Предметные результаты: умение распознавать и подбирать однокоренные слова; выделять корень в однокоренных словах
1. Орг. момент (1 мин)
2. Актуализация опорных знаний (5 мин)
3. Постановка темы и цели урока (3 мин)
4. Усвоение новых знаний и способ действий (7 мин)
5. Первичная проверка понимания (10)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой (7 мин)
7. Включение в систему знаний и повторение (5 мин)
8. Итог урока (2 мин)
Этап урока, цель | Методы, приемы работы | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, оборудование | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент Цель: подготовка учащихся к работе на уроке. | | Ф | | -Здравствуйте, ребята! -Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. -Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. | Приветствуют учителя. Желают друг другу добра. |
Актуализация знаний Цель: повторение ранее изученного материала, фиксация затруднения | Методы: метод наблюдения над фактами языка, метод самостоятельной работы | Ф, И | | - Ребята, внимательно, послушайте сказку: «Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. - Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужого приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился». -Ребята, кто оказался чужаком? -Почему гости не сразу приметили чужака? - Составьте список гостей - родственников Воды. - Какие слова мы называем родственными? -Молодцы, всё верно. | Внимательно слушают сказку. -Чужаком оказался водитель. -Гости не сразу приметили чужака, так как у слова водитель есть общая часть вод со словами: вода, подводник, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, водяной. -Подводник, Водица, Водолаз, Водопад, Водомерка, Водичка, Водяной. -Родственными словами мы называем слова, которые близки по смыслу, имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. |
Постановка темы и цели урока Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять 3 план по решению поставленной цели урока | Методы: метод самостоятельной работы Приёмы: определения темы и цели урока | Ф | | - А как называется общая часть родственных слов, вы узнаете, отгадав загадку: Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. -Верно, общая часть родственных слов называется коренем. - Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба корень? -Да, корень это важная, необходимая часть. -Ребята, а как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? -Да, верно. А какую цель на урок вы поставите перед собой? -Молодцы, хорошо! | Слушают учителя. -Это корень. -Корень имеет большое значение. -Тема нашего урока «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» -Цель: узнать, что такое корень слова и как его находить в словах, узнать какие слова называются однокоренными. |
Усвоение новых знаний и способ действий Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способ действий | Методы: наблюдения над фактами языка, метод языкового разбора, Приёмы: беседа, выполнение упражнений, сравнение слов и наблюдение, выделение значимых частей слова | Ф, И | Учебник, доска меловая, тетрадь | -Ребята, откройте учебник на странице 61. Прочитайте правило в жёлтой рамочке. -А теперь ответьте на вопросы. -Как называется общая часть родственных слов? -Верно. -Почему родственные слова называют однокоренными? -Верно. -Что такое корень слова? Что в нем заключено? -Да, верно. -Как обозначается корень в словах? -Да, молодцы! -А теперь чтобы понять, как вы усвоили правило, выполним упражнение у доски. Запись на доске: Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисенок, Лось, лоскут, лосенок, Горный, горка, городок, Пес, песочный и песок. -Вычеркните слова, которые не являются однокоренными в каждой группе. Запишите оставшиеся, дополните строчки своим примером. Обозначьте корень. -Молодцы, вы хорошо справились с заданием. | Читают правило. -Общая часть родственных слов называется корнем. -Родственные слова называют однокоренными, потому что их общая часть называется корнем. -Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. -В словах корень обозначается дугой (показ на доске). -белить. -водить. -лист. -лоскут. -горный. -пес. Учащиеся по одному выходят к доске, анализируют записанные слова, вычеркивают лишние, приводят свой пример, выделяют корень в словах. |
Физкультминутка Цель: снять физическое напряжение у детей | | Ф | | -А теперь немного отдохнем, выйдите из-за парт: Раз-два-три, выросли цветы. К солнцу потянулись высоко: Стало им приятно и тепло! Ветерок пролетал, стебельки качал. Влево качнулись - низко прогнулись. Вправо качнулись - низко прогнулись. Ветерок, убегай! Ты цветочки не сломай! Пусть они растут, растут, Детям радость принесут! -А теперь присаживайтесь на свои места. | Выходят из-за парт. Дети сидели на корточках, медленно встают Тянутся на носочках, Смотрят вверх Раскачивают руками влево - вправо над головой Наклоняются влево Наклоняются вправо Грозят пальчиком Приседают Медленно приподнимаются, руки вверх, раскрывают пальчики. |
Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала | Методы: наблюдения над фактами языка, метод самостоятельной работы Приёмы: выполнение упражнений, выделение значимых частей слова | Ф | Учебник, словарь однокоренных слов (в учебнике) | -А теперь выполним упражнение 85. Стр.61. -Прочитайте однокоренные слова, данные в словаре однокоренных слов (с.135). Запишите любую группу однокоренных слов в алфавитном порядке. Обозначьте в словах корень. Составьте предложение с любым словом. Запишите это предложение. -Молодцы! А теперь выполним упражнение 86. Прочитайте пары однокоренных слов. трава шум смелый травка шуметь смелость Проведите опыт! Закройте полоской бумаги общую часть слова (корень) и прочитайте то, что осталось незакрытым. -Можно ли назвать то, что вы прочитали, словами? -В чем вы убедились? -Молодцы! Упражнение 87 с.62. -Прочитайте строки И. Демьянова. Спишите их. Найдите в строках однокоренные слова. Обозначьте в однокоренных словах корень. Испугались медвежонка Ёж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком. Разбежались кто куда, Приведи-ка их сюда! -Молодцы, хорошо! | Читают однокоренные слова, данные в словаре. Записывают любую группу однокоренных слов в алфавитном порядке. Обозначают в словах корень. Составляют предложение с любым словом. Записывают его. (Несколько учеников у доски). Например: час, часик, часовой, часы. Корень час. Часы, которые висели в комнате, показывали пять часов. -ка,еть, ый, ость. -Нет, это нельзя назвать словами. -Мы убедились в том, что в слове обязательно должен быть корень. Он «хранит» общее значение всех однокоренных слов. Читают строки И. Демьянова, списывают их. -однокоренные слова: ёж, ежиха, ежонок (корень еж); чиж, чижиха, чижонок (корень чиж); стриж, стрижиха, стрижонок (корень стриж). |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: применение нового способа действия, рефлексия достижения цели | Методы: Метод самостоятельной работы, метод решения орфографических задач Приёмы: выполнение упражнений, подбор однокоренных слов для определения единого словообразовательного гнезда, выделение значимых частей слова | И | Учебник, рабочая тетрадь | -Выполните самостоятельно упр.88,с.62. Прочитайте. Спишите. Обозначьте корень в словах. -Докажите, что каждая пара слов – это однокоренные слова. -А теперь самостоятельно выполните упражнение 89, с.63. Подберите к каждому из слов однокоренное – то, от которого образовалось данное слово. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте корни в словах. -Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте для проверки. -Какая буква пропущена в каждом слове? -А какую букву надо написать в однокоренном слове? -Верно. | Выполняют упражнение. -Каждая пара слов является однокоренными, так как у них есть общая часть и они близки по значению. Выполняют упражнение. Березовый – береза, сентябрьский – сентябрь, ветерок – ветер, сахарный – сахар, яблонька – яблоня. -Обмениваются тетрадями с соседом по парте для проверки. -В словах пропущены буквы: е, а, о. -Ту же самую букву. |
Включение в систему знаний и повторение Цель: включение нового в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Методы: наблюдения над фактами языка Приёмы: выполнение упражнений, подбор однокоренных слов для определения единого словообразовательного гнезда, выделение значимых частей слова | Ф, И | Учебник, тетрадь | Упражнение 90,с.63. Прочитайте. Найдите однокоренные слова. море моряк светлый светить свет белый беленький морской белеет Запишите однокоренные слова группами. Обозначьте в словах корень. | Выполняют упражнение. море светить белый моряк свет беленький морской светлый белеет |
Итог урока Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности. | Методы: метод конструирования Приёмы: игра «Кто больше?», выделение значимых частей слова | Ф, И | Доска | -Ребята, какую тему мы сегодня изучили? -А что такое корень слова? -Почему родственные слова называют однокоренными? Игра «Кто больше?» -Я буду вам называть корень. А вам нужно образовать родственные, однокоренные слова. Придумавший родственное слово по моему вызову называет его. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово, запишет слово на доске и обозначит в нём корень. пар вар ёж ягод чай | -Мы изучили тему: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» -Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. -Родственные слова называют однокоренными, потому что их общая часть называется корнем. Играют в игру. -выпаривать, выпариватель, испарять, пропарка -варить, отвар, вареный, навар. -ежиха, ежовый, ежонок, ёжиком. -ягодка, ягодный, ягодник -чайник, чайный, чаеванье. |