СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по математики 1 класс. Тема: "Величина. Длина. Единицы измерения длины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока математики для 1 класса по теме"Величина. Длина. Единицы измерения длины"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по математики 1 класс. Тема: "Величина. Длина. Единицы измерения длины"»

Технологическая карта изучения темы


Предмет

математика

Класс

1

Тип урока

урок открытия нового знания


Технология построения урока

проблемно-диалогическая


Тема

Величина. Длина. Единицы измерения длины.

Цель

создание условий для овладения обучающимися знаниями о величинах, длине, единицах измерения длины, способах измерения величины


Основные термины, понятия

величина, длина, мера, единицы измерения длины, сантиметр, отрезок, линейка



Планируемый результат

Предметные умения

- иметь представление о понятиях "величина", "длина";

- уметь измерять длину отрезка разными способами (на глаз, наложением);

- уметь измерять длину отрезка мерами;

- уметь измерять длину отрезка при помощи линейки;

- знать единицу измерения длины - см;

- уметь строить в тетради отрезок заданной длины;

- уметь выполнять сравнение, сложение и вычитание именованных чисел.


















Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.






Организация пространства

Формы работы

Ресурсы


Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная








Книгопечатная продукция

Т.Е. Демидова. Математика. 1 класс. Часть 2.

Технические средства обучения

Компьютер

Медиапроектор








Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.



Технология изучения





Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный


Метапредметные (УУД):


регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;


коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки.

Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

- Почему это важно?






Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»













а





ааактуали


Предметные:

- правильно называть геометрические фигуры;

- правильно называть цвет фигуры, ее форму, размер.


Метапредметные (УУД):


познавательные:

- выполнять классификацию;

- обосновывать основание для классификации;

- выполнять анализ;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.































































































Рассмотрите фигуры.

- Какое задание вы бы выполнили с этим рядом фигур?


- Выполните задания, которые вы предложили.


- Могу ли я утверждать, что синий цвет желтого?

- Какие из знакомых вам свойств предметов вы можете сравнить с помощью знаков




















Обучающиеся предлагают назвать данные фигуры, распределить их на группы по цвету, форме, размеру.







- Размер


















Постановка учебной проблемы




Постановка учебной проблемы













Предметные:

- выполнять изменения свойства фигуры в зависимости от указанного признака.


Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли




- Как вы думаете, существуют ли еще свойства предметов, которые вы можете сравнить с помощью этих знаков?


Работа в группах


Каждой группе я предлагаю выбрать фигуру из ряда, с которым вы работали в начале урока. На обратной стороне фигуры записана буква, указывающая на свойство, которое необходимо изменить: цвет, форму, размер.

Выполняя эти изменения, вы получаете цепочку из фигур и составляете слово. К каждой фигуре прикреплена карточка с буквой.

Получившееся слово записываете на доске.


1 группа выбирает фигуру, стоящую 1-ой справа.

ф р ц, ф,р



2 группа выбирает 2-ю слева фигуру.

ц ф р ц,ф




3 группа выбирает фигуру, стоящую перед желтым квадратом.

Р ц ф ф,р


Обучающиеся высказывают свои предположения. Сталкиваются с незнанием этих свойств.















Обучающиеся выполняют задание.

Получают слово "длина".



Формулирование проблемы, планирование


Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.



- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

- Слышали ли вы это слово?

- Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, что такое длина?


- Надо ли вам узнать, что такое длина?

- По какому плану будете работать?


1. Что такое "длина".

2. Можно ли сравнить длины.

3. Как измерить длину.

4. Каковы единицы измерения длины.




- Для чего все это вам нужно знать?



- Что такое длина.


- Да

Обучающиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на неточность высказываний.


- Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

Задачи фиксируются.

Открытие нового знания


Предметные:

- знать отличительные особенности прямой линии, луча, отрезка;

- владеть двумя способами сравнения длин отрезков: на глаз, наложением;

- владеть сравнением длин отрезков при помощи выбранной меры;

- знать общепринятую единицу измерение длины - см;

- уметь измерять длину отрезка при помощи линейки;

- уметь строить в тетради отрезок заданной длины.


1. Выдвижение гипотезы.

- Какие у вас есть предположения, мысли?

- Подумайте, у каких предметов вы можете измерить длину?

- А у каких геометрических фигур?









- Докажите, почему.






- Отрезок.









Обучающиеся объясняют свой ответ тем, что только у отрезка есть и начало, и конец.




























































































Личностные:

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах;

- оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



- Сравните длины этих полосок.











- Длина какой полоски больше, меньше.

- Какой способ сравнения длин вы использовали, чтобы ответить на вопрос?

- Сравните длины этих отрезков.

Отрезки изображены на доске.





а



с к

б


- Длина какого отрезка больше, меньше?

(аа)

- Какой способ сравнения вы использовали?

- Я вам предлагаю, используя этот же способ, сравнить длины отрезков с и к.

-Попробуйте применить второй способ: наложение.



- Как же вам сравнить длины этих отрезков, если ни один из известных способов не подходит?


- Выполните измерение.



- Можете ли вы теперь выполнить сравнение длин отрезков?

- Почему это стало возможным?


- Я тоже решила измерить длину отрезка к желтой мерой.

Я записала:

с=4з

к=2ж

ск

- Согласны ли вы с моими рассуждениями?

Почему?


- Можно ли сравнивать длины отрезков, измеренных разными мерами?


- На какие из поставленных учебных задач вам уже удалось найти ответ?


Вы пришли к выводу, что нельзя измерять длину разными мерами.

Люди издавна искали единую меру для измерения длины: шаг, локоть, палец.

- Как вы думаете, точны ли эти единицы измерения длины?

Почему?

Попробуйте измерить длину класса шагами учителя и ученика.

Сделайте вывод.



- Как вы думаете, существует ли самая точная единица измерения длины?

- Может быть кто-то из вас ее уже знает или слышал о ней?


- Как вам проверить свои предположения? Где вы можете получить ответ на этот вопрос?

- Самой точной единой единицей измерения длины стал 1 см.

2. Формулирование правила

-Что вы узнали о длине?


- На каком инструменте вы можете увидеть см?

- Значит, при помощи какого инструмента вы будете измерять длину отрезка?

Попробуйте рассказать, как правильно измерить длину отрезка при помощи линейки.

3. Первичное закрепление.

Работа по учебнику с.68 №3,4;

с. 69 №5, 6.


Какая из учебных задач так и осталась не решена?

Работа в группах

Измерьте длину отрезка и положите обратной стороной на нужный прямоугольник.

(Отрезки начерчены на карточках).


2 см

4 см

8 см

5 см

в

е

ч

и


7 см

3 см

6 см

2 см


л

и

н

а


Получилось ли у вас слово?

Попробуйте объединиться с рядом сидящей группой.

Что такое величина?

Почему длина является величиной?
















Обучающиеся высказывают мысль о том, что использовали два способа сравнения: на глаз, наложение.















- На глаз


Обучающиеся испытывают затруднение.


Обучающиеся испытывают затруднение.



Обучающиеся высказывают предположение, что можно использовать меру, которой можно измерить длину отрезка.



Обучающиеся выполняют измерение отрезков мерой-полоской.


с, кс

- Измерили длину отрезка мерой.









Обучающиеся обращают внимание на возникшее противоречие, т.к. отрезок был измерен разными мерами.











Обучающиеся обращают внимание на то, что у каждого человека различна длина шага, локтя, пальца.



- Измерение неточное, т.к. длина шага учителя и ученика различна.




Обучающиеся высказывают свои предположения


- В учебнике












Обучающиеся высказывают свои предположения.








-Что такое длина?





Обучающиеся выполняют задание. В результате получается слово "величина".












Такое свойство предмета, которое можно измерить и результат измерения выразить числом; которое можно сравнить с помощью знаков


















Применение нового знания


Предметные:

- уметь строить в тетради отрезки заданной длины.


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Выполнение разноуровневых заданий.

1 уровень

Построить отрезки АО=4 см, МК= 2 см.

2 уровень

Построить отрезки АО=4 см, МК на 2 см больше, чем отрезок АО.

3 уровень

Построить отрезок АК, длина которого равна сумме длин отрезков АО=4 см, МК=6 см.

Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Уровень сложности отмечают цветом: синий - самый легкий, зеленый - средней степени сложности, красный - самый сложный. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его.










Рефлексия учебной деятельности









Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-

величина или

форма?


выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

Проверьте себя.

Попробуйте заполнить таблицу.

Работа в парах

длина





единицы измерения…





прибор для измерения длины…








- Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.

















Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.
















Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!