Технологическая карта урока.
Предметные — общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; умения определять основание и алфавит системы счисления.
Метапредметные — умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;
Личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
1) углубление имеющихся представлений учащихся о системах счисления; рассмотрение системы счисления как знаковой системы;
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: самоопределение. |
2. Формулирование темы и целей урока | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | - Подумайте, как выполняли счет первобытные люди? (Слайд 1) - Как выполняли счет в Древнем Риме? (Слайд 2) - Как выполняют счет в современном мире? Слайд 3 -Давайте сформулируем тему урока?Слайд 4 - Молодцы! Ребята, а сейчас поставим цели и задачи урока. | - использовали пальцы, палочки, камешки, узелки, зарубки; - использовали буквенные знаки для обозначения чисел; - с помощью 10 арабских цифр; -«Общие сведения о системах счисления» - Познакомиться с историей счета, систем счисления и формами записи чисел | Регулятивные: целеполагание, планирование учебного сотрудничества Познавательные: самостоятельное выделение , формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. |
3. Освоение нового материала | Поиск решения учебной задачи. Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Построение ориентированной основы нового способа действия. | - Запишем в тетрадь определение. Система счисления - это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел. Цифры - знаки, при помощи которых записываются числа. Алфавит системы счисления - совокупность цифр. Узловые и алгоритмические числа. Узловые числа обозначаются цифрами. 123456789 Алгоритмические числа получаются в результате каких-либо операций из узловых чисел. 5*100+4*10+8 (слайд 6) Запишем в тетрадь Виды систем счисления: Унарная система Непозиционная система счисления Позиционная система счисления (слайд 7) Простейшая и самая древняя система - унарная система счисления. В ней для записи любых чисел используется всего один символ - палочка, узелок, зарубка, камушек Система счисления называется непозиционной, если количественный эквивалент (количественное значение) цифры в числе не зависит от её положения в записи числа.В непозиционных системы счисления числа образуются путем сложения узловых чисел. Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент цифры в числе зависит от её положения в записи числа. Основание позиционной системы счисления равно количеству цифр, составляющих её алфавит. | Дети записывают определение системы счисления . | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование. Логические: решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативны: умение слушать и слышать, вступать в диалог, уметь договариваться. |
4. Первичная проверка освоения нового материала | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Давайте выполним задания. Какое число выложено из камешков?(слайд 8) Определите числа, записанные в Древнеегипетской системы.(слайд9) Определите числа, записанные в римской системы счисления (слайд 1 Молодцы, вы справились со всеми заданиями . | Дети выполняют задания. 1)13. 2) 1)102020 2) 103210 3)1)990 2)1945 | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение слушать и слышать, вступать в диалог. |
5. Закрепление новых знаний и способов действий | Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Ребята,давайте закрепим пройденный материал. Запишите алфавиты следующих позиционных систем. (слайд 11) Система счисления | Алфавит | двоичная | 0,1 | десятичная | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 | восьмеричная | 0,1,2,3,4,5,6,7 | пятеричная | 0,1,2,3,4 | троичная | 0,1,2 | | Ученики записывают в тетрадь правильные ответы самостоятельно. | Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные : самоопределение |
6. Подведение итогов. Рефлексия | Создание условий для рефлексии обучающихся. | Ребята, давайте вспомним цели и задачи урока. Оцените, как вы поняли материал. Что вы усвоили, а что нет? | Проговаривают цели и задачи, новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения. Записывают домашнее задание (слайд | Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование |