИО студента, проводившего урок)
Предмет, класс, дата музыка, 2 «А», 09.03.2023
Тема урока «Музыка весны»
Цель урока формирование умения у учащихся выявлять особенности изображения весны в поэтических, художественных и музыкальных произведениях.
Тип урока ОНЗ
Охарактеризуй содержание урока (виды и формы заданий, их направленность на решение учебных задач; осуществление внутрипредметных и межпредметных связей, связи с жизнью, практической деятельностью)
На этапе построения проекта выхода из затруднения ребятам было предложено прослушать стихотворение и определить тему и цель урока. На этапе вокально-хоровой работы ребята вместе с учителем обсудили изменение в природе с приходом весны, прослушали песню Александра Ермолова «Веселая песенка» и поразмышляли, почему автор назвал песню именно так. Выполнили упражнение на дыхание (представляли в руках подснежник и нюхали его), после чего приступили к разучиванию песни, исполнили её. На этапе реализации построенного проекта учащиеся прослушали отрывок из скрипичного концерта «Времена года» А. Вивальди «Весна. 1 часть», проанализировали его с позиции настроения и характера произведения. На повторном прослушивании учащимся было предложено из 2 изображений весны подобрать более подходящее к музыкальному произведению и обосновать свой выбор. На этапе подведения итогов урока, рефлексии учащиеся вспомнили тему и цель урока, оценили степень достижения цели, исполнили песню, которую разучивали в начале урока и оценили свою деятельность при помощи смайликов.
Охарактеризуй этап постановки цели и задач урока.
Тему урока учащиеся сформулировали самостоятельно при помощи стихотворения о весне, цель была сформулирована в совместной деятельности с учителем.
Охарактеризуй приёмы мотивации обучающихся, использованные на уроке.
В качестве мотивации учащимся было предложено отправиться в путешествие в мир музыкального искусства. Данный вид мотивации был бы эффективнее, если бы поддерживался на протяжении всего урока. Но в связи со спецификой предмета учащиеся были замотивированы без специальных приемов.
Охарактеризуй эффективность выбора методов и приёмов на разных этапах урока.
На этапе построения проекта выхода из затруднения учащиеся прослушали стихотворение о весне, тем самым без особых затруднений самостоятельно сформулировали тему урока – эффективно. На этапе вокально – хоровой работы учащимся было предложено прослушать произведение, которое они будут разучивать, далее прочитать песню в ритме и исполнить ее. Данные формы работы были эффективны, так как сначала учащиеся услышали, как должно звучать произведение, прочитали его, чтобы понять смысл песни и исполнили ее. Также была предложена дыхательная гимнастика, которая развивала фантазию детей (представляли цветок в руках) и подготовила их к исполнению песни. На этапе реализации построенного проекта учащимся было предложено прослушать отрывок из скрипичного концерта «Времена года» А. Вивальди «Весна. 1 часть», проанализировали его с позиции настроения и характера произведения – эффективно, так как реализовывались личностные результаты. Также учащиеся подбирали наиболее подходящую картинку весны к музыкальному произведению – эффективно, так как данное задание развивало умение слушать и анализировать музыкальное произведение с позиции характера и настроения.
Охарактеризуй средства обучения и эффективность их использования.
Основным средством обучения на уроке являлось слово учителя и записи музыкальных произведений. Данные средства были эффективны, так как учитель может донести до учеников материал доступным языком, а музыкальные произведения показывают правильность воспроизведения песни.
Охарактеризуй формы обучения и эффективность их использования.
На уроке использовалась фронтальная форма работы, она была эффективна, так как у учителя есть возможность контролировать ответы детей и сразу исправлять ошибки, если они есть.
Охарактеризуй виды оценивания деятельности обучающихся на уроке и эффективность их использования.
На уроке использовалось словесное оценивание, данный вид оценивания эффективен, так как ученик может сразу получить оценку своему устному ответу и оценить его правильность. Присутствовало отметочное оценивание.
Охарактеризуй результативность урока. Соотнеси цель и задачи урока с полученными результатами.
Цель урока была достигнута, задачи урока соответствуют полученным результатам.
Напиши рекомендации для улучшения качества организации и проведения урока.
Вести урок в более высоком темпе.
Отметка за анализ урока «________________» ______________________________________________________
(подпись преподавателя практики и расшифровка подписи)
Консультация по подготовке и проведению пробного урока № 4
Дата проведения консультации 04.03.2023 Дата проведения пробного урока 09.03.2023
Класс 2а Тип урока ОНЗ
Тема урока «Музыка весны».
Цель урока формирование умения у учащихся выявлять особенности изображения весны в поэтических, художественных и музыкальных произведениях.
№ | План подготовки к уроку | Проект проведения урока (этапы, краткое содержание этапов урока) |
1 | Анализ материалов для урока по теме. | Формулировка цели, задач урока. Поиск путей их достижения. |
2 | Подготовка основного этапа урока. | Этап вокально-хоровой работы, реализации построенного проекта, включения в систему знаний и повторения. Подбор заданий, выполнив которые, будут достигнуты цели и планируемые результаты урока. |
3 | Подготовка заключительных этапов. | Этап «рефлексия». Подведение итогов урока. Выбор оптимального способа оценки деятельности обучающихся. |