СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? »

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? »»

ФИО студента: Шмакотина Марина Андреевна

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Часть: 1

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? »

Цель: ознакомление учащихся с корнем слова и однокоренными словами

Задачи урока:

1. Обучающая: познакомить обучающихся с главной частью слова – корнем; познакомить с однокоренными словами;

2. Развивающая: развивать умения выделять корень в однокоренных словах, распознавать и подбирать однокоренные слова; развивать речь, мышление, воображение школьников; умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения, пополнять словарный запас;

3. Воспитывающая: воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, формировать познавательный интерес к его изучению.

Планируемые результаты:

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают умение преодолевать трудности; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.

Метапредметные:

Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге

Познавательные:  умение находить в тексте и в словаре необходимые сведения

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его; соблюдать нормы речевого этикета и чистоту произношения.

Предметные результаты: умение распознавать и подбирать однокоренные слова; выделять корень в однокоренных словах

Тип урока: получение нового знания

Методы: метод языкового разбора, метод наблюдения над фактами языка, метод самостоятельной работы, метод решения орфографических задач, метод конструирования

Приёмы: определение темы и цели урока, беседа по теме урока, работа над правилом, выполнение упражнений, выделение значимых частей слова, сравнение слов и наблюдение, подбор однокоренных слов для определения единого словообразовательного гнезда, игра «Кто больше?»

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная

Оборудование и ПО: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, тетради, доска меловая

План урока:

1. Орг. момент (1 мин)

2. Актуализация опорных знаний (5 мин)

3. Постановка темы и цели урока (3 мин)

4. Усвоение новых знаний и способ действий (7 мин)

5. Первичная проверка понимания (10)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой (7 мин)

7. Включение в систему знаний и повторение (5 мин)

8. Итог урока (2 мин)


Ход урока


Этап урока, цель

Методы, приемы работы

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.


Ф


-Здравствуйте, ребята!

-Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

-Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Приветствуют учителя. Желают друг другу добра.


Актуализация знаний

Цель: повторение ранее изученного материала, фиксация затруднения

Методы: метод наблюдения над фактами языка, метод самостоятельной работы


Ф, И


- Ребята, внимательно, послушайте сказку:

«Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют.

Водолаз с Водопадом на солнышке греются.

Водитель на гармошке играет. Водомерка с водорослями заигралась.

Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал.

И все старуху Воду ждут.

- Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужого приметила.

Велела ему идти прочь в свою семью.

Пошел чужак, пригорюнился».

-Ребята, кто оказался чужаком?

-Почему гости не сразу приметили чужака?



- Составьте список гостей - родственников Воды.

- Какие слова мы называем родственными?




-Молодцы, всё верно.

Внимательно слушают сказку.

























-Чужаком оказался водитель.

-Гости не сразу приметили чужака, так как у слова водитель есть общая часть вод со словами: вода, подводник, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, водяной.

-Подводник, Водица, Водолаз, Водопад, Водомерка, Водичка, Водяной.

-Родственными словами мы называем слова, которые близки по смыслу, имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Постановка темы и цели урока

Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять 3 план по решению поставленной цели урока

Методы: метод самостоятельной работы

Приёмы: определения темы и цели урока

Ф


- А как называется общая часть родственных слов, вы узнаете, отгадав загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту.

-Верно, общая часть родственных слов называется коренем.

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба корень?

-Да, корень это важная, необходимая часть.

-Ребята, а как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

-Да, верно. А какую цель на урок вы поставите перед собой?

-Молодцы, хорошо!

Слушают учителя.








-Это корень.




-Корень имеет большое значение.




-Тема нашего урока «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

-Цель: узнать, что такое корень слова и как его находить в словах, узнать какие слова называются однокоренными.

Усвоение новых знаний и способ действий

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способ действий

Методы: наблюдения над фактами языка, метод языкового разбора,

Приёмы: беседа, выполнение упражнений, сравнение слов и наблюдение, выделение значимых частей слова

Ф, И

Учебник, доска меловая, тетрадь

-Ребята, откройте учебник на странице 61. Прочитайте правило в жёлтой рамочке.

-А теперь ответьте на вопросы.

-Как называется общая часть родственных слов?

-Верно.

-Почему родственные слова называют однокоренными?

-Верно.

-Что такое корень слова? Что в нем заключено?

-Да, верно.


-Как обозначается корень в словах?

-Да, молодцы!

-А теперь чтобы понять, как вы усвоили правило, выполним упражнение у доски.

Запись на доске:

Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Лось, лоскут, лосенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный и песок.

-Вычеркните слова, которые не являются однокоренными в каждой группе. Запишите оставшиеся, дополните строчки своим примером. Обозначьте корень.

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Читают правило.




-Общая часть родственных слов называется корнем.


-Родственные слова называют однокоренными, потому что их общая часть называется корнем.


-Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

-В словах корень обозначается дугой (показ на доске).



-белить.

-водить.

-лист.

-лоскут.

-горный.

-пес.










Учащиеся по одному выходят к доске, анализируют записанные слова, вычеркивают лишние, приводят свой пример, выделяют корень в словах.


Физкультминутка

Цель: снять физическое напряжение у детей



Ф


-А теперь немного отдохнем, выйдите из-за парт:

Раз-два-три, выросли цветы.

К солнцу потянулись высоко:
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебельки качал.
Влево качнулись - низко прогнулись.
Вправо качнулись - низко прогнулись. Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут!

-А теперь присаживайтесь на свои места.


Выходят из-за парт.


Дети сидели на корточках, медленно встают

Тянутся на носочках,

Смотрят вверх

Раскачивают руками влево - вправо над головой Наклоняются влево

Наклоняются вправо
Грозят пальчиком

Приседают

Медленно приподнимаются, руки вверх, раскрывают пальчики.


Первичная проверка понимания

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала

Методы: наблюдения над фактами языка, метод самостоятельной работы

Приёмы: выполнение упражнений, выделение значимых частей слова

Ф

Учебник, словарь однокоренных слов (в учебнике)

-А теперь выполним упражнение 85. Стр.61.

-Прочитайте однокоренные слова, данные в словаре однокоренных слов (с.135).

Запишите любую группу однокоренных слов в алфавитном порядке. Обозначьте в словах корень.

Составьте предложение с любым словом. Запишите это предложение.









-Молодцы! А теперь выполним упражнение 86.

Прочитайте пары однокоренных слов.

трава шум смелый

травка шуметь смелость

Проведите опыт! Закройте полоской бумаги общую часть слова (корень) и прочитайте то, что осталось незакрытым.

-Можно ли назвать то, что вы прочитали, словами?

-В чем вы убедились?

-Молодцы!




Упражнение 87 с.62.

-Прочитайте строки И. Демьянова. Спишите их.

Найдите в строках однокоренные слова. Обозначьте в однокоренных словах корень.

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Разбежались кто куда,

Приведи-ка их сюда!

-Молодцы, хорошо!

Читают однокоренные слова, данные в словаре.




Записывают любую группу

однокоренных слов в алфавитном порядке. Обозначают в словах корень.

Составляют предложение с любым словом. Записывают его.

(Несколько учеников у доски).

Например: час, часик, часовой, часы.

Корень час.

Часы, которые висели в комнате, показывали пять часов.







-ка,еть, ый, ость.




-Нет, это нельзя назвать словами.

-Мы убедились в том, что в слове обязательно должен быть корень. Он «хранит» общее значение всех однокоренных слов.


Читают строки И. Демьянова, списывают их.

-однокоренные слова: ёж, ежиха, ежонок (корень еж); чиж, чижиха, чижонок (корень чиж); стриж, стрижиха, стрижонок (корень стриж).

Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: применение нового способа действия, рефлексия достижения цели

Методы:

Метод самостоятельной работы, метод решения орфографических задач

Приёмы: выполнение упражнений, подбор однокоренных слов для определения единого словообразовательного гнезда, выделение значимых частей слова

И

Учебник, рабочая тетрадь

-Выполните самостоятельно упр.88,с.62.

Прочитайте. Спишите. Обозначьте корень в словах.

-Докажите, что каждая пара слов – это однокоренные слова.




-А теперь самостоятельно выполните упражнение 89, с.63.

Подберите к каждому из слов однокоренное – то, от которого образовалось данное слово. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте корни в словах.

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте для проверки.

-Какая буква пропущена в каждом слове?

-А какую букву надо написать в однокоренном слове?

-Верно.

Выполняют упражнение.




-Каждая пара слов является однокоренными, так как у них есть общая часть и они близки по значению.


Выполняют упражнение.


Березовый – береза, сентябрьский – сентябрь, ветерок – ветер, сахарный – сахар, яблонька – яблоня.

-Обмениваются тетрадями с соседом по парте для проверки.

-В словах пропущены буквы: е, а, о.

-Ту же самую букву.




Включение в систему знаний и повторение

Цель: включение нового в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Методы: наблюдения над фактами языка

Приёмы: выполнение упражнений, подбор однокоренных слов для определения единого словообразовательного гнезда, выделение значимых частей слова

Ф, И

Учебник, тетрадь

Упражнение 90,с.63.

Прочитайте. Найдите однокоренные слова.

море моряк светлый

светить свет белый

беленький морской белеет

Запишите однокоренные слова группами. Обозначьте в словах корень.


Выполняют упражнение.



море светить белый

моряк свет беленький

морской светлый белеет

Итог урока

Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности.

Методы: метод конструирования

Приёмы: игра «Кто больше?», выделение значимых частей слова

Ф, И

Доска

-Ребята, какую тему мы сегодня изучили?


-А что такое корень слова?





-Почему родственные слова называют однокоренными?



Игра «Кто больше?»

-Я буду вам называть корень. А вам нужно образовать родственные, однокоренные слова.

Придумавший родственное слово по моему вызову называет его. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово, запишет слово на доске и обозначит в нём корень.

пар

вар

ёж

ягод

чай

-Мы изучили тему: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

-Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

-Родственные слова называют однокоренными, потому что их общая часть называется корнем.


Играют в игру.










-выпаривать, выпариватель, испарять, пропарка

-варить, отвар, вареный, навар.

-ежиха, ежовый, ежонок, ёжиком.

-ягодка, ягодный, ягодник

-чайник, чайный, чаеванье.