1 этап – подготовительный | 3 мин | Вовлечь детей в совместную трудовую деятельность. | Воспитатель: загадаю вам загадку - Лежит на грядке. Зелёный да гладкий (огурец). Я принесла вам разные семена, их у меня очень много. Посмотрите, от каких они растений? (Дети называют семена фасоли, кабачков, бобов, огурцов.) Пока я несла семена, они все перемешались. Помогите выбрать семена огурцов. Положите их на тарелочку. (Дети выполняют упражнение). Воспитатель: семена мы разложили. А какие необходимо создать условия, чтобы из семян появились растения? (дети называют: почва, вода, свет, тепло). Какие инструменты нам понадобятся? Лида вынесла лопатку, у крыльца вскопала грядку. И зарыла у крыльца семена от огурца. Урожая Лида ждет, поливает огород. Только всходят огурцы на обычной грядке, А на этой зеленцы наигрались в прятки. Потому что тонкой их мы накрыли пленкой. И не дует, и тепло, и прозрачно, как стекло. Воспитатель: молодцы, как надо выращивать огурцы вы рассказали верно. Теперь приступим к посадке огурцов. Что для этого нужно? Ответы детей: земля, емкости, инструменты, вода, семена. | Фронтальная | Упражнение: «Разложи семена по тарелочкам». Вопросы. Объяснение. Художественное слово. | Семена овощных культур. Тарелочки | Интерес к труду. Дети включаются в совместную трудовую деятельность. |
2 этап - содержательный | 10 мин | учить правилам посева семян огурцов, умению отбирать инструменты и материалы для труда. | Давайте подойдем к своим местам, наденем фартуки, нарукавники, чтобы не запачкаться. (Дети надевают.) Воспитатель: как вы думаете, что нужно сделать в самом начале? Дети: насыпать землю в стаканчики. Воспитатель: полный стаканчик насыпать не нужно. Чтобы при поливе вода не смывала землю через края стаканчика. Дети выполняют. Воспитатель: затем нужно палочкой надавить на землю, чтобы получилось небольшое углубление – лунка (показывает, дети выполняют). Воспитатель: Теперь на дно лунки положите семя огурца и легко двумя пальчиками закройте семя землей (показывает, дети выполняют). Воспитатель: Ребята, что же нужно сделать ещё, чтобы семя проросло? Ответы детей: полить, поставить в тепло, на подоконник ближе к свету. Воспитатель: Поливать нужно по всей поверхности земли, осторожно, чтобы водой не вымыть из земли семя. (Показывает, дети выполняют. В ходе работы воспитатель проверяет, как дети справляются с заданием, при необходимости оказывает помощь.) | Фронтальная | Показ. Пояснение. Обсуждение процесса труда, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций. Индивидуальный подход. Совместная наглядно-действенная деятельность с педагогом. | Земля, стаканчики для посадки, инструменты, вода, семена, фартуки, нарукавники. | Дети самостоятельно садят семена, поливают. |
3 этап – подведение итогов, обобщающая оценка | 3 мин | Вызвать удовлетворение от коллективной трудовой деятельности. | Для чего мы посеяли семена огурцов? Воспитатель: Вот мы посадили семя, полили. Что нужно дальше сделать с посевами? Дети: поставить на окно, ближе к свету. Воспитатель: правильно. Для роста растениям нужны почва, влага, тепло, свет. Мы будем ухаживать за посевами, а кто первым заметит ростки, скажет всем об этом. Молодцы ребята, работали вы дружно, сделали хорошее дело. Оказывали помощь друг другу. (отметить настойчивых, старательных детей). Я уверенна, что каждый может работать также хорошо. (В то же время указала на недостатки в работе детей мягко, доброжелательно, выражая уверенность, что дети поняли свои ошибки). | Фронтальная | Вопросы. Обсуждение процесса труда. Поощрения. | Этикетки для посадок. | Детьми посажены семена огурцов. Осознание себя, как участника трудового процесса. |