СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 3 "Б" классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 3 "Б" классе»

Технологическая карта открытого урока в 3 «Б» классе МБОУ СШ №1 г.Демидова Смоленской области

Учитель: Калинина Н.Г.

Тема: Лирические стихотворения М.Ю.Лермонтова «Горные вершины», «На севере диком…» Настроение стихотворения. Сравнение произведений, живописи, литературы и музыки.

Тип: изучение нового материала


Задачи:

-учить читать стихотворение выразительно;

-учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов;

- учить находить средства художественной выразительности в стихотворении

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-читать стихотворение вызазительно;

- на основе ключевых слов составлять собственные тексты;

- находить средства выразительности в художественном тексте;

- подбирать музыкальное сопровождение к стихотворению

- понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;

- находить необходимую информацию в читаемых текстах;

- сравнивать произведения литературы, музыки и живописи;

- участвовать в работе группы

- проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;

- гордиться своей страной, людьми, проживающими на её территории, их талантами

Межпредметные связи: Русский язык,темы «Лексика», «Текст»; музыка, тема «Изображение картин природы средствами классической музыки»; изобразительное искусство, тема «Картины русских художников»

Ресурсы урока: Учебник, ч.1, с.144

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Актуализация необходимых знаний

- Организует представление презентаций о М.Ю. Лермонтове.

-Спрашивает, что нового узнали о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова из презентаций друг друга

-Представляют и обсуждают презентации о М.Ю.Лермонтове

-Рассказывают, что нового узнали о М. Ю. Лермонтове

Мотивация познавательной деятельности

-Рассказывает об истории написания стихотворения М.Ю.Лермонтова «Горные вершины», сообщает, что оно является переводом стихотворения немецкого поэта И.В.Гёте.

-Предлагает прочитать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Горные вершины» и ответить какую картину создал поэт, какие звуки можно услышать; какое настроение создаёт стихотворение.

-Организует исследовательскую работу; предлагает выяснить, какая асть речи чаще всего употребляется в стихотворении; скакой целью поэт употребляет так много глаголов; какие средства художественной выразительности использовал автор; под какую музыку можно прочитать это стихотворение; какие инструменты могут такую музыку создавать.

-Слушают рассказ учителя.


Читают стихотворение «Горные вершины» и отвечают на вопросы


-Выполняют задание

Организация познавательной деятельности

Рассказывает об истории написания стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком», в 1841 году, которое является переводом стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне.

-Предлагает выразить свои впечатления с помощью одних только красок и ответить, почему так много тёмного цвета, какие слова помогают отразить настроение. Просит найти эпитеты, подобрать к ним синонимы, объяснить, почему внимание читателя сосредоточено на словах горючий, дикий; привести примеры нарушения порядка слов; прочититать сравнение в стихотворении; объяснить значение слов риза; найти олицетворение в тексте и объяснить его роль.

Организует подготовку выразительного чтения стихотворения в группах

Рассказывает о стихотворении Гейне «Сосна», написанном гораздо раньше, в 1822 году. Читает подстрочник Гейне и предлагает определить его интонацию;

Срсна стоит одиноко

На севере на холодной вершине.

Она дремлет, белым покрывалом

Окутывает её лёд и снег.

Она мечтает о пальме,

Которая далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале.

- Предлагает сравнить стихотворение Гейне и перевод Лермонтова с помощью следующих вопросов и заданий:

1.Передаёт ли Лермонтов чувство тоски, одиночества, грусти, которое описал Гейне?

2.Найдите в том и другом стихотворении эпитеты, относящиеся к словам вершина, север. Какие из них более точно передают чувство одиночества?

3. «На пылающей скале» - у Гейне. Найдите соответствие у Лермонтова. В чём разница между этими выражениями? Какое из них более глубокое?

4.Какие слова, отсутствующие у Гейне, в лермонотовском стихотворении усиливают мотив обречённости, тоски, одиночества? Что это за средства художественной выразительности?

5. Сделайте вывод, удалось ли Лермонтову передать мысль Гейне об одиночестве и невозможности счастья, что нового внес Лермонтов в перевод, можно ли стихотворение Лермонтова считать самостоятельным, оригинальным.

Рисуют настроение стихотворения с помощью акварельных красок. Отвечают на вопросы по прочитанному стихотворению.











- Выразительно читают стихотворение, оценивают выразительность чтения.

-Слушают рассказ учителя









-Сравнивают стихотворение Гейне и перевод Лермонтова. Делают вывод, что Лермонтов перевёл стихи очень талантливо, вложил в них своё чувство одиночества, использовал свои средства выразительности, поэтому «На севере диком».. можно назвать не переводом, а оригинальным произведением М.Ю. Лермонтова

Подведение итогов

-Предлагает рассмотреть репродукцию картины И.И.Шишкина «На севере диком» и сравнить с текстм стихотворения Лермонтова и Гейне о плану:

1.Что изображено на картине?

2. Какое настроение выразил художник?

3.Удалось ли И.И.Шишкину передать чувства Генриха Гейне и М, Ю. Лермонтова?

4.Что нового вносит картина в наше восприятие стихотворения Лермонтова?

-Рассматривают репродукцию картины и сравнивают её со стихотворениями Лермонтова и Гейне

Дополнительный материал; П.И.Чайковский , музыкальная фантазия «Январь»(«У камелька») из альбома «Времена года»; стихотворения М.Ю. Лермонтова и Генриха Гейне; репродукция картины И.И.Шишкина «На севере диком»

Диагностика достижения планируемых результатов: Сформулировать вопросы по содержанию и средства выразительности стихотворения М.Ю.Лермонтова № На севере диком»

Дополнительные творческие задания: сделать иллюстрацию к любимому стихотворению М.Ю.Лермонтова

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения



Актуальность применения информационно- коммуникационной технологии

на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе

ИКТ применялись для:

объяснения нового материала учителем


самостоятельного изучения учащимися учебного материала


групповой работы


самостоятельной творческой работы обучающихся


коррекционной работы


повторения содержания курса и подготовки к итоговому контролю знаний

Методика использования ИКТ на этапах урока

электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету

Обоснованность методов  использования средств ИКТ

служат активизации познавательной деятельности учащихся

способствуют решению дидактических задач урока

ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока

Организация обучающихся при работе с использованием ИКТ

использование средств ИКТ повышает эффективность учебной деятельности обучающихся

ИКТ используются как способ самоорганизации труда и самообразования обучающихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности обучающихся

ИКТ дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении

Формирование УУД средствами ИКТ

Личностных (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивных ( целеполагание,  планирование, прогнозирование,  контроль, коррекция, оценка,  саморегуляция)

Познавательных (общеучебные,  логические действия, действия постановки и решения проблем)

Коммуникативных (планирование  сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера)

Соблюдение санитарно – гигиенических требований и применение здоровьесберегающих технологий

соблюдаются технические требования к проведению урока с использованием компьютера

соблюдаются эргономические требования к проведению урока в компьютерном классе

Применяются здоровьесберегающие технологии

 7. Эффективность использования ИКТ:

Влияние использования ИКТ на результативность обучения

способствует пониманию и усвоению знаний

способствует эффективному закреплению материала ,способствует оперативному контролю знаний обучающихся и повышению качества обучения.