СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Сила трения" 10 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта интегрированного урока в 10 классе "Сила трения" (физика и математика)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Сила трения" 10 класс»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средеяя общеобразовательная школа №13


Технологическая карта урока

Предмет: физика и математика

Класс: 10класс

Учитель: Климина Л.М., Вороненко Г.В.

Тема урока: «Сила трения»

10 класс

(урок физика математика)

Тип урока: интегрированный

Целевые установки урока (от учителя)

Создание условий для формирования понятия сила трения во взаимосвязи геометрии и физики, осмысленное применение законов математики и физики при решении физических задач.


Планируемые результаты (от ученика)

Предметные

Метапредметные

Личностные


Знать определение силы трения, правила сложения векторов, получение проекции вектора, причины возникновения силы трения, применять эти знания для решения задач, знать величины которые разрешают количественно описывать силу трения; обнаруживать причинно – следствен­ные связи, строить соответствующие за­ключения

Познавательные: Самостоятельно вы­делять и формулиро­вать познавательную цель. Уметь ориен­тироваться в своей системе знаний: от­личать новое от уже известного; анализи­ровать; сравнивать; добывать новые зна­ния: находить от­веты, используя учебник и информа­цию, полученную на уроке.

Регулятивные: Про­ектировать маршрут преодоления затруд­нений в изученной теме через включе­ние в новые виды деятельности и формы сотрудниче­ства, через средства самодиагностики ре­зультатов.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Оказы­вать в сотрудниче­стве взаимопомощь.

Осознание ответст­венности человека за общее благополучие. Уметь проводить са­мооценку на основе критерия успешности учебной деятельно­сти.Через проблем­ный метод обучения раскрыть научный путь познания, через доказательство гипо­тезы, оказывать со­действие перехода знаний к убеждению.

Межпредметные связи

Ресурсы


Математика, информатика и ИКТ, историзм, опора на жизненный опыт.

Учебник: Мякишев Г. Я., Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский Физика: учебник для 10 класса общеобразовательных учрежде­ний Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. Н.Н. Сотский – 20-е изд. - М.: Просвещение, 2011. C: \Users\1\Desktop\7_29.swfУчебник

Демонстрационный материал: трибометр, набор грузов, динамометр, каток, линейка, интерактивная доска, компьютер с возможностью выхода в интернет, C:\Users\1\Desktop\7_29.swf мультимедийный проектор

Раздаточный материал: рефлексивные карточки, тестовые задания, оценочный лист.


Ход урока

Этап урока

Время

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат


1.Организаци­онный

1мин.


Подготовить обучающихся к работе

Включение в деловой ритм. Учитель приветствует обучающихся:

- Я рада видеть вас, я думаю, что сего­дня на уроке мы плодотворно поработаете, и у нас всё полу­чится.

Приветствуют учителя

Оформляют записи в тетради (дата, «Классная работа»)

Полная готов­ность класса к работе

2. Целеполагание. Мотивация. Постановка учебной задачи. 3мин.






3. Совместное исследование проблемы Актуализация знаний и фик­сация затруд­нений в дея­тельности

5 мин.
















4. Формирование новых знаний и умений 5 мин.




Организовать и направить к цели познава­тельную дея­тельность обу­чающихся по­средством ак­туализации прежних знаний и способов дея­тельности

Вопрос для ак­тивизации ум­ственной дея­тельности

Вызвать инте­рес к изучаемой теме.

Указать, как труден был путь познания магнитного взаимодействия













Указать важ­ность изучае­мого материала.






Учитель физики:

Организовывает погружение в проблему:

Леонардо да Винчи в далеком 1500 году проводил странные опыты, которые вызывали немалое удивление у его учеников, а чего еще можно было ожидать от людей, видящих, как талантливый ученый таскает по полу веревку, то размотанную во всю длину, то плотно свитую. Что пытался изучить своими опытами Леонардо да Винчи

Так каковы будут на ваш взгляд задачи нашего урока: что мы должны знать и уметь, исходя из темы урока?


Учитель:

- Сегодня мы с вами осуществим погружение в мир науки силы трения, исследований, интересных фактов, связанных с ней. Но для начала, давайте вспомним:

- Что такое сила?

- Назовите, отчего зависит результат действия силы

- Какие еще силы вы знаете

-Вспомните законы Ньютона

Из ваших ответов следует, что сила трения - векторная величина. С понятием вектора вы знакомы из курса геометрии. Как можно применить полученные знания при решении задач по физике расскажет Кирилл.

Сообщение Кирилла: Тема моего сообщения «Векторы. Правила действия с векторами. Проекция вектора». С понятием вектора - как направленного отрезка, мы знакомы из курса геометрии. (слайд 2) В физике мы изучаем силы, действующие на тело. Сила также является векторной величиной. Она характеризуется числовым значением и направлением, т. е. результат действия силы на тело зависит от её модуля, направления и точки приложения. Поэтому, передо мною учителем была поставлена задача: выяснить, какие свойства векторов, изученных в курсе геометрии, можно применять при решении физических задач и как это делать.

Я буду рассматривать геометрические задачи и которые могут помогут решить физически . (Слайды 3-8).

Итак, из приведённых примеров видно, что для того, чтобы успешно решать задачи по физике, необходимо хорошо знать геометрию.

Учитель:

- Изучение силы трения продолжается и В ХХ веке,исследования в этой области принесли так много новой информации, что ее требовалось как-то систематизировать. В результате появилась целая наука – трибология, изучающая, как действует сила трения вприрод и техники. Только в США число ученых, работающих в данной сфере, перевалило за одну тысячу человек, а в мире ежегодно на эту тему публикуется свыше 700 статей. Любопытно, что же еще интересного удастся обнаружить ученым и нам свами сегодня?

Учитель:

- Сначала вспомним .

.

\Users\1\Desktop\7_29.swf

Используя интерактивную модель по теме обучающиеся делают краткие записи.

Сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого тела, когда они не подвижны или перемещаются относительно друг друга, называется силой трения


Причины силы трения: шероховатость поверхностей соприкасающихся тел, взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел




Fтр



Уменьшается увеличивается

Смазка спец. Материалы


Fтр




скольжения качения покоя

Fтр=μmg Fтркачения Fтрскольжения Fтр=F(приложенной)

V F

F тр


Fтр.покоя.max=μmg

Fтр. скольжения

Зависит не зависит

качества поверхностей(µ) от площади(S)

силы нор.дав(N)

угла наклон.плос.

Fтр.покоя==F(приложенной силе) Fтр.покоя.max=μmg


Указывают на силу трения, тем самым определяют тему урока «Сила трения» и запи­сывают в тетрадь. Формулируют цели урока



Мы должны знать: определение силы трения, ее свойства, величины, которые разрешают количественно описывать силу трения; уметь: вычислять силу трения.


Правильная по­становка цели урока, разра­ботка плана действий

Активность по­знавательной деятельности обучающихся на последую­щих этапах

Обращение к истории науки покажет ученику, как труден и длителен путь учёного к истине.






Вспоминают изученный ма­териал.

Развитие у учащихся уме­ния выражать речью резуль­таты собствен­ной мыслитель­ной деятельно­сти.














Эффективность восприятия и осмысления но­вого материала; понимание обу­чающимися значимости но­вого материала


4. Постановка учебной задачи, разработка плана действий

2мин.



5. Построение исследовательской-­практической деятель­ности

8 мин

Через создание проблемной си­туации органи­зовать исследо­вательскую ра­боту учащихся.


Опытное обос­нование зависимости силы трения от площади соприкасающихся поверхностей, качества поверхностей, силы нормального давления и угла наклона

-Опираясь на знания, которые мы повторили вначале урока, давайте проверим на практике, от чего еще может зависеть сила трения в различных ситуациях?

Организация исследовательской работы обучающихся по группам

Исследовательско-практическая работа.

Класс делится на 4 группы. Каждая группа работает над одним из вопросов.

Группа №1.

Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: I) динамометр, 2) трибонометр, 3) грузы с двумя крючками - 2 шт., 4) трибонометр покрытый скотчем и бумкгой.

Порядок выполнения работы

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра

2 Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по поверхности деревянной дощечки.

б) по бумаге

в) по поверхности покрытой скотчем

3. Результаты измерений запишите в таблицу.

4. Сделать вывод

Вид поверхности

Сила трения

Дерево по бумаге


Дерево по дереву 


Дерево по поверхности, покрытой скотчем


Группа №2.

Изучение зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления (веса тела)

Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) трибонометр, 3) грузы с двумя крючками - 3 шт.

Порядок выполнения работы

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

2. Положите на трибонометр деревянный брусок большой гранью:

а) а на него -1 груз и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке

б) положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска по столу.

в) Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска по столу.

3. Результаты измерений запишите в таблицу.

4. Сделать вывод


Сила трения

Деревянный брусок с одним грузом


Деревянный брусок с двумя грузами


Деревянный брусок с тремя грузами


Группа №3.

Выяснить как зависит сила трения от наклона плоскости.

Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) деревянная дощечка, 3) грузы, 4) штатив, 5)линейка.

Порядок выполнения работы

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

2. Положите брусок на наклонную плоскость и с помощью динамометра измерьте силу трения скольжения бруска:

а) подняв трибометр на 10см над уровнем стола

б) подняв трибометр на 15см над уровнем стола

в) подняв трибометр на 20см над уровнем стола

3. Результаты измерений запишите в таблицу.

4. Сделать вывод

Высота наклонной плоскости

Сила трения

10см


15см


20см


Группа №.4

Определить зависимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей

Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) трибонометр,

Порядок выполнения работы

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

2. Положите брусок на трибонометр и с помощью динамометра измерьте силу трения скольжения бруска:

а) наибольшей площадью

б) боковой поверхностью

в) торцевой гранью

3. Результаты измерений запишите в таблицу.

4. Сделать вывод

Площадь соприкасающейся поверхности

Сила трения

наибольшей площадью


боковой поверхностью


торцевой гранью


Группа №.5

Определить зависимость силы трения покоя от прилагаемой силы

Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) трибономет, 3) два груза

Порядок выполнения работы

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

2. Положите брусок на трибонометр и с помощью динамометра измерьте силу трения покоя, действующую на брусок:

а) приложите к бруску силу равную 0.2Н

б) приложите к бруску силу равную 0.4Н

в) приложите к бруску минимальную силу необходимую для его равномерного движения

3. Результаты измерений запишите в таблицу.

4. Сделать вывод

Приложенная к бруску сила

Сила трения покоя

0.2Н


0.4Н


минимальная сила необходимая для равномерного движения бруска с грузами



Учитель во время групповой работы обучающихся вы­ступает в роли координатора.

Учитель: Давайте попробуем проверить эти факты аналитическим т способом. Перед вами две задачи. Прочтите их, найдите в тексте обоих задач «ключевые слова» - отличия

Делятся на группы знакомятся с полученным заданием и приборами




Наблюдают, анализируют и делают предположение о том, чем же вызваны полученные результаты(формулируют гипотезу).

Записывают результаты в бланках практической работы. Самостоятельно приходят к вы­воду


Отмечают в конспектах.

Полная готовность к исследовательской работе






Самостоятельно выполняют ис­следование

Учащиеся на­блюдают, делают вывод


Учащиеся ана­лизируют, де­лают выводы.



Развитие логи­ческого мыш­ления.

6. Первичное закрепление Включение нового знания в систему знаний и повторение Установление правильного понимания и осознанности изученного материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.

7\5мин.


Установить осознанность восприятия но­вой темы, обратить внимание обучающихся на поэтапное, «смысловое прочтение» текстов задач


Решение задач на доске с применением интерактивной доски

Первый ученик:

1.Тело массой m скользит вниз по наклонной плоскости. Коэффициент трения между телом и наклонной плоскостью равен μ. Вычислите силу трения скольжения.

Выводит формулу:

Fтр=μmgcosα. Уточняяет что данный результатт объясняется определением силы трения скольжения.Делает вывод: Fтр-скольжения приувеличении угла наклона увеличивается.

Второйученик:

2. На шероховатой наклонной плоскости покоится деревянный брусок массой m. Коэффициент трения между телом и наклонной плоскостью равен μ. Вычислите силу трения покоя.

Выводит формулу:

Fтр=mgsinα.Уточняяет что данный результатт объясняется тем что в данном случае сила трения покоя является результатом сложения сил силы .Делает вывод: Fтр-покоя приувеличении угла наклона уменьшается.

Дублируют рисунок с доски, осмысливают условие задач, находят различия в тексте. Приступают к самостоятельному решению в тетрадях с последующей сверкой решения с решением с доски


Обобщение изученного ма­териала, анализ условия задачи, применение знаний полученных на уроках алгебры. Развитие у учащихся уме­ния активного, аналитического мышления





7.Самостоя­тельная работа Обеспечение формирования у учащихся умений самостоятельно применять полученные знания в разнообразных ситуациях.

8/5мин.



Организует фронтальное тестирование, используя тест.

Вариант№1

1. На брусок массой 5 кг, движущийся по горизонтальной поверхности, действует сила трения скольжения 20 Н. Если коэффициент трения не изменится, то после уменьшения массы тела в 2 раза сила трения скольжения будет равна

1) 5 Н 2) 10 Н

3) 20 Н 4) 40 Н

2.Деревянный брусок массой m, площади граней которого связаны отношением S1 : S2 : S3 = 1 : 2 : 3, скользит равномерно по горизонтальной шероховатой опоре, соприкасаясь с ней гранью площадью S1, под действием горизонтальной силы. Какова величина этой силы, если коэффициент трения бруска об опору равен μ?

1) 3μmg 2) μmg

3) μmg / 2 4) μmg / 6

3. Тело скользит вниз по наклонной плоскости. Что произойдет с численным значением сил, действующих на тело (реакции опоры, тяжести, трения), при увеличении угла наклона плоскости?

А) Сила реакции опоры 1) увеличивается

Б) Сила тяжести 2) уменьшается

В) Сила трения 3) не изменяется232

4

В) Модуль работы силы трения 3) не изменится

Цифры в ответе могут повторяться.

331

Вариант№2

На брусок массой 5 кг, движущийся по горизонтальной поверхности, действует сила трения скольжения 20 Н. Если коэффициент трения уменьшится в 2 раза при неизменной массе, сила трения скольжения будет равна

1) 5 Н 2) 10 Н

3) 20 Н 4) 40 Н

2. Деревянный брусок массой m, площади граней которого связаны отношением S1 : S2 : S3 = 1 : 2 : 3, скользит равномерно по горизонтальной шероховатой опоре, соприкасаясь с нижней гранью площадью S1, под действием горизонтальной силы F. Каков коэффициент трения бруска об опору?

1) F / mg 2) 2F / mg

3) 3F / mg 4) 6F / mg

3. На шероховатой наклонной плоскости покоится деревянный брусок. Угол наклона плоскости увеличили, но брусок относительно плоскости остался в покое. Как изменились при этом следующие три величины: сила трения покоя, действующая на брусок; сила нормального давления бруска на

плоскость; коэффициент трения бруска о плоскость.

А) Сила трения покоя, действующая на брусок 1) увеличилась

Б) Сила нормального давления бруска на плоскость 2) уменьшилась

В) Коэффициент трения бруска о плоскость 3) не изменилась

Цифры в ответе могут повторяться.123

Вывод:

Выполняют тестовое задания, за­тем проверяют, согласно ключу

ответов и делают взаимопро­верку.Осуществляют самоконтроль


Обобщение изученного ма­териала, развитие навыков самостоятельной работы, индивидуальной работы



8.Рефлексия деятельности Организация самооценки обучающимисярезультатов своей учебной деятельности.

3 мин

Дать оценку ус­пешности дос­тижения цели, оценить свой вклад в общий результат дея­тельности


Учитель физики:

Ребята, мы сегодня очень хорошо и творчески поработали. Вернемся к цели нашего урока.

Учитель математики:

Увидели ли мы сегодня на уроке связь между физикой и математикой?

Помогли ли вам знания по математике при решении довольно сложных задач по физике?

Достигли ли мы с вами цели урока?

Проанализируйте свою работу на уроке:

Учитель физики:

Как вы считаете, где материал этого урока пригодится вам в жизни?

Обучающиеся заполняют лист самооценки

Осознание дос­тижения цели урока, адекват­ная оценка своей деятель­ности

Создание ситуации успеха.Уметь анализировать. Оценивать эмоционально ситуацию

9. Домашнее задание

(дифференци­рованный под­ход)

1 мин.


Учитель:§ 38-43.

1) проработав материал учебника, составить вопросы для своих товарищей (для всех);

2) составить самостоятельно задачу на рассмотренную тему;

3) приготовить эссе на тему «Вредна или нужна сила трения» (по желанию).

4) для обучающихся, собирающихся сдавать ЕГЭ на сайте «решу ЕГЭ)??

Спасибо за урок, я знала, что у нас всё получится (выста­вить отметки в дневник.)

Записывают домашнее задание





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!