СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта теоретического занятия № 1

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта и лекционный материал теоритического занятия " Предмет гигиены и экологии человека"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта теоретического занятия № 1»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1

Дисциплина: Гигиена и экология человека.

Тема: Предмет гигиены и экологии человека.

Вид занятия: комбинированный урок.

Цели занятия:

1.Учебная:

Сформированность представлений о науках гигиена, экология и экология человека, знаний о законах и методах исследования гигиены, основных положений гигиены.

Знания:

  • знать определение понятий экология, экология человека и гигиена; предмет и содержание экологии, экологии человека и гигиены; задачи экологии и гигиены, законы гигиены; методы гигиенических исследований;

  • знать взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук; основные исторические этапы развития экологии и гигиены

2. Развивающие:

  • формировать навыки конспектирования, самоконтроля собственной деятельности; развивать внимание, память, познавательный интерес;


3.Воспитательные:

- воспитывать_ чувство ответственности, чуткость и внимание, необходимые при работе с детьми.

Формируемые компетенции: ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5; ПК1, ПК2, ПК3, ПК4, ПК5.

Интеграционные связи: Анатомия и физиология человека, Психология, Микробиология, Здоровый человек и его окружение, История, Экология.

Оснащение занятия: таблицы, дидактический материал, слайды, опорные схемы.

Литература:

Основная литература:

. Архангельский, В.И. Гигиена и экология человека: учебник / В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 176 с.

2. Крымская, И.Г. Гигиена и основы экологии человека: учеб. пособие для студ. средн. проф. образования/ И.Г. Крымская, Э.Д. Рубан.- Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 351 с.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ



Этапы занятия

Код формируемых компетенций

Время

1.

Организационный момент: приветствие студентов, отмечаются отсутствующие, проверяется готовность студентов к занятию. Сообщается тема.

ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5; ОК11, ОК12;ПК1,

3мин.

2.

Целевая установка. Мотивация учебной деятельности:

Тема «Предмет гигиены и экологии человека»

является одной из тем в медицинской практике. При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1 Предмет гигиены и экологии человека. Содержание, связь с другими дисциплинами, междисциплинарными курсами.

2. Роль гигиены и экологии в системе наук, изучающих природную среду. Задачи гигиены и экологии. Разделы гигиены и экологии.

3. Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование.

4.Профилактика, виды профилактики.


ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5; ОК11, ОК12;ПК1,.

15мин.

3.

Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний по теме «Предмет гигиены и экологии человека»):

- индивидуальный письменный опрос:

  • задание 1-тестирование по теме

  • задание 2-опрос

ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5;, ОК12;ПК1,.

10мин.

4.


Изучение нового материала

План лекции:

1.Предмет гигиены и экологии человека.

2. Содержание, связь с другими дисциплинами, междисциплинарными курсами.

3.Роль гигиены и экологии в системе наук, изучающих природную среду.

4.Задачи гигиены и экологии.

5. Разделы гигиены и экологии.

6. Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование.

7.Профилактика, виды профилактики

ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5;ОК6, ОК12;


50мин.

5.

Осмысление и систематизация полученных знаний, закрепление нового материала:

- фронтальный опрос по основным вопросам темы:

1.Дать определение гигиена?

2.Задачи гигиены?

3.Дать определение экология?

4.Санитария это?

5.Виды профилактики?


ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК6,ОК9,ОК12;


7мин.

6.

Подведение итогов занятия:

- анализируются результаты контроля знаний студентов по теме «Предмет гигиены и экологии человека»

- акцентируется внимание на основных вопросах новой темы

- анализируются ответы студентов по закреплению новой темы

- домашнее задание: тема «История возникновения гигиены, экологии и экологии человека»


ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5,ОК6,ОК9,ОК12;



5мин.
















































Тема: Предмет гигиены и экологии человека

План:

1. Предмет гигиены и экологии человека. Содержание, связь с другими дисциплинами, междисциплинарными курсами.

2. Роль гигиены и экологии в системе наук, изучающих природную среду. Задачи гигиены и экологии. Разделы гигиены и экологии.

3. Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование. Профилактика, виды профилактики.



Гигиена – наука, изучающая влияние факторов окружающей среды и производственной деятельности на организм человека, его здоровье, работоспособность и продолжительность жизни с целью обоснования и разработки гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает укрепление здоровья населения и предупреждение заболеваний.

Задачи гигиены:

-изучение природных и антропогенных (вредных) факторов окружающей среды и социальных условий, влияющих на здоровье населения;

-изучение закономерностей влияния факторов на организм человека или популяцию;

-разработка и научное обоснование гигиенических нормативов, правил, рекомендаций и т.п.;

-максимальное использование положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды;

-устранение неблагоприятно действующих факторов или ограничение их влияния на население до безопасных уровней;

-внедрение и применение в хозяйственной деятельности человека разработанных гигиенических нормативов, правил, рекомендаций, указаний;

-прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.

Основное направление гигиены - профилактическое.

Название термина связывают с именем греческой мифической богини здоровья Гигиеи, дочери древнегреческого бога врачевания Асклепия, она изображается символически на стендах, медицинских книгах и т.д. в виде красивой девушки, которая держит в руках чашу, наполненную водой и обвитую змеёй (символ мудрости).

С древнегреческого гигиена означает – «целебный, приносящий здоровье». Основателем гигиены является немецкий учёный М. Петтенгофер, который 150 лет назад (1865 г.) обосновал количественные методы измерения факторов внешней среды. Обращал внимание на личную гигиену.

Зачатки гигиены уходят в доисторический период, первобытные люди соблюдали гигиен. навыки при обустройстве жилища, приготовления пищи, захоронение умерших и т.д.

Наибольшего развития достигла в Древнем Риме (600-500 лет назад до н.э.), где строили водопроводы и общественные бани, в Древней Греции, Риме, Египте, Китае и Индии – приоритет здоровым условиям и ЗОЖ, физ-ре.

Основоположники в России – М.В. Ломоносов, Пирогов, Боткин, говорили о профилактике. Формирование гигиенической науки принадлежит Доброславину 1-й русский учебник по гигиене, журнал «Здоровье». Объектом изучения гигиены является – здоровый человек в тесном взаимодействии с окружающей средой (в клинических дисциплинах – больной человек).

Законы гигиены.

Факторы внешней среды могут оказывать на организм положительное или отрицательное действие, что обусловлено определёнными законами:

  1. Закон нарушения уровня здоровья людей, может проявляться в виде болезни или снижение механизмов компенсации (иммунного статуса). Патологическое действие зависит от интенсивности вредного фактора – исходя из этого были обоснованы гигиенические нормативы:

предельно-допустимые концентрации (ПДК) – концентрации химического вещества, которые при постоянном воздействии не вызывают изменений в состоянии здоровья человека и его потомства;

предельно-допустимый уровень (ПДУ) – уровень физического фактора, (например: уровень радиации, шума, электронного поля), не оказывающие влияние на человека, здоровье и его потомства.

Минимальная летальная доза (МЛД)- количество вещества или фактора, вызывающего гибель человека.

Закон отрицательного влияния деятельности людей на окружающую среду, который проявляется в большей степени, чем ниже технический уровень производства и уровень развития общества (например: промышленный бум в Китае сопровождается интенсивным загрязнением окружающей среды, сопровождающимся массовым возникновением эко заболеваний; В связи с физиологической, бытовой и производственной деятельностью, люди оказывают отрицательное влияние на окружающую среду.

Закон положительного влияния на организм человека естественной природной среды. Природные факторы: солнце, чистый воздух, вода, пища, способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Закон отрицательного воздействия загрязнённой окружающей среды на здоровье человека, что приводит к снижению компенсаторных возможностей организма, физиологическим отклонениям, бессимптомным формам болезни, развитием болезни, патологии (бронхиальная астма, анемия, злокачественные новообразования.

Гигиена тесно связана с санитарией.

Санитария (с лат. «здоровье») - практическое претворение в жизнь гигиенических норм и правил. Оздоровительные мероприятия проводятся силами гос. санитарно-эпидемиологической службой (СЭС), в соответствии с законодательством РФ. ФЗ «Об охране здоровья граждан» (1993г.), ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999г.) и др.

В России СЭС возглавляет Гос. комитет сан. - эпид. надзора при Президенте РФ. Председатель является Главным гос. санитарным врачом РФ. (ранее РОСПОТРЕБНАДЗОР).

Санитарный надзор осуществляется в 2-х основных формах:

  1. предупредительный санитарный надзор проводится в ходе проектирования и строительства различных объектов, а так же внедрение производства промышленных изделий.

  2. текущий санитарный надзор - обследование действующих объектов, соблюдение в них санитарных правил и норм (СанПиН). Сюда относится и систематическое изучение заболеваемости, травматизма.

Др. словами санитарная служба контролирует выполнение на практике рекомендаций, мероприятий, разработанных гигиеной и эпидемологией.

В вопросах изучения влияния факторов внешней среды на здоровье человека гигиена тесно взаимодействует с экологической наукой, а точнее – экологией человека.

Экология – комплексная наука, изучающая взаимосвязи живых организмов между собой и со средой их обитания, влияние природы на человека.

Термин «экология» от греческого «ойкос» (дом) и «логос» (наука). Дословно «наука о доме», живущих в нём организмах и всех процессах, делающих этот дом пригодным для жизни. Сведения экологического характера (бережное отношение, защита природы) содержатся уже в трудах Гиппократа, Аристотеля и др. Роберт Мальтус говорил об опасности перенаселения планеты (1789). Основатель Эрнст Геккель в 1866 г. выпустил книгу «Всеобщая морфология организмов», где дал определение экологии(наука об отношениях организмов с окружающей средой). Внёс большой вклад Вернадский, его книга «Биосфера» (1926), где впервые была показана планетарная роль совокупности всех видов живых организмов.

Объекты изучения: популяции, сообщества, экосистемы, биосфера.

Популяция это совокупность особей одного вида, проживающих длительное время на определенной территории, свободно скрещивающихся, дающих плодовитое потомство и относительно обособленных от других совокупностей особей этого же вида.

Сообщество – это совокупность взаимодействующих популяций, занимающих

определенную территорию, живой компонент экосистемы.

Экосистема совместное функционирование на данном участке организмов и среды (лес, озеро, болото). Экосистемы не изолированы друг от друга. Множество видов растений и животных можно встретить в нескольких экосистемах, а некоторые виды, н-р перелетные птицы, мигрируют между экосистемами, в зависимости то времени года. Экосистема устроена из 4 составляющих:

-неживая (абиотическая) среда-вода, газ, неживые неорганические и органические вещества.

-продуценты (производители) автотрофные организмы, продуцирующие органическое вещество из простых неорганических веществ при участии солнечной энергии с выделением кислорода - зеленые растения.

-консументы (потребители) потребляют готовые органические вещества, но не доводящие разложение органических веществ до простых минеральных составляющих. Выделяют консументы первого порядка (растительноядные) и второго, третьего и т.д. порядков (хищники).

-редуценты (разлагатели) организмы, минерализующие мертвое органическое вещество до простых неорганических соединений пригодных для продуцентов.

Люди вместе со своими культурными растениями домашними животными образуют группировку организмов, взаимодействующих друг с другом и со средой. Это тоже экосистема. Все экосистемы Земли, включая человеческую, взаимосвязаны и образуют в своей совокупности единое целое-биосферу.

Эти две науки изучают одни и те же явления, а именно – влияние факторов среды на человека и т.о. оценивают роль разнообразных факторов на формирование здоровья населения.

Уровень здоровья человека зависит от влияния факторов внешней среды, которые подразделяются на 3 основные группы:

1)природные факторы – включают атмосферный воздух, солнечное излучение, естественный радиационный фон, растительность, микрофлору, воду и почву. К этим факторам в организме выработаны механизмы адаптации.

2)социальные факторы – факторы, связанные с образом жизни, нравственными и социальными устоями, особенностями быта, поступающей информации.

3)антропогенные факторы – возникают в результате деятельности человека (антропос – греческий человек). Они представляют собой физические, химические и биологические факторы, возникающие в результате промышленной деятельности, транспорта сельского хозяйства и т.д. К этим факторам у человека нет механизма адаптации.

Взаимодействие человека с окружающей средой рассматривает отдельное направление – экология человека. Термин появился в 1972 г. на 1-м заседании ООН по окр. среде.

Предметом изучения экологии является – среда.

Основные законы экологии сформулированы американским экологом Б. Коммонером (1974 г.):

1 закон «Всё связано со всем» (эколог. цепи)

2 закон «Всё должно куда-то деваться» (сохранение материи);

3 закон «Природа знает лучше» (природный вариант явлений лучший);

4 закон «Ничто не даётся даром» или «За всё надо платить» (что отняли или испортили надо вернуть или исправить).

Итак, гигиена и экология имеют общие цели изучения: влияние факторов окр. среды на здоровье человека. Гигиенисты разрабатывают мероприятия по предупреждению, экологи природоохранное законодательство, формируют эколог. мировоззрение.

II. Методы гигиенических исследований (МГИ)

Гигиенические методы подразделяются на 2 большие группы:

  1. методы, оценивающие факторы внешней среды.

  2. методы, оценивающие реакцию организма на эти факторы.

Все они включают:

  1. Метод санитарного обследования – описание объекта, в котором даётся его гигиеническая характеристика (санитарное состояние эпидемиологич. и т.д).

  2. Лабораторный метод:

а) физический метод исследования, позволяет оценить микроклимат помещения (изменения температуры, влажности, шума, вибрации).

б) санитарно-химический метод, который используется для - анализа химического состава, воздуха, воды, продуктов питания и т.д.

в) бактериологические методы, которые используются при оценке бактериальной обсемененности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов (кишечная палочка, сальмонелла);

г) токсикологический метод, исп-ся в экспериментах при выявлении действия веществ на организмы животных, для установления ПДК.

  1. Метод клинических наблюдений проводится при профессиональных осмотрах, диспансерном наблюдении и т.д.

  2. Метод физических наблюдений.

  3. Санитарно-статистический метод (смертность, рождаемость, заболеваемость, уровень физического развития).

Все исследования проводятся на основании ГОСТ, ТУ, СанПиН (санитарных правил и норм) и др. НМД.

Все методы объединены в понятие – гигиеническая диагностика, цель её – выявление нарушений адаптационных механизмов человека и оценка состояния его адаптационных систем.

III. Профилактика

Цель гигиены – разработка и реализация первичной медицинской профилактики. Профилактика – это комплекс мероприятий (политических, экономических, правовых, медицинских, эколог. и т.д.) по сохранению и укреплению здоровья населения, его долголетия. устранению причин заболеваний, улучшению условий труда, быта и отдыха населения.

Выделяют три уровня профилактики:

  • активная наступательная профилактика (обеспечение благоприятной среды обитания, ЗОЖ);

  • донозологическая , вкл. оценку рисков здоровью людей (реальную и потенциальную);

  • оборонительная или пассивная (профилактика прогрессирования заболеваний, инвалидности)

Выделяют личную и общественную.

Выделяют несколько видов профилактики:

-первичная предполагает предотвращение возникновений заболеваний (либо полное устранение вредного фактора, либо снижение его воздействия до безопасного уровня).

-вторичная предусматривает раннюю диагностику заболеваний у лиц, подвергшихся воздействию вредных факторов окр. Среды.

-третичная направлена на предупреждение ухудшения здоровья. Разработан комплекс мер (лечение и реабилитация) по предотвращению осложнений, которые могут возникать в ходе уже развывшегося заболевания.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!