СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Страна городов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Страна городов"»

ФИО обучающегося, который проводит урок: Бехтгольд Полина Александровна

Место проведения: БОУ г. Омска «СОШ №58»

Дата: 09.02.2023 Класс: 4 «Г»

Предмет окружающий мир

Тема урока «Страна городов»

Цель: формирование представления у учащихся о древнем Киеве и древнем Новгороде.


Задачи

Планируемые результаты

Дидактические:

Сформировать представление у учащихся о древнем Киеве и древнем Новгороде.

Предметные:

Умеют описывать город по исторической карте и схеме городов; знают важные исторические факты из истории древнего Киева и древнего Новгорода.

Развивающие:

Развивать умение работать с текстовой информацией и находить в ней ответы на поставленные вопросы.


Метапредметные:

Р: самоконтроль: устанавливает причины успеха/неудач уч. деят. через самооценивание.

П: согласно заданному алгоритму находит в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде через работу с учебником.

К: строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей через работу со схемами городов.

Воспитательные:

Формировать познавательный интерес к учебному материалу.

Личностные:

Проявляет познавательный интерес, активность, любознательность.


Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом)

Узнаем

Научимся

узнаем о древнем Киеве и древнем Новгороде.

Научимся находить их на карте, описывать по иллюстрациям и схемам.


Тип урока: открытие нового знания

Принципы обучения: принцип научности, доступности, последовательности.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма организации обучения на уроке: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства и формы контроля: устный опрос, тест.

Оборудование для обучающихся: учебник, раздаточный материал.

Оборудование для учителя: учебник.

Основные термины, понятия, определения, правила: кремль, вече.


Ход урока

Этап/

время

Цель этапа

(планируемый результат)

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Орг. момент

Привлечение внимания школьников, эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Александровна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку (пенал, учебник, тетрадь, раздаточный материал).


Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

В: Формировать познавательный интерес к учебному материалу.

-Ребята, сегодня за активную работу на уроке каждый из вас может получать жетончики, они помогут вам получит хорошую оценку за сегодняшний урок. Чем больше жетончиков, тем лучше.



Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Повторение ранее изученного материала.

-Проверим ваши знания по ранее изученной теме с помощью теста. Внимательно читайте вопросы и выбирайте правильный ответ.

-Выполним самопроверку, возьмите в руки карандаш и поставьте рядом с правильным ответом «+», если ответ не такой, как на образце, поставьте «-».


Прил. 1



Прил. 2







Выявление места и причин затруднения

Выход на новую тему урока.

-Ребята, как вы думаете, почему в образце у меня нет ответа на 6 вопрос, и никто из вас не смог выбрать правильный ответ на него?


-Действительно, мы не смогли ответить на этот вопрос, у нас возникло затруднение.


-В образце нет ответа на 6 вопрос и мы не смогли на него ответить, потому что мы ещё не изучали эту тему.

Построение проекта выхода из затруднения

Постановка темы, целей урока.

-Узнать тему нашего урока поможет ребус, разгадайте его.

-Чтобы поставить цель, узнаем о каких же городах пойдет речь, соберите название городов из перемешанных букв.

-Я предлагаю вам ряд вопросов, ответы на которые мы должны узнать сегодня на уроке:

1. Узнать о городах древний Киев и древний Новгород.

2. Найти города на исторической карте и описать их облик.

3. Узнать, что такое «берестяная грамота».

Прил. 3


Прил. 4





Прил. 5

-Страна городов.


-Киев, Новгород.

Реализация построенного проекта

П: Умеют описывать город по исторической карте и схеме городов; знают важные исторические факты из истории древнего Киева и древнего Новгорода.

М: Р: самоконтроль: устанавливает причины успеха/неудач уч. деят. через самооценивание.

П: согласно заданному алгоритму находит в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде через работу с учебником.

К: строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей через работу со схемами городов.

Л: Проявляет познавательный интерес, активность, любознательность.

-Чтобы начать разговор о городах, надо узнать, как они появились. Подумайте и выскажите свои предположения.

-Проверим ваши предположения. На странице 46 прочитайте первый абзац и расскажите, были ли вы правы.

-У славян было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости. Прежде всего, нужно было выбрать подходящее место для крепости, где сама природа помогала бы защищаться от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки, как вы думаете, почему?

-Кроме того, река с трех сторон надежно защищала крепость. Со стороны не защищенной реки выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нем и строили славяне свои дома. Вокруг населения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заостренных дубовых бревен. Хорошо защищенную крепость врагам взять было очень трудно. Такие поселки-крепости со временем стали называться городами – от слов «городить», «огораживать».

-А знаете ли вы, как называется центр древнего русского города?

-Найдите ответ на этот вопрос на странице 46.


-Мы узнали с вами лишь как строились города древний Киев и древний Новгород, а важно ли нам увидеть их на карте?

-Тогда поработаем в парах. Напомните мне правила работы в парах.

-Поработаем с исторической картой на странице 41 и узнаем расположение древнего Киева и древнего Новгорода. Внимательно посмотрите на карту, найдите эти города и подумайте, что вы можете о них сказать.


Высказывают свои варианты появления древнего Киева и древнего Новгорода.

Читают текст учебника и делают вывод (были правы или ошиблись).







-Если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека.












-Нет.


-Центр древнего русского города называется Кремль.

-Важно.


-Прислушиваться к мнению друг друга, помогать друг другу…

-По карте мы можем увидеть, что Новгород находился на севере Древней Руси, а Киев ближе к южной части. Через оба города проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». Водным ресурсом для Киева являлась река Днепр, для Новгорода Чудское озеро.



-Также в парах я предлагаю вам рассмотреть схемы этих городов. 1 и 3 ряд будет рассматривать схему древнего Киева, а 2 ряд рассмотрит схему древнего Новгорода. И попробуйте составить рассказы на основе данных схем.

План (древний Киев):

1. Что вы можете сказать об ограждении древнего Киева?

2. Расскажи о том, что располагалось в центре древнего государства.

3. Расскажи о северной части города. (что расположено, через какие ворота осуществлялся вход).





План (древний Новгород):

1. На берегах какой реки стоит древний Новгород? Какие реки окружают государство?

2.На какие 2 части разделен город?

3. На реке Волхов вы видите судна, что это может означать?

4. Расскажи о торговой стороне (чем разделена и на какие части, что располагается на торговой стороне).

5. Расскажи о софийской стороне.



Древний Киев:

На схеме древнего Киева мы видим, что город был огражден крепостными стенами. По всей длине ограждения располагались башни и несколько ворот. Среди них – это Золотые и Львовские ворота. Почти в центре города стоял Софийский собор. Рядом с ним расположены три церкви и каменный дворец. В северной части города располагался Киевский Кремль. За его оградой стояли церкви и каменные дворцы. Среди них главная – десятинная церковь. Вход в кремль через Софийские ворота. Справа от Кремля ограждение из крепостных стен, внутри стояли две церкви.

Древний Новгород:

На схеме древнего Новгорода мы видим, что он располагался по обе стороны реки Волхов, а окружали город две реки поменьше – Гзель и Тарасовец. Рекой Волхов город был разделен на две части: софийскую и торговую стороны. Древний Новгород стоял на торговом пути. Мы видим, как по реке Волхов плывут торговые судна. На торговой стороне происходила торговля купцами. Мы видим место – торг, который находился между четырьмя церквями. Торговая сторона была разделена каналом на две части: Плотницкий и Славенский. Немного в стороне Павлов монастырь. На софийской стороне находилось сердце города – Новгородский кремль. Он окружен каменной стеной, имеет башни и ворота. За












-Оцените ответы ребят.



стенами кремля находится Софийский собор, церковь. В северной части на софийской стороне древнего Новгорода мы видим расположение трех монастырей – это Зверин монастырь, Духов и Никольский. А Антониев монастырь расположен на севере древнего Новгорода.

-Мне понравился рассказ…, потому что…

Физминутка

Эмоциональная и физическая разгрузка.

-Немного отдохнем, встаньте. Поиграем в игру.

Летит, летит по небу шар,

По небу шар летит.

Но знаем мы: до неба шар

Никак не долетит.


Повторяют слова и движения за учителем.

Реализация построенного проекта

Л: Проявляет познавательный интерес, активность, любознательность.

-Продолжим узнавать древний Киев и древний Новгород. Сейчас вам нужно прочитать страницы учебников 48, 50-51 (первые 2 абзаца) и придумать вопросы для своих одноклассников по прочитанному тексту. Каждый придумывает по 3 вопроса, после чего вы зададите их всему классу, таким образом мы проверим внимательность вашего чтения и закрепим прочитанное.

-Два пункта плана мы уже выполнили, к какому приступаем теперь?

-Вы можете себе представить, что в древности люди не писали в таких тетрадях, которые есть у нас, а выцарапывали тексты на березовой коре. Это стало выдающимся открытием археологов. И назывались такие «тетради» берестяными грамотами. Буквы на коре выцарапывали специальными заостренными палочками – писалами. Бересту использовали для посланий, деловых расчетов. После прочтения такие письма выбрасывали. В учебнике мы можем увидеть берестяную тетрадь маленького новгородца Онфима.

-Как вы думаете, удобны ли такие тетради? Почему?









Прил. 6





Придумывают по 3 вопроса и задают их классу, класс отвечает на эти вопросы.








-Узнать, что такое «берестяная грамота».











Высказывают свои предположения.

Включение в систему знаний и повторения

Л: Проявляет познавательный интерес, активность, любознательность.

-Проверим полученные знания. Как назывался центр древнего русского города?

- Какое название дали соборам, возведенным в центре Древнего Новгорода и Древнего Киева?

- Закончи высказывание: «Собрание всех горожан в Древнем Новгороде называлось …»

-На берегах какой реки возник Великий Новгород?

- Как называли знатного боярина, управлявшего Великим Новгородом?

-На чем писали грамотные новгородцы?

- Чем писали новгородцы.


-Кремль.


-Софийский.


-Вече.


-Волхова.

-Посадник.


-На бересте.

-Заостренной палочкой.

Подведение итогов урока, рефлексия.


-Итак, наш урок подходит к концу. Как звучала тема нашего урока?

-Какие цели мы ставили перед собой?






-Со всеми целями мы справились?

-Скажите, а почему так важно изучать и знать историю?



-Кто получил сегодня жетончики, подсчитайте их. У кого большее количество, получает отметку «5».

-Продолжите фразы:

- Сегодня я узнал (а)…

- Было интересно…

- У меня получилось…

-Спасибо за урок! До свидания!













Прил. 7

-Страна городов.


1. Узнать о городах древний Киев и древний Новгород.

2. Найти города на исторической карте и описать их облик.

3. Узнать, что такое «берестяная грамота».

-Да.

-Изучая историю мы пополняем свои знания о предках, узнаем их традиции, победы, поражения. Важно знать историю своей страны.






-До свидания!

Д/З


Заполнить таблицу (можно пользоваться учебником).

Прил. 8






















Прил. 1

Тест

1. Какой город был столицей Древней Руси?

А) Москва Б) Владимир В) Киев

2. Кто был главой Руси?

А) князь Б) царь В) боярин

3. На берегу какой реки возник Киев?

А) Дунай Б) Днепр В) Дон

4. Какой год считается годом крещения на Руси?

А) 899 год Б) 988 год В) 1098 год

5. При каком правителе произошло Крещение Руси?

А) при Иване Калите Б) при Дмитрии Донском В) при Владимире Красном Солнышке

6. Какое государство получило название Страна городов?

А) Византия Б) Древний Египет В) Древняя Русь












































Прил. 2

1. В) Киев

2. А) Князь

3. Б) Днепр

4. Б) 988 год

5. В) при Владимире Красном Солнышке

6.

Прил. 3











































Прил. 4

ИКЕВ

ДОГОРВОН








Прил. 5

1. Узнать о городах древний Киев и древний Новгород.

2. Найти города на исторической карте и описать их облик.

3. Узнать, что такое «берестяная грамота».

П рил. 6













































Прил. 7

Сегодня я узнал (а)…

Было интересно…

У меня получилось…











Прил. 8

Вопрос/город

Древний Киев

Древний Новгород

Какое значение имел город?











Кто управлял городом?












Чем занимались жители города?




















Самоанализ урока Бехтгольд Полины Александровны (ФИО студента, проводившего урок)

Предмет, класс, дата окружающий мир, 4 «Г», 09.02.2023

Тема урока «Страна городов»

Цель урока формирование представления у учащихся о древнем Киеве и древнем Новгороде.

Тип урока открытие нового знания

Охарактеризуй содержание урока (виды и формы заданий, их направленность на решение учебных задач; осуществление внутрипредметных и межпредметных связей, связи с жизнью, практической деятельностью)

На этапе актуализации учащимся был предложен тест, с целью проверки ранее изученного материала и постановки проблемной ситуации. Ученики не смогли ответить на последний тестовый вопрос, так как ещё не изучали данную тему. На этапе построения проекта выхода из затруднения учащиеся сформулировали цель с помощью ребуса, и поставили цель на урок, собрав разбросанные буквы изучаемых городов. Учителем был предложен план работы на уроке. На этапе реализации построенного проекта учащиеся предположили, как же появились города древний Киев и древний Новгород, проверили свои предположения прочитав текст учебника и прослушав рассказ учителя. Ученики в парах рассмотрели схемы древних городов и составили небольшой рассказ по плану, предложенному учителем, оценили ответы друг друга. Далее дети прочитали текст учебника и придумали по нему вопросы для своих одноклассников. Большинство учеников успешно отвечали на все поставленные вопросы. На этапе подведения итогов, рефлексии учащиеся вспомнили тему и цель урока, и поделились своими впечатлениями от урока. Все виды и формы работ были выбраны эффективно, реализовывали учебные задачи.

Охарактеризуй этап постановки цели и задач урока.

Тему учащиеся сформулировали самостоятельно при помощи ребуса. Цели на урок были предложены учителем.

Охарактеризуй приёмы мотивации обучающихся, использованные на уроке.

В качестве мотивации использовались жетончики, которые выдавались учащимся за активную работу и правильные ответы на уроке. Данный вид мотивации эффективен, так как каждый из учеников старается заработать большее количество жетонов и получить положительную отметку.

Охарактеризуй эффективность выбора методов и приёмов на разных этапах урока.

На этапе актуализации учащиеся выполнили тест, с помощью которого возникла проблемная ситуация, с которой им нужно было разобраться. Данный прием был эффективен, так как учащиеся предположили верный вариант ответа, но разошлись во мнениях, возникла проблемная ситуация. На этапе реализации построенного проекта учащимся было предложено поразмышлять, как же возникли города древний Киев и древний Новгород, после чего они проверили свои предположения по учебнику, данный метод эффективен, так как некоторые ученики предположили верно, и прочитав ответ в учебнике лишь удостоверились в своем предположении. Также ученики работали в парах со схемами городов, составляли рассказ по предложенному плану. Данный прием эффективен, так как работая в парах, ученики дополняли друг друга, помогали разобраться в изучаемом материале. Ребятам было предложено придумать вопросы для своих товарищей по прочитанному тексту учебника и ответить на них. Такая форма работы эффективна, потому что, составляя вопросы и ища ответы на них учащиеся лучше усваивают материал урока.

Охарактеризуй средства обучения и эффективность их использования.

На уроке основным средством обучения являлся учебник и слово учителя. Данные средства были эффективны, так как учебник содержит в себе необходимый объем информации по теме урока, а учитель данную информацию дополняет и расширяет знания учащихся.

Охарактеризуй формы обучения и эффективность их использования.

На уроке использовалась фронтальная, парная и индивидуальная формы работы. Фронтальная форма работы эффективна, так как у учителя есть возможность контролировать ответы детей и исправлять их. Парная форма работы эффективна, так как у учеников есть возможность помочь друг другу усвоить изучаемый материал. Индивидуальная форма работы помогает учителю контролировать степень усвоения знаний учащимися-эффективна.

Охарактеризуй виды оценивания деятельности обучающихся на уроке и эффективность их использования.

На уроке использовалось словесное оценивание – эффективно, так как ученик может сразу получить оценку своему устному ответу и определить его правильность. Присутствовало отметочное оценивание по результатам полученных жетонов на уроке.

Охарактеризуй результативность урока. Соотнеси цель и задачи урока с полученными результатами.

Цель урока достигнута не до конца, из-за нехватки времени были выполнены не все пункты плана. Задачи урока соответствуют полученным результатам.

Напиши рекомендации для улучшения качества организации и проведения урока.

Воспитательный момент!!!

Отметка за анализ урока «________________» ______________________________________________________

(подпись преподавателя практики и расшифровка подписи)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!