Оргмомент. | Проверить готовность к уроку (психологический настрой). | - Ребята, мы начинаем урок окружающего мира. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. - А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите своё настроение в начале урока сигналом. (Зелёное – отличное, желтое – хорошее, красное – грустное - в виде портфеля). - Ребята, а как вы думаете, почему ваши сигналы имеют форму портфеля? - Спасибо. Я надеюсь, к концу урока ваше настроение станет еще лучше. | (Настраиваются на урок. Проверяют свои рабочие места). (Фиксируют своё настроение в начале урока). - Портфель – это символ знаний, а наше настроение связано с нашими знаниями. Чем больше знаний мы получаем, тем лучше у нас становится настроение. | Ф | К2 | |
Актуализация знаний. | Мотивационный этап. ДС: презентация | Показать необходимость/значимость изучения материала (спланировать деятельность). | - Ребята, я пришла к вам не с простыми руками. Что у меня в руке? - Как вы думаете, для чего всё это или кому нужны все эти предметы? - Значит, куда мы отправимся сегодня на уроке? - Если вы готовы отправиться в путешествие, тогда поднимите правую руку. | - У вас в руке компас. - Данными предметами пользуются путешественники и туристы. - Мы отправимся в путешествие. (Поднимают руки, т.е. показывают свою готовность). | Ф | К1 | |
Откры-тие новых знаний. | Постановка учебной задачи. ДС: презента-ция, дидактические карточки. | Сформулировать тему урока, поставить цель, (спланировать деятельность). | - Посмотрите на мою руку. Что вы видите на пальце? - Какое оно? - Вы верно сказали. У меня на правой руке есть золотое кольцо. - Как называется наша страна? - Итак, какая же тема нашего урока? - Совершенно верно. (Тема урока на доске.) - Мы сегодня отправимся в виртуальное путешествие. Работа с листком самооценки. - Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки. Оцените ваши знания по данной теме в начале урока в левом столбике (знаком +) Лист самооценки + | Начало урока | Конец урока | Знаю всё | Знаю всё | Знаю, но не всё | Знаний стало больше | Знаю мало | Ничего нового не узнал | Ничего не знаю | Могу рассказать другим | - Зачем мы отправляемся в путешествие? - Какую цель мы поставим перед собой, прежде чем отправиться в путешествие? Что мы не знаем и на какой важный вопрос постараемся ответить? (Цель фиксируется на доске.) - Какие задачи мы поставим на урок? Что мы можем рассмотреть? (Задачи фиксируются на доске.) - Сегодня мы совершим путешествие по городам Золотого кольца, узнаем историю их создания, познакомимся с достопримечательностями древних городов. В конце урока, я надеюсь, вы сами сможете ответить на эти вопросы. | - На руке мы видим кольцо. - Золотое кольцо. - Наша страна называется Россия. - Тема урока «Путешествие по Золотому кольцу России». (Слушают учителя). (Самооценивание первоначальных знаний). - Мы ответим на вопрос «Что такое Золотое кольцо России?» Почему названо «кольцо»? Почему именно «Золотое»? 1. Какие города входят в Золотое кольцо России? 2. Местоположение этих городов на карте. 3. Достопримечательности этих городов. | | Р2 Р1 П1 | |
Учебное действие ДС: учебник, видеоролик. | Познакомить с существенными признаками изучаемого понятия. | (Знакомятся с содержанием в учебнике). - Продолжаем путешествие. Прибыли в Ярославль. - Передаю слово гиду по Ярославлю «Ученик №6» (на экране). Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Ярославль называют родиной русского театра. | - Как вы думаете, почему этот город получил такое название? - Чьей родиной является город? - Продолжая свой путь по великой русской реке, посетим еще один прекрасный город на Волге - Кострому. Передаю слово гиду по Костроме «Ученик №7» (на экране). Улицы Костромы расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. | - В форме чего расположены улицы в Костроме? - Какой достопримечательностью славиться город? Передаю слово гиду «Ученик №8» В прекрасном городе на Волге – Плёс. Свое название он получил от речного плёса, т.е. широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плёс русский художник Исаак Ильич Левитан (1860-1900 гг.). Сейчас в городе открыт дом-музей И. И. Левитана | - Чей это город? - Какой художник очень любил этот город? - Посвящена ли какая-нибудь достопримечательность этому художнику в городе? - А теперь мы передвигаемся в город Иваново. В городе Иваново сохранились бывшие купеческие дома, которым более 100 лет. С давних пор в городе работают текстильные фабрики, на которых производят красивые ткани. Поэтому Иваново часто называют «текстильной столицей России», «ситцевым краем». | - Из Иванова мы прибываем в Суздаль – всемирно известный город-музей. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенесся в далекое прошлое. Передаю слово экскурсоводу «Ученик №9» Суздаль – всемирно известный город-музей, в котором 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница и др. | - От Суздаля совсем недалеко до Владимира. Передаю слово экскурсоводу «Ученик №10» Владимир основал князь Владимир Мономах (отсюда название города). Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Главная достопримечательность – Золотые ворота. | - Вот мы с вами и познакомились с городами Золотого кольца России. Понравилось вам наше путешествие? - Из каких городов состоит наше Золотое кольцо России? Перечислите (вопрос ребенку с ОВЗ) - Какой город Золотого кольца является первым? Найдите в тексте историю его происхождения. Прочитайте. - В каком городе улицы расположены в виде веера? Найдите в тексте какая легенда это объясняет. Прочитайте. - В каком городе находится одна из первых электростанций, построенных на Волге? Прочитайте. - Какой город вам больше всего понравился? Почему? - Ребята, как вы считаете, а нужно ли беречь памятники культуры России, родного края? - Почему мы должны их беречь? - Я с вами полностью согласна, молодцы. ФИЗМИНУТКА | (Слушают внимательно информацию об Ярославле). - Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. - Родиной русского театра. Когда был основан город. Достопримечательности города. (Слушают информацию о Костроме). - В форме веера. - Торговыми рядами. (Внимательно слушают экскурсовода). - Плёс – это город художников - Исаак Ильич Левитан. - Да. В городе открыт дом-музей И. И. Левитана. (Внимательно слушают экскурсовода). (Внимательно слушают экскурсовода). - Да. (перечисляет города, в случае затруднения пользуется учебником). - Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Иваново, Суздаль, Владимир. (Высказывают свое мнение). (Находят в учебнике информацию). (Читают найденную информацию из учебника). (Отвечают на вопросы учителя). (Высказывают свое мнение). - Да. (Высказывают свое мнение). | Ф | Пр1 Пр2 К1 Пр2 Л1 К2 | Кр1 |
Работа по теме урока | Применение знаний. ДС: презента- ция, дидактичес-кие карточки | | - Поработаем в рабочей тетради. Откройте рабочую тетрадь на с. 53. Найдите № 1. Прочитайте задание про себя. - Прочитайте задание вслух, что нужно будет выполнить. - Верно. Выполняем задание, но только заполняем города на карте внимательно. - Проверим выполнение работы (по эталону). | (Читают задание про себя). - С помощью карты учебника подписываем города Золотого кольца. Вписываем названия тех городов, в которых довелось побывать. (Выполняют работу в тетради). (Проверяют выполнение работы). | Ф | Пр1 Р2 | |
Действие контроля. ДС: рабочая тетрадь, презентация | Выявить уровень усвоения учебного материала. Форма контроля: письменная. | - Выполним самостоятельную работу. На с. 54-55 в тетради, найдите № 2. Что вам нужно выполнить? - Можете приступать к работе. Как только вы выполните работу, покажите знак готовности (руки на парте). - Сделаем проверку по эталону. - Ребята, чему мы учились, выполняя данное задание? - Совершенно верно. | - С помощью текста и иллюстраций учебника впиши в таблицу 1 – 2 достопримечательности каждого города. Если тебе известны другие, не названные в учебнике достопримечательности этих городов, можешь тоже вписать их в таблицу. (Выполняют работу в тетради). (Делают проверку по эталону). - Выполняя данное задание мы закрепляли знания о достопримечательностях городов Золотого кольца России. | Ф | Пр2 Р2 | |
Действие самоконтроля. ДС: компьютер, презента-ция, дидактические карточки | Развивать способности к оценочным действиям. Форма самоконтроля: письменная. | - Чтобы проверить как вы освоили нашу тему урока, выполним следующее задание. У вас на партах лежат кроссворды, вам нужно разгадать их, с помощью учебника. Как только выполните задание, покажите знак готовности (руки на парте). Кроссворд По вертикали: Фамилия основателя города Переславль Памятник известному художнику в городе Плес Что выпускает завод в городе Углич Название ярко расписанной эмали в Ростове Достопримечательность Ярославля, построенная в честь Ф.Г.Волкова По горизонтали: В этом городе есть памятник жертвам Чернобыля Фамилия человека, в честь которого назван Сергиев Посад. Город, в котором улицы расположены в виде веера На берегу какой реки стоит город Владимир Именем какого поэта названа площадь в городе Иваново - А тем временем ваш одноклассник выполнит индивидуальное задание (упражнение для ребенка с ОВЗ). - Твоя задача выполнить упражнение, используя свою внимательность. Нужно заполнить пропуски в предложении, используя текст учебника. Как только будешь готов, покажи знак готовности (руки на месте). Заполни пропуски в предложениях. Первый город Золотого кольца – Сергиев Посад. Он назван в честь ___ ___, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется ___-___ ___. Слово «___» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём _____. | - Проверим как вы выполнили задание. Поменяйтесь работами с соседом по парте. Сделаем взаимопроверку (по эталону). - Оценим ваши работы по критериям и поставим отметки. Критерии: Все верно – «5» 2 ошибки – «4» 4 ошибки – «3» Более 4 ошибок – «2» (Подводим итоги по работе). - У кого нет/есть ошибки (делаем выводы). - А теперь давайте оценим выполненную работу, которую сделал ваш одноклассник. Ему нужно было заполнить пропуски в предложениях. (Подводим итоги по работе). | (Слушают учителя). (Разгадывают кроссворд). - Долгорукий. - Левитан. - Часы. - Финифть. - Памятник. - Суздаль. - Радонежский - Кострома. - Князьма. - Пушкина. (Слушает учителя. Выполняет упражнение). (Делают взаимопроверку). (Проверяют работы, ставят отметку по критериям). (Отвечают на вопросы учителя). (Слушают учителя). (Оценивают работу одноклассника). | Ф И | Пр1 Пр2 Р2 | Кр1 |
Рефлексия познавательная. | Действия оценки. ДС: презента- ция, учебник. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся. Форма оценки: устная | - Какая у нас была тема урока? - Какую цель мы ставили? - Мы достигли нашей цели? - Как мы ее достигали? - С какими городами Золотого кольцо России мы познакомились? Перечислите их. - Отлично, молодцы! | - «Золотое кольцо России». - Узнать о Золотом кольце России, познакомиться с городами, входящими в него. - Да. - Мы выполняли задания по Золотому кольцу России, разгадывали кроссворд. (Перечисляют города Золотого кольца России). | Ф | К2 | |