УМК : "Школа России" (авторы М.И. Моро , С. И. Волкова, С. В. Степанова)
Учитель: Лобачева Н. С.
Тема урока | Дециметр |
Цель урока | Познакомить с единицей измерения длины – дециметром; учить измерять длины отрезков. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Познакомить учащихся с новой единицей измерения длины – дециметром; учить измерять длины отрезков; повторить нумерацию; развивать умение решать примеры и задачи изученных видов. | Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; работать в паре и оценивать себя и товарища под руководством учителя. | Личностные УУД: оценивать результаты выполненной работы, развивать внимание, вариативность мышления и творческие качества личности. |
Этапы урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивационно-ориентационный этап |
Создание мотивационной основы учебной деятельности Приветствие. -Вновь прозвенел звонок, начинается урок. -Ребята, а чтобы наш урок был продуктивный, давайте создадим себе и друг другу хорошее настроение. -А хорошее настроение начинается с улыбки. - Поэтому, повернитесь, улыбнитесь друг другу и начнём работать. Актуализация опорных знаний. - Прочитайте слова на доске. -Что их объединяет?
- Сравните величины.
- Какие возникли затруднения? - Это обозначение новой единицы измерения длины. А вот как она называется, вы определите сами. Для этого надо расположить числа в порядке возрастания ( если расположите верно, то сможете прочитать слово). 17 | 12 | 15 | 19 | 11 | 18 | 14 | 20 | М | Е | И | Т | Д | Е | Ц | Р |
- Итак, прочитайте получившееся слово. - Дециметр – новая единица измерения длины и тема нашего урока.
- Откройте учебники на стр. 51. Прочитайте задачи, что мы узнаем. | Здороваются с гостями, друг с другом, учителем. - Масса, длина, объем. - Величины. Запись на доске: 5см * 8см 3кг * 6кг 10л * 7л 2см * 2дм ( дети сравнивают величины) - Разные единицы измерения величины, неизвестная запись и т.д. - Дециметр. (дети читают задачи) |
| |
2. Поисковый этап |
Проблемная ситуация - У вас на партах лежат две полоски – модели сантиметра (желтая) и дециметра (сиреневая). Длина желтой полоски -1 см, а сиреневой – 1 дм. Попробуйте измерить ширину парты с помощью модели сантиметра. - Удобно? (нет) Почему? - Возьмите модель дециметра. Удобно? (да) - Какой сделаем вывод? - Но мы не знаем , сколько см в дм. - Давайте сравним полоски. Измерьте с помощью линейки длину желтой полоски. Сколько см? - Измерьте длину сиреневой полоски. - Значит, длина модели дециметра – 10 см. Какой сделаем вывод? Сколько в 1дм сантиметров? - Давайте посмотрим правильный, вывод мы сделали. Сравним с выводом в учебнике (1 дм= 10 см – фиксируется на доске) - Традиционно дециметр обозначается сокращённо – «дм». |
Дети измеряют ширину парты разными мерками.
Вывод: большие предметы удобнее измерять большой меркой. Измеряют длины полосок. 1см 10 см В 1дм= 10 см |
3. Практический этап. |
- Ребята, у вас на партах лежат листочки. Давайте начертим отрезок длиной 1 дм. Как это сделать? ( Учитель чертит на доске). - Сколько же см в 1 дм? | - По линейке чертят отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см (чертят на листочках отрезок) - В 1дм- 10 см. |
Первичное закрепление - Поработаем в учебнике: С. 51 № 1 (задание читает учитель, ученики следят) - Что нам надо сделать? - Сколько дм верёвки нужно отрезать? - Как отмерить? - Сейчас мы будем работать в парах: один держит верёвку, а второй отмеряет 2 дм и отрезает. - Измерьте с помощью линейки длину верёвки. Сколько см? - Сколько см в 2 дм? | …. отрезать 2 дм верёвки. … 2 дм (повторяет слабый ученик) Уложить 1 дм 2 раза (практическая работа в парах)
…. 20 см. - В 2 дм – 20 см.
|
Физминутка Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже: Руки за спину положим, Голову поднимем выше, И легко-легко подышим. | Повторяют движения. |
|
|
Включение в систему новых знаний Учебник, стр 51,№ 2 - Начерти отрезок длиной 12 см (работа выполняется на листочках) - Сколько это см и дм? Рабочая тетрадь, стр. 25, № 1, № 4. Задания читает учитель. | 12 см = 1дм 2 см
Учащиеся объясняют, как будут выполнять задания. Проговаривают, что в 1дм -10 см |
Самостоятельная работа Каждый ученик получает карточку с заданиями и выполняет задания за отведённое время (после того, как все ученики выполнят задания, проверяют и разбирают ошибки). | |
Повторение Учебник №3 Учитель на доске выполняет краткую запись. - О ком говорится в задаче? - У кого были рыбки? - Сколько рыбок было у Вити? - Сколько рыбок у Коли? - Что надо найти? - Как будем решать задачу? Почему? Аналогично разбирается вторая задача. №5- Решение примеров по цепочке.
| Анализируют условие задачи. Ученик записывает решение задачи на доске. |
| |
4. Рефлексивно-оценочный этап |
- Итак, какие задачи ставили в начале урока? - Удалось ли решить поставленные задачи? - Сколько сантиметров в 1 дм? - Зачем люди придумали дм? - Как вы думаете, есть ли другие единицы измерения длины? - На партах лежат смайлики, оцените свою работу на уроке.
- Я благодарю вас всех за урок, желаю и дальше также активно пополнять свой багаж знаний. | Анализируют все ли задачи реализованы.
Измерять большие предметы.
Учащиеся выбирают один смайлик, из трёх предложенных, и поднимают его. |