СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "У Черного моря"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "У Черного моря"»

Технологическая карта урока по окружающему миру

Класс: 4В

Тема: У Черного моря

Цель: формирование у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; знакомство с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром,

  • учить работать с географической картой, дополнительной литературой.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес учащихся

  • Развивать память, мышление, внимание

  • Развивать речь детей (учить рассуждать, размышлять над полученной информацией).

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе

  • Формировать экологическую культуру учащихся.

  • Воспитывать культуру общения (работа в группах) в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.

Формируемые УУД:

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолении, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических нор, способность к самооценке своих действий, поступков; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Регулятивные: принимать и сохранят учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные: осознавать поставленную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; - выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, учувствовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: карта природных зон, иллюстрации с изображением субтропической зоны Черноморского побережья Кавказа, кейсы с материалами и заданиями, энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные», «Зелёные страницы», атласы-определители «От земли до неба»

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

- Здравствуйте ребята, меня зовут Светиславна Сергеевна. И сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я.

- Проверьте, все ли у вас есть: дневник, пенал, учебник по окружающему миру и рабочая тетрадь.

Приветствие. Настрой на урок. Проверка готовности к уроку

Целеполагание

- Пора отправляться в дорогу, но куда, отгадайте!


Направо вода и налево вода

Плывут здесь суда и туда и сюда

Но если захочешь напиться, дружок,

Соленым окажется каждый глоток.


- Итак, мы отправляемся в путь, но не отдыхать, а новую зону России изучать.

- Какое море самое южное и тёплое море?


-Сформулируйте тему урока.

-Как вы думаете, какие цели нашего урока?






- Море




-Баренцево, Охотское, Чёрное, Балтийское, Каспийское

-Чёрное море

Предположения детей

Открытие нового знания

- Сегодня у нас с вами заключительное путешествие по природным зонам России. Это Черноморское побережье Кавказа – одна из самых замечательных и своеобразных, можно сказать уникальных, зон.

- Покажите на карте субтропическую зону. Что рассказывает нам карта?





- В каком тепловом поясе расположена субтропическая зона?




- Высокие горы ограждают узкую полоску Черноморского побережья Кавказа от холодных ветров с севера. Солнце поднимается здесь высоко над горизонтом. Даже зимой лучи его так сильно нагревают поверхность земли, что температура воздуха остается выше нуля. В то время, когда на севере свирепствуют морозы, бушуют метели, в здешних садах цветут розы.

- Большое влияние на погоду Черноморского побережья оказывает море.


Как хорошо ты, о море ночное, –

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно.

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!



- Вот с какой любовью изображает море поэт Ф. И. Тютчев. И действительно, зимой оно обогревает, а летом умеряет жару. С поверхности моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в мощные облака, из которых выпадают обильные осадки. Тепло и влага создают благоприятные условия для развития пышной растительности. Здесь растут вечнозеленые растения.


- А что же обозначает слово «субтропики», если в переводе с латинского приставка «суб» значит «под»?

- Точнее, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее России, а здесь, на Черноморском побережье, – лишь маленький кусочек.


Организация работы с кейсами.

- Для подготовки выступлений вы разбиты на 3 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.


1 группа называется: Ботаники.

Участники расскажут нам о растениях субтропиков по плану:

А) Отличительные особенности растений субтропиков.

Б) Растения дикорастущие, фруктовые, завезённые из тёплых стран.


2 группа: Зоологи.

Эта группа расскажет нам о животном мире субтропиков по плану:

А) Обитатели суши.

Б) Обитатели мира.


3 группа: Экологи.

Эта группа расскажет об экологии зоны по плану:

А) Экологические проблемы Черноморского побережья.

Б) Растения и животные, занесённые в Красную книгу.


На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления. Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить. Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.


Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4»,низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно. Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении



Полнота

информации


Слаженность

работы группы

Презентация

выступления


Итого


1-я группа





2-я группа





3-я группа






Кейсы

Кейс 1.

Источник 1: Учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир,4 класс. 1 часть. Издательство Просвещение 2013г., стр.127,130.


Тепло, высокая влажность, обилие солнечного света должны создавать особые условия для жизнедеятельности растительности. Растительный мир здесь необычайно богат и разнообразен.

Для естественного растительного покрова субтропиков характерно то, что зимой некоторые растения стоят зелеными и активно растут, другие в это время даже цветут. Зимнее цветение растений никогда не наблюдается в средней полосе. Другая особенность субтропиков – присутствие в естественном растительном покрове крупных вечнозеленых лиственных кустарников и даже небольших деревьев (самшит, лавровишня, бук, кипарис, тис). Особенно хорошо заметны они зимой, когда другие деревья и кустарники сбросили листву.

Здесь выращивают лимоны, апельсины, мандарины, виноград. Поздней осенью деревья покрываются золотыми и оранжевыми плодами. С одного мандаринового дерева собирают до тысячи плодов в год, отдельные апельсиновые деревья дают по 5 центнеров фруктов).

В наших субтропиках есть много реликтовых деревьев и кустарников, (то есть растут только здесь), сохранившихся с древних времён. Среди них можно назвать земляничное дерево, железное дерево, шёлковую акацию. Сохранились они только в субтропиках, где климат на протяжении длительного времени оставался сравнительно тёплым.

Наиболее важные культурные растения кавказских субтропиков- чайный кусты, мандарины.

Чайные плантации состоят из множество невысоких кустов ,почти вплотную примыкающих один к другому. Эти плантации похожи на тёмно-зелёное море со многими округлыми волнами. Внешний вид плантаций не меняется в течение года, так как чайный куст- вечнозелёное растение. Мандарины – ценная плодовая культура, но довольно чувствительная к холоду. Мандариновые сады распространены в самых теплых районах кавказских субтропиков. Деревца в таких садах невысокие, с широкими, всегда широкими кронами. Плоды созревают поздней осенью.


Источник 2: Энциклопедия «Я познаю мир. Растения».

Источник 3: «Зелёные страницы».

Источник 4: Карта природных зон


.

Источник 5: Загадки.

Плод этот сладкий

И круглый, и гладкий.

Внутри он душистый

Снаружи пушистый

.А серёдка плода,

Словно камень, тверда.( Персик)


Чтобы фрукту уродиться,

Надо много потрудиться.

Этот плод растёт на ветке,

Весь в янтарной он расцветке.

Сочен, вкусен он и мягок,

А на вкус – душист и сладок.

Кто такой? - Созрел вопрос.

Ну, конечно... (абрикос)


Круглый, зрелый, загорелый,

Попался на зубок,

Расколоться все не мог,

А попал под молоток,

Хрустнул раз – и треснул бок. (Грецкий орех)


Гроздья крупные висят,

Как янтарь они горят.

Сок из ягодок приятный:

Вкусный, сладкий, ароматный.

Этой ягоде я рад,

Обожаю...(виноград).




Крепок, строен и силён,

Ведь владыка леса он.

Он для нас живой свидетель

В лету канувших столетий.

Из него добротен сруб.

Угадали? Это ...(дуб).


Источник 6: Пословицы:


Всем древам древо – кипарис.

Береги в доме добро, в чае — тепло.

Выпьешь чай — прибавятся силы.

Чай пьёшь — до ста лет проживёшь.


Кейс 2.


Источник 1: Учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир,4 класс. 1 часть. Издательство Просвещение 2013г., стр.128-130.


Только в лесах у подножья гор и в долинах могут существовать крупные животные. Среди них самыми крупными являются: медведь, зубр, тур, олень; мелкими – барсук, куница, лиса, заяц. Многих животных мы встречаем очень редко, потому что они живут в малодоступных для прогулок местах, в густом лесу. Но есть в природе животные, которые встречаются крайне редко, потому что их остаётся очень мало, поэтому их охраняет государство. На склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный биосферный заповедник. Он был создан в 1924 году, чтобы взять под охрану природу горной части Западного Кавказа, восстановить численность ценных видов зверей и птиц, в первую очередь зубра, тура, серны, кавказского оленя.

Много интересных насекомых можно увидеть на Черноморском побережье: ос, комаров, стрекоз, бабочек, жуков и много других.

Насекомые.

Слышали ли вы стрекотание, исходящие из кроны деревьев? ( это притаилась на веточке цикада) У цикады четыре крыла и есть хоботок. С его помощью цикада питается соком растений. Цикады в переводе с немецкого – поющие кобылки. Их называют так потому, что самец издаёт звуки похожие то ли на стрекотание, то ли на чириканье, то ли на пение.

Богомол питается мухами и другими насекомыми. Он получил своё название из-за внешнего вида. Застыв неподвижно и подняв к небу передние ноги, он как бы молится.

Есть ещё неутомимые музыканты, которые поздним летом и ранней осенью оживляют окружающую природу своим великолепным стрекотанием. Речь идет о кузнечике. Родственники кузнечиков – саранча и сверчки. Саранча питается растениями и очень прожорлива. Если с кузнечиками люди живут в мире, то с саранчой воюют очень давно, так как совершает опустошения, нанося большой урон посевам. А знаете ли вы , что слуховой аппарат, то есть его “уши”, расположены у саранчи на передних ногах.

В начале июня, когда становятся ночи теплыми и влажными, на большей части Черноморского побережья появляются светлячки. Днем – это маленький неприметный жучок, но ночью они поднимаются в воздух и устраивают хоровод, который мерцает теплым желтым светом среди деревьев. Ночной танец светлячков завораживает. Описать его невозможно, нужно это увидеть.

Птицы

Домом для многих птиц стало побережье Чёрного моря. В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Иногда можно встретить пеликанов, уток, лебедей. Птицы побережья питаются, в основном, рыбой.

В лесах и лугах насчитывается до 200 видов пернатых. В непреступных скалах гнездится горная индейка – улар, а в горных лугах – кавказский тетерев. Многочисленны жаворонки, дрозды, альпийские галки.

Очень интересна птица – оляпка – водяной воробей. Оляпка свободно ныряет в воду и разгуливает по дну, отыскивая себе пищу среди камней. Она выходит из воды всегда сухой, потому что ее перья смазаны особым жиром.

Морские обитатели

Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины, скат — хвостокол, камбала, и.т.д. А дельфины – это млекопитающие, иногда их называют “зубастые киты”. Это самые умные морские животные, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, что бы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

В Чёрном море обитает черноморская акула –катран. Самая маленькая по размерам среди своего вида. Её длина от 1 – 2 метров. Питается она мелкой рыбой и для людей безопасна.


Источник 2: Энциклопедия «Я познаю мир. Животные».

Источник 3: «Зелёные страницы».

Источник 4: Карта природных зон.

Источник 5: Загадки.


Безобидны, словно дети.

Мы за них, друзья, в ответе.

Вглубь ныряют, вверх взлетают...

Добрым нравом обладают.

Тело гладкое имеют,

"Разговаривать" умеют.

Их язык понять стремимся.

Дружбой с ними мы гордимся.

Подставляют в море спины

Людям тонущим ...(дельфины).


Что за зонтики смешные?

И ряды из них сплошные?

Они плавают в воде,

Тронешь их и быть беде.

Кроткий вид их - лишь обман.

Ядовитый в них дурман.

Любоваться ими можно,

Только будьте осторожны. (Медузы)


На лошадку так похожа,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок —

Прыгает морской... (конек)


Кейс 3.

Источник 1: Учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир,4 класс. 1 часть. Издательство Просвещение 2013г., стр.132-133.


Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Н, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими: жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк.


Источник 2: Красная книга России. Растения. Красная книга России. Животные.

Источник 3: «Зелёные страницы».

Слушают



- Эта природная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье Черного моря: между Кавказскими горами и Черным морем.

В умеренном поясе, но ближе к Северному тропику, значит, солнечные лучи падают прямо и земля получает больше тепла.

Слушают.


























- Значит, субтропики – это территория под тропиками.

Слушают.





Знакомство с планом работы каждой группы

















Знакомство с требованиями.

Знакомство с системой оценивания

























Знакомство с кейсами

Физминутка

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

Повторяют за учителем

Продолжение работы по теме урока

Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

6.Презентация выступлений.

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы.

И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы.

Подведение итогов.

Итоги подводятся после выступления каждой группы. Наш урок подошел к концу.

- На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?

Выполнение работы

Домашнее задание

Стр.132-140

  1. .Придумать мини-сочинение на тему: «Если бы я оказался на побережье Чёрного моря...»;

  2. Нарисовать понравившееся растение или животное побережья Чёрного моря.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!