СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по окружающему миру "Золотое кольцо России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по окружающему миру "Золотое кольцо России"»





Технологическая карта урока

1. Ф. И. О. студента: Салина Юлия Дмитриевна.

2. Класс: 3 «В» Дата: 23.04.24 Предмет: окружающий мир.

3. Тема: «Золотое кольцо России».

4. Тип урока: открытие новых знаний.

5. Цель: знакомство с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями.

6. Задачи


7. Планируемые результаты (ПР)


ДЗ

Сформировать у школьников представление о понятии «Золотое кольцо России»;

Пр1

Имеют представление о «Золотом кольце России»;

ДЗ

Познакомить с достопримечательностями русских городов, входящих в «Золотое кольцо России».

Пр2

Знают достопримечательности русских городов, входящие в «Золотое кольцо России».

КЗ

Развивать способность концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале.

Кр1

Озвучивает по памяти полученный материал, применяет его на выполнении упражнений.

РЗ

Развивать мышление.

П1

Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

РЗ

Развивать логическое мышление.

Р1


Определяют с помощью учителя цель


Р2

Устанавливают причины успеха/неудач учебной деятельности.

РЗ

Развивать коммуникативные навыки.

К1


Владеют диалогической формой речи

К2

Корректно и аргументировано высказывают свое мнение.

ВЗ

Воспитывать любовь к России, интереса к ее культурно - историческому и духовному наследию.

Л1

Испытывают любовь и гордость за свою страну.


8. Средства обучения: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2023. – 143 с., рабочая тетрадь, презентация, дидактические карточки.



Структура урока

Дидактические средства (ДС)

Задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФОУД

ПР

КР

Оргмомент.

Проверить готовность к уроку (психологический настрой).

- Ребята, мы начинаем урок окружающего мира. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу.

- А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите своё настроение в начале урока сигналом.

(Зелёное – отличное, желтое – хорошее, красное – грустное - в виде портфеля).

- Ребята, а как вы думаете, почему ваши сигналы имеют форму портфеля?





- Спасибо. Я надеюсь, к концу урока ваше настроение станет еще лучше.


(Настраиваются на урок. Проверяют свои рабочие места).




(Фиксируют своё настроение в начале урока).


- Портфель – это символ знаний, а наше настроение связано с нашими знаниями. Чем больше знаний мы получаем, тем лучше у нас становится настроение.

Ф










К2


Актуализация знаний.

Мотивационный этап.

ДС: презентация

Показать необходимость/значимость изучения материала (спланировать деятельность).

- Ребята, я пришла к вам не с простыми руками. Что у меня в руке?

- Как вы думаете, для чего всё это или кому нужны все эти предметы?



- Значит, куда мы отправимся сегодня на уроке?

- Если вы готовы отправиться в путешествие, тогда поднимите правую руку.


- У вас в руке компас.



- Данными предметами пользуются путешественники и туристы.

- Мы отправимся в путешествие.

(Поднимают руки, т.е. показывают свою готовность).

Ф


К1


Откры-тие новых знаний.











Постановка учебной задачи.

ДС: презента-ция, дидактические карточки.

Сформулировать тему урока, поставить цель, (спланировать деятельность).

- Посмотрите на мою руку. Что вы видите на пальце?

- Какое оно?

- Вы верно сказали. У меня на правой руке есть золотое кольцо.

- Как называется наша страна? 


- Итак, какая же тема нашего урока?

- Совершенно верно.

(Тема урока на доске.)

- Мы сегодня отправимся в виртуальное путешествие.

Работа с листком самооценки.

- Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки. Оцените ваши знания по данной теме в начале урока в левом столбике (знаком +)

Лист самооценки +

Начало урока

Конец урока


Знаю всё

Знаю всё

Знаю, но не всё

Знаний стало больше

Знаю мало

Ничего нового не узнал

Ничего не знаю

Могу рассказать другим

 - Зачем мы отправляемся в путешествие?

- Какую цель мы поставим перед собой, прежде чем отправиться в путешествие? Что мы не знаем и на какой важный вопрос постараемся ответить?

(Цель фиксируется на доске.)


- Какие задачи мы поставим на урок? Что мы можем рассмотреть?

(Задачи фиксируются на доске.)







- Сегодня мы совершим путешествие по городам Золотого кольца, узнаем историю их создания, познакомимся с достопримечательностями древних городов. В конце урока, я надеюсь, вы сами сможете ответить на эти вопросы. 

- На руке мы видим кольцо.

- Золотое кольцо.



- Наша страна называется Россия.

- Тема урока «Путешествие по Золотому кольцу России».


(Слушают учителя).


(Самооценивание первоначальных знаний).

















- Мы ответим на вопрос «Что такое Золотое кольцо России?»



Почему названо «кольцо»? Почему именно «Золотое»?

1. Какие города входят в Золотое кольцо России?

2. Местоположение этих городов на карте.

3. Достопримечательности этих городов.
















Р2

















Р1



П1


Учебное действие

ДС: учебник, видеоролик.

Познакомить с существенными признаками изучаемого понятия.

(Знакомятся с содержанием в учебнике).

- Продолжаем путешествие. Прибыли в Ярославль.

- Передаю слово гиду по Ярославлю «Ученик №6» (на экране).

Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Ярославль называют родиной русского театра.

- Как вы думаете, почему этот город получил такое название?



- Чьей родиной является город?



- Продолжая свой путь по великой русской реке, посетим еще один прекрасный город на Волге Кострому.

Передаю слово гиду по Костроме «Ученик №7» (на экране).

Улицы Костромы расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды.

- В форме чего расположены улицы в Костроме?

- Какой достопримечательностью славиться город?


Передаю слово гиду «Ученик №8»


В прекрасном городе на Волге – Плёс. Свое название он получил от речного плёса, т.е. широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плёс русский художник Исаак Ильич Левитан (1860-1900 гг.). Сейчас в городе открыт дом-музей И. И. Левитана

- Чей это город?

- Какой художник очень любил этот город?

- Посвящена ли какая-нибудь достопримечательность этому художнику в городе?



- А теперь мы передвигаемся в город Иваново.


В городе Иваново сохранились бывшие купеческие дома, которым более 100 лет. С давних пор в городе работают текстильные фабрики, на которых производят красивые ткани. Поэтому Иваново часто называют «текстильной столицей России», «ситцевым краем».


- Из Иванова мы прибываем в Суздаль – всемирно известный город-музей. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенесся в далекое прошлое.

Передаю слово экскурсоводу «Ученик №9»

Суздаль – всемирно известный город-музей, в котором 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница и др.


- От Суздаля совсем недалеко до Владимира.

Передаю слово экскурсоводу «Ученик №10»

Владимир основал князь Владимир Мономах (отсюда название города). Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Главная достопримечательность – Золотые ворота.

- Вот мы с вами и познакомились с городами Золотого кольца России. Понравилось вам наше путешествие?

- Из каких городов состоит наше Золотое кольцо России? Перечислите (вопрос ребенку с ОВЗ)







- Какой город Золотого кольца является первым? Найдите в тексте историю его происхождения. Прочитайте.

- В каком городе улицы расположены в виде веера? Найдите в тексте какая легенда это объясняет. Прочитайте.

- В каком городе находится одна из первых электростанций, построенных на Волге? Прочитайте.

- Какой город вам больше всего понравился? Почему?

- Ребята, как вы считаете, а нужно ли беречь памятники культуры России, родного края?

- Почему мы должны их беречь?

- Я с вами полностью согласна, молодцы.


ФИЗМИНУТКА




(Слушают внимательно информацию об Ярославле).








- Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит.

- Родиной русского театра. Когда был основан город. Достопримечательности города.






(Слушают информацию о Костроме).








- В форме веера.

- Торговыми рядами.


(Внимательно слушают экскурсовода).












- Плёс – это город художников

- Исаак Ильич Левитан.


- Да. В городе открыт дом-музей И. И. Левитана.


(Внимательно слушают экскурсовода).













(Внимательно слушают экскурсовода).



















- Да.

(перечисляет города, в случае затруднения пользуется учебником).

- Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Иваново, Суздаль, Владимир.

(Высказывают свое мнение).

(Находят в учебнике информацию).


(Читают найденную информацию из учебника).


(Отвечают на вопросы учителя).

(Высказывают свое мнение).


- Да.

(Высказывают свое мнение).

Ф



Пр1












Пр2

















К1














Пр2










































Л1







К2





























































































Кр1

Работа по теме урока

Применение знаний.

ДС: презента-

ция, дидактичес-кие карточки


- Поработаем в рабочей тетради. Откройте рабочую тетрадь на с. 53. Найдите № 1. Прочитайте задание про себя.

- Прочитайте задание вслух, что нужно будет выполнить.




- Верно. Выполняем задание, но только заполняем города на карте внимательно.

- Проверим выполнение работы (по эталону).












(Читают задание про себя).

- С помощью карты учебника подписываем города Золотого кольца. Вписываем названия тех городов, в которых довелось побывать.

(Выполняют работу в тетради).

(Проверяют выполнение работы).


Ф



Пр1














Р2


Действие контроля.

ДС: рабочая тетрадь, презентация

Выявить уровень усвоения учебного материала. Форма контроля: письменная.

- Выполним самостоятельную работу. На с. 54-55 в тетради, найдите № 2. Что вам нужно выполнить?

- Можете приступать к работе. Как только вы выполните работу, покажите знак готовности (руки на парте).

- Сделаем проверку по эталону.


- Ребята, чему мы учились, выполняя данное задание?




- Совершенно верно.


- С помощью текста и иллюстраций учебника впиши в таблицу 1 – 2 достопримечательности каждого города.

Если тебе известны другие, не названные в учебнике достопримечательности этих городов, можешь тоже вписать их в таблицу.

(Выполняют работу в тетради).

(Делают проверку по эталону).

- Выполняя данное задание мы закрепляли знания о достопримечательностях городов Золотого кольца России.



Ф





Пр2











Р2


Действие самоконтроля.

ДС: компьютер, презента-ция, дидактические карточки

Развивать способности к оценочным действиям.

Форма самоконтроля:

письменная.

- Чтобы проверить как вы освоили нашу тему урока, выполним следующее задание. У вас на партах лежат кроссворды, вам нужно разгадать их, с помощью учебника. Как только выполните задание, покажите знак готовности (руки на парте).

Кроссворд

По вертикали:

Фамилия основателя города Переславль

Памятник известному художнику в городе Плес

Что выпускает завод в городе Углич

Название ярко расписанной эмали в Ростове

Достопримечательность Ярославля, построенная в честь Ф.Г.Волкова

По горизонтали:

В этом городе есть памятник жертвам Чернобыля

Фамилия человека, в честь которого назван Сергиев Посад.

Город, в котором улицы расположены в виде веера

На берегу какой реки стоит город Владимир

Именем какого поэта названа площадь в городе Иваново

- А тем временем ваш одноклассник выполнит индивидуальное задание (упражнение для ребенка с ОВЗ).

- Твоя задача выполнить упражнение, используя свою внимательность. Нужно заполнить пропуски в предложении, используя текст учебника. Как только будешь готов, покажи знак готовности (руки на месте).

Заполни пропуски в предложениях.

Первый город Золотого кольца – Сергиев Посад. Он назван в честь ___ ___, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется ___-___ ___. Слово «___» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём _____.

- Проверим как вы выполнили задание. Поменяйтесь работами с соседом по парте. Сделаем взаимопроверку (по эталону).

- Оценим ваши работы по критериям и поставим отметки.

Критерии:

Все верно – «5»

2 ошибки – «4»

4 ошибки – «3»

Более 4 ошибок – «2»

(Подводим итоги по работе).

- У кого нет/есть ошибки (делаем выводы).

- А теперь давайте оценим выполненную работу, которую сделал ваш одноклассник. Ему нужно было заполнить пропуски в предложениях.

(Подводим итоги по работе).

(Слушают учителя).




(Разгадывают кроссворд).









- Долгорукий.

- Левитан.

- Часы.

- Финифть.


- Памятник.


- Суздаль.


- Радонежский

- Кострома.

- Князьма.

- Пушкина.



(Слушает учителя. Выполняет упражнение).












(Делают взаимопроверку).

(Проверяют работы, ставят отметку по критериям).







(Отвечают на вопросы учителя).

(Слушают учителя).

(Оценивают работу одноклассника).



Ф

И





Пр1

Пр2
























Р2





























Кр1












Рефлексия познавательная.

Действия оценки.

ДС: презента-

ция, учебник.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся.

Форма оценки: устная

- Какая у нас была тема урока?

- Какую цель мы ставили?



- Мы достигли нашей цели?

- Как мы ее достигали?



- С какими городами Золотого кольцо России мы познакомились? Перечислите их.


- Отлично, молодцы!

- «Золотое кольцо России».

- Узнать о Золотом кольце России, познакомиться с городами, входящими в него.

- Да.

- Мы выполняли задания по Золотому кольцу России, разгадывали кроссворд.


(Перечисляют города Золотого кольца России).

Ф


К2


Рефлексия личностная.

Действия самооценки.

ДС: презентация

Формировать умение оценивать результаты своей деятельности.

Форма самооценки: устная

- Вернемся к листу самооценивания. Давайте подведем итоги, что у вас получилось. Узнали что-нибудь новое?


- Вы большие молодцы, ребята! Спасибо за активную работу на уроке.



(Подводят итоги по листам самооценивания).





Ф

Р2