-Опираясь на знания, которые мы повторили вначале урока, давайте проверим на практике, от чего еще может зависеть сила трения в различных ситуациях? Организация исследовательской работы обучающихся по группам Исследовательско-практическая работа. Класс делится на 4 группы. Каждая группа работает над одним из вопросов. Группа №1. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей. Приборы и материалы: I) динамометр, 2) трибонометр, 3) грузы с двумя крючками - 2 шт., 4) трибонометр покрытый скотчем и бумкгой. Порядок выполнения работы 1. Вычислите цену деления шкалы динамометра 2 Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами: а) по поверхности деревянной дощечки. б) по бумаге в) по поверхности покрытой скотчем 3. Результаты измерений запишите в таблицу. 4. Сделать вывод Вид поверхности | Сила трения | Дерево по бумаге | | Дерево по дереву | | Дерево по поверхности, покрытой скотчем | | Группа №2. Изучение зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления (веса тела) Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) трибонометр, 3) грузы с двумя крючками - 3 шт. Порядок выполнения работы 1. Вычислите цену деления шкалы динамометра. 2. Положите на трибонометр деревянный брусок большой гранью: а) а на него -1 груз и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке б) положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска по столу. в) Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска по столу. 3. Результаты измерений запишите в таблицу. 4. Сделать вывод | Сила трения | Деревянный брусок с одним грузом | | Деревянный брусок с двумя грузами | | Деревянный брусок с тремя грузами | | Группа №3. Выяснить как зависит сила трения от наклона плоскости. Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) деревянная дощечка, 3) грузы, 4) штатив, 5)линейка. Порядок выполнения работы 1. Вычислите цену деления шкалы динамометра. 2. Положите брусок на наклонную плоскость и с помощью динамометра измерьте силу трения скольжения бруска: а) подняв трибометр на 10см над уровнем стола б) подняв трибометр на 15см над уровнем стола в) подняв трибометр на 20см над уровнем стола 3. Результаты измерений запишите в таблицу. 4. Сделать вывод Высота наклонной плоскости | Сила трения | 10см | | 15см | | 20см | | Группа №.4 Определить зависимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) трибонометр, Порядок выполнения работы 1. Вычислите цену деления шкалы динамометра. 2. Положите брусок на трибонометр и с помощью динамометра измерьте силу трения скольжения бруска: а) наибольшей площадью б) боковой поверхностью в) торцевой гранью 3. Результаты измерений запишите в таблицу. 4. Сделать вывод Площадь соприкасающейся поверхности | Сила трения | наибольшей площадью | | боковой поверхностью | | торцевой гранью | | Группа №.5 Определить зависимость силы трения покоя от прилагаемой силы Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) трибономет, 3) два груза Порядок выполнения работы 1. Вычислите цену деления шкалы динамометра. 2. Положите брусок на трибонометр и с помощью динамометра измерьте силу трения покоя, действующую на брусок: а) приложите к бруску силу равную 0.2Н б) приложите к бруску силу равную 0.4Н в) приложите к бруску минимальную силу необходимую для его равномерного движения 3. Результаты измерений запишите в таблицу. 4. Сделать вывод Приложенная к бруску сила | Сила трения покоя | 0.2Н | | 0.4Н | | минимальная сила необходимая для равномерного движения бруска с грузами | | Учитель во время групповой работы обучающихся выступает в роли координатора. Учитель: Давайте попробуем проверить эти факты аналитическим т способом. Перед вами две задачи. Прочтите их, найдите в тексте обоих задач «ключевые слова» - отличия |