Актуализация знаний | – Сегодня мы приступим к изучению второй части курса «Окружающий мир». – Откройте учебник на с. 3 и прочитайте название раздела, который мы будем изучать. - Как вы думаете, что мы с вами будем изучать в этом разделе? - Ребята, а как вы думаете, что такое история? - История – это наука, изучающая прошлое человечества. - У каждого народа, у каждой страны есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, как появились и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: зная прошлое, мы строим своё будущее, создаем новый мир, стараясь не совершать ошибки прошлого. - Ребята на столах у вас лежат карточки с кроссвордом. Ваша задача разгадать его. Вопросы к кроссворду: 1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории. 2. Учреждение, где хранятся документы. 3. Деловая бумага. 4. Книжка с перечнем всех дней в году. 5. Предмет, выставленный в музее. - Ребята давайте проверим ваши ответы. (На слайде появляется) - Прочитайте выделенное слово. (На доске появляется портрет Геродота) - Его называют «отцом истории». Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом, который называется «История». - Учёные разделяют историю человечества на несколько больших эпох, которые называются: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени и история Новейших веков. (хронологическая лента) | Открывают учебник и читают - Страницы всемирной истории - Историю - Повествование, рассказы о прошлом Разгадывают кроссворд Проверяют ответы Читают: «Геродот» Дети слушают |
Работа по теме урока | - Ребята, а как люди узнали о первобытных людях? С помощью какой науки они об этом узнали? - А как вы думаете, что такое археология? - Археология – это наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам. - Может, кто знает, как ученые-археологи добывают информацию о прошлом человека? - Правильно. Находки, которые находят археологи в ходе раскопок, называются артефактами. Это могут быть различные орудия такие, как нож, наконечник копья и т.д., могут быть монеты, глиняная посуда и многое другое.(показ картинок) - Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более 2,5 миллионов лет назад. По останкам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. (картина первобытного человека) - Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. - Что такое археология? - Ребята, когда жили древнейшие люди? - Как выглядели первобытные люди? - Как ходили первобытные люди? - Что не умели первобытные люди? - Какую простую работу выполняли древние люди? - Ребята на с. 5 найдите рисунок и найдите отличительные черты современного человека от первобытного. - Первобытные люди были охотниками и собирателями. Давайте посмотрим, как жили они. Работа по картине - Ребята посмотрите на картину. Вы видите, что первобытные люди жили группами, в коллективе. - Как вы думаете почему? - Что люди делают на переднем плане? - Орудия первобытные люди делали из камня, кости и рога, также использовалось дерево. Это были различные ножи, копья, даже были изобретены лук и стрелы. - Обратите внимание на женщин, что они делают? - Обратите внимание на этого человека (показ человека рядом с огнем). Что он делает? - Что нам этот эпизод говорит о первобытных людях? - Ребята, может, кто знает, как люди добывали огонь? - Посмотрите на жилище древнего человека. На что оно похоже? - Из чего оно сделано? - Ребята, как вы думаете, а всегда ли люди жили в таких жилищах? - А где они ещё жили? - А вы знали, что в пещерах были найдены, рисунки первобытных людей. Они изображали животных, сцены охоты на диких животных, людей. Ребята, в нашей области, тоже есть пещера с изображениями, сделанными первобытными древними людьми. Она называется Игнатьвская. Своё современное название пещера получила по имени старца Игната, который по легендам жил в пещере в XIX веке. Давайте посмотрим, что изображено в Игнатьевской пещере. | Отвечают. - Археологии - Археологи производят раскопки. Дети слушают рассказ Смотрят на картину Отвечают на вопросы - Археология – это наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам. - Первобытные люди жили более 2,5 миллионов лет назад - Древнейший человек был похож на крупную обезьяну. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны. Лбы у людей были низкие и покатые. - Люди ходили на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. - Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки. - Люди могли хватать, ударять, рыть землю. Находят отличия первобытного человека от современного. Ребята вместе с учителем работают по картине - Потому что так они могли охотиться, добывать себе пищу, защищать себя. - Люди делают орудия - Одна делает заготовки для одежды, другая шьет - Поддерживает огонь в очаге - То, что первобытные люди научились добывать огонь самостоятельно. - Сначала люди не умели самостоятельно добывать огонь. Они «ждали», пока природа сама им его подарит. Во время грозы молния ударяла в дерево - и оно загоралось. А человек брал горящую головешку и разводил костёр, который потом охранялся днём и ночью, чтобы огонь не потух. Позже люди научились добывать огонь с помощью щепки, палочки и сухого мха. Палочку вставляли в трещину щепки, рядом клали мох и крутили в ладонях, пока мох не начинал тлеть. - Оно похоже на палатку, юрту. - Из шкур оленей, деревянных подпорок… - Нет - В пещерах Дети слушают рассказ учителя Смотрят изображения |
Итог урока | - Ребята, что такое история? - Какая наука изучает прошлое человека по вещественным источникам? - Менялся ли образ человека? И как? - Почему люди жили коллективно? - Чем занимались первобытные люди? - Что рисовали на стенах первобытные люди? | Отвечают на вопросы - Это наука о прошлом человечества - Археология - Да. Люди со временем изменялись. Они стали прямоходящими, изменились и черты лица, стали ходить 2 на задних лапах и т.д. Потому что так они могли охотиться, добывать себе пищу, защищать себя. - Охота, собирательство, позже земледелие, животноводство - Животных, людей, сцены охоты и т.д. |