СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Начало истории человечества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Начало истории человечества"»

Технологическая карта урока

Класс: 4

Тема: Начало истории человечества

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формирование представления у учащихся о первобытных людях

Задачи:

Обучающие:

  • Дать представление о том, как выглядел первобытный человек;

  • Дать представление о жизни и быте первобытных людей;

  • Рассказать об искусстве первобытных людей.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес учащихся;

  • Развивать память, мышление, внимание;

  • Развивать речь детей (учить рассуждать, размышлять над полученной информацией).

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство коллективизма;

  • Воспитывать интерес к родному краю.

Формируемые УУД:

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолении, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических нор, способность к самооценке своих действий, поступков; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Регулятивные: принимать и сохранят учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные: осознавать поставленную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; - выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, учувствовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Методы работы: объяснительно - иллюстративный, словестный

Оборудование: учебник А.А. Плешакова, Е.А. Крючкова «Окружающий мир» 4 кл. 2ч. С. 3-7, Рабочая тетрадь А.А. Плешакова, Е.А. Крючкова «Окружающий мир» 4 кл. 2ч. с. 3-4, картина, кроссворд, таблица для рефлексии

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент

- Здравствуйте ребята! Садитесь. Меня зовут Светиславна Сергеевна, и сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. Я желаю вам ребята на уроке узнать много нового, суметь все сделать.

Приветствие, настрой на урок.

Актуализация знаний

– Сегодня мы приступим к изучению второй части курса «Окружающий мир».

– Откройте учебник на с. 3 и прочитайте название раздела, который мы будем изучать.



- Как вы думаете, что мы с вами будем изучать в этом разделе?

- Ребята, а как вы думаете, что такое история?


- История – это наука, изучающая прошлое человечества.

- У каждого народа, у каждой страны есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, как появились и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: зная прошлое, мы строим своё будущее, создаем новый мир, стараясь не совершать ошибки прошлого.

- Ребята на столах у вас лежат карточки с кроссвордом. Ваша задача разгадать его.



Вопросы к кроссворду:

1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории.

2. Учреждение, где хранятся документы.

3. Деловая бумага.

4. Книжка с перечнем всех дней в году.

5. Предмет, выставленный в музее.


- Ребята давайте проверим ваши ответы.

(На слайде появляется)

- Прочитайте выделенное слово.

(На доске появляется портрет Геродота)

- Его называют «отцом истории». Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом, который называется «История».

- Учёные разделяют историю человечества на несколько больших эпох, которые называются: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени и история Новейших веков.

(хронологическая лента)


Открывают учебник и читают

- Страницы всемирной истории

- Историю

- Повествование, рассказы о прошлом






Разгадывают кроссворд























Проверяют ответы










Читают: «Геродот»


Дети слушают

Целеполагание

- Отройте с. 4 учебника и прочитайте тему урока.





- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?


- Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как выгляди наши далекие предки, где и как они жили.

Открывают учебник и читают

- Начало истории человечества

Отвечают на вопрос

- О первобытных людях, о их быте и т.д.

Работа по теме урока

- Ребята, а как люди узнали о первобытных людях? С помощью какой науки они об этом узнали?

- А как вы думаете, что такое археология?

- Археология – это наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам.

- Может, кто знает, как ученые-археологи добывают информацию о прошлом человека?

- Правильно. Находки, которые находят археологи в ходе раскопок, называются артефактами. Это могут быть различные орудия такие, как нож, наконечник копья и т.д., могут быть монеты, глиняная посуда и многое другое.(показ картинок)

- Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более 2,5 миллионов лет назад. По останкам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

(картина первобытного человека)

- Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед.

Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.


- Что такое археология?





- Ребята, когда жили древнейшие люди?



- Как выглядели первобытные люди?








- Как ходили первобытные люди?




- Что не умели первобытные люди?




- Какую простую работу выполняли древние люди?


- Ребята на с. 5 найдите рисунок и найдите отличительные черты современного человека от первобытного.



- Первобытные люди были охотниками и собирателями. Давайте посмотрим, как жили они.

Работа по картине

- Ребята посмотрите на картину. Вы видите, что первобытные люди жили группами, в коллективе.

- Как вы думаете почему?




- Что люди делают на переднем плане?

- Орудия первобытные люди делали из камня, кости и рога, также использовалось дерево. Это были различные ножи, копья, даже были изобретены лук и стрелы.

- Обратите внимание на женщин, что они делают?



- Обратите внимание на этого человека (показ человека рядом с огнем). Что он делает?

- Что нам этот эпизод говорит о первобытных людях?




- Ребята, может, кто знает, как люди добывали огонь?
























- Посмотрите на жилище древнего человека. На что оно похоже?


- Из чего оно сделано?


- Ребята, как вы думаете, а всегда ли люди жили в таких жилищах?

- А где они ещё жили?


- А вы знали, что в пещерах были найдены, рисунки первобытных людей.

Они изображали животных, сцены охоты на диких животных, людей.

Ребята, в нашей области, тоже есть пещера с изображениями, сделанными первобытными древними людьми. Она называется Игнатьвская. Своё современное название пещера получила по имени старца Игната, который по легендам жил в пещере в XIX веке.

Давайте посмотрим, что изображено в Игнатьевской пещере.






Отвечают.

- Археологии




- Археологи производят раскопки.

Дети слушают рассказ






Смотрят на картину










Отвечают на вопросы

- Археология – это наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам.

- Первобытные люди жили более 2,5 миллионов лет назад

- Древнейший человек был похож на крупную обезьяну. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны. Лбы у людей были низкие и покатые.

- Люди ходили на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед.

- Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки.

- Люди могли хватать, ударять, рыть землю.

Находят отличия первобытного человека от современного.

























Ребята вместе с учителем работают по картине

- Потому что так они могли охотиться, добывать себе пищу, защищать себя.

- Люди делают орудия



- Одна делает заготовки для одежды, другая шьет

- Поддерживает огонь в очаге

- То, что первобытные люди научились добывать огонь самостоятельно.

- Сначала люди не умели самостоятельно добывать огонь. Они «ждали», пока природа сама им его подарит. Во время грозы молния ударяла в дерево - и оно загоралось.

А человек брал горящую головешку и разводил костёр, который потом охранялся днём и ночью, чтобы огонь не потух.

Позже люди научились добывать огонь с помощью щепки, палочки и сухого мха. Палочку вставляли в трещину щепки, рядом клали мох и крутили в ладонях, пока мох не начинал тлеть.

- Оно похоже на палатку, юрту.

- Из шкур оленей, деревянных подпорок…

- Нет

- В пещерах


Дети слушают рассказ учителя





Смотрят изображения

Физминутка

Показ видео.

Дети повторяют движения.

Закрепление

- Отройте рабочую тетрадь на с. 3.

- Прочитайте 1 задание.




- В клеточках ниже, запишите науку, которая изучает прошлое человечества по находкам.

- Прочитайте задание №2 и выполните его самостоятельно.


- Давайте проверим.

- Какое утверждение вы отметили неверным?

- Почему?



- Посмотрите на рисунок в № 3. Каким, одним словом можно назвать все эти предметы?

- Запишите слово артефакт

- В задании № 4 отметьте жилище древнего человека.

- Давайте проверим задание.

Отрывают рабочую тетрадь и читают первое задание

Устно описывают фотографию

Записывают: археология


Читают и выполняют задание №2

Проверяют.

- 3

- Потому что люди изобрели алфавит намного позже.

- Смотрят, отвечают: артефакт

Пишут

Отмечают

Проверяют задание

Итог урока


- Ребята, что такое история?


- Какая наука изучает прошлое человека по вещественным источникам?

- Менялся ли образ человека? И как?






- Почему люди жили коллективно?




- Чем занимались первобытные люди?



- Что рисовали на стенах первобытные люди?

Отвечают на вопросы

- Это наука о прошлом человечества

- Археология

- Да. Люди со временем изменялись. Они стали прямоходящими, изменились и черты лица, стали ходить 2 на задних лапах и т.д.

Потому что так они могли охотиться, добывать себе пищу, защищать себя.

- Охота, собирательство, позже земледелие, животноводство

- Животных, людей, сцены охоты и т.д.

Рефлексия

- У вас на столах лежат таблица, отметьте свое состояние, которое вы испытывали на уроке.


Состояние

+1

0

-1

Состояние

Интерес




Скука

Азарт




Апатия

Защищенность




Беззащитность

Самостоятельность




Подчиненность

Удовлетворенность




Неудовлетворенность

Чувство успеха




Чувство неудачи

Радость общения




Чувство одиночества

Уверенность




Неуверенность

Подъем настроения




Спад настроения

Чувство новизны




Ощущение стандартности


Каждый ученик отмечает то состояние, которое он испытывает на уроке.

Домашнее задание

- Запишите в дневник домашнее задание.

Пересказ на с.3-6. Завести тетрадь и записать в нее понятия: история, археология, артефакт, первобытные люди.

Записывают д/з



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!