| Организационная информация |
Тема урока | Предложный падеж имён существительных. |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 |
Учитель | Прокопцова Т.Г. |
Образовательное учреждение | МБОУ Касплянская СШ |
| Методическая информация |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цели урока | Познакомить с особенностями предложного падежа. |
Задачи урока | развивать умение определять падеж имен существительных по вопросам и предлогам; формировать сознательное употребление в речи существительных в предложном падеже; развивать способности к анализу и синтезу, умение выстраивать суждения и умозаключения; воспитывать умение сотрудничать с учителем, товарищами. |
Необходимое оборудование и материалы | Презентация к уроку, карточки для работы в парах, учебник русского языка В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 класс, 2 часть. |
Планируемые результаты | Предметные: - знакомство с предложным падежом имён существительных; - умение определять предложный падеж имён существительных; - умение применять знания в жизненных ситуациях. Личностные: положительное отношение к учению, произвольному поведению, уважительное отношение к собеседнику. Метапредметные Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
УУД |
I. Самоопределение к деятельности (мобилизующий этап) Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. Читают высказывание. Обучающиеся делают вывод о том, что необходимо учиться. Каждому человеку нужно учить русский язык, чтобы быть грамотным, умело выражать свои мысли, писать без ошибок. Пишут буквы | Начинаем урок русского языка. Эпиграфом к уроку я взяла стихотворение С.В. Михалкова. (Ученик читает эпиграф.) Мы живём в стране российской, Признаём язык английский Итальянский, датский, шведский. И японский признаём И китайский, и французский Но в своём краю по-русски Пишем, думаем, поём. - Сегодня мы будем писать, думать и даже петь на родном русском языке и сделаем в области русского языка открытие. Настроение и уменя и у вас я вижу хорошее, поэтому я уверена мы справимся со всеми заданиями и вопросами нашего урока и будем работать результативно. - Откройте тетради - Массаж. - Трём пальчики до теплоты, энергично. - Прижимаем пальчики. - Моем. - Произносим слова любви и нежности к себе, стряхиваем все сомнения. - Запишите дату нашего урока. Минутка чистописания. - Посмотрите, пожалуйста, на доску, на верхнюю строчку. - Что мы будем сегодня контролировать при письме букв? - Со второго полугодия мы стали писать в тетрадях в широкую линейку и поэтому мы контролируем высоту букв, а сегодня будем контролировать длину элементов, выходящих вниз за строку. - Прочитайте предложение с доски. Мы – друзья. - Кто может так сказать о своих одноклассниках? - Очень приятно, что у нас такой дружный класс. - Запишите это предложение на следующей строке. - Прочитайте пословицы. Новых друзей наживай, а старых не теряй. Муравьиная рать и льва победит. - Какой темой объединены эти пословицы? - Читаем первую пословицу. О чём она? - - Как можно заменить слово наживай? (находи, приобретай, заводи, собирай) - Читаем вторую пословицу. Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Как можно заменить древнерусское слово рать? - Запишите одну пословицу по выбору в тетрадь. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Организует повторение изученного. | Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Производят самопроверку и сверяют с доской. | Орфографическая разминка. - Мы, конечно, будем записывать данные слова и комментировать орфограммы. Это очень важный этап урока. Нам важно чувствовать опасное место в слове и предупреждать ошибки. Задач., п.сатель,умн.жение, расска., за.яц,л.сица, квадра., к.пуста, заг.ловок. - Попробуйте разделить эти слова на три тематические группы. (Литературное чтение, математика, окружающий мир) Работаем на доске и в тетрадях. Объясняем орфограммы. - Что мы можем сказать о словах: капуста, заяц, лисица? (Составляют цепь питания) Как видите, ребята мы учим не каждый отдельный предмет, а с помощью всех предметов мы приобретаем знания, приобретаем информацию, чтобы пользоваться этой информацией и на остальных предметах. - К какой части речи относятся эти слова? (Имя существительное) - Назовите одушевлённые имена существительные. -На какие вопросы отвечают одушевлённые имена существительные - Назовите собственные имена существительные. (Их нет) Придумайте к слову писатель имя собственное. /К слову рассказ/ Назовите имена существительные мужского рода? Женского? Среднего? - Назовите имя существительное которое употребляется только в форме единственного числа. А сейчас попробуем устно выполнить следующее задание. Употребите данные имена существительные с указанными предлогами в нужном падеже. (в) задача, (об) умножение, (в) квадрат, (о) писатель, (по) рассказ (из) заголовок, (за) заяц, (около) лисица, (на ) капусте. Обратите внимание, ребята, в каком падеже существительные употребляются чаще. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: планирование учебногосотрудничества сучителем, сверстниками,умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиямикоммуникации. Регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия). |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы и цели урока. | Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога направляет учащихся к формулированию темы урока. | Испытывают затруднения, работают с учебником, отвечают на вопросы учителя, ищут выход из затруднения. Формулируют тему урока и цель. | Какова будет тема нашего урока. - Сформулируйте цель, опираясь на тему. В процессе практической работы научиться выделять в речи имена существительные в предложном падеже. Вспомним: на какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже. Узнаем: с какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже; -каким членом предложения являются имена существительные в предложном падеже; -почему падеж получил такое название. Составим маршрут нашего движения к новым знаниям. 1.Название падежа. 2.Вспомогательное слово. 3.Вопросы падежа 4.Предлоги падежа. 5.Член предложения. | Познавательные: формулирование задач и целей урока, применение методовинформационного поиска Коммуникативные:умение с достаточнойполнотой и точностью выражать свои мысли всоответствии с задачами иусловиями коммуникации. Регулятивные: целеполагание,самоконтроль знаний. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. | Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога направляет учащихся к «открытию» новых знаний. | Выдвигают гипотезы. | - Откройте учебники на с. 54 и прочитайте сведения о падеже. Почему этот падеж называют предложным? | Познавательные: применение методов информационного поиска Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли всоответствии с задачами коммуникации Регулятивныкоррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия). |
ФИЗМИНУТКА | | | | |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания по определению рода имени существительного. | Организует работу учащихся. | Формулируют и выполняют задание. Производят взаимопроверку. | Чтобы ответить на 4 пункт маршрута, поработаем по учебнику Найдите упражнение 97 на странице 54 учебника -Определи падеж выделенных имён существительных в каждом предложении. -Какие вопросы вы поставили? -К каким существительным поставили вопрос о ком?, а к каким о чём? -Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительными. Прочитайте сообщение мудрой совы. Какие предлоги употребляются с именами существительными в предложном падеже? Обратите внимание, почему с существительным отце употребляется предлог об, а с существительным матери – употребляется предлог – о. | Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: саморегуляция, контроль. Коммуникативные:умение с достаточнойполнотой и точностью выражать свои мысли всоответствии с задачами иусловиями коммуникации. |
| | | 1. Чтобы ответить на 5 пункт нашего маршрута поработаем в парах. С.55 упр.100. -Вам нужно составить предложение о том кто и где живёт и найти в нём главные члены предложения и посмотреть каким членом предложения являются существительные в предложном падеже. 1. О белке. Белка живёт в дупле. 2. О рыбе. Рыба живёт в воде. 3.О собаке. Собака живёт в конуре. 4. О ласточке. Ласточка живёт в гнезде. 5. О лисе. Лиса живёт в норе. С.54 упр.98 сигнальные карточки. | Регулятивные:составление плана действий, саморегуляция; оценка результатов работы. Познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи. Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказыванияуправление поведениемпартнера. |
| . | | | Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли, осуществлять взаимный контроль. |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует анализ деятельности на уроке. | Анализируют собственную деятельность и деятельность одноклассников Дают самооценку своей деятельности на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | - Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее? - Расскажите, что вы узнали о падеже имен существительных? | Личностные: Самоопределение. Регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов. Коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация. |
IX. Д/з. | Дает комментарии к домашней работе | Определяются с объемом домашнего задания. | Р. Т.С. 41 упр.88 | Коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации. Логические: анализ истинности утверждений, Регулятивные: оценка результатов работы. |