Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Теоретическое обоснование |
1.Организационный момент. (0,5 мин.) | Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие необходимых принадлежностей. (2 слайд с музыкальным сопровождением) Язык наш прекрасный Язык наш прекрасный – Богатый и звучный, То мощный и страстный, То нежно-певучий. В нем есть и усмешка, И мягкость, и ласка. Написаны им И рассказы, и сказки. Страницы волшебных, Волнующих книг! Люби и храни Наш великий язык! Е. В. Федосюк - Сегодня на уроке литературного чтения мы будем слушателями, художниками, исследователями. | Самопроверка. Дети слушают учителя и музыку П. И. Чайковского: «Времена года». | Воспитание культуры учебного труда, дисциплины. Цель: Организация внимания. Быстрое включение учащихся в деловой ритм. Положительный эмоциональный настрой детей на серьёзную, вдумчивую работу в доброже- лательной обстановке. Мотивация на рабочий ритм. |
2. Проверка домашнего задания. (7 мин.) | 2.1 Речевая разминка. (3 слайд) - Для чего проводим речевую разминку? Запах, запах-то какой Голову дурманит! Белоснежка за рекой Нас тихонько манит. Читаем медленно. «Птичий базар» Прочитать все предложения вопросительно. Прочитать все предложения восклицательно. 2.2 Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока. -Что было задано на дом? -Приготовили оценочные карточки. (Прилагаются) Опрос домашнего задания. (3 ученика из каждой группы) -Молодцы. | Научиться правильно и чётко говорить. Дети читают хором. -Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока: «Сны», «Ветхая избушка», «Ворона». Три ученика читают эти стихи Дети оценивают чтение, высказывают свои мнения. | Цель: Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции, для отработки правильной артикуляции гласных и согласных. Цель: Установление правильности и осознанности выполнения дом. задания, выявление пробелов и их коррекция, совершенствуя при этом ЗУН. Сочетание контроля, самоконтро- ля и взаимоконтроля. Похвала повышает интерес к дальнейшей деятельности. |
3. Актуализация знаний. (3 мин.)  4.Тема и цель урока. Мотивация: для чего? (2 мин.) | - Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала xx века. С какими поэтами вы уже познакомились? ( На доске портреты поэтов, один закрыт.) Назовите их произведения. Имя поэта одного из самых известных и любимых не только в нашей стране вам уже знакомо. Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нём от русских песен- Поднебесье, тихие веси, Сень берёз и синь-рассвет. Что-то есть в нём и от весенней грусти, Юности и чистоты… Только скажут - …………. Всей России встают черты…(Н.Браун) (Перевернуть портрет.) (4 слайд) - Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы уже были знакомы. -Вспомните, какие стихи С. Есенина мы уже читали и учили наизусть? (Сведения о поэте, подготовленные учащимися) - Русский народный поэт родился в 1895 году под Рязанью, в селе Константиново, на берегу красивой реки Оки. - В раннем детстве полюбил С.Есенин родную русскую природу. Он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Они очень мелодичны и многие из них композиторы положили на музыку. И сейчас они звучат как песни. - Перед вами на столе книги С.Есенина. В них напечатаны великолепные стихи о природе, о Родине. Советую почитать. (5 слайд) - О каком растении я вам сейчас расскажу? Словно снежный шар бела, По весне она цвела, Чудный запах источала. А когда пора настала, Мигом сделалась она Вся от ягоды черна. - Как выяснили учёные, этот аромат убивает микробов. Поэтому чтобы сделать питьевой не очень чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую веточку черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка. - Давайте попробуем сформулировать тему урока. (6 слайд) - Что бы вы хотели узнать и чему научиться? - Для чего вам это нужно? - Итак, что нужно знать и уметь по теме урока? Знать: Уметь: выразительно читать стихотворение; отвечать на вопросы; рисовать словесные картины; работать самостоятельно и в группах. | Дети слушают учителя и музыку П. И. Чайковского: «Времена года». Самоосмысление. («Сергей Есенин») «Ночь», «Берёза», «Поёт зима, аукает…» и др. Есенин в своих произведени- ях воспевал красоту русской природы. Дети рассматривают книги. Черёмуха. Дети слушают. Самоосмысление. С.Есенин: «Черёмуха». Научиться выразительно читать, находить в стихотворении красивые слова. Узнать, почему Есенин написал это стихотворение. Чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы приятно было слушать другим. Читают хорошо читающие дети. | Цель: Обеспечение стимулирова -ния и мотивации, актуализация опорных знаний и умений. Создание проблемной ситуации активизирует детей на восприятие нового материала, развивает творческое мышление. Метод стимулирования и мотивации. Операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения). Регулирующий компонент УД (развитие самооценки и самоконтроля на основе взаимооценки и взаимоконтроля, развитие итогового самоконтроля. Красивая мелодия развивает эстетический вкус. Межпредметная связь приобщает к искусству. Стихотворная форма создаёт благоприятный фон, а так же несёт заряд занимательности. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятель- ности на основе опорных знаний. Словесный и наглядный методы обучения. ИКТ активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение. Метод наблюдения и анализа произведений. Метод стимулирования интереса к учению. Привитие интереса к творчеству писателя. Цель: Обеспечение мотивации. Организовать и направить к цели учебно-позновательную деятель- ность учащихся. Межпредметная связь. Мотивационный компонент УД. Развитие познавательной мотивации через эмоционально-социальную мотивацию. Постановка перед учащимися проблемной ситуации. Операционный компонент УД. Развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность. Метод – беседа. Беседа способствует активизации умственной работы учащихся, поддержанию внимания, интереса к теме урока. Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала. Операционный компонент УД: чёткая постановка перед учащимися учебной проблемы. Формируется умение выделять и удерживать те учебные задачи, которые необходимо решить на уроке. Регулирующий компонент УД. Отработка планирующего самоконтроля (умение планировать свою деятельность). |
5. Усвоение новых знаний и способов действий. (10 мин.) | 5.1 Погружение в урок. - Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи. 5.2 Визуализация. Первичное чтение учителем. ( слайд 7) - Сейчас я буду читать стихотворение, а вы закройте глазки, можете лечь на парту и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. (Учитель читает стихотворение под музыку) - Стихотворение Есенина «Черёмуха» мне очень понравилось своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое. 5.3 Обмен впечатлениями. - Какое настроение хотел передать нам Есенин? - Какие чувства возникли в вашем сердце? - Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения? - Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение? 5.4 Самостоятельное чтение стихотворения. - Открываем учебники на странице 56. - Вспомним правила выразительного чтения. читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины; после каждой строчки надо делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания; постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства. - Читаем в полголоса и отмечаем непонятные слова и выражения. 5.5 Физкультминутка. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем. Поморгаем. И работать начинаем. 5.6 Чтение стихотворения в слух. - Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами. | Дети слушают. Самоосмысление. Дети слушают учителя и музыку П.И. Чайковского: «Симфония №2». Самоосмысление. Дети делятся мыслями. Радостное, ликующее, весёлое, восторженное т.к. начинается весна, природа просыпается и это всё радует поэта. Самоосмысление. Радость, изумление, восторг, ликование. Самоосмысление. Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение. Дети рисуют словесные картины. Белую, светло-зелёную, голубую, жёлтую, светло-коричневую. Дети слушают. Дети читают самостоятельно и работают с карандашом. Дети выполняют физкультминутку совместно с учителем. Самоутверждение. Читают 1-2 ученика. Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы. | Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. Мотивационный компонент УД: создать соответствующую эмоциональную атмосферу. Принцип целенаправленности. Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению. Снятие мышечного напряжения, утомления. Эмоциональное восприятие художественного произведения. Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Операционный компонент УД: развитие логического мышления (анализа, сравнения, синтеза, обобщения); умение делать выводы и заключения. Операционный компонент УД (развитие логического мышления, умение делать выводы и заключения). Учить детей представлять в своём воображении картины природы. Развитие коммуникативной культуры учащихся, умение слушать друг друга. Принцип внимательного отношения к тексту. Формирование навыка самостоятельного чтения. Самостоятельная деятельность учащихся, выполняет важную воспитательную функцию: приучает учащихся к сам. работе без учителя, выполнению заданий без побуждения и контроля и идет отработка способа действия (совершенствуется навык выразительного чтения0. Снятие мышечного напряжения, переутомления, поднятие эмоционального тонуса. Регулирующего компонента УД: Развитие самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки. |
6. Закрепление знаний и способов действий. (10 мин.) | 6.1 Работа по развитию речи. - Какие непонятные слова вам встретились? ( 8 слайд) (толкование непонятных слов по словарю Ожегова) роса медвяная - ароматная, с запахом мёда; зелень пряная – с острым, ароматным запахом; проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля; волна гремучая – издающая громкие звуки; обдаёт – обливает со всех сторон; вкрадчиво – осторожно; тихо; под кручею – под обрывом. 6.2 Анализ лирического стихотворения. - Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? - Выберете ответы. ( на столах карточки) чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха; чтобы передать свою радость; чтобы привлечь внимание к красоте природы; чтобы вызвать взаимное сопереживание. 6.3 Работа над литературоведческими понятиями. Каждая группа находит в стихотворении художественные средства, которые использует автор для создания ярких картин. Эпитеты Метафоры Олицетворение - Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька? - Но Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - «представили запахи». - Какими словами поэт говорит о запахах? - Какой приём использует поэт? - Зачем Есенин использует эпитеты? . - А теперь обратите внимание на словосочетания: «сияет зелень в серебре», «зелень горит». - Как называется этот приём? Да, поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений. - Ребята, черёмуха это центральный или второстепенный образ в стихотворении? - Докажите. - О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит? - Какой приём использует поэт? - Какой образ олицетворяет черёмуха? - А кто в стихотворении представляется юношей? - Найдите строчки, где есть и олицетворение и сравнение. - Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов: расцвела, завила, сияет, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт. | Дети сначала сами пытаются объяснить значение непонятных слов и выражений, а затем видят объяснение слов по словарю Ожегова. Самоосмысление. Дети выбирают ответы. Своей необыкновенной красотой. Ветки золотистые, ручей серебряный. Душистая, медвяная, пряная. Эпитеты. Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной. Пушистая, белоснежная, Весёлая, весенняя. Метафоры. Дети решают проблему. Название и иллюстрация. Выборочное чтение. О девушке. Олицетворение. Образ красивой, кудрявой девушки. Ручей. Выборочное чтение. «Ветки золотистые, что кудри завила» | Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Глубокое понимание текста через практическую деятельность. Постановка проблем, активизация познавательной деятельности учащихся. Операционный и регулирующий компонент УД (развитие логического мышления, развитие контроля и самоконтроля, обратная связь). Расширение кругозора. Обогащение словарного запаса. Развитие зрительно - слухового восприятия. Создание проблемной ситуации: углубить восприятие произве-дения, освоение идеи произве-дения. Операционный компонент УД. Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями. Формируется умение анализи-ровать поэтический текст, умение видеть образные языковые средства художественной выразительности. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний. Операционный компонент УД : развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умение делать выводы и заключения. Форма работы - беседа. |
7. Обобщение изученного материала. (7 мин). | 7.1 Осмысление. Выводы. - Итак, какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить картину: почувствовать, увидеть, услышать? - Только ли о природе это стихотворение? 7.2 Коллективное чтение стихотворения. Работа над выразительностью. - Как будем читать это стихотворение: быстро или медленно неторопливо? - Какие строчки, по вашему мнению, можно читать чуть быстрее? -Давайте попробуем прочитать вместе. 7.3 Задание по группам - Предлагаю поработать в группах. У каждой группы своё задание.Откройте конверты. (9 слайд) 1 группа: стать художниками и нарисовать мелками на доске черёмуху. 2 группа: составить синквейн со словом «черёмуха» 3 группа: составить синквейн со словом «ручей» Проверка по группам. | Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья. О том, что всё живое наполнено любовью: и природа и люди. Медленно неторопливо, с любованием. Про ручей. Совместное хоровое чтение. Работают самостоятельно используя знания по теме. Самоутверждение. Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы. Работают самостоятельно, опираются на знания по теме. Дети читают. | Цель: Обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения. Операционный компонент УД. Умение сделать логические выводы. Принцип целостности. Совершенствуется навык выразительного чтения. Организация самостоятельной работы школьников, формирование у учащихся навыков самообразования Принцип внимательного отношения к тексту. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний. Формируются навыки самообразования. Дифференциация по степени сложности даёт возможность отработать учащимся разных групп различные виды самоконтроля, самооценки на основе взаимоконтроля и взаимооценки – регулирующий компонент УД. |
8. Домашнее задание. (1 мин.) 9. Подведение итогов. (2.5 мин.) | (10 слайд) Выучить наизусть стихотворение Есенина «Черёмуха»; Нарисовать картины, которые возникли в вашем воображении; Какие задания вам показались наиболее интересными? Для чего нужна такая работа со стихотворением? Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? | Дети записывают в дневник. Самоосмысление. Ответы детей. | Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Дифференцированный подход к домашнему заданию. Принцип учёта потребности ребёнка. Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Операционный компонент УД. Создаю ситуацию успеха. Подведение итогов помогает учащимся глубже осознать своё продвижение вперёд, осмыслить свои достижения и проблемы. |
10. Рефлексия . (2 мин.) | ( слайд 11) - Взяли оценочные кружки. (Прилагаются) Приклейте в рабочую тетрадь подходящий кружок соответствия сегоднешней работы. исследователь – синий кружок художник – зелёный кружок слушатель – жёлтый кружок Мне было очень приятно сегодня работать с вами. (12 слайд: «Спасибо за работу») | Самореализация. | Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельнос- ти, общения). Регулирующий компонент УД: Развитие самоконтроля и самооценки. Урок заканчивается на эмоциональном подъёме. |