Тема (название и кол-во часов) | Проценты - 8 часов |
Цель изучения темы | а) Формирование у учащихся понятия «Процент»; умений перевода процентов в дробь и обратно; умений применять проценты при решении различного типа задач; б) развитие математической грамотности и культуры; в) воспитание чувства коллективизма, умения слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения. |
Термины и понятия | «процент», ключевые виды задач на проценты. |
Информационно - образовательная среда |
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | Межпредметные связи |
Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд «Математика» 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Т.М.Ерина «Рабочая тетрадь по математике» 5 класс | 1.А.С.Чесноков, К.И.Нешков. Дидактические материалы по математике для 5 класса 2. В.И.Жохов, В.Н.Погодин. Математический тренажер, выпуск 4. 3. В.Н.Рудницкая «Тесты по математике» 5 класс, изд. «Экзамен» 4. А.П.Ершова, В.В.Голобородько Математика 5 класс. «Самостоятельные и контрольные работы» М. «Илекса» 2010 5. «Математические диктанты» 5 класс 6. Л.П.Попова «Сборник практических задач по математике» 5 класс Москва «Вако» | Электронное пособие к учебнику «Математика» 5-6 класс, издательство «Учитель» Презентации к урокам, выполненные учителем. Презентации уроков, заимствованные у коллег из Интернета. Проекты учащихся. | Русский язык (рубрика «Говори правильно»). |
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: Записывать обыкновенные и десятичные дроби в виде процентов и наоборот Находить несколько процентов от величины и величину по ее проценту. Соотносить указанную часть площади различных фигур с процентами. Осуществлять поиск информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах. Приводить примеры использования процентов в практике Решать задачи на проценты и дроби (в том числе, задачи из реальной практики) | Ученик научится: Познавательные УУД выделять и формулировать проблему; анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки; выбирать, сопоставлять, обосновывать и осваивать новые способы решения задачи; структурировать знания, составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие элементы. Регулятивные УУД формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; составлять план и алгоритм своих учебных действий; сличать способ и результат своих действий с эталоном; оценивать достигнутый результат; вносить коррективы и дополнения в способ своих действий; осознавать качество и уровень усвоения темы. Коммуникативные УУД работать в группе; обмениваться знаниями между членами группы; развивать способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию; аргументировать и отстаивать свою точку зрения; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться; учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению. | Ученик получит возможность формирования: Устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала. Способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. Учебно-познавательного интереса в приобретении и расширении знаний. Навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования Навыков составления алгоритма выполнения задания. Навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Умений контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. Навыков самоанализа, самооценки и самокоррекции. |
Этапы изучения темы |
Название темы урока, тип урока | Содержание | Кол-во часов | Деятельность учителя | Виды деятельности учащихся | Достижения учащихся | Диагностика достижений |
Понятие процента. Урок усвоения новых знаний. | Знакомство с новым математическим понятием «Процент». Знакомство с историческим материалом по теме. Перевод десятичной дроби в проценты. Перевод процентов в десятичную дробь. | 1 | Мотивирует учащихся к изучению новой темы. Актуализация знаний учащихся к изучению новой темы. Организует погружение в проблему. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Регулирует деятельность учащихся на протяжении всего урока. Осуществляет первичный контроль понимания темы. | Фронтальная работа: Обсуждают целевые установки изучения темы, прогнозируют содержание деятельности на данном и последующих уроках. Работают с рубрикой «Говори правильно». Рассматривают геометрические иллюстрации, определяют количество процентов закрашенной площади фигуры и наоборот. Индивидуальная работа. Выполнение устных упражнений по восстановлению цепочки вычислений. Работа в парах: проверка правильности выполнения упражнений у соседа по парте, сличение с эталоном. Рефлексия. | Ставят учебную задачу, используя текст учебника. Сопоставляют свой ответ с ответом одноклассника, рецензируют ответы товарищей. Планируют общие способы работы. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действий. |
Задачи на проценты. Уроки закрепления новых знаний | Знакомство с основными видами задач на проценты: - нахождение процентов от числа; -нахождение числа по его процентам; - нахождение процентного отношения 2-х величин. | 3 | Мотивирует учащихся к сознательному закреплению изучаемой темы. Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Осуществляет диагностическую работу, оценивает выполнение самостоятельной работы учащихся на каждом этапе урока. Направляет учащихся к формированию объективной самооценки своей учебной деятельности. | Фронтальная работа. Формулируют цели и задачи урока, своей учебной деятельности на уроке Сопоставляют полученные знания с целевыми установками изучения темы. Выстраивают цепочку логических рассуждений при решении задач логического содержания. Индивидуальная работа. Проверяют свои умения в нахождении процентов от числа и числа по его процентам, находят процентное отношение двух одноименных величин. Оценивают полученные результаты по эталону или ответам, полученным у одноклассников. Работа в группе по поиску информации, содержащей данные из различных областей, выраженные в процентах. Составляют задачи и предлагают их для решения одноклассникам. Рефлексия. | Выполняют задания по инструкции учителя, вопросам учебника и рабочей тетради. Выполняют графические рисунки по заданному образцу. Оценивают достигнутый результат своего труда, сравнивая его с эталоном или мнением одноклассников. Составляют план и последовательность действий. Анализируют объект, выделяя его существенные признаки. Могут определить вид ключевой задачи на проценты. Могут применить ключевую задачу к решению более сложной задачи на проценты. Осуществляют самоанализ учебной деятельности с последующей корректировкой. | Математический диктант. Обучающая самостоятельная работа. Работа в «Рабочей тетради» по теме «Проценты» |
Решение задач на проценты. Комплексное применение знаний и способов действий. | Решение задач практического назначения. | 1 | Мотивирует учащихся к заинтересованности в приобретении и расширении знаний. Организует обсуждение способов решения задач Координирует учебное сотрудничество учащихся в ходе групповой работы. | Работа в группе – совместное решение разноуровневых заданий, сличение с эталоном, анализ различных способов решения, аргументированное представление своего способа решения Индивидуальная работа – выполнение тестовой работы. Рефлексия. | Обобщают знания, полученные на предыдущих уроках, используют их в конкретных заданиях. Анализируют способы решения задач, выбирают эффективные пути решения | Контролирующий тест. |
Решение задач на проценты. Обобщение и систематизация знаний и способов действий Что узнали? Чему научились? | Подготовка к контрольной работе. | 1 | Мотивирует учащихся к способам обобщения и систематизации знаний. Организует работу по выполнению разноуровневых заданий по теме. Координирует работу учащихся в парах. Формирует у учащихся навыки самооценки. | Фронтальная работа - Сопоставляют полученные знания с целевыми установками изучения темы. Отвечают на вопросы «Что узнали? Чему научились?» Анализируют предложенные задания теста предыдущего урока. Выбирают задания в соответствии с учебными возможностями Работа в парах – проверка домашней работы по эталону. Индивидуальная работа – выполнение устных упражнений. Самостоятельно оценивают себя по результатам выполненного задания. Рефлексия. | Сравнивает способы решения. Составляют задачи с изменёнными условиями. Анализируют результаты работы, обобщают и делают выводы. Проект «Проценты в жизни человека» | Работа с математическим тренажером по теме «Проценты». |
Контрольная работа по теме «Проценты» | Проверка и оценка усвоенных знаний и способов действий. | 1 | Мотивирует учащихся на успешное выполнение работы. Формирует умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. Осуществляет контроль выполнения работы | Выполняют предложенную проверочную работу по вариантам (разноуровневую) | Умеют организовывать свою работу во временных рамках. Умеют анализировать условие заданий и выбирать рациональные способы решения. Осуществляют самоконтроль. | Контрольная работа |
Анализ контрольной работы | Коррекция знаний и способов действий | 1 | Мотивирует учащихся к анализу допущенных ошибок. Координирует деятельность учащихся по исправлению ошибок. Оказывает учащимся необходимую помощь. | Фронтальная работа. Выясняют, с какими трудностями столкнулись во время работы, с какими заданиями справились быстро и легко. Отвечают на вопросы: «Какие задания вызвали затруднения во время контрольной работы?», «Почему тебе удалось/не удалось выполнить все задания?». Индивидуальная работа по выполнению работы над ошибками | Выполняет самостоятельно задания. Сравнивает результат своей работы с работами одноклассников или образцом. Оценивает свою работу. | Работа над ошибками. |
Рефлексия педагогической деятельности |
Тема урока, № урока в теме | Проценты, 1 урок |
Тип урока | Урок изучения новых знаний |
Цели урока | Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации – Понятие процента. Цели по содержанию: - обучающие: ввести понятие процента, использовать и понимать стандартные обороты речи со словом «процент», выражать процент в дробях и дроби в процентах, моделировать понятие процента в графической форме; - развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, математическое мышление; - воспитательные: воспитание уважительного отношения друг к другу, воспитание ответственности в учении, настойчивости в достижении поставленной цели; развитие самостоятельности, добросовестности и аккуратности |
Планируемый результат - УУД | Предметные умения: сформировать понятие процента, научить переводить проценты в дробь и выполнять обратную операцию Личностные УУД: -формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; - формирование понимания смыслообразования, -формирование волевых усилий в преодолении затруднений. Метапредметные УУД: Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы Регулятивные УУД: выстраивают свою учебную деятельность в соответствии с познавательной целью, фиксируют индивидуальные затруднения, осуществляют саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач. |
Содержание урока |
Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей | Включаются в деловой ритм урока |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, выявление причин затруднения, принятия ими целей урока | Предлагает к обсуждению ситуации: Банк выплачивает доход из расчёта 10,3% вложенной суммы в год. Сколько денег окажется на счёте через год, если на него положили 10000 рублей? Магазин объявил весенние скидки на зимнюю обувь на 30%. Сфера практического приложения процентных расчетов чрезвычайно широка – в газетах, по радио и телевидению, в транспорте обсуждаются вопросы повышения цен, зарплат, пенсии, рост стоимости акций, снижение покупательской способности населения и т.п. Подводит учеников к принятию важности темы урока, формулированию цели урока. | Слушают учителя. Участвуют в формулировании проблемы, цели урока, выдвигают гипотезы, прогнозируют результат урока |
Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий | Предлагает для выполнения устные упражнения: Вычислить 1:100, 20:100; 29:100; 4:100; 2,8:100; 185:100 Найти: какую часть составляют а) 1см от 1 м; б) 1 кг от 1 ц; в) 1 коп. от 1 руб.; г) 1 см2 от 1 дм2 Предлагает сравнить полученные результаты по действию над величинами | Ученики участвуют в решении примеров, проговаривают свои ответы, вспоминают правило деления на 100, формулируют вывод (1/100 величины) |
Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы. | Предлагает учащимся самостоятельно познакомиться с понятием процента в учебнике. Обращает внимание учеников на грамотное применение в речи термина «процент». Вернуться к решению задания 2) и сформулировать его, применяя понятие процента. Предлагает к рассмотрению проблему: как перейти от процентов к числу (десятичной дроби) и обратно. Направляет учащихся при работе с учебником. | Ученики читают определение в учебнике, работают в паре над заданием 2). Читают рубрику «Говори правильно» Участвуют в обсуждении поставленных задач, формулируют правила, находят их в учебнике. |
Организация первичного закрепления | Решение заданий на нахождение сотой части от числа, акцентируя внимание: «…сотая часть от числа … равна…» Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | Выполнить задания. 2%; 11%; 47 %; 111%; 0,5% 2/100; 13/100; 77/100. Проверим свои результаты с результатами с эталоном Усложним задачу: выразите в процентах 1/2; 1/4; 1/5; 3/4 В чем отличие этого задания от предыдущего? Предлагает выделить и запомнить соответствующие равенства: 1/2=50%; 1/4=25%; 3/4=75%; 1=100%. Предлагает выполнить задание: нарисовать квадрат 10 10, разбить его на 100 долей. Закрасить 15 долей. Сформулировать задание с помощью термина «процент». Закрасить 26% квадрата. | Выполняют самостоятельно предложенные учителем задания, соотносят полученные результаты с эталоном. Участвуют в обсуждении способов решения заданий Работают в парах Выполняют упражнения. Работают индивидуально Результат сличают с эталоном. |
Физкультминутка | Снять умственное напряжение и усталость | Читает текст физкультминутки | Выполняют физические упражнения. |
Первичная проверка понимания | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление уровня непонимания изученного материала и способов действий, установление причин выявленных недостатков | Предлагает к выполнению: №1561, №1562 – для работы в парах; Задание по вариантам – из «Тренажера» | Выполняют задания, сверяют с предложенным эталоном, проводят самооценку выполненного задания по критериям. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Комментирует содержание домашнего задания, выясняет, у кого могут возникнуть проблемы при его выполнении П.40, №№1598, 1599, 1612(а),1595. Привести примеры применения процентов в практической жизни (из источников СМИ).. Индивидуальное задание: историческая справка о возникновении обозначения % | Ученики записывают домашнее задание в дневник, проверяют у соседа по парте правильность записанных номеров. |
Рефлексия (подведение итогов урока) | | Предложил ученикам закончить предложение. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | Ребята по кругу высказывались одним предложением, выбирая начало фразы. |