СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по теме "Страна, открывшая путь в космос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме "Страна, открывшая путь в космос"»

ФИО обучающегося, который проводит урок: Хмелинина Ольга Вячеславовна.

Место проведения:

Дата: Класс: 4

Предмет: окружающий мир

Тема урока «Страна, открывшая пусть в космос».

Цель(начинается с отглагольного существительного: формирование, знакомство и т.д.): формирование представления учащихся

ЗАДАЧИ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ)

начинается с глагола в НФ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ДЛЯ УЧЕНИКА)

Начинается с глагола 3 лица н.в. (знает, умеет, демонстрирует и т.д.)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Формировать знания о послевоенной истории страны, об успехах науки и техники, об освоении космоса.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Знает послевоенную историю страны, об успехах науки и техники, об освоении космоса.

РАЗВИВАЮЩИЕ

Развивать умение находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде в ходе работы с учебником и информационным листом.

Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей в ходе подведения итогов по каждому пункту плана.

Развивать умение планировать действия по решению учебной проблемы в ходе определения цели и задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

П: находит в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде в ходе работы с учебником и информационным листом.

К: строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей в ходе подведения итогов по каждому пункту плана.

Р: планирует действия по решению учебной проблемы в ходе определения цели и задач.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

Воспитывать ценностное отношение к своей Родине через беседу о важности праздника «День космонавтики»


ЛИЧНОСТНЫЕ

Демонстрирует ценностное отношение к своей Родине через беседу о важности праздника «День космонавтики»


Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом 1 лица мн.ч.. б.в.)

Узнаем

Научимся

Узнаем, о послевоенной истории страны, успехах науки и техники, освоении космоса.

Научимся

Тип урока: открытие новых знаний.

Принципы обучения: научности, наглядности.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Форма организации обучения на уроке: фронтальная, индивидуальная.

Средства и формы контроля: подведение итогов.

Оборудование для обучающихся: карточки с заданиями, учебник по окружающему миру 4 класс 2 часть Плешаков

Оборудование для учителя: презентация, учебник, таблицы.

Основные термины, понятия, определения, правила: спутник, космос, ПС-1, «Восток», СССР.











Оформление классной доски. Дата

Тема «Страна, открывшая путь в космос».

Цель: узнать, как осваивали космос.



Классная работа

Год

Событие/открытие

1445



Открытие Америки


Открытие Антарктиды

1911


1961

?







План

- Узнаем о начале освоения космоса в 1957 году.

- Узнаем о первом человеке в космосе.

- Узнаем о космической станции МИР (МКС).

- Узнаем об успехах и трудностях СССР.































Ход урока

Этап/время

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Орг. момент

Приветствует учеников.

-Проверьте свою готовность к уроку, у вас на партах должны быть: учебники, рабочая тетрадь, пенал, карточки для работы и дневник.




Проверяют свою готовность к уроку.

Мотивация

- Знаете ли вы что-нибудь о космосе?


А может ли человек отправиться в космос? Верно, сейчас человечество с помощью ракет летает в космос, а с помощью космической станции может даже прожить там много времени. Но знаете ли вы с чего начиналось освоение космоса человеком? Готовы ли вы сегодня узнать, как человек начал изучение космоса?


Учащиеся называют известные им факты о космосе.

- Да, люди летают в космос.


- Нет, мы не знаем.


Учащие отвечают согласием.

Актуализация знаний и выявление индивидуального затруднения

- Рассмотрите таблицу, в которой обозначены события великих событий. В ней нет нескольких фактов, которые помогли бы завершить эту таблицу, поэтому предлагаю вам ее заполнить.










- Вы не написали событие, которое произошло в 1961 году. Почему?



- У вас возникло затруднение. Предлагаю вам сегодня его преодолеть.


Год

Событие/открытие

1445



Открытие Америки


Открытие Антарктиды

1911


1961

?


Год

Событие/открытие

1445

Рождение книгопечатания

1492

Открытие Америки

1820

Открытие Антарктиды

1911

Покорение южного полюса

1961

?

Учащиеся заполняют таблицу


- Потому что мы не знаем, какое событие произошло в этом году.

Построение плана выхода из затруднения

Тема сегодняшнего урока «Страна, открывшая путь в космос». Сформулируйте цель урока.

- Посмотрите на план урока. Верно ли он составлен? Составим верный план нашей работы. Что мы будем делать в первую очередь?







Тема «Страна, открывшая путь в космос».

Цель: узнать как осваивали космос.

План

- Узнать о начале освоения космоса в 1957

- Узнать о первом человеке в космосе.

- Узнать о космической станции МИР (МКС).

- Узнать об успехах и трудностях СССР.

- Цель урока: узнать, как осваивали космос.

- План составлен неверно.

- Сначала мы узнаем о начале освоения космоса в 1957 году.

Далее узнаем о первом человеке в космосе.

Потом узнаем о космической станции МИР (МКС).

Позже поговорим об успехах и трудностях СССР.

Реализация построенного проекта. Беседа 1.

- С чего мы должны с вами начать исходя из плана?



Чтобы это узнать, предлагаю вам заполнить карточки, пока я буду рассказывать вам о том, как люди осваивали космос в 1957 году.


Почти 100 лет назад жил ученый Циолковский. Он любил наблюдать за небесными телами через телескоп. Он задумал изобрести такой аппарат, который позволил бы человеку путешествовать в космосе, о чем написал в своих книгах. Спустя много лет, советские ученые, под руководством конструктора Сергея Павловича Королева создали первый в мире искусственный спутник ПС-1 («Простейший спутник-1»), который отправили на орбиту планеты 4 октября 1957 года. На нем ученые установили специальные приборы. Спутник пролетал вокруг Земли и издавал сигнал, который слышали все жители планеты.

Это была первая победа в покорении человеком космоса.

(През.)


Ученые готовились отправить в космос человека. Уже были отобраны лучшие летчики страны, но сначала ученые решили отправить в космос животных, а конкретно двух собак: Белку и Стрелку. Запуск космического корабля «Спутник-5» состоялся 19 августа 1960 года. Полет продолжался более 25 часов. За это время космический корабль совершил 17 полных оборотов вокруг Земли. Полет закончился удачно: собаки вернулись на Землю целыми и невредимыми.

(През.)


- Проверим, верно ли вы заполнили пропуски. Прочитаем, что у нас получилось на карточках.


- Какой пункт плана мы выполнили?


- Подведем итоги по пункту: о каких двух датах мы сейчас с вами узнали и что это были за события.




Советские ученые, под руководством конструктора _________________ создали первый в мире искусственный спутник ПС-1 («_____-_____»), который отправили на орбиту планеты _________года.


Перед полетом человека в космос ученые решили сначала отправить на орбиту двух собак: ___ и ___.

Запуск космического корабля «Спутник-5» состоялся _____ года. Полет продолжался более __ часов. За это время космический корабль совершил 17 полных оборотов вокруг Земли.

- Сначала мы должны узнать о том, как осваивали космос в 1957 году.


Учащиеся заполняют карточки:


Советские ученые, под руководством конструктора Сергея Павловича Королева создали первый в мире искусственный спутник ПС-1 («Простейший спутник-1»), который отправили на орбиту планеты 4 октября 1957 года.


Перед полетом человека в космос ученые решили сначала отправить на орбиту двух собак: Белку и Стрелку.

Запуск космического корабля «Спутник-5» состоялся 19 августа 1960 года. Полет продолжался более 25 часов. За это время космический корабль совершил 17 полных оборотов вокруг Земли.














Учащиеся читают заполненную карточку, тем самым проверяя ее.



- Мы узнали о том, как люди осваивали космос.

- 4 октября 1957 год – запуск искусственного спутника Земли ПС-1, 19 августа 1960 год – полет животных в космос (Белка и Стрелка).

Реализация построенного проекта. Беседа 2.

- Какой пункт плана у нас идет следующим?


- Сейчас мы посмотрим видеоролик. После его просмотра вы должны будете ответить на следующие вопросы:

Кто был первом человеком в космосе? Почему выбрали именно его?

Как назывался космический корабль?

Дата полета первого человека в космос - …


Просмотр видеоролика


- Теперь ответим на вопросы по видео.

Учитель повторяет вопросы.








- Вы ответили на вопросы по видеоролику. Какой праздник мы отмечаем 12 апреля каждый год? Важен ли праздник для нашей страны и почему?





- Эту памятную дату и самого Юрия Алексеевича Гагарина мы должны всегда помнить.

- Предлагаю вам рассмотреть изображение и подумать над тем, что же здесь происходит.

- Верно, люди приветствуют Гагарина, ликуют, несут ему цветы, радуются за своего соотечественника. Они встречали его как героя, коим он и был. Только послушайте отрывок из записей одного

рабочего:

«Со мной как будто был какой-то шок, я через некоторое время стал все понимать, а сердце наполнилось таким торжеством, что я непроизвольно закричал: «Ура! Наши в космосе!». Выбежал в коридор общежития. Ребята выбегали из комнат и мы, обнявшись, даже танцевали от радости. Вся страна ликовала. Казалось, в полёте Юрия Гагарина мы увидели самое жизнеутверждающее начало для страны, только что оправившейся после самого тяжёлого испытания в Великой Отечественной войне и устремившейся вперёд».


- Какой пункт плана мы выполнили? Кто был этим самым человеком?



Видеоролик в презентации.

























През.

- Узнаем о первом человеке в космосе.









- Первый человек в космосе Юрий Алексеевич Гагарин. Его выбрали, так как он обладал хорошей памятью, быстрой реакцией и математическими способностями. Космический корабль назывался «Восток».

Дата полета – 12 апреля 1961 года.



- День космонавтики. Этот праздник важен для нашей страны, так как наша страна является первым государством, которое смогло начать осваивать космос.





- Люди встречают Юрия Алексеевича.
















Мы узнали о первом человеке в космосе. Юрий Алексеевич Гагарин – первый человек, побывавший в космосе.

Первичное закрепление

- Что мы должны узнать сейчас, исходя из плана?



«Мир» — советская и российская пилотируемая научно-исследовательская орбитальная станция, находившаяся в околоземном космическом пространстве с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года.

Первая многомодульная орбитальная станция в истории.

- Но как вы думаете, что же произошло с первой в истории орбитальной станцией?


- Чтобы найти ответ на этот вопрос, предлагаю вам воспользоваться карточками с текстом, который поможет вам узнать, почему станции МИР больше не существует. Подчеркните причины, по которым станции больше нет.

Карточка с текстом.

Вместо рассчитанных пяти лет станция «Мир» проработала в три раза дольше. Несмотря на различные, в том числе зарубежные, проекты по ее спасению, российское руководство приняло решение о затоплении станции. Среди причин такого решения: непростое финансовое положение России в 1990-е годы, начало строительства МКС, многочисленные проблемы в работе модулей «Мира» и, наконец, банальная выработка ресурса станции. Операция по затоплению была назначена на 23 марта 2001 года. Центр управления полетами рассчитал траекторию падения станции на место кладбища космических кораблей – специальный несудоходный район в Тихом океане. На тот момент ни одно государство не обладало опытом по спуску и затоплению орбитальных комплексов, но операция прошла успешно.


- Что произошло со станцией?

- Почему это произошло?








- Несмотря на то, что станция МИР прекратила свое существование, после подписания о сотрудничестве в космосе между Россией и США, появилась новая станция – Международная космическая станция, проект, в котором участвуют 14 государств. Пилотируемая лаборатория находится на орбите Земли и создана для проведения научных исследований в состоянии невесомости, изучения влияния космоса на человеческое тело, проведения исследований в области астрономии, биологии, физики. Станция находится на орбите с 1998 года, когда был запущен первый модуль. За это время на ней побывали более 270 человек из 21 страны.

- Какой пункт плана мы с вами выполнили?



През.





























През.

- Мы должны узнать о космической станции МИР (МКС).







Учащиеся предлагают свои варианты ответа.






















- Её затопили.

- Это произошло, потому что не было достаточного финансирования, было положено начало строительству МКС, были проблемы в работе станции и сама станция была уже непригодна.














- Мы узнали о космической станции МИР и МКС.

Включение в систему знаний

- Какой пункт плана мы еще не выполнили?



- Исходя из текста на страницах 103-104 поработайте по рядам и составьте на доске таблицу «Успехи и трудности». Первый ряд рассматривает первые три абзаца (стр. 103), второй ряд следующие два абзаца (стр. 103-104), а третий ряд работает с последними двумя абзацами (стр. 104). Выписывайте на карточки успехи и трудности и крепите на доску под соответствующие названия столбцов.















- Что случилось с Советским союзом в результате всех событий? Что случилось с республиками после распада?



- Что мы сейчас с вами сделали?




Таблица на доске

Успехи

Трудности








- Мы должны поговорить об успехах и трудностях в СССР.



Успехи

Трудности

Большинство жителей страны проживало в городах

Экологические проблемы (вырубка лесов, загрязнение воды и воздуха)

Молодые люди стремились получить высшее образование

Экономические проблемы

Строительство новых заводов


Возведение мощных электростанций


Свобода слова



- Советский союз прекратил свое существование в 1991 году. Республики стали независимыми государствами.

- Мы узнали об успехах и трудностях в СССР.

Самостоятельная работа

- Чтобы увидеть, как вы усвоили материал урока, предлагаю вам выполнить небольшую работу. Каждый работает индивидуально, после чего, вы обменяетесь карточками, и мы сделаем проверку.


Карточка с самостоятельной работой.

№1 Подчеркните верное высказывание об освоение космоса человеком.

США вывели на орбиту Земли первый искусственный спутник.

СССР вывел на орбиту Земли первый искусственный спутник.

Китай вывел на орбиту Земли первый искусственный спутник.

Германия вывела на орбиту Земли первый искусственный спутник.


№2. Установите соответствие между датой и событием.

1)1991 а)Запуск первого искусственного спутника

2) 1961 б) Распад СССР

3) 1957 в) Первый полёт человека в космос


№3 Заполните пропуски, используя слова для справок: СССР, спутник, Юрий Гагарин, Алексей Гарагин, «Восток», «Запад».


4 октября 1957 года ____  запустил искусственный _________  Земли. 12 апреля 1961 года __________  облетел земной шар в пилотируемом космическом корабле ________ .



- Обменяйтесь карточками и оцените работу своего товарища.























Слайды для проверки и оценивания:








Предполагаемые ответы:

№1 – СССР вывели на орбиту Земли первый искусственный спутник.


№2

1)-б)

2) – в)

3) – а)


№3

4 октября 1957 года СССР запустил искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин облетел земной шар в пилотируемом космическом корабле «Восток».






Учащиеся проверяют друг друга и ставят отметки.

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Какая у нас была тема? Какую цель мы ставили? Достигли ли мы ее?



- С чего началось освоение космоса?



- Кто стал первым человеком, который отправился в космос? Когда это произошло?

- Вернемся к нашей таблице, которую мы заполняли в начале урока. Мы можем ее теперь закончить?


- Выразите свое мнение от урока, заканчивая фразы.



- Спасибо за урок.











През.

- Тема «Страна, открывшая путь в космос». Цель: : узнать, как осваивали космос. Мы достигли цели.

- Освоение космоса началось с запуска искусственного спутника 4 октября 1957 года.

- Юрий Алексеевич Гагарин. Это произошло 12 апреля 1961 года.


- Да, мы допишем 1961 – Первый полет человека в космос