1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Организует мотивацию к учебной деятельности. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Андреевна, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. - Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте должны лежать: пенал, учебник. -Наш урок я хотела бы начать с такой пословицы. Кто хочет прочитать? Слайд 1 «Невозможно без вниманья получить образованье!». -О чем говорит данная пословица? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Читают. -Не получится хорошо учиться, если ты будешь невнимательным. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует актуализацию знаний и фиксирование индивидуального затруднения через вопросы. Слайд 2-7 - К нам в гости пришел Муравей Вопросик и Черепаха. Давайте их послушаем. Включает диалог Муравья и Черепахи. -Черепаха, ты ведь мудрая? На сколько всего групп можно разделить животных? - Для начала тебе достаточно познакомиться с четырьмя большими группами животных. - Я уже знаю две группы - это насекомые и рыбы. Кто ещё остался? - Остались ещё птицы и звери. - Кто такие птицы? Чем они отличаются от других животных? - Отправляйся к ребятам в школу. Там тебе дадут ответ на этот вопрос. - Ребята, поможем Муравью Вопросику? -Ребята, что хочет узнать Муравей Вопросик? -Поможем ему узнать кто такие птицы? | Отвечают на вопросы. Слушают. -Да. - Кто такие птицы. -Да. | Учащиеся узнают каких животных называют птицами. | К: соблюдать правила ведения диалога. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. | Познавательный интерес к изучению вопроса кто такие птицы, активность и самостоятельность в его познании. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. Слайд 8 - Вместе с Муравьем Вопросиком, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. И для этого отгадаем загадку: «Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это - …» Слайд 9 -Так какая тема урока? -Откройте учебник на 34 странице и проверьте, совпала ли тема? Слайд 10 - Исходя из темы , сформулируйте цель урока. Что мы узнаем? | Отвечают на вопросы. Формулируют тему и ставят цель. -Птицы. -Тема: «Кто такие птицы?». - Да. -Цель: узнать, каких животных называют птицами. | | П: с помощью педагога формулировать цель. К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования. | Познавательный интерес к изучению вопроса кто такие птицы, активность и самостоятельность в его познании. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по составлению плана урока. Слайд 11-13 Показ анимированного слайда с Муравьем. - Я придумал план действий, но все перепутал. -Ребята, давайте поможем составить план действий в правильной последовательности. Что мы узнаем? Научимся ли различать птиц ? Определим ли , какое значение птицы имеют для природы человека? | План действий: 1. Узнать, каких животных называют птицами. 2. Научиться различать птиц между собой. 3. Определить, какое значение птицы имеют для природы и человека. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. К: соблюдать правила ведения диалога. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. - Кто из вас знает, как отличить птиц от других животных? - Откройте учебник на странице 34, рассмотрите верхнюю иллюстрацию. Подумайте, какое из этих животных - птица? -Перед вами иллюстрация четырёх животных, назовите их. -Какие из этих животных умеют летать? -У каких животных есть крылья? -Но все ли они птицы? Умеет ли курица летать? Умеет, но очень плохо. Слайд14 -Мы знаем, что пингвины и страусы - птицы, но они вообще не умеют летать. -Можно ли сказать, что все, кто летает - птицы? - Попробуем определить основной отличительный признак, по которому безошибочно можно узнать птиц. Обратите внимание на иллюстрацию птиц в учебнике. Тогда , какой это признак? - Правильно. Это оперение их тела. Слайд15 -Перья бывают разные. Например, есть контурное перо. Они удерживают птицу в воздухе при полете. Есть также пуховое перо, оно защищает птицу от холода и жары, так как создает воздушную прослойку. -Так же перья бывают различных цветов. Скажите, каких птиц с разноцветными перьями вы знаете? -Смотрим на стр. 34. Давайте рассмотрим строение птицы на примере голубя. -Назовите части тела птицы. Поговорим о них подробнее. Слайд16 -Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать. Слайд17 -Клюв нужен птице для того, чтобы добывать пищу, строить гнёзда, оборонятся, копать. -Скажите, клюв бывает только у птиц? -Клювы у птиц разные, как вы думаете, почему? -Потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зёрна - толстые и тупые. Клювом птица щиплют, хватают, копают, долбят. -Вы знаете у кого самый большой клюв, а у кого самый маленький? Слайд18 -Самый большой клюв - у пеликана, а самый маленький - у ласточки. Без клюва птица - как мы без рук. Слайд19 -В отличие от других животных, у птиц всего две ноги. Нужны они не только для того, чтобы ходить. -Как вы думаете, что еще птицы делают ногами? -Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. Обычно она птичьей ноге четыре пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц между пальцами - кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами. Слайд20 Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Слайд21 -Знаете ли вы, как зовут самую большую птицу? -Как зовут самую маленькую птицу? Самая маленькая колибри не превышает 5 сантиметров и весит 1,5 грамма. Слайд22 -Кто самая быстрая птица? В честь этой птицы даже назвали высокоскоростной поезд, маршрут которой между Москвой и Санкт-Петербургом. Слайд23 -Среди птиц тоже есть долгожители. Жёлтохохлый какаду, в дикой природе этот попугай может прожить до 100 лет. Слайд24 Наибольший размах крыльев — странствующий альбатрос. Слайд25 Самая выносливая — полярная утка. Она обитает в зоне вечной мерзлоты, и у неё настолько тёплое оперение, что птица легко переносит температуру до -110 градусов. Слайд26 Самая «плавающая» — императорский пингвин. Эта птица способна достаточно быстро плавать, а ещё может погружаться на большую глубину. | - Они умеют летать. Предполагают. -Летучая мышь, белка-летяга, бабочка, курица. -Летучая мышь, белка-летяга, бабочка. -Летучая мышь, бабочка, курица. Предполагают. -Нет. Не все, кто летают – птицы. -У птиц есть перья. Отвечают. -Голова, шея, туловище, крыло, ноги, хвост. -Да. -Отвечают. -Предполагают. -Отвечают. -Страус. -Колибри. -Сапсан. | Учащиеся узнают о том, каких животных называют птицами, об отличительных признаках птиц. Учащиеся научатся определять птиц. | К: соблюдать правила ведения диалога. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | Познавательный интерес к изучению вопроса кто такие птицы, активность и самостоятельность в его познании. Первоначальные представления о разнообразии птиц и их роли к окружающей среде. |
6. Построение проекта выхода из затруднения. | | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. - Посмотрите на рисунок в учебнике на стр. 35. Давайте назовем имена этих птиц с помощью загадок. Слайд27 1.Он по дереву стучит, всем жучкам бежать велит, лесным врачом порой зовётся, под стук его — весь мир проснётся. -Правильно. Скажите, а почему его называют лесным врачом? Слайд28 2.Чик-чирик! К зёрнышку прыг. Чирикает отлично, Прыгает по веткам, Жить не станет в клетке. -Знаете, почему воробья так назвали? -Когда на Руси занимались посевными работами, раскидывали зёрна, в это время воробьи успевали подлетать и склевать эти зёрна. При этом люди кричали: вора бей! Отсюда и пошло название птицы - воробей. Слайд29 3.Удивительный ребёнок: только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как его родная мать. -Удивительный факт - новорожденный утенок будет считать мамой то существо, которое первым увидит. Слайд30 4.Днём спит, ночью летает, Ухает, людей пугает. В темноте горят глаза — И зовут ее - … -Интересный факт: полёт совы совершенно бесшумен, благодаря её особенным перьям. Они поглощают шум, когда птица хлопает крыльями. Это помогает совам в их ночной охоте. Слайд31 5. Она под крышами живёт, Гнездо своё из глины вьет, Целый день суетится, На землю не садится, Высоко в облаках летает, Мошек на лету поедает, В чёрном фраке лапочка, А зовётся … -Скажите, какие птицы одними из первых улетают на зимовку? Конечно, ласточки. Слайд32 6. На кормушку к нам зимой Прилетает птица С жёлтой грудкой пуховой – Шустрая… -Скажите, синица улетает зимовать в теплые края, или остается? -А где тогда она вьет свои гнезда, кто знает? -Синицы предпочитают гнездиться в дуплах деревьев, таких образом защищаясь от сильного ветра. -Теперь, объединитесь в группы по 3-4 человека. У вас на парте лежит карточка с планом, по которому нужно будет описать одну из птиц. Обсудите внутри группы, затем каждая группа расскажет нам о своих птицах. Слайд33 Посмотрите, как это сделаю я. -Ворона. По своему размеру она крупная. Цвет оперения – чëрный, с синеватым оттенком. Ворона имеет очень массивный, острый клюв, и удлинённые перья на горле, что похоже как-бы на бороду. | Называют птиц. -Дятел. -Дятла называют лесным доктором потому что он помогает избавляться дереву от вредителей. Стучит клювом по дереву, добывая себе личинок на обед. -Воробей. Предполагают. -Утка. -Сова. -Ласточка. -Ласточки. -Синица. -Остается. -Предполагают. По группам описывают птиц по плану.. | Учащиеся узнают о том, каких животных называют птицами, об отличительных признаках птиц. Учащиеся научатся определять птиц и описывать их по плану. | К: владеть диалогической формой речи. П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. | Познавательный интерес к изучению вопроса кто такие птицы, активность и самостоятельность в его познании. |