-читать стихотворение вызазительно; - на основе ключевых слов составлять собственные тексты; - находить средства выразительности в художественном тексте; - подбирать музыкальное сопровождение к стихотворению | - понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение; - находить необходимую информацию в читаемых текстах; - сравнивать произведения литературы, музыки и живописи; - участвовать в работе группы | - проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; - гордиться своей страной, людьми, проживающими на её территории, их талантами |
-Рассказывает об истории написания стихотворения М.Ю.Лермонтова «Горные вершины», сообщает, что оно является переводом стихотворения немецкого поэта И.В.Гёте. -Предлагает прочитать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Горные вершины» и ответить какую картину создал поэт, какие звуки можно услышать; какое настроение создаёт стихотворение. -Организует исследовательскую работу; предлагает выяснить, какая асть речи чаще всего употребляется в стихотворении; скакой целью поэт употребляет так много глаголов; какие средства художественной выразительности использовал автор; под какую музыку можно прочитать это стихотворение; какие инструменты могут такую музыку создавать. | -Слушают рассказ учителя. Читают стихотворение «Горные вершины» и отвечают на вопросы -Выполняют задание |
Рассказывает об истории написания стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком», в 1841 году, которое является переводом стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. -Предлагает выразить свои впечатления с помощью одних только красок и ответить, почему так много тёмного цвета, какие слова помогают отразить настроение. Просит найти эпитеты, подобрать к ним синонимы, объяснить, почему внимание читателя сосредоточено на словах горючий, дикий; привести примеры нарушения порядка слов; прочититать сравнение в стихотворении; объяснить значение слов риза; найти олицетворение в тексте и объяснить его роль. Организует подготовку выразительного чтения стихотворения в группах Рассказывает о стихотворении Гейне «Сосна», написанном гораздо раньше, в 1822 году. Читает подстрочник Гейне и предлагает определить его интонацию; Срсна стоит одиноко На севере на холодной вершине. Она дремлет, белым покрывалом Окутывает её лёд и снег. Она мечтает о пальме, Которая далеко на востоке Одиноко и молча печалится На пылающей скале. - Предлагает сравнить стихотворение Гейне и перевод Лермонтова с помощью следующих вопросов и заданий: 1.Передаёт ли Лермонтов чувство тоски, одиночества, грусти, которое описал Гейне? 2.Найдите в том и другом стихотворении эпитеты, относящиеся к словам вершина, север. Какие из них более точно передают чувство одиночества? 3. «На пылающей скале» - у Гейне. Найдите соответствие у Лермонтова. В чём разница между этими выражениями? Какое из них более глубокое? 4.Какие слова, отсутствующие у Гейне, в лермонотовском стихотворении усиливают мотив обречённости, тоски, одиночества? Что это за средства художественной выразительности? 5. Сделайте вывод, удалось ли Лермонтову передать мысль Гейне об одиночестве и невозможности счастья, что нового внес Лермонтов в перевод, можно ли стихотворение Лермонтова считать самостоятельным, оригинальным. | Рисуют настроение стихотворения с помощью акварельных красок. Отвечают на вопросы по прочитанному стихотворению. - Выразительно читают стихотворение, оценивают выразительность чтения. -Слушают рассказ учителя -Сравнивают стихотворение Гейне и перевод Лермонтова. Делают вывод, что Лермонтов перевёл стихи очень талантливо, вложил в них своё чувство одиночества, использовал свои средства выразительности, поэтому «На севере диком».. можно назвать не переводом, а оригинальным произведением М.Ю. Лермонтова |
-Предлагает рассмотреть репродукцию картины И.И.Шишкина «На севере диком» и сравнить с текстм стихотворения Лермонтова и Гейне о плану: 1.Что изображено на картине? 2. Какое настроение выразил художник? 3.Удалось ли И.И.Шишкину передать чувства Генриха Гейне и М, Ю. Лермонтова? 4.Что нового вносит картина в наше восприятие стихотворения Лермонтова? | -Рассматривают репродукцию картины и сравнивают её со стихотворениями Лермонтова и Гейне |