Основной этап | Предлагает просмотр видеоролика «Адаптация». - Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем родительском собрании? - Верно, но адаптация - это индивидуальный процесс, поэтому сегодня мы наиболее детально его рассмотрим. - Итак, первая страница нашего журнала называется «Страничка вопросов и ответов». Здесь я буду задавать вам вопросы по нашей теме, а вы будете мне отвечать на них, исходя из вашего личного опыта. Какие ассоциации у вас возникают со словом «адаптация»? Что такое «адаптация»? Можем ли мы, взрослые, помочь детям в период адаптации к школе? - Следующая страница журнала называется «Факторы успешности». На этой странице мы более подробно разберём факторы, влияющие на успешность процесса адаптации ребёнка к школе. - Итак, сейчас вы должны будете выполнить задание индивидуально. Вам нужно подобрать факторы, которые, по вашему мнению, влияют на успешность процесса адаптации ребёнка к школе. Проверяют и обсуждают выполненное задание. - Как вы считаете, что является основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе? - Верно, именно это и является показателями психологической адаптации первоклассника к школе. - Состояние здоровья – один из основных факторов влияющих на длительность и успешность процесса адаптации. Легче всего адаптация протекает у здоровых детей, тяжелее всего у детей с хроническими заболеваниями, черепно-мозговыми травмами, неблагоприятным периодом новорождённости, расстройствами нервно-психической сферы. У таких детей в период адаптации наблюдаются снижение массы тела, усталость, вялость, сонливость или, наоборот, двигательное беспокойство, раздражительность; наблюдаются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. У части детей отмечаются негативные формы поведения. Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика, разобраться в причинах трудной адаптации. - Одной из причин нарушения успешности процесса адаптации является утомление и ранняя усталость. В связи с этим, я предлагаю вам поработать со следующей страницей нашего журнала, которая называется «Преодоление утомления у первоклассников». - Работать вы будете снова в парах, вам нужно разработать правила по преодолению утомления и усталости первоклассников. Проверяют и обсуждают выполненное задание. - Именно знание этих ключевых моментов поможет нам справиться со следующей страницей, которая называется «Решим проблему вместе!». - Для выполнения задания вам нужно разделиться на группы. Каждой группе будет дана ситуация по теме, к которой нужно подобрать верное решение и обосновать его. Ситуация 1 Ребёнок отправляется в школу. На прощание вы говорите ему: а) Смотри, веди себя как следует. б) Сегодня увидимся в … часов. в) Не вздумай болтаться на улице, сразу иди домой. Ситуация 2 В утренней спешке ребёнок забыл положить в портфель учебник, дневник или пластилин. Вы скажете: а) Неужели я доживу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать в школу. б) Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечах! в) Вот твой учебник (дневник, пластилин) Ситуация 3 Ребёнок пришёл из школы. Вы спросите: а) Что сегодня получил? б) Что сегодня было интересного в школе? в) Чему сегодня научился? Ситуация 4 Вашего ребёнка трудно уложить спать. Вы: а) Объясняете ему важность сна для его здоровья. б) Позволяете делать ему что хочет (когда ляжет, тогда и ладно) в) Всегда в одно время, даже если со слезами. Проверяют и обсуждают выполненное задание. - Крайняя страница нашего журнала называется «Страничка для родителей». - Вам нужно в парах сформулировать несколько рекомендаций для родителей, как себя вести во время адаптации ребёнка к школе. Проверяют и обсуждают выполненное задание. - Используя различную психологическую и педагогическую литературу, я составила для вас памятку. Соблюдая правила и рекомендации, описанные в ней, можно избежать трудностей в адаптации у ребёнка в первом классе. Вручает памятку «Заповеди для родителя первоклассника» каждому родителю. | Просматривают видеоролик «Адаптация». - Об адаптации детей к школе. Привыкание, приспособление и т.д. Адаптация - это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении к новым условиям жизни, новой деятельности 3. Да, можем. Но не все знают, как помочь детям в период адаптации. Выполняют индивидуальное задание: - достаточный уровень интеллектуального развития, хорошая память, высокий уровень произвольного внимания, воля и другие качества; - возраст начала систематического обучения – 6,5 лет; - рациональная организация учебных занятий (4 урока по 35 минут, 20-ти минутные перемены); - рациональный режим дня (регламентированное время подготовки домашних заданий; достаточный отдых на свежем воздухе, полноценное питание, достаточный по продолжительности сон). Проверяют и обсуждают выполненное задание. - 1. Формирование адекватного поведения. 2. Установление контактов с обучающимися, учителем. 3. Овладение навыками учебной деятельности. Выполняют задание в парах: - лучшим отдыхом от любого вида работы является смена вида деятельности (с интеллектуальной на физическую и наоборот). Поэтому во время занятий через 20-25 минут необходимо делать перерыв - физкультурную паузу (5-10 минут); - физические упражнения, выполняемые во время перерыва, должны быть направлены на активизацию позвоночных и глазных мышц, а также рекомендуется легкий массаж головы и дыхательные упражнения; - рабочее место ученика должно быть чистым, уютным и удобным, должен поддерживаться нормальный световой режим, исключаются отвлекающие факторы; - важным моментом является одобрение деятельности ученика, постарайтесь радоваться каждой малейшей удачи вашего ребенка. Проверяют и обсуждают выполненное задание. Анализируют и решают проблемные ситуации в группах. Проверяют и обсуждают выполненное задание. Формулируют и записывают рекомендации в парах: 1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок. 2. Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замечаниями, громкими разговорами. 3. Не сидите с ребёнком за уроками, но ежедневно проверяйте их. Учите задания выполнять быстро, чётко, не отвлекаясь. 4. Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню. 5. Рационально организуйте режим дня. 6. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности. 7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: “Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра.” Проверяют и обсуждают выполненное задание. | Видеоматериал «Адаптация». Слайд №2. Слайд №3. Слайд №4. Слайд №5. Слайд №6. |