СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по окружающему миру «Кто такие птицы?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по окружающему миру «Кто такие птицы?»»

Конспект учебного занятия

по окружающему миру

в 1 классе

Тема: «Кто такие птицы?»

студентки 42-А группы

Веприковой Яны Андреевны















Урок будет выдан: 12.11.2024

МБОУ СОШ №100

Учитель:

Методист: Маренкова Татьяна Анатольевна



Новосибирск, 2024

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Веприкова Яна Андреевна.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 1.

Тема урока: «Кто такие птицы?».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение знаний и способов действий при изучении вопроса «Кто такие птицы?».

Планируемые результаты:

Задачи урока:


Предметные:

- представлять, каких животных называют птицами;

- познакомятся называть отличительные признаки птиц;

- научатся определять птиц;

- научатся описывать их по плану.


Дидактические:

  1. Формировать представление о том, каких животных называют птицами, об отличительных признаках птиц.

  2. Формировать умение определять птиц и описывать их по плану.

Метапредметные:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- с помощью педагога формулировать цель;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- объединять части объекта по определённому признаку;

- самостоятельно создавать схемы для представления информации;

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

- делать выводы.



Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- соблюдать правила ведения диалога;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.



Регулятивные:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- корректировать учебные действия для преодоления ошибок.

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.


Развивающие:

  1. Формировать умения: с помощью педагога формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; объединять части объекта по определённому признаку; самостоятельно создавать схемы для представления информации; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; делать выводы.






  1. Формировать умения: соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.




  1. Формировать умения: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.


Личностные:

- формировать познавательный интерес к изучению вопроса «Кто такие птицы?», активность и самостоятельность в его познании;

- формировать первоначальные представления о разнообразии птиц и их роли к окружающей среде.


Воспитательные:

1. Формировать познавательный интерес к изучению вопроса «Кто такие птицы?», активность и самостоятельность в его познании.

2. Формировать первоначальные представления о разнообразии птиц и их роли к окружающей среде.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дидактические средства, интерактивное оборудование: учебник «Окружающий мир» УМК «Перспектива», Плешаков А.А., 1 кл., 1 ч., карточка самостоятельной работы, карточки для рефлексии, презентация, компьютер, проектор.















ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.








Словесный (беседа)







Наглядный (демонстрация)






Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Организует мотивацию к учебной деятельности.


- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Андреевна, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте должны лежать: пенал, учебник.

-Наш урок я хотела бы начать с такой пословицы. Кто хочет прочитать?

Слайд 1

«Невозможно без вниманья получить образованье!».

-О чем говорит данная пословица?

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.











Читают.





-Не получится хорошо учиться, если ты будешь невнимательным.





















К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.




Словесный (беседа)





Наглядный (демонстрация)










Организует актуализацию знаний и фиксирование индивидуального затруднения через вопросы.

Слайд 2-7

- К нам в гости пришел Муравей Вопросик и Черепаха. Давайте их послушаем.

Включает диалог Муравья и Черепахи.

-Черепаха, ты ведь мудрая? На сколько всего групп можно разделить животных?
- Для начала тебе достаточно познакомиться с четырьмя большими группами животных.
- Я уже знаю две группы - это насекомые и рыбы. Кто ещё остался?
- Остались ещё птицы и звери.
- Кто такие птицы? Чем они отличаются от других животных?
- Отправляйся к ребятам в школу. Там тебе дадут ответ на этот вопрос.

- Ребята, поможем Муравью Вопросику?

-Ребята, что хочет узнать

Муравей Вопросик?

-Поможем ему узнать кто такие птицы?


Отвечают на вопросы.








Слушают.




















-Да.



- Кто такие птицы.

-Да.

Учащиеся узнают каких животных называют птицами.




К: соблюдать правила ведения диалога.



П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

Познавательный интерес к изучению вопроса кто такие птицы, активность и самостоятельность в его познании.


3. Выявление места и причины затруднения.






Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)


Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.

Слайд 8

- Вместе с Муравьем Вопросиком, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. И для этого отгадаем загадку:

«Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - …»

Слайд 9

-Так какая тема урока?


-Откройте учебник на 34 странице и проверьте, совпала ли тема?

Слайд 10

- Исходя из темы , сформулируйте цель урока. Что мы узнаем?

Отвечают на вопросы. Формулируют тему и ставят цель.









-Птицы.


-Тема: «Кто такие птицы?».


- Да.



-Цель: узнать, каких животных называют птицами.




П: с помощью педагога формулировать цель.


К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.

Познавательный интерес к изучению вопроса кто такие птицы, активность и самостоятельность в его познании.


4. Построение проекта выхода из затруднения.





Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)


Организует деятельность по составлению плана урока.

Слайд 11-13

Показ анимированного слайда с Муравьем.

- Я придумал план действий, но все перепутал.

-Ребята, давайте поможем составить план действий в правильной последовательности.

Что мы узнаем? Научимся ли различать птиц ? Определим ли , какое значение птицы имеют для природы человека?

План действий:

1. Узнать, каких животных называют птицами.

2. Научиться различать птиц между собой.

3. Определить, какое значение птицы имеют для природы и человека.


Р: выстраивать последовательность выбранных действий.


К: соблюдать правила ведения диалога.


5. Реализация построенного проекта.





Словесный (беседа)






Организует деятельность по реализации построенного проекта.

- Кто из вас знает, как отличить птиц от других животных?
- Откройте учебник на странице 34, рассмотрите верхнюю иллюстрацию. Подумайте, какое из этих животных - птица?
-Перед вами иллюстрация четырёх животных, назовите их.



-Какие из этих животных умеют летать?


-У каких животных есть крылья?


-Но все ли они птицы?

Умеет ли курица летать? Умеет, но очень плохо.




Слайд14

-Мы знаем, что пингвины и страусы - птицы, но они вообще не умеют летать.

-Можно ли сказать, что все, кто летает - птицы?
- Попробуем определить основной отличительный признак, по которому безошибочно можно узнать птиц. Обратите внимание на иллюстрацию птиц в учебнике. Тогда , какой это признак?

- Правильно. Это оперение их тела.

Слайд15

-Перья бывают разные. Например, есть контурное перо. Они удерживают птицу в воздухе при полете. Есть также пуховое перо, оно защищает птицу от холода и жары, так как создает воздушную прослойку.

-Так же перья бывают различных цветов. Скажите, каких птиц с разноцветными перьями вы знаете?

-Смотрим на стр. 34. Давайте рассмотрим строение птицы на примере голубя.

-Назовите части тела птицы. Поговорим о них подробнее.


Слайд16

-Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.

Слайд17

-Клюв нужен птице для того, чтобы добывать пищу, строить гнёзда, оборонятся, копать.

-Скажите, клюв бывает только у птиц?

-Клювы у птиц разные, как вы думаете, почему?

-Потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зёрна - толстые и тупые. Клювом птица щиплют, хватают, копают, долбят.

-Вы знаете у кого самый большой клюв, а у кого самый маленький?

Слайд18

-Самый большой клюв - у пеликана, а самый маленький - у ласточки. Без клюва птица - как мы без рук.



Слайд19
-В отличие от других животных, у птиц всего две ноги. Нужны они не только для того, чтобы ходить.

-Как вы думаете, что еще птицы делают ногами?

-Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят.

Обычно она птичьей ноге четыре пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц между пальцами - кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами.

Слайд20
Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах.

Слайд21

-Знаете ли вы, как зовут самую большую птицу?

-Как зовут самую маленькую птицу? Самая маленькая колибри не превышает 5 сантиметров и весит 1,5 грамма.

Слайд22

-Кто самая быстрая птица? В честь этой птицы даже назвали высокоскоростной поезд, маршрут которой между Москвой и Санкт-Петербургом.

Слайд23

-Среди птиц тоже есть долгожители. Жёлтохохлый какаду, в дикой природе этот попугай может прожить до 100 лет. 

Слайд24

Наибольший размах крыльев — странствующий альбатрос.

Слайд25

Самая выносливая — полярная утка. Она обитает в зоне вечной мерзлоты, и у неё настолько тёплое оперение, что птица легко переносит температуру до -110 градусов.

Слайд26

Самая «плавающая»  — императорский пингвин. Эта птица способна достаточно быстро плавать, а ещё может погружаться на большую глубину.





- Они умеют летать.





Предполагают.


-Летучая мышь, белка-летяга, бабочка, курица.



-Летучая мышь, белка-летяга, бабочка.


-Летучая мышь, бабочка, курица.


Предполагают.










-Нет. Не все, кто летают – птицы.







-У птиц есть перья.















Отвечают.




-Голова, шея, туловище, крыло, ноги, хвост.











-Да.


-Отвечают.











-Предполагают.













-Отвечают.























-Страус.


-Колибри.






-Сапсан.






























Учащиеся узнают о том, каких животных называют птицами, об отличительных признаках птиц.


























































Учащиеся научатся определять птиц.



































































































К: соблюдать правила ведения диалога.







П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.









К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.








К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.












Познавательный интерес к изучению вопроса кто такие птицы, активность и самостоятельность в его познании.



























Первоначальные представления о разнообразии птиц и их роли к окружающей среде.

























































6. Построение проекта выхода из затруднения.















Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.

- Посмотрите на рисунок в учебнике на стр. 35.

Давайте назовем имена этих птиц с помощью загадок.

Слайд27

1.Он по дереву стучит,

всем жучкам бежать велит,

лесным врачом порой зовётся,

под стук его —

весь мир проснётся.

-Правильно. Скажите, а почему его называют лесным врачом?







Слайд28

2.Чик-чирик!

К зёрнышку прыг.

Чирикает отлично,

Прыгает по веткам,

Жить не станет в клетке.

-Знаете, почему воробья так назвали?

-Когда на Руси занимались посевными работами, раскидывали зёрна, в это время воробьи успевали подлетать и склевать эти зёрна. При этом люди кричали: вора бей! Отсюда и пошло название птицы - воробей.

Слайд29

3.Удивительный ребёнок: только вышел из пелёнок,

может плавать и нырять,

как его родная мать. 

-Удивительный факт - новорожденный утенок будет считать мамой то существо, которое первым увидит.

Слайд30

4.Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза —
И зовут ее - …

-Интересный факт: полёт совы совершенно бесшумен, благодаря её особенным перьям. Они поглощают шум, когда птица хлопает крыльями. Это помогает совам в их ночной охоте.

Слайд31

5. Она под крышами живёт, Гнездо своё из глины вьет, Целый день суетится,

На землю не садится,

Высоко в облаках летает, Мошек на лету поедает,

В чёрном фраке лапочка,

А зовётся …

-Скажите, какие птицы одними из первых улетают на зимовку? Конечно, ласточки.

Слайд32

6. На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая…

-Скажите, синица улетает зимовать в теплые края, или остается?

-А где тогда она вьет свои гнезда, кто знает?

-Синицы предпочитают гнездиться в дуплах деревьев, таких образом защищаясь от сильного ветра.

-Теперь, объединитесь в группы по 3-4 человека. У вас на парте лежит карточка с планом, по которому нужно будет описать одну из птиц.
Обсудите внутри группы, затем каждая группа расскажет нам о своих птицах.

Слайд33

Посмотрите, как это сделаю я.

-Ворона. По своему размеру она крупная. Цвет оперения – чëрный, с синеватым оттенком. Ворона имеет очень массивный, острый клюв, и удлинённые перья на горле, что похоже как-бы на бороду.



Называют птиц.













-Дятел.


-Дятла называют лесным доктором потому что он помогает избавляться дереву от вредителей. Стучит клювом по дереву, добывая себе личинок на обед.





-Воробей.


Предполагают.












-Утка.









-Сова.













-Ласточка.








-Ласточки.






-Синица.



-Остается.


-Предполагают.













По группам описывают птиц по плану..

Учащиеся узнают о том, каких животных называют птицами, об отличительных признаках птиц.


























































Учащиеся научатся определять птиц и описывать их по плану.






К: владеть диалогической формой речи.



П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.









П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.


Познавательный интерес к изучению вопроса кто такие птицы, активность и самостоятельность в его познании.


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.





Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)



Организует самостоятельную работу обучающихся.

-Сейчас вам нужно выполнить самостоятельную работу. Для этого у вас лежат карточки на партах.

-В первом задании вам нужно соединить птицу с ее названием. Во втором нужно подписать части тела птицы.


Слайд 34

- Посмотрите на слайд и проверьте себя по эталону.



Выполняют самостоятельную работу.








Проверяют по эталону на слайде.


П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.


Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок.



8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.


Словесный (беседа)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Ребята, давайте подведём итоги, о чём мы сегодня узнали?

-Скажите, кого называют птицами?


-Приведите примеры птиц.


Отвечают на обобщающие вопросы.




-Кто такие птицы.

-Животные, тело которых покрыто перьями.

Приводят примеры.






П: делать выводы.

К: владеть диалогической формой речи.



9. Рефлексия учебной деятельности.




Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)


Осуществляет рефлексию учебной деятельности.

Слайд35

- Все ли пункты плана мы выполнили?

Слайд36

- Мы достигли цели урока?

-Ребята, у вас на партах лежат кружки, это лица будущих смайликов. Нарисуйте улыбку и раскрасьте зеленым цветом, если урок вам понравился и вы смогли все выполнить, желтым – если возникали затруднения, красным - если у вас плохо получалось работать на уроке.

- На этом наш урок окончен, до свидания!

Осуществляют самооценку своей деятельности на уроке.

- Да.


- Да.

Раскрашивают смайлики.


Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.