СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по Окружающему миру на тему «Полезные ископаемые»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по Окружающему миру на тему «Полезные ископаемые»»


Предмет: Окружающий мир

Тема: «Полезные ископаемые»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

Задачи:

Образовательная: ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

Развивающая: развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Воспитательная: показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Планируемые результаты:

предметные:

- разовьют представлений о форме, размерах, цвете предметов;

- научатся различать образцы полезных ископаемых;  

- сформируют понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.

личностные:

- умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;

- нравственно оценивают усвоенное содержание занятия.


Этапы

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(УУД)

1.

Организационный



1

- Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

- Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Приветствовать;

Настраиваться на урок;

Л: формировать положительное отношение к урокам;

2.

Постановка учебных задач и её решение
















5






-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

- Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

- Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

- Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

- Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;


Определять тему урока;


Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;



3.

Решение частных задач















































10













































7











5

- А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

- А из чего делают автомобили, самолёты?

- Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

- Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

 Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

- А почему они полезные? (Ответы детей)

- Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

- Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючиерудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

- Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

- К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

- А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

- При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

- Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

- Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

- Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

- Молодцы. Перейдём к третьей группе.

- Как вы думаете, почему они называются строительными?

- Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

- А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

- Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!


Высказывать свои предположения;







Отвечать на вопросы











Анализировать;









Высказывать свои предположения;








Выполнять практическую работу в группах




К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;



К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.



П: извлечение необходимой информации;




К: высказывать своё предположение;




П: поиск и выделение необходимой информации;


Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя


Дин.пауза


2

Динамическая пауза. Видеоролик.

Выполнять физ.упр.














7

- Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? - У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

- Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.


Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

- Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.








Выполнять тестирование







П: поиск и выделение необходимой информации;



4.

Итог урока.

Рефлексия.



3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.


Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

- Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

- Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Какие задачи ставили в начале урока?

- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

- Что помогло нам в работе?

- Какие открытия для себя сделали?

- Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать д.з




Отвечать на вопросы;


Подводить итог урока;





Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;









Дата: 27. 02. 2019 Подпись_________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!