Этап/время | Цель этапа (планируемый результат) | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Организационный этап 1-2 мин. | Организация внимания всех учащихся, проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Александровна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я! -Для начала проверьте свою готовность к уроку. Посмотрите лежит ли у вас на партах учебник, тетрадь, пенал. -Все готовы? Тогда присаживайтесь на свои места. | | Приветствуют учителя. Дети проверяют готовность к уроку, достают из рюкзака недостающие предметы. Мы готовы! Присаживаются. |
Актуализация знаний. 7 мин. | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | - Ребята, я очень торопилась к вам на урок, и когда готовилась к уроку, поняла, что все буквы в моей сумке перемешались. Ваша задача помочь мне составить из этих букв слово. - Кто пойдёт к доске и попробует это сделать? (Если у учащихся возникают трудности, учитель помогает выставить первые и последние буквы). -Молодцы, ребята, я даже не сомневалась, что вы справитесь! -Скажите, пожалуйста, а как вы понимаете слово «безопасность»? -Верно. -В течение жизни мы встречаем множество знаков. Я предлагаю вам рассмотреть два знака, которые помогут узнать нам тему нашего урока. Ваша задача расшифровать эти знаки и разъяснить их. -О чем говорит нам первый знак? -Хорошо. А о чем нам говорит второй знак? | Приложение 1. На доске карточки с буквами ПЗТЬБОЕССОАН | Составляют слово «БЕЗОПАСНОСТЬ» -Безопасность - надёжность, защищённость, состояние человека при котором ему ничто не угрожает. -Первый знак говорит нам о том, что нельзя засовывать в розетку пальцы и другие предметы. -Второй знак говорит нам о том, что никогда и нигде нельзя играть со спичками. Это может привести к пожару. |
Этап постановки цели, задач и темы урока. 5 мин. | Построение рассуждения на основе известных понятий, организация самостоятельного формулирования проблемы и постановка цели | -Если в доме вдруг случится – Из окошек дым клубится, И огонь, и пышет жар – Это значит там . -Как вы думаете, какова тема нашего урока? -Верно! (записываю тему на доске) -Что мы узнаем сегодня на уроке? -Чему мы научимся? | | -Пожар! -Тема нашего урока – «Пожар». -Сегодня на уроке мы узнаем основные правила противопожарной безопасности. -Научимся вызывать пожарных по телефону. |
Этап изучения нового материала 10 мин. | Выбор вместе с учащимися оптимального способа действия для решения исходной проблемы. | -Послушайте стихотворение. Я - огонь! Я – друг ребят. Но когда со мной шалят, Становлюсь тогда врагом. И сжигаю все кругом! -Как вы считаете, огонь - наш друг или огонь - наш враг? Вывешиваю на доску слово «огонь», от него 2 стрелки «огонь-друг» и «огонь-враг». -Ребята, сейчас я буду показывать вам картинки, а вы будете мне говорить, к какой стрелке мы можем отнести данную картинку. -Куда мы отнесем 1 картинку? -Куда мы отнесем 2 картинку? -А к чему относится 3 картинка? -Ну и последняя картинка. -Молодцы, ребята! -Сейчас вы поработаете в паре. Вам нужно подумать, какие бывают причины возникновения пожара. -Но прежде, чем вы приступите к обсуждениям, расскажите мне о правилах работы в парах. -Отлично. Приступайте к обсуждениям. -Время вышло. Кто поделится с нами своими результатами? -Спасибо, вы правы. -У вас на партах лежат листочки, на которых перечислены причины возникновения пожара. Кто нам их прочитает? -Спасибо! | 1. 2. 3. 4. Раздаточный материал «Причины возникновения пожара». | Высказывают своё мнение. -Огонь-друг. -Огонь-враг. -Огонь-друг. -Огонь-враг. -При работе в парах нужно: говорить шёпотом, слушать друг друга, не перебивать, работать вместе, уметь договариваться и т.д. Учащиеся перечисляют причины возникновения пожаров. Ученик читает причины возникновения пожара. |
Динамическая пауза 3 мин. | | -Предлагаю немного отдохнуть. - Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, шагаете и должны хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья», а если не согласны, садитесь на корточки и молчите. -Кто, почуяв запах гари, Сообщает о пожаре? -Кто из вас, почуяв дым, Закричит: «Пожар! Горим!» -Кто, скажите честно, братцы, Любит спичками играть? -Кто, почуяв газ в квартире, Позвонит на «04»? -Кто от маленькой сестрички Незаметно спрячет спички? -Кто из вас шалит с огнём Утром, вечером и днём? -Кто костров не разжигает И другим не разрешает? -Кто из вас, заметив дым, Вызывает «01»? -Кто из вас, скажите вслух, Поджигает тополиный пух? -Кто не струсит и смекнёт, Кто на помощь позовёт? -Молодцы! Садитесь. | | Выполняют физминутку. |
Этап первичного закрепления 10 мин. | Закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | -Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. У вас на партах лежат листочки с правилами пожарной безопасности и листочки с правилами, что нужно делать, если пожар все-таки начался. Прочитайте их, пожалуйста. -Не теряйте эти памятки, в случае необходимости, вы сможете ими воспользоваться. -Если вдруг случится пожар, а дома вы окажитесь одни, то вы должны позвонить пожарным. -Знаете ли вы номера пожарной службы? Назовите их. Проверим, сможете ли вы вызвать пожарных. (2 человека выходят). -Разыграйте ситуацию: -1 ученик диспетчер пожарной службы, а другой вызывает пожарных. Учитель комментирует действия учеников. Правильно 1.Звонить по телефону 01;112;101 2. Сообщить причину вызова. 3.Четко и ясно назвать адрес или объект, где пожар. 4.Сообщить свою фамилию и имя. -Вы отлично справились с поставленной задачей! -Чтобы закрепить знания, поиграем в игру «Верно-неверно». Я вам буду описывать ситуацию, ваша задача подумать и решить верно или неверно поступил ребёнок». Если вы считаете, что верно – хлопните в ладоши. Если неверно, то молчите. 1. Увидев, что загорелась занавеска Витя спрятался под столом. 2. Увидев горящий утюг, Саша позвал на помощь взрослых. 3. Играть со спичками безопасно 4. Маша и Петя зажгли костёр в лесу, а когда собрались домой решили, что костёр потухнет сам и оставили всё как есть. 5. Зажигать газовую плиту детям запрещено, это можно делать только взрослым. 6. При пожаре обязательно надо вызвать пожарных. -У вас на партах лежат листочки, на которых н | Раздаточный материал «Правила пожарной безопасности». Раздаточный материал «Что нужно делать, если пожар все-таки начался». | Читают правила на карточках. -Номера пожарной службы – 01, 112, 101. Ученики разыгрывают ситуацию: Диспетчер: - Алло. Пожарная служба слушает. Что произошло? Ребёнок: -Здравствуйте, у нас в квартире начался пожар. Адрес: улица Менделеева, дом 5, 2 подъезд, квартира 35. Взрослых нет дома. Вас вызывает Смирнов Матвей. -Молчат. -Хлопают. -Молчат. -Молчат. -Хлопают. -Хлопают. |
Рефлексия 3-5 мин | Осознание учащимися своей учебной деятельности. | -Наш урок подходит к концу и нам нужно подвести итог. -Какая тема была нашего сегодняшнего урока? -Что мы узнали сегодня на уроке? -Чему мы научились? -Ребята, на ваших партах лежат листы самооценки, возьмите их, пожалуйста. - Сейчас я попрошу вас нарисовать звездочку на той ступеньке, как вы оцениваете свою деятельность на уроке. -Сама верхняя - Я активно работал(а), мне все понятно. Ступенька посередине - Я старался(лась) работать активно, но что-то не понял(а). И самая нижняя - Я почти не работал(а), многое не понял(а). -Кто расположил звездочку на верхней ступеньке? Ступеньке посередине? Самой нижней? -Я очень рада, что вы усвоили тему нашего урока. А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание (нарисовать рисунок на тему «Огонь-друг» или «Огонь-враг»). -Мне было приятно с вами работать, спасибо, урок окончен, до свидания! | | -Тема нашего урока была «Пожар!». -Сегодня на уроке мы узнали основные правила противопожарной безопасности. -Мы научились вызывать пожарных по телефону. -Спасибо, до свидания! |