Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Эвристическая беседа Анализ известных фактов, эвристическая беседа | Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус. 2 слайд - 7Я Кто догадался? Мы начинаем новый раздел в открытии окружающего мира. Это очень важный раздел. Итак, тема урока «Мы в семье». 3 слайд. Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова? Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? Где мы можем посмотреть точное определение слова? Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре. | Сегодня мы поговорим о семье. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой Ответы детей. Ответы детей. В словаре русского языка Ожегова Сергея Ивановича | Личностные: освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде; Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; Познавательные: анализ, синтез, обобщение; подведение под понятие Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
Выявление места и причины затруднения. Сравнение, рассуждение | 4 слайд. Словарь Ожегова С.И.: 1. Это группа живущих вместе близких родственников; 2. Объединение людей, сплочённых общими интересами. Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему? | Дети высказывают свое мнение. | Познавательные: определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
Построение проекта выхода из затруднения. | О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Правильно, сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста? 5 слайд. Что такое семья, мы с вами уже ответили. А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого рассмотрите изображение яблони с плодами и назовите части дерев. Возможна ли жизнь дерева без этих частей, что будет, если у дерева обрубить корни, ствол, лишить его листвы? Почему? Вот как дерево не может обойтись без корней, листвы, плодов, так и семья не может без бабушек и дедушек, мам и пап, братьев и сестер. Ребята, закройте глаза и представьте себе, что в жаркий день, после долгого, утомительного пути по пыльной дороге вы оказались в тени этого дерева. Вы садитесь к его корням, прислоняетесь спиной к крепкому теплому стволу, ветви и листва закрывают вас от палящих лучей и овевают легким ветерком. В ветвях поют птицы. Отдохнули? Теперь сорвите с веток по яблоку. Яблоко утолит ваш голод и жажду, которая так измучила вас в пути. Что вы будете чувствовать в это время? Если сравнивать дерево с семьей, то какие отношения должны быть в семье, чтобы мы так же чувствовали защищенность, теплоту, покой и любовь? | Приблизительные ответы детей: сегодня на уроке мы должны узнать: что такое семья, как называют членов семьи и т.д. Корни, ствол, ветви, плоды. Нет, невозможна. Потому что они взаимосвязаны и, обходиться друг без друга не могут. Благодарность, чувство покоя, отдыха, защищенность. В семье должны быть хорошие, доверительные отношения. Должны царить любовь, доброта. | Личностные: самоопределение; смыслообразование |
Реализация построенного проекта. Звучит запись классической умиротворяющей музыки. | 6 слайд. А сейчас я расскажу вам еще об одном дереве, которое есть в жизни каждого человека и частью которого является каждый из нас: и ты, и ты, и ты, и я, и каждый не только в нашем классе, но и во всем мире. Давайте раскроем наши рабочие тетради на с. 39 и посмотрим на это дерево. Вот это дерево. Знаете ли вы, как оно называется? Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо – что это значит? Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи. Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки? Как называются люди, объединенные одной семьей? Руку протяните, Яблоко сорвите Стал ветер веточку качать, И трудно яблоко достать. Подпрыгну, руку протяну И быстро яблоко сорву! 7 слайд. Родственники бывают ближние и дальние. Давайте поговорим о ближних. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми. Кем они приходятся вам? А если у ваших мамы и папы есть братья или сестры, кем они приходятся вам? Теперь подумайте, почему окошко для вашего имени отведено на самом верху дерева. Потому что дерево продолжает расти вверх, дети вырастают, и у них появляются свои дети — свежие веточки на родословном дереве. Но пока вы еще дети, и самые новые побеги на семейном дереве — это вы, ваши братья и сестры». Ребята, если вы самая свежая поросль, то где должны находиться ваши родители? А родители ваших родителей? А для кого оставлено место еще ниже? Что это за родственники? Их имена у самого основания дерева, в самой крепкой его части, питающей и удерживающей весь ствол. 8 слайд. Рассмотрите фотографию в учебнике на с. 52. Представляете, сколько ветвей у родословного дерева этой семьи! Попробуйте найти на фотографии Ивана Андреевича и Матрену Васильевну, основателей этой большой семьи. Как вы думаете, интересно жить в такой большой семье? Какая она, эта семья? Не зря ведь такая ласковая, добрая, нежная фамилия у ее родоначальников — Тюточкины. 9 слайд. Учитель: А теперь соберите пословицу. Работать можно в паре. На что клад, когда в семье лад. Как вы ее понимаете? Что такое «лад»? | Предположения детей. Это дерево о целом роде семьи. В эти окошки должны быть вписаны имена членов семьи Родственники, родные. Родителей — маму, папу. Дети, ребенок, сын, дочь. Бабушками и дедушками. Дядями и тетями. Ответы детей. Каждый ученик с помощью счетной палочки показывает окошки, в которые следует вписать свое имя и имена братьев и сестер. Родители бабушки и дедушки — прабабушка и прадедушка. Дети кладут счетную палочку или выделяют фишками из счетного набора родоначальников семьи Тюточкиных. Дружная, добрая, чадолюбивая. Дети собирают пословицу. Лад – согласие. | Личностные: смыслообразование. Познавательные: сравнение, обобщение, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: извлечение из текстов необходимой информации, самостоятельное заполнение таблиц, обобщение, аналогия. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Теперь послушайте одну легенду. Учитель: Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ. Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно. | В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово. На листе было написано слово «понимание». | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |