Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта на урок "Сила трения", 7 класс»
Технологическая карта урока по физике в 7 классе.
Тема | Сила трения |
Тип урока: | Получение новых знаний. |
Цель | Познакомить обучающихся с силой трения. Выяснить причины возникновения силы трения, возможности её уменьшения. Вывести понятия сила трения на основе организации поисково-исследовательской деятельности. |
Задачи | Образовательные: 1. объяснять причины трения, знать определение силы трения, уметь измерять силу трения, приводить примеры силы трения в природе, технике, быту. Развивающие: 1. уметь выдвигать гипотезы, анализировать наблюдаемые явления; 2. выполняя исследование развивать у обучающихся умения работать с физическим оборудованием, анализировать и оценивать полученный результат, делать выводы. 3.способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. Воспитательные: 1.воспитывать положительную мотивацию в учении, культуру умственного труда, коммуникативных качеств личности школьника, инициативности, понимание значимости исследовательских методов для познания окружающего мира. |
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие практических умений работы с физическим оборудованием; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент и опорный конспект; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. знать понятие силы трения, причины возникновения трения, способы уменьшения и увеличения трения; уметь проводить классификацию сил трения; овладеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения силы трения. значение силы трения в жизни человека, быту, технике. | УУД Личностные. научиться самостоятельно приобретать новые знания и практические умения; понимать, что знание особенностей видов трения может помочь в жизни. формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Познавательные. устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно искать необходимую информацию в учебно-научной литературе; уметь выделять существенные признаки видов силы трения; уметь находить примеры использования силы трения. Регулятивные. анализировать информацию и планировать свои действия при проведении эксперимента; прогнозировать возможный результат; уметь применять полученные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности своей жизни; Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; уметь отстаивать своё мнение; уметь представить полученные результаты. |
Основные понятия темы | Сила трения, коэффициентом трения |
Организация пространства |
Основные виды учебной деятельности обучающихся. | Основные технологии. | Основные методы. | Формы работы. | Ресурсы. Оборудование. |
1.Слушание объяснений учителя. 2.Самостоятельная работа с учебником. 3. Выполнение фронтальных лабораторной работы 4. Работа с раздаточным материалом, опорным конспектом. 5.Измерение и перевод величин. | Технология сотрудничества. | 1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. | Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава. | Физическое оборудование: Оборудование и дидактические материалы: динамометр, брусок небольшая доска с разной степенью обработки сторон, стеклянная пластина (длиной около 5 см), на каждой парте по 2 штуке, динамометр, брусок, небольшая полоска наждачной бумаги, набор грузов по 100 г каждый, таблицы для записи результатов экспериментов, инструкции по выполнению этих исследований (см. приложения). Ресурсы: проектор, презентация. |
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время |
Вводно-мотивационный этап. |
1. | Организационный этап | Психологическая подготовка к общению | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные | 1 мин. |
2. | Этап мотивации и актуализация знаний. (определение темы урока и совместной цели деятельности). | Обеспечить деятельность по определению целей урока. | Предлагает решить задачи, и назвать тему урока, определить цель. | Работа с презентацией. Пытаются ответить, решить задачи. Определяют тему урока и цель. | Личностные, познавательные, регулятивные | 10 мин. |
Операционно-содержательный этап |
3. | Изучение нового материала. 1) Проверка знаний. 2) Первичное усвоение новых знаний. 3) Первичная проверка понимания 4) Первичное закрепление 5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. | Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. 1) Предлагает выполнить задания теста. 2) Инструктаж по выполнению работы. 3) Предлагает выполнить экспериментальные задания. 4)Предлагает работу с таблицей. 5)Предлагает ответить на вопросы и сделать выводы. | Изучение нового материала на основе самостоятельного выполнения исследовательской работы. 1) Выполняют задания теста. 2) Слушают. 3)Выполняют предложенные экспериментальные задания. 4)Заполняют таблицу. 5)делают выводы. Обсуждают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 30 мин. |
Рефлексивно – оценочный этап. |
4. | Рефлексия. (Подведение итогов). | Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. | Предлагает выбрать предложение. Рефлексия «Пора делать выводы». | Отвечают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 3 мин. |
5. | Подача домашнего задания. | Закрепление изученного материала. | Запись на доске. | Записывают в дневник. | Личностные | 1 мин. |
Приложение.
Задание 1 на перевод единиц.
6 МН=
2,3 кН=
456мН=
0,98МН=
3. Исследование
«Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления».
Сила трения скольжения пропорциональна силе давления (силе реакции опоры): Fтр=μN,
где μ - коэффициент пропорциональности, называется коэффициентом трения;
N – сила реакции опоры
N = P = mg.
Оборудование: каретка, набор грузов по 110 г (3 штуки), динамометр
Ход выполнения работы.
1. Определите цену деления шкалы динамометра.
2. Определите массу бруска. Подвесьте брусок к динамометру, показания динамометра - это вес бруска. Для нахождения массы бруска разделите вес на g. Принять g= 10 м/с2.
3. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку и, прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.
4. Поставьте на брусок груз массой 100 г и снова повторите опыт. Показание динамометра запишите в таблицу.
5. Добавьте второй, третий грузы, каждый раз измеряя силу трения. С увеличением числа грузов растет сила нормального давления.
6. После вычисления необходимых величин, занесите их в таблицу.
№ | Масса бруска, m1, кг | Масса груза, m2, кг | Общий вес тела (Сила нормального давления) Р, Н | Сила трения Fтр, , Н | коэффициентом трения μ |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, и если зависит, то как? Чему равен коэффициент трения скольжения?
Вывод: сила трения зависит от силы нормального давления.